Индейцы

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНДЕЙЦЫ
коренное население Америки.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Индейцы
общее название коренного населения Америки (кроме эскимосов и алеутов).

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Индейцы
Коренные жители Америки, названные так Христофором Колумбом, посчитавшим, что он нашел путь в Индию. В отличие от русского языка, в английском написание его равнозначно «индийцы», поэтому позже к нему начали добавлять слово , то есть «американские индийцы», или называть их – «коренные американские индийцы». В США термин уже несколько десятилетий считается неполиткорректным. Еще в 1979 г. в здании Конгресса США немыслимо было произнести «индейцы» на людях. Для названия краснокожих жителей страны ученые мужи постоянно изыскивали новые обозначения, в итоге остановившись на «коренных американцах». Большинство индейцев относится к этой «проблеме» с юмором, в шутку благодаря Колумба за то, что он не искал Виргинские острова ( – острова Девственницы), иначе бы всех их сегодня называли «коренными американскими девственницами».

Источник: Первая энциклопедия Дикого Запада – от A до Z. 2014

Индейцы
общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло из-за ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.), считавших открытые ими заатлантические земли Индией. По антропологическому типу индейцы принадлежат к американской расе (См. Американская раса). Общая численность 35 млн. чел. (1992). Языковая дробность очень велика. Религиозные верования в прошлом – различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у племен, живущих в отдаленных малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонки и др.), большинство же восприняло христианство: в Южной Америке главным образом католицизм, а в Северной Америке преимущественно различные направления протестанизма. Полагают, что предки индейцев переселились в Америку 30 – 20 тыс. лет назад, из Северо-Восточной Азии через область Берингова пролива. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитическим и мезолитическим культурам Старого Света (См. Палеолит, Мезолит). Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия. До европейской колонизации 16 в. большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общинно-родового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускочи, хопи, многие племена бассейна Амазонки и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки уже жили классовыми обществами. К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей: 1) Арктическая область морской охоты (эскимосы и алеуты); 2) Северо-западное побережье Северной Америки – область специализированного рыболовства и морской охоты (хайда, тлинкиты, вакаши, селиши и др.); 3) В Калифорнии – область собирателей желудей, охотников и рыболовов; 4) Север Канады и внутренняя часть Аляски – область расселения алгонкинских и атапаскских племен, основной источник существования которых – охота на оленя-карибу и рыболовство; 5) В восточной части нынешней территории США жили племена оседлых земледельцев (алгонкины, ирокезы, мускочи); 6) После открытия Америки в степной зоне сложилась культура конных охотников на бизонов (сиу, дакота, оседжи, манданы, арапахо, чейенны, пауни, кэддо, вичита); 7) Юго-запад Северной Америки - область развитого земледелия с применением искусственного орошения (пуэбло, пима, навахи); 8) Наиболее значительного развития в доколумбовой Америке достигли индейцы Центральной Америки и Анд. В этих районах преобладало земледельческое хозяйство с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой; издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопчатник, в Андах – картофель. Здесь начали развиваться скотоводство (лама и альпака в Андах) и металлургия. Сложились очаги высокой культуры, возникли крупные рабовладельческие города-государства; 9) В тропических частях Южной Америки обитали племена, занимавшиеся мотыжным земледелием (культивировали маниок и маис), а также индейцы, жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же)» 10) Много общего с культурой индейцев северо-американских степей имели охотничьи племена аргентинской Пампы и Патагонского плоскогорья, став шие в 17 – 18 в.в. конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и бола); 11) На крайнем юге Южной Америки и на островах Огненной Земли местные индейцы (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных охотников, рыболовов, собирателей морских моллюсков. Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки было истреблено, оставшиеся племена поселены в резервации США и Канады. В Латинской Америке многие племена также были истреблены, однако в целом ряде стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций. См. Алгонкины, Араваки, Арапахо, Бороро, Ботокуды, Вакаши, Варрау, Гуайкуру, Гуарани, Гуахиро, Гуаяки, Гуроны, Дакота, Же, Ирокезы, Кайнганг, Кайнгуа, Какчикели, Калифорнийские индейцы, Кампа, Карибы, Квакиутли, Кекчи, Кечуа, Киче, Команчи, Майя, Мускоги, Масатеки, Масахуа, Мискито, Миштеки, Мочика, Мускоги, Навахи, Намбиквара, Науа, Нутка, Огнеземельцы, Оджибве, Ольмекская культура, Отоми, Пано, Патагонцы, Пауни, Пенути, Пима, Пипиль, Потлач, Пуэбло, Сапотеки, Селиши, Семинолы, Сенека, Сирионо, Сиу, Тараски, Тепеспан, Техуэльчи, Тлинкиты, Тольтеки, Тотонаки, Тукано, Тупи-гуарами, Уитото, Хибаро, Хока, Хуастеки, Цимшианы, Чейенны, Чибча, Чон, Шауни, Шошоны, Яномама.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Индейцы
(Indians) корен, нас. США. По археол. данным, пришли в Сев. Америку из Азии за 20-15 тыс. лет до н. э. по перешейку, существовавш. на месте Берингова прол. В расов. отношении составляют одну из 6 рас Земли (индейскую). Древнейш. из ныне существующ. племен считаются тлинкиты и пуэбло. В момент открытия Америки X. Колумбом (1492) численность И. оценивается в 1-3,5 млн, ок. 272 племен, от 500 до 2000 яз. Индейск. яз. принято делить на 17 семей, из них 7 представлены в США: 1) алгонкинская (паухэтаны, шауни, майами, делавары, могикане, пекоты, оджибвеи, арапахи, чейены и др.); 2) атапаскская (навахо, апачи, кайова); 3) cuy. 68 племен, объединяемых в 2 группы: дакоты, или собственно сиу в США, и ассинибойны в Канаде; 4) ирокезская (6 племен Ирокез. союза, а также кайюга и чероки); 5) мускогская (крики, чокто, чикасо, семинолы, натчезы); 6) юто-ацтекская (команчи, шошоны, юты), 7) тихоокеанская (тлинкиты, селиши, нутка). История И. изучена очень неравномерно, осн. доля сведений приходится на племена, имевшие с белыми постоян. контакты. В момент начала англ. колонизации Атлант. побережье было заселено алгонкинами полуоседл. земледельцами, охотниками и рыболовами. С 1607 началось их вытеснение с террит. буд. 13 первонач. штатов США (см. Пау-хэтан, Покахонтас, Пекотская война); по завершении войны короля Филипа (1676) в Нов. Англии И. почти не осталось. Делавары из Пенс. к 1720 переселились в долину р. Огайо. К этому времени самым значит. военно-полит. фактором стал Ирокез. союз конфедерация 5 племен, возникш. ок. 1575-1600 в зап. части нынеш. шт. Н.-Й. по инициативе Гайаваты, вождя могауков. Ирокезы враждовали с гуронами (жившими в пределах Канады) и французами. В 1646 на Великих озерах они развернули широкомасштаб. войну (уцелевшие гуроны бежали в Мич. и Виск.). Поскольку и в дальнейшем они продолжали нападать на французов, англичане заключили с ними 10.07.1701 союз. договор в Олбани, и в 1710 5 вождей ирокезов получили аудиенцию у королевы Анны. Колонизация Ю. К. и С. К. вынудила чероков и чикасо мигрировать на запад; ок. 1700 они выгнали шауни из долины р. Теннесси на север и заселили ее. Часть криков из Ю. К. в 1702 переселилась во Фл., положив начало этногенезу семинолов. Менее значит. племена тускароры, разбитые поселенцами С. К. в 1711-13, переселились на север и в 1722 стали 6-м племенем Ирокез. союза, а ямасси, побежден. милицией Ю. К. в 1715, ушли во Фл., где жили среди семинолов, нередко на положении рабов. Французы, основав колонию Луизиана, оказались соседями мощн. племени натчезов, на чьих землях в 1716 был построен форт Розали (ныне Натчез). В ходе войны 1723-30 натчезы были истреблены. В Виск. и Мин. жили оджибвеи и сиу; в 1736 между ними началась война, в к-рой атакующ. стороной были оджибвеи. В 1750, первыми освоив огне-стрел. оружие, сиу остановили натиск, но в 1768 оджибвеи возобновили его, и война продолжалась до 19.08.1825, когда при посредничестве губ. Мич. Л. Касса стороны заключили перемирие в Прей-ри-ду-Шин. Нов. война 1827-58 завершилась, когда Армия США оттеснила сиу в пределы Ю. Д. и С. Д. и далее на запад. Ирокезы и в дальнейшем оставались союзниками Англии; в сер. 18 в. колонисты воевали гл. обр. с уцелевш. алгонкинами (см. Понтиака война). Брит. пр-во после завоевания Канады попыталось превратить ирокезов в опору своего господства на континенте. Королев, прокламацией 7.10.1763 создавалась Индейск. резервация (Indian Reservation) на огромн. террит. между Вел. озерами, р. Миссисипи, 31 ш с. ш. и Аппалачами. Белым колонистам там было запрещено поселяться, торговля велась по лицензиям. Эти запреты постоянно нарушались. Во время Войны за независимость 3 племени ирокезов поддержали Англию, 2 США, могауки раскололись. Континентальный конгресс стремился обеспечить нейтралитет индейск. племен. 12.07.1775 были учреждены 3 департамента для ведения дел с племенами. 17.09.78 США заключили первый «индейский» договор с делаварами. (Всего в 1778-1871 заключено ок. 370 договоров с И.) Поскольку испанцы в 1781 заняли Фл., чокто и чикасо смогли в 1784 вступить под протекторат Испании; с большим трудом США заставили их в янв. 1786 признать свой суверенитет, а крики и позже искусно маневрировали между Испанией и США. По окончании войны США заключили нов. договоры со всеми членами Ирокез. союза (окт. 1784), от былой мощи к-рого ничего не осталось. Поскольку проникновение поселенцев в земли И. провоцировало конфликты, порою требовавш. федерал. вмешательства, Континент. конгресс 7.08.86 принял ордонанс о регулировании индейск. дел, по к-рому, как и в 1763, для И. создавались резервации, и за соблюдением их режима следило Индейск. бюро при Воен. мин-ве. Последующ, акты 1790, 1793, 1796, 1799, 1802 ограничили торговлю с И. только товарами, произведен. на спец. мануфактурах, принад-лежащ. воен. ведомству. (В 1822, когда эта система была упразднена, таких мануфактур было 30.) Попытка алгонкинов предотвратить колонизацию Инд. и Ог. привела к войне 1789-95 и уступке этих террит. по Гршвшлскому договору, нов. попытка, предпринятая Те-кумсе в 1806-11, также не увенчалась успехом. В ходе англоамериканской войны на стороне англичан выступили лишь немн. уцелевш. шауни; сиу сохранили нейтралитет, и лишь крики готовились в 1813 поддержать брит. десант во Фл. 13.07.13 пр-во Дж. Мэдшона приняло решение о введении амер. сил на террит. криков; их разгром был осуществлен Э. Джексоном в 1813-14. США заключили мир со всеми племенами в Детройте 1.09.15, и вплоть до 1829 федерал. пр-во решало все проблемы с И. путем договоров (только 30.11.18 Дж. Монро направил в Сенат 22 индейск. договора), если не считать семинолов Фл. В значит, мере усвоившие культуру американцев 5 цивилизованных племен тем не менее оказались под ударом со стороны Дж. и Ю. К., чьи жители захватывали земли при попустительстве властей штатов. С приходом к власти Джексона 4.03.29 политика США по отношению к И. резко изменилась. 28.05.30 был принят Акт о депортации И., по к-рому 75 тыс. И. выселялись на правый берег Миссисипи на Индейск. террит. (ныне шт. Окл., Кая. и Неб.). Решение противоречило договорам США с племенами, было обжаловано в Верховном суде, но подтверждено 18.03.31; Верх. суд определил индейск. племена как «отечественные зависимые народы», не обладают, суверенитетом над террит., а договоры с ними приравнял к обычн. законам. Депортация была завершена в 1842. В 1854 Индейск. террит. урезана до пределов нынеш. шт. Окл. После войны Черного Ястреба (1832) племена саук и фокс перестали сопротивляться заселению белыми Илл., Виск. и вост. Айовы. Если до сих пор белые имели дело почти исключительно с оседл. земледел. племенами, то заселение и завоевание Д. Запада сопровождалось (с 1840) столкновениями с воинств. кочевниками Великих равнин: команчами, апачами, на-вахо. Сопротивление белым возглавили сиу, переселивш. на Запад в 1858-59. Во время Гражданской войны КША заручились нейтралитетом почти всех племен Окл., у северян же в тылу произошли война Вороненка (1862) и война с навахо (1864), за к-рыми последовали война Красного Облака (1866-66), серия войн с апачами (1871-86), неперсе (1877), черноногими и др. Последней обычно считается «Война Мессии», завершившаяся резней при Вундид-Ни (1890). 3.03.1871 Конгресс запретил впредь заключать с И. договоры, и пр-во США стало заключать с вождями племен соглашения, перейдя к политике «концентрации» И. в небольших резервациях. В резервациях сохранялась племен. собственность на землю. Дауэса закон (1887) положил начало насаждению частн. собственности, к-рая с перемен. успехом проводилась до 1934. Индейск. террит. перестала существовать, когда на ее месте был создан шт. Окл. (1907). В 1908 насчитывалась 161 федерал. резервация и нек-рое количество резерваций, находящ. под управлением штатов. Индейск. дела в марте 1849 были изъяты из ведения Воен. мин-ва и переданы в создан. тогда же Министерство внутренних дел. В 20 в. индейск. политика пр-ва США претерпела сложную эволюцию, но с течением времени американцы все больше чувствуют свою ист. вину перед И., находят немало позитивного в индейск. обычаях, особенно в отношении к природе. Примерная общ. численность И. в США в 1800 составила 600 тыс., достигла минимума в 1850 (250 тыс.) и с тех пор растет (495 тыс. в 1900).

Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.

ИНДЕЙЦЫ
общее назв. коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Назв. возникло в результате ошибочного представления первых европ. мореплавателей (Х. Колумба и др., кон. 15в.), считавших открытые ими страны Индией. По антропологич. типу И. принадлежат к американоидной ветви большой монголоидной расы. Общая приблизит. численность И. в Америке св. 22 млн. чел. (1959). Установлено, что предки И. и эскимосов переселились в Америку из Сев.-Вост. Азии через область Берингоморья. Уровень культуры первых переселенцев, появившихся на территории Американского континента 20-30 тыс. лет назад, соответствовал позднепалеолитич. и мезолитич. культурам Европы. Расселение И. по обоим континентам и освоение новых земель тянулись многие тысячелетия.

Языковая дробность И. очень велика. В последних классификациях приводится более 100 языковых семей и изолированных языков И. (см. этнографич. карты при статьях Северная Америка и Южная Америка). Языки И. изучены неравномерно.

До европ. колонизации И., за исключением нек-рых народов Центр. Америки и Андского нагорья, создавших раннеклас. гос-ва (ацтеки, майя, инки), жили первобытнообщинным строем, находясь на различных его ступенях. У большинства племен Сев. и Юж. Америки в это время господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, мн. племена басс. р. Амазонки и др.); у других формировался отцовский род (тлинкиты, племена Ю.-З. Сев. Америки, мн. племена Амазонки). Целый ряд народов (охотничьи племена С., эскимосы, калифорнийские И., жители Огненной Земли) по ряду ист. причин утратил родовую организацию, сохранив лишь ее пережитки и создав терр. общины. К нач. европ. колонизации (16 в.) в Америке сложилось несколько культурно-ист. областей: 1) Арктич. область морской охоты (эскимосы и алеуты). 2) Сев.-зап. побережье Сев. Америки - область специализированного рыболовства и морской охоты (хайда, тлинкиты, квакиютл и др.); обилие морского зверя и рыбы, высокая техника лова создали возможность высокого развития производит. сил при охотничье-рыболовческом х-ве и выделении ремесла; в обществ. отношениях здесь наряду с архаич. первобытнообщинными формами обществ. устройства появилось патриарх. рабство, приход европейцев и вовлечение местных И. в торговлю ускорили эти процессы. 3) В Калифорнии племена собирателей, принадлежавшие к различным языковым группам, создали в благоприятных климатич. условиях своеобразное х-во (основа его - сбор и употребление желудей) и культуру (их типичными представителями были племена средней части Калифорнии - винтун, патвин, майду и др.); открытие золота в Калифорнии в сер. 19 в. привело к катастрофич. сокращению индейского населения и полному разрушению его самобытной культуры. 4) Север Канады и внутр. часть Аляски - область кочевой лесной охоты (алгонкинские и атапаскские племена); осн. источник существования этих племен - охота на оленя-карибу; суровые климатич. условия и кочевой быт способствовали выработке особых видов меховой одежды, переносных конич. шалашей, крытых корой и шкурами (типи), лыж-ракеток, собачьей волокуши, бесполозных саней (тоббоган). 5) В вост. части нынешней терр. США жили племена оседлых земледельцев (вост. алгонкины, ирокезы, мускоги); у них господствовал развитой материнский родовой строй; ко времени европ. колонизации и отчасти под ее напором мн. племена создали племенные союзы, сыгравшие большую роль в истории США (союз ирокезов, конфедерация повхаттан, конфедерация криков). 6) После открытия Америки в степной области сложилась культура конных охотников на бизонов; населявшие ее И. степей-прерий Сев. Америки (сиу-дакота, оседжи, манданы, арапахи, чейены, пауни, кэддо, вичита) создали сплоченную племенную организацию, местами племенные союзы (напр., дакоты). 7) Юго-Запад Сев. Америки (нынешние штаты Нью-Мексико, Аризона, Юта, Колорадо) - область развитого земледельч. х-ва с применением искусств. орошения (И. - пуэбло, пима); здесь же после колонизации возникла скотоводч. культура племен навахов, заимствовавших многое у соседних земледельч. племен.

8) Наиболее значит. развития в доколумбовой Америке достигли И. Центр. Америки и области Анд. В этих р-нах преобладало земледельч. х-во с различными системами земледелия от подсечно-огневой (майя) до сложной оросительной (ацтеки) и террасовой (Др. Перу); издревле выращивались маис, бобовые, тыква, подсолнечник, какао, агава, табак, хлопок, на Андском нагорье - картофель. Средняя Америка - единственный в доколумбовой Америке р-н, где впервые начали развиваться скотоводство (лама и альпака в области Анд) и металлургия (медь, золото и серебро, а в Перу и Колумбии также сплавы - бронза, тумбага). Здесь сложились очаги высокой культуры, достигшие макс. развития в 10-15 вв. н.э., возникли города-гос-ва, были созданы замечат. памятники архитектуры, иероглифич. письменности и др. (ольмеки, тольтеки, ацтеки в долинах и нагорье средней Мексики, майя в Юж. Мексике и нынешней Гватемале, чибча-муиска в Сев.-Зап. Колумбии, кечуа и аймара в Др. Перу). 9) В тропич. областях Юж. Америки (басс. Амазонки и Ориноко и Бразильское нагорье) обитали племена мотыжных земледельцев, культивировавших преим. маниок и маис, а также И., жившие охотой и собирательством (араваки, карибы, тупи-гуарани, же). Для их материальной культуры характерны большие общинные дома (малока), вмещавшие иногда население всей деревни, подвесные койки-гамаки, духовое ружье с отравл. стрелами (сарбакан), изготовление ядов, в т.ч. кураре, почти полное отсутствие одежды, обилие перьевых украшений. У части этих племен наметился распад материнского рода и возникновение соседской общины, зарождалось рабство. 10) Много общего с культурой И. сев.-амер. прерий имели охотничьи племена аргент. пампы и Патагонского нагорья, ставшие в 17-18 вв. конными охотниками на гуанако (с помощью лассо и болас). 11) На крайнем юге Юж. Америки и на островах Огненной Земли местные И. (она, ямана, алакалуфы) вели полукочевую жизнь примитивных рыболовов, охотников, собирателей морских моллюсков.

Европ. колонизация прервала естеств. ход развития И. Большее число И. Сев. Америки было истреблено, оставшиеся племена переселены в резервации США и Канады. Только на крайнем С. материка местные И. ведут кочевую жизнь; они занимаются звероловством и всецело зависят от скупщиков пушнины, нещадно их эксплуатирующих. В наст. время в Канаде живет ок. 190 тыс., в США ок. 600 тыс. И. Значит. число И. США ассимилируется американцами, пополняя ряды амер. гор. и сельского пролетариата и беднейшего фермерства. Мн. племена И. Латинской Америки также были уничтожены (И. Вест-Индии, Уругвая, Аргентины), в странах Латинской Америки насчитывается более 21 млн. И. Незначит. часть И. сохранила и до наст. времени свой культурно-бытовой уклад (И. глухих р-нов Амазонки). В целом ряде лат.-амер. стран И. явились важным компонентом сложения совр. наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и др.). В нек-рых странах языки И. бытуют наряду с испанским (кечуа в Перу, Боливии, Экуадоре, гуарани в Парагвае, где он является вторым гос. языком). Крупные индейские народы отстаивают свое право на развитие самобытной культуры и борются за равноправие вместе со всеми др. народами Америки (кечуа в странах Андского нагорья, И. Юж. Мексики, арауканы в Чили и мн. др.).

Вклад И. в мировую культуру весьма значителен: народы мира восприняли от И. возделывание маиса, картофеля, подсолнечника, маниока, какао, хлопка и др.; И. создали замечат. памятники архитектуры, изобразит. иск-ва, нар. поэтич. творчества.

Религ. верования И. представляли собой различные племенные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). В наст. время эти культы сохранялись лишь в отдаленных и малодоступных р-нах Америки (басс. р. Амазонки и др.), большинство же И. восприняло христианство: в Юж. Америке гл. обр. - католицизм, а в Сев. Америке - преим. различные направления протестантизма.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., г. 21; Народы Америки, т. 1-2, М., 1959-60; Индейцы Америки, Тр. Ин-та этнографии АН СССР, М., 1955; Амер. этнографический сб., Тр. Ин-та этнографии АН СССР, М., 1960; Морган Л. Г., Дома и домашняя жизнь амер. туземцев, пер. с англ., Л., 1934; Фостер У., Очерк политич. истории Америки, пер. с англ., М., 1953.

И. А. Золотаревская. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
243.27 кб

Путь доблести: индейцы в армии США

Фильчиков Сергей Сергеевич
Статья посвящена вопросу о коренных американцах (индейцах), служивших в армии США на протяжении XIX и XX веков. Индейцы стали служить в американских войсках с первых годов становления США как государства.
Читать PDF
84.71 кб

2000. 01. 022. Бриттен Т. Американские индейцы в первой мировой войне. Дома и на фронте. Britten Th.

Валюженич А. В.
Читать PDF
85.54 кб

2000. 01. 026. Филлипс Дж. Индейцы и индейские представители. Возникновение системы резерваций в Кал

Валюженич А. В.
Читать PDF
1.23 мб

96. 02. 029. Сбудутся ли пророчества? : лат. Америка : индейцы и общество / Гончарова Т. В. , Зубриц

Егорова А. В.
Читать PDF
182.82 кб

Миссионеры и индейцы в колониальной Канаде: к вопросу о взаимодействии культур

Акимов Ю. Г.
The article analyses intercultural contacts between French missioners and Indians in Canada under the French Regime (the 17 th mid 18 th centuries).
Читать PDF
537.22 кб

97. 04. 017. Мендес С. Г. Инки - "да", индейцы - "нет" заметки о перуанском креольском национализме

Смелова М. Н.
Читать PDF
229.02 кб

Война «Короля Филиппа»: индейцы Северной Америки в восприятии британского колониального сообщества

Нестеров Дмитрий Александрович
В данной статье впервые в отечественной историографии рассматривается проблема восприятия индейцев Северной Америки британским колониальным сообществом во время войны «Короля Филиппа».
Читать PDF
98.95 кб

Индейцы, голландцы, англичане: колониальная экспансия европейцев и коренное население Америки в нача

Александров Глеб Владимирович
Пекотская война 1637-38 гг. стала первым вооруженным конфликтом, в котором участвовали английские колонии в Новой Англии. Англичане и их союзники столкнулись с контролировавшим долину Коннектикута племенем пекотов.
Читать PDF
602.33 кб

АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И ИХ СОЮЗНИКИ: БОРЬБА НАСЕЛЕНИЯ США ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПРОВОДА ДАКОТА ЭК

Победаш Дмитрий Иванович, Искендарова Дениз Назимовна
Авторы рассматривают борьбу населения США против строительства нефтепровода Дакота Эксесс в 2014-2017 гг.
Читать PDF
82.45 кб

99. 04. 040. Переосмысливая историю американских индейцев. Rethinking American Indian history. Ed. B

Валюженич А. В.
Читать PDF
142.18 кб

97. 04. 029. Джексон Дж. Как сохранить культуру индейцев: шаманские школы и этнообразование у индейц

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
585.18 кб

Семантическое разнообразие образов индейца в Новой Англии в xviii в

Якушенков Сергей Николаевич
Статья посвящена вопросу трансформации образа индейца в восприятии американских колонистов Новой Англии в XVIII в.
Читать PDF
0.00 байт

Семантическое разнообразие образов индейца в новой Англии в xviii В. Часть 2

Якушенков Сергей Николаевич
Статья продолжает анализ семантики образов коренных американцев в общественном дискурсе Новой Англии в XVIII в.
Читать PDF
333.00 кб

Двойственный образ индейца в культуре американского Просвещения

М. А. Филимонова
В статье проанализирован образ индейца, сформированный в культуре американского Просвещения. Автор приходит к выводу о двойственности данного образа, включавшего представления как о «благородном дикаре», так и о «свирепом дикаре».
Читать PDF
0.00 байт

Картины «Страдания отцов-иезуитов в Гуронии» и «Франция, приносящая веру индейцам Новой Франции»: к

Разуваева Вета Владимировна
В статье рассмотрены исторические картины «Страдания отцов-иезуитов в Гуронии» и «Франция, приносящая веру индейцам Новой Франции» с точки зрения формального и концептуального анализа, что очень важно для понимания специфики катол

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Индейцы тропических лесов бассейна Амазонки и Ориноко

    В начальный период европейской колонизации в северо-восточной и центральной части Южной Америки жили многочисленные племена, принадлежавшие к разным языковым группам, главным образом к аравакам
  • Американские индейцы, америнды

    Американские индейцы, америнды (Amerindians), общее назв. коренного населения Сев. и Юж. Америки. Обычно их считают ветвью монголоидной расы (монголоиды), но иногда выделяют в самостоятельную расовую гру
  • Индейцы Восточной Бразилии

    Племена группы же, обитавшие на территории Восточной и Южной Бразилии, — ботокуды, канелья, кайяпо, шаванты, каинганг и другие, более мелкие, занимались преимущественно охотой и собирательством, с
  • Дакота, индейцы

    Дакота, индейцы (Dakota Indians), самая многочисл. ветвь индейской народности сиу. Обитали в лесах Миннесоты и в вост. части Сев. и Юж. Дакоты у границы Великих равнин. С развитием торговли пушниной с францу
  • Враждебные индейцы

    1. Индейцы, воюющие с американцами. 2. Индейцы, кочующие вне границ резервации.
  • Калифорнийские индейцы

    коренное население современного штата Калифорния – множество племен (кароки, юроки, хупа, моно, помо, винтун, майду, екуты, мивоки и др.), относящихся к различным языковым семьям (атапаскской, алгонк
  • Дружественные индейцы

    Краснокожие, поддерживавшие мирные отношения с американцами. Среди постоянно дружественных племен были: пауни, кроу, кри, манданы, хидатсы, тонкавы и т. д. Другие племена иногда брались за оружие, н
  • Индейцы пампы

    Ко времени вторжения европейцев индейцы пампы были пешими бродячими охотниками.( В середине XVIII столетия жители пампы — патагонцы стали пользоваться на охоте лошадьми. ) Основным объектом охоты и
  • Североамериканские индейцы

    Североамериканские индейцы (North American Indians), коренные жители Сев. Америки (америнды); переселились из Азии ок. 30 тыс. лет назад. Ко времени европ. колонизации их было, вероятно, не более 900 тыс., причем бо
  • Суперинтендантства по делам индейцев

    Существовали для отдельных областей пр. с 1803 г. и были упразднены в 1878 г. После этого индейские агенты Бюро по делам индейцев докладывали напрямую в вашингтонскую канцелярию комиссионера. В обяз