ИКОНОСТАС

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иконостас
алтарная преграда, своего рода стена с установленными в определенном порядке иконами, в православном храме отделяющая алтарную часть от помещения для молящихся.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ИКОНОСТАС
перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого И. с рядами икон сложился в конце XIV— начале XV вв.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ИКОНОСТАС
(от икона и греч. stasis — место стояния) — перегородка с рядами икон (чинами) и царскими вратами в православном храме, отделяющая алтарную часть, где совершаются таинства богослужения, от верующих. Сложился в XV в.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Иконостас
(от греч. eikon — изображение, образ и stasis — место стояния) — в православном храме алтарная перегородка между северной и южной стенами с расположенными в определённом порядке рядами икон, отделяющая алтарь от помещения для молящихся.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ИКОНОСТАС
Многоярусная преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма. В середине иконостаса – Царские врата, по сторонам их располагаются иконы местного ряда, а также двери: северные (обязательно) и южные (не всегда). Количество рядов иконостаса в истории церкви было различным и зависело от традиций и высоты внутреннего помещения храма. Конструкции и резные декоративные украшения иконостаса очень разнообразны.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Иконостас
в современном храме стена, которая отделяет алтарь от средней части храма. Состоит из нескольких рядов икон, расположенных ярусами, число которых может быть от трех до пяти. В центре нижнего яруса располагаются Царские врата, а по правую сторону от них – икона Иисуса Христа, праздника или святого, в честь которых освящен храм. Слева от Царских врат обычно располагают образ Божьей Матери, а над ними – икону «Тайная вечеря». За иконами, расположенными в нижнем ряду находятся дьяконские двери. Во втором ярусе снизу висят иконы, посвященные двунадесятым праздникам, в третьем – деисусный чин, в четвертом – образ Божьей Матери с Младенцем Христом и образы пророков, а в верхнем, пятом ярусе располагают икону «Святая Троица», образы праотцев, ветхозаветных праведников и патриархов. На самом верху иконостаса стоит распятие.

Источник: Православная энциклопедия.

ИKОНОСТАС
перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм, с левой стороны от Царских врат – икона Богородицы. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной вечери. Второй ярус снизу – праздничный и содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус – иконы Деисиса. Четвертый – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус – икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ИКОНОСТАС
от греч. «образ» и «стояние») – многоярусная преграда между трапезной и алтарной частями интерьера церкви. Первоначально этим термином обозначалась подставка для икон или крюк, на который подвешивалась икона. Греки называли алтарную преграду с колонками темплоном (у Симеона Солунского и других византийских авторов). Алтарные преграды были деревянными и каменными с мраморным архитравом (архитрав – несущая часть антаблемента, балка, опирающаяся непосредственно на колонны). Иконы поддерживались деревянными колонками или ставились на архитрав. Низкие алтарные преграды состояли из трех рядов икон. В первый ряд, размещенный на мраморной балюстраде, входили иконы с изображениями Иисуса Христа, Богоматери и того святого или праздника, которому посвящалась церковь. На иконах второго и третьего рядов, расположенных над архитравом, изображались поясные деисусы (композиция, воплощающая идею заступничества Богоматери и святых за людей перед Христом, Великим Судией) и праздники. Деисусный ряд получил широкое распространение в Византии с конца XIII в. К числу ранних относятся деисусы в афонских монастырях Ватопеде и Хиландаре.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

ИКОНОСТАС
греч.) — установленная иконами преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма; складывается в церковном искусстве древней Руси на рубеже XIV — XV вв. В настоящее время включает в себя пять основных рядов: местный — с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе и храмовой (вторая справа от Царских Врат); деисусный; праздничный; пророческий (в центре — Богоматерь с младенцем) и праотеческий (в центре т. наз. Новозаветная Троица)-, иконостас венчает Распятие. В шестом, дополнительном ряду могут изображаться Страсти Христовы, Собор всех святых и пр. В Византии иконостас заменяла невысокая алтарная преграда, на которую, начиная с VII века, ставился крест (свидетельства Софрония Иерусалимского и Георгия Амартола ), а при императоре Василии Македонянине (876-886 гг.) — икона Спасителя. Постепенно к ней стали добавляться другие деисусные и праздничные иконы, соединявшиеся иногда на одной доске — т. наз. темплон, из которых, уже на русской почве, сформировался иконостас. Как сложная система священных изображений иконостас может быть подвергнут разнообразным символическим толкованиям.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

ИКОНОСТАС
(греч. Eikon — образ и stasis — место стояния) — перегородка в православном храме с рядами (чинами) икон, отделяющий алтарную часть от основной части храма. Иконостас развился из алтарной преграды, существовавшей уже в раннехристианских храмах. Это был низкий парапет или своего рода пор-тик (обычно из мрамора) с несущими архитрав колон-ками, с проходом в алтарь в центре. Считается, что первый алтарь на Руси был создан Феофаном Греком на рубеже
XI–XV веков в Благовещенском соборе Московского Кремля. Чины располагались в строгой последовательности: нижний ряд — местный чин, который стал основой русского иконостаса. Над деисусом рядами располагаются праздничный чин, иконы которого повествуют о земной жизни Христа, и пророческий чин с иконой Божьей матери в центре и иконами ветхозаветных пророков, согласно христианской экзе-гезе предвосхитивших Боговоплощение. Около сере-дины XVI в. возник следующий чин — праотеческий, который состоит из икон праведников дозаветной церкви, начиная с Адама и «Троицей Новозаветной» на середине ряда. Иконостас, таким образом, стал образом церкви Небесной и Земной. Кроме чинов в православ-ном иконостасе посередине всегда находятся двустворчатые двери, называемые Царскими воротами.
До середины XVII в. вся композиция иконостаса именовалась деисус, что свидетельствовало об исклю-чительной роли этого чина в формировании и осмыс-лении иконостаса как единого образа моления за человечество. Во второй половине XVII в., в период реформы русской церкви, термин «деисус» вытесняется термином «иконостас». С конца XVII в. иконостас принимает свою окончательную форму, которая сохраня-ется и в настоящее время.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ИКОНОСТАС
в православном храме особая перегородка, отделяющая алтарь от средней части храма и уставленная иконами. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У Царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т.е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.
Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат - икона Божией Матери.
Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются Архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или первосвященники Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.
Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.
На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.
Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т.е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов, в четвертом - иконы пророков, на самом же верху всегда помещается крест.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Иконостас
(от греч. икона и стояние) – перегородка, отделяющая алтарь от остальной части храма. Состоит из икон, расположенных ярусами, числом от трех до пяти. Нижний ярус называется местным, поскольку в нем есть местная икона – икона праздника или святого, которому посвящен храм. В середине этого яруса – врата царские, за которыми – завеса. Справа от врат – икона Иисуса Христа и местная икона. Слева от врат – икона Богородицы и далее любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) – двери диаконские. Над царскими вратами – икона Тайной вечери. Второй ярус снизу обычно именуется праздничным, ибо включает иконы двунадесятых праздников. Третий – именуется Деисус и содержит иконы данного чина. Справа и слева от Деисуса – образы святителей и архангелов. Четвертый ярус именуется пророческим. Он содержит иконы Богородицы с Младенцем Христом и предстоящих пророков. Пятый – имеет название праотеческого и обычно включает иконы Троицы, ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается И. распятием. Таково наиболее традиционное устройство И., однако нередко встречаются и другие его варианты: к примеру, праздничный ряд может быть выше Деисуса или вообще отсутствовать. И. православного храма обозначает границу между нетварным, Божественным миром, символизируемым алтарем (как святым, Небесным местом), и миром тварным, посюсторонним. Причем устройство И. свидетельствует о проницаемости этой границы, ибо благодаря Богочеловеку – Иисусу Христу – Божественный и земной миры вступили в действительную связь. Открытие и закрытие царских врат и завесы в определенные моменты богослужения выражают как разобщение (в силу грехопадения людей), так и общение двух миров, вследствие спасительной миссии Богочеловека. (Не случайно всю праздничную пасхальную неделю – Светлую седмицу – царские врата в храме остаются открытыми.) Двойственная символическая роль И. объясняет, почему он составляется из икон многих святых. По выражению о. Павла Флоренского, небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма можно отделить только образами святых – видимых свидетелей мира невидимого. В этом смысле И. – образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. В католическом храме алтарная часть не отделяется от его основного помещения, что свидетельствует о преобладании посюсторонности, об ослаблении богословскомистической глубины и запредельности в учении и культе католицизма.

Источник: Краткий православный словарь.

ИКОНОСТАС
от греч. eikon – изображение, образ и stasis – место стояния), в православном храме преграда в виде стены с расположенными в определенном порядке рядами икон, отделяющая алтарь от помещения для молящихся. Иконостас возник из алтарной преграды, которая существовала уже в раннехристианских постройках. Она представляла собой невысокую мраморную балюстраду в виде колонного портика, в центре которого находился проход в алтарь. В Византии существовал тип алтарной преграды, называемый темплоном; его украшали орнаментами и изображениями крестов, фигурами святых. Самые ранние из сохранившихся иконописных изображений, помещавшихся на темплоне, относятся к 11 в. С увеличением размера и числа икон темплон постепенно терял самостоятельное значение, становясь своего рода «подставкой» для живописных образов.
На Руси в домонгольский период были также распространены невысокие одноярусные алтарные преграды по типу византийских темплонов. На рубеже 14–15 вв. иконостас состоял уже из трех рядов, в 16 в. к ним добавился четвертый, в 17 в. – пятый. В кон. 17 в. были попытки увеличить число рядов до шести-семи, но это не стало системой. Классический русский высокий иконостас насчитывает пять рядов – т. н. «чинов». Иконостас как целостная композиция представляет собой проповедь христианского вероучения и спасительного пути в Царство Божие средствами живописи. Он скрывает от глаз верующих священные таинства, совершающиеся в алтаре, и в то же время обозначает незримое присутствие в пространстве храма изображенных на иконах Христа, Богоматери, святых. Ряды иконостаса выстраиваются подобно ступеням, рассказывая о духовном восхождении к горнему (высшему) миру.
Нижний ряд иконостаса называют местным; там находятся иконы, посвященные чтимым в данной местности святым или праздникам. В центре местного ряда располагаются царские врата, символизирующие вход в Рай; на их створках изображаются Благовещение и фигуры четырех евангелистов (Луки, Марка, Иоанна и Матфея). Справа от царских врат в ряду икон обязательно расположен образ Спасителя, слева – Богоматери; это означает, что Христос и Царица Небесная встречают всех у входа в Рай. Икона, следующая за образом Спаса, изображает святого или событие, в честь которого назван храм; поэтому такой образ именуют храмовым (в Троицком соборе это икона Св. Троицы, в Никольском – св. Николая Чудотворца и т. д.). По сторонам от царских врат находятся меньшие по размеру двери, ведущие в расположенные в боковых апсидах дьяконник и жертвенник; на этих дверях обычно помещали фигуры архангелов или святых архидьяконов Стефана и Лаврентия.
Следующий, самый главный и самый большой по размеру ряд иконостаса – Деисус (от греч. dЕesis – моление). В центре Деисусного чина представлен Христос Судия, восседающий на троне в окружении небесных сил во время Страшного суда (иконографический тип «Спас в силах»). К нему в молитвенном поклоне обращены Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы, апостолы и святые. Это молитва за весь род человеческий перед Спасителем мира. Икона «Спас в силах» – центральный образ не только иконостаса, но и всего храма.
Третий, праздничный ряд состоит из икон двунадесятых праздников (12 главных церковных праздников), образов Страстной и Пасхальной недель. В ранних русских иконостасах праздничный чин располагался выше Деисуса, но со временем иконы этого ряда стали помещать под деисусным чином, что позволяло лучше рассмотреть священные сюжеты. Два верхних ряда – пророческий и праотеческий. В центре чина, представляющего ветхозаветных пророков, обычно помещали икону Богоматерь Знамение: к ней, олицетворяющей исполнение древних пророчеств, обращены те, кто предрек людям явление Спасителя. Библейских прАотцев называют также «отцами веры». В верхнем ряду иконостаса они поклоняются образу Троицы Ветхозаветной.
Центральные иконы («средники») всех рядов иконостаса образуют символическую связь: за образом Троицы, дающей начало жизни (поэтому ее называют также Живоначальной), следует напоминание о явлении Христа в земной мир (икона «Богоматерь Знамение»). Пожертвовав собой во искупление людских грехов, Христос будет в конце времен судить человечество во время Страшного суда (икона «Спас в силах»), а по окончании последнего суда праведники войдут во врата Царствия Небесного (царские врата). Иконостас всегда увенчан образом Голгофы – Крестом с распятым Спасителем. Иконостас может «прочитываться» как снизу вверх, так и сверху вниз. Ряды иконостаса снизу вверх олицетворяют путь духовного восхождения. В нижнем ряду повествуется о земной жизни и подвигах святых, выше изображены земной путь Христа, его жертва и грядущий Страшный суд; затем на Небесах древние пророки и прАотцы встречают праведников. Если рассматривать иконостас сверху вниз, он становится образом духовной истории мира, истории земной Церкви – от ветхозаветных предков к настоящему времени, к ежедневно совершающейся церковной службе.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Иконостас русского храма-памятника влейпциге: история создания иисторико-культурное значение

Белик Жанна Григорьевна
Статья посвящена исследованию художественного убранства Свято-Алексеевского храма-памятника Русской славы в Лейпциге, в котором в настоящее время сохранился значительный комплекс икон, написанных в московской мастерской Николая Се
Читать PDF
0.00 байт

Ретабло и иконостас. Композиционные параллели

Прохорцова Мария Максимовна
Испанское ретабло и русский иконостас окончательно сформировались на рубеже XIV- XV вв.
Читать PDF
0.00 байт

Иконостас петербургского Петропавловского собора в свете религиозной жизни доминико Трезини

Андреева Юлия Сергеевна
Впервые через призму религиозной жизни католика Доминико Трезини на предмет потенциального конфессионального влияния в статье исследуется иконостас петербургского Петропавловского собора.
Читать PDF
0.00 байт

Иконостас периода позднего средневековья: Восточно- славянские пересечения

Шамардина Наталья Владимировна
Рассматривается эволюция структуры и форм восточнославянского иконостаса как отражение основных общественно-политических идей их создателей в контексте культурно-конфессиональной близости.
Читать PDF
0.00 байт

Иконостас как первостепенный элемент интерьера Нерчинской Успенской церкви начала XVIII в

Бушуева Елена Сергеевна
Найденные автором в фондах Государственного архива Забайкальского края документы позволили исторически верно реконструировать облик утраченного иконостаса начала XVIII в. Нерчинской монастырской Успенской церкви.
Читать PDF
0.00 байт

Русский Православный иконостас и его аналоги в восточно-христианской культурной традиции

Юрьева Татьяна Владимировна
Автор излагает ряд наблюдений над аналогиями, связанными с процессом сложения иконостаса в восточно-христианской и русской православной традиции.
Читать PDF
318.47 кб

Иконостас Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря 1794 года

Сипола Ольга Борисовна
В статье на основе архивных документов и сохранившихся изобразительных материалов реконструируется визуальный образ иконостаса Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря 1794 года.
Читать PDF
0.00 байт

Поэтический «Иконостас» Михаила Кузмина

Суханова И.А.
Статья является продолжением предыдущей и также посвящена стихотворному циклу Михаила Кузмина «Праздники Пресвятой Богородицы».
Читать PDF
0.00 байт

Создатель Троицкого иконостаса

Галицкая Ирина Акиндиновна
Читать PDF
221.63 кб

Триумфальная арка как иконографический прототип русского православного иконостаса

Юрьева Татьяна Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Структура и художественные особенности Главного иконостаса Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

Никифоренко Елена Михайловна
Читать PDF
213.14 кб

Образ святого Леонтия Ростовского в деисусном чине иконостаса Преображенского собора в Ярославле

Юрьева Татьяна Владимировна
На примере образа святого Леонтия Ростовского, традиционно входящего в состав деисусного чина русского высокого иконостаса, рассматривается связь литургического действа и иконостасной композиции.
Читать PDF
240.20 кб

К вопросу об атрибуции иконостаса южного придела церкви Троицы в Никитниках: физико-химический анали

Корнюкова Любовь Александровна, Ярош Валерия Николаевна
Иконостас южного придела вместе с главным иконостасом являются важными составляющими уникального живописного комплекса церкви Троицы в Никитниках (филиала Государственного Исторического музея).
Читать PDF
0.00 байт

К проблеме воссоздания проекта экстерьера и иконостаса Томской заводской церкви XVIII века

Булгаева Галина Дмитриевна
Вопрос реконструктивного метода актуален в связи с восстановлением, реставрацией исторических архитектурных памятников в соответствии со стилем и исторической средой постройки.
Читать PDF
1.05 мб

Опыт графической реконструкции первого иконостаса барнаульского каменного Петропавловского собора

Софронова Марина Николаевна, Булгаева Галина Дмитриевна
В работе представлен вопрос воссоздания первоначального вида несохранившегося или видоизмененного памятника. Такое сложное явление как иконостас требует многогранного и междисциплинарного подхода в его изучении и восстановлении.

Похожие термины:

  • Иконостасное дело

    как один из видов худ. резьбы изв. на У. с XVII в. До 1764 гл. ц. - мастерские при Тобольском архиерейском доме. Среди резчиков - выходцы из Новгорода, Соли Вычегодской, Великого Устюга, обучавшие учеников и