Илларион

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Илларион
(годы жизни неизвестны) - церковный деятель, монах, священник княжеского села Берестова, автор «Слова о законе и благодати»(ок. 1049), в котором с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Илларион
(конец X в. — 1088)
оратор и писатель, церковно-политический деятель Киевской Руси
Илларион — наиболее выдающийся сподвижник Ярослава Мудрого, первый митрополит киевский из русичей. К сожалению, сведений о его жизни сохранилось мало. Илларион, происходивший из знатного киевского рода, родился в конце X века, был среди юношей, которых Владимир Святославич после принятия христианства велел обучать книжной премудрости при Десятинной церкви. С детских лет Илларион был близок ко двору и хорошо знаком с сыновьями великого князя, в частности с Ярославом.
Свое образование Илларион усовершенствовал в Константинополе. Пребывание в столичном городе обогатило его свободным владением греческим языком и широким кругозором, в частности историософским видением прошлого и современного ему мира, где Русь занимала все более весомое место.
Еще в первые годы правления Ярослава Илларион оказался среди ближайших сподвижников князя. Свое знаменитое «Слово о Законе и Благодати» Илларион произнес в присутствии Ярослава на Кирио-Пасху (в день совладения праздников Благовещенья и Пасхи) весной 1022 года. К этому времени в Киеве завершилось строительство и отделка Золотых ворот с венчавшей их церковью Благовещенья, а также Софийского собора, сооружение которого началось еще при Владимире, но приостановилось из-за пожара во время нападения печенегов в 1017 году.
Высвящение Иллариона в сан митрополита.
«Слово о Законе и Благодати» можно считать программным документом правления Ярослава Мудрого. Всемирная история, в соответствии с церковной традицией, истолковывается в нем как реализация предвечного Божьего провидения, а суть ее усматривается в постепенном приобщении народов, признаваемых равными, к миру христианства. Илларион с гордостью обозревает славное прошлое языческой Руси, приветствует ее вступление в круг христианских народов и гордится тем почетным положением, которое она тут заняла.
Исходя из православного философского учения об истечении божественного света в сферу внешнего мрака, киевский мыслитель определяет ветхозаветный «закон» и евангельскую «благодать» как его последовательные ступени, как путь человечества от грехопадения через подчинение заповедям Бога к свободе. Закон, согласно Иллариону, должен определять поведение людей на той стадии развития, когда они еще далеки от совершенства, и готовить человечество к восприятию божественной благодати, которая, как полнота истины, любви, красоты и свободы, — выше закона.
Илларион подчеркивает свободный от внешнего давления выбор христианства Владимиром, которого следует почитать «равноапостольным». Подобно апостолам, он свободно избрал веру и приложил немало усилий для обращения в нее своих сограждан. Ярослав же прославляется как продолжатель дела отца, заботящийся о храмовом строительстве, благочестии и просвещении. Илларион называет Ярослава «новым Соломоном», продолжившим и приумножившим деяния своего отца Владимира, восхваляемого как «новый Давид».
Входя в ближайшее окружение Ярослава и выступая идеологом его политики, Илларион в последующие годы стал центральной фигурой образовавшейся в Киеве при кафедральном Софийском соборе своеобразной академии, развернувшей широкую просветительскую и научную работу. Он руководил созданием библиотеки при Софийском соборе и работой тут переписчиков и переводчиков. Его перу принадлежит древнейший летописный свод и многие другие произведения, преимущественно богословского содержания. Наиболее известны «Молитва», «Исповедание веры» и «Слово об обновлении Десятинной церкви».
Многолетнее сотрудничество Иллариона с Ярославом, его большие познания, риторические и писательские способности, а также известная всем праведность определили выдвижение его кандидатуры великим князем в 1051 г. на пост митрополита — главы древнерусской церкви. Это произошло в период обострения отношений между Русью и Византией, откуда в Киев присылали митрополитов. Илларион возглавлял Киевскую митрополию несколько лет, пока конфликт с Византией не был улажен.
Мирный договор, скрепленный браком сына Ярослава Мудрого Всеволода и дочери императора Константина IX Мономаха, ознаменовал начало нового периода конструктивных партнерских отношений Руси и Византии. В Киев из Константинополя, в соответствии с каноническим правом, прибыл высвяченный патриархом митрополит, сменивший Иллариона на высоком посту. В ноябре 1053 г. Илларион сложил свои митрополичьи обязанности и постригся под именем Никона в монахи Киево-Печерского монастыря.
С именем Иллариона, который, по словам летописца, был «муж благой, и книгочей, и постник», связывают возникновение Киево-Печерского монастыря. Будучи пресвитером в Берестове, он часто удалялся на живописный, тогда еще покрытый лесом, высокий берег Днепра, «где ныне старый монастырь Печерский». Там он выкопал для себя небольшую пещерку для молитвенного уединения. Однако его присутствие требовалось в Киеве. Когда Илларион стал митрополитом, эту пещерку занял духовно близкий ему Антоний, окончательно вернувшийся на Русь с Афона. Вскоре вокруг Антония «сплотилась небольшая братия». Так началась монашеская жизнь на Печерске.
Принявший монашество под именем Никона уже пожилой Илларион в 1072–1073 гг. обработал и дополнил составленный им некогда первый летописный свод. В 1074 г., после смерти преподобного Феодосия, братия избрала Никона своим игуменом. Однако на этом посту он удержался недолго. Вступив в конфликт с великим князем Изяславом Ярославичем, разгневанным тем, что в Печерском монастыре без его ведома приняли постриг двое людей из его ближайшего окружения, игумен вынужден был удалиться в далекую Тмутаракань на Керченском проливе. Здесь Илларион в уединении дожил до глубокой старости, и в 1088 г. почил столетним старцем. Жизнь была с честью доведена до конца и увенчана благородным умиротворением старости.
Роль Иллариона в становлении духовной культуры Киевской Руси огромна. Он первым осмыслил и представил в образной форме историческое место обновленной принятием христианства Руси среди народов мира. В его «Слове…» Русь осознала себя в историософском отношении, а Первый летописный свод стал базовым историческим текстом древнерусской истории. Созданная Илларионом концепция отечественной истории стала основой идейного самосознания древнерусского общества и в значительной степени — современного понимания ранних этапов отечественной истории. Его метафора, соотносящая Владимира с Давидом, а Ярослава — с Соломоном, сохраняет значение и сегодня, когда мы с тысячелетней дистанции можем оценить их роль в нашей истории. Немаловажен и духовный образ Иллариона, позволявший ему в течение всей долгой, насыщенной жизни играть выдающуюся общественную и церковную роль в жизни Киевской Руси.

Источник: 100 великих украинцев. 2002

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
264.09 кб

Илларион Алексеевич Чистович: ученый, преподаватель, государственный деятель

Кадосов Павел
70-летие возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии Священник Павел Кадосов Илларион Алексеевич Чистович: ученый, преподаватель, государственный деятель
Читать PDF
270.06 кб

Судьбы таможенных чиновников: Илларион Ксенофонтович Ковалевский

Беляева Наталья Анатольевна
В статье на основе формулярного списка, сохранившегося в фонде Владивостокской таможни Росcийского государственного исторического архива Дальнего Востока, реконструируется биография управляющего Владивостокской таможней в 1907-192
Читать PDF
387.48 кб

Служба Иллариона васильчикова

Жучков Константин Борисович
Читать PDF
350.61 кб

Эпистолярий как источник для исследования биографий Ивана Огиенко (митрополита Иллариона) и митропол

Преловская Ирина Николаевна
Статья посвящена обзору эпистолярных источников по изучению биографий министра исповеданий в Правительстве УНР во главе с Симоном Петлюрой Ивана Огиенко (1882-1972), впоследствии митрополита Холмского и Подляшского (Люблинского) И
Читать PDF
3.13 мб

Отзыв на монографию: Бояркина Л. Б. Народные песни в интерпретации Иллариона Яушева

Медведева М. В.
Читать PDF
338.86 кб

Профессор, олонховед В. В. Илларионов (к 70-летию со дня рождения)

Ефимова Людмила Степановна
Читать PDF
109.26 кб

2005. 03. 025. Илларионов С. И. Россия и Америка на глобальной шахматной доске: (ответ г-ну З. Бжези

Соломатина В. М.
Читать PDF
172.72 кб

2008. 03. 006. Илларионов С. В. Теория познания и философия науки. - М. : РОССПЭН, 2007. - 535 с

Ремезова И. И.
Читать PDF
360.54 кб

Из опыта работы Иллариона Яушева с народной песней (этнопедагогические принципы воспитания и исполни

Бояркина Л. Б.
Статья посвящена малоизвестным страницам творчества выдающегося мордовского певца И. М. Яушева.
Читать PDF
187.82 кб

Сергей Владимирович Илларионов: ученый, мыслитель, человек

Семенов Ю.И.
Читать PDF
172.44 кб

Веселов алексей Илларионович (1895 – 1982)

Тимухин Сергей Андреевич
Читать PDF
0.00 байт

Князь Виктор Илларионович Васильчиков мнение его о сбережении лесов в России

Фандер-Флит Николай Федорович

Похожие термины:

  • Повалишин, Илларион Афанасьевич

    право свободного плавания в открытом море для торговых и военных судов всех стран. В силу свободы морей ни одно государство не должно осуществлять свою власть в открытом море, т. е. за пределами так
  • Козлов, Ал-др Илларион

    проф. акушер. и жен. бол. Казан. унив., р. 1817, с. оренб. купца, † в Казани 20 мар. 1793. {Венгеров}
  • Дезидериев, Александр Илларион

    р. 14 марта 1839, врач, † 7 марта 1878. {Венгеров}
  • Иванов-Шиц, Илларион Александрович

    (28. 03. 1865, Воронежская губ. — 07. 12. 1937, Москва) Окончил ПИГИ в 1888 первым в выпуске, с золотой медалью, получил звание гражд. инж. В 1889 назначен сверхшт. техником СО МГП, в 1890 перемещен на должность участ. а
  • Алексеев, Илларион Спиридонович

    — в 1782 г. вице-губернатор Азовской губ., в 1787 г. — губернатор Кавказской, в 1795 г. — правитель Новгород-Северского наместничества. При Павле I с 1797 г. (после Молчанова) Алексеев был псковским гражданск
  • Никифоров, Илларион Андр

    д-р мед., д. с. с, р. 18 мар. 1845, † 17 авг. 1905. {Венгеров}
  • Княгницкий, Илларион

    автор воспом. об Иоанне Кроншт. (1900). {Венгеров}
  • Ляликов, Илларион

    лингвист, сотр. "Трудов О-ва любит. росс. словесности" 1818 г. {Венгеров}
  • Чистович, Илларион Алексеевич

    [18(30)10.1828—03(15).11.1893] — богослов, психолог. Окончил Петерб. Дух. академию (1851). В 1854 экстраординарный, в 1871 — ординарный проф. академии. С 1875 — вице-директор канцелярии обер-прокурора Священного Синода.
  • АНН ИЛЛАРИОН ДЕ ТУРВИЛЬ

    Выдающийся флотоводец, Анн Илларион де Константен де Турвиль отличился в морских сражениях того периода, когда французский флот еще был среди лучших. Родился будущий флотоводец 24 ноября 1642 года в
  • Чернышев, Илларион Васильевич

    (р. 1869) — соц.-дем., меньшевик. Примкнув в 1894—95 в Петербурге к рабочему движению, входил в группу "молодых", противопоставлявшей себя группе "стариков", во главе которых стоял Ленин. Был сос
  • Данилов, Илларион Иванович

    ген.-майор, пензенский воевода, 1754 г. {Половцов}
  • Воронцов-Дашков, граф Илларион Иванович

    — генерал-адъютант, генерал-лейтенант, министр Императорского двора; родился 27 мая 1837 года; в 1855 году поступил в московский университет, но в следующем же году перешел на военную службу; в 1858 году п
  • Марков, Мих. Илларион

    воен. писатель, р. 1843, † 26 янв. 1899. {Венгеров}
  • Мигай, Мих. Илларион

    автор кн. "По родным краям" (1912), препод. естествовед. СПб. зем. учит. школы. {Венгеров}
  • Минервин, Илларион Степ

    д-р мед., р. 1780, † 1829. {Венгеров}
  • ВОРОНЦОВ-ДАШКОВ Илларион Иванович

    (1837—1916) государственный деятель. В 1881—1897 гг. министр императорского двора и уделов. Отставлен после Ходынской трагедии. В 1905—1915 гг. кавказский наместник.
  • Денисович Илларион

    Денисович (Илларион) - игумен купятицкого монастыря; в 1638 г. издал в Киеве ""Описание чудес Купятицкой Божией Матери"".
  • Лопухин, Илларион Дмитриевич

    — думный дворянин; происходил из незнатного дворянского рода, предки его, как видно из его челобитной, поданной царю Михаилу Феодоровичу, искони служили в городах по выбору, и сам он начал службу в
  • Исаенко, Евфим. Илларион

    протоиер., дух. писатель, р. в Черниговск. губ., законоучит. Полт. кад. корп. с 1874 г. {Венгеров}