Индо-Китай

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Индо-Китай

Королевство Кхмер (Ченла, Камбоджа) в IX —XII вв.
С 80-х годов IX в. в истории кхмеров начался новый период, который в противоположность предыдущему, называемому доангкорским, называют ангкорским, в связи с тем, что столицей государства стал с этого времени город Ангкор (Анкор). Новый период был ознаменован политическим усилением государства кхмеров, расширением его территории и расцветом его культуры. Насколько возможно судить по весьма скудным данным о внутреннем строе страны, усиление королевства Кхмер было связано с развитием в нем феодальных отношений.
Известные нам источники больше всего говорят о походах и завоеваниях кхмеров. Завоевательные походы направлялись и на запад — в сторону нынешней Бирмы, где в первой половине XI в. под власть кхмеров подпали племена мон, и на восток — в сторону Чампы. Особенно упорным был натиск кхмеров в этом направлении. Большое вторжение кхмеров в Чампу произошло до 945 г. В первой половине XII в. кхмеры продвинулись почти до самого Тонкина и захватили часть территории Чампы, ослабленной до этого борьбой со своими северными соседями — вьетнамцами. Однако в 1177 г. Чампа, установив с вьетнамцами мирные отношения, сумела нанести кхмерам ответный удар. Войска чамов вторглись в страну кхмеров и разрушили их столицу Ангкор. Впрочем, кхмеры быстро оправились от этого удара, и войска Чампы были изгнаны из страны. В 80—90-х годах XII в. при Джая-вармане VII столица была вновь отстроена. С этого времени до 20-х годов XIII в. Чампа фактически подпала под власть правителей Кхмера. Эти завоевания сделали королевство Кхмер самым крупным и могущественным государством в Индо-Китае. Под его управлением находилась вся центральная часть полуострова — от границ нынешней Бирмы на северо-западе, до нынешнего города Бандона на Малайском полуострове на юге.
В середине XIX в. в лесах на северо-западном берегу озера Тонле-сап были открыты памятники древней столицы кхмеров — Ангкор-том и храмы Ангкор-ват, относящиеся к IX—XII вв., укрепления, каменные мосты и ворота. В зданиях были найдены статуи различных божеств — двуликих и четвероруких и четвероликих с восемью руками. В руках у божеств находились изваяния маленьких детей, птиц и животных, а у некоторых — изображения солнца или луны. На стенах местами сохранились мозаика и фрески. Эти памятники представляют замечательные образцы культуры кхмеров.
Вьетнам и Чампа в IX — XII вв.
После распада в Китае Танской державы вьетнамцам под предводительством Нго Вуонг Квена в 950 г. удалось освободиться из-под власти китайских наместников. Образовалось независимое королевство Ко-Вьет (Цюй-Юэ, как его называет китайская историография). Восстановление могущества Китайской империи под властью дома Сун во второй половине X в. не повлекло за собой утраты самостоятельносш, достигнутой вьетнамцами. Дело ограничилось формальным признанием со стороны их королей вассальной зависимости от сунских императоров.
В китайских источниках отмечаются в дальнейшем частые смены во Вьетнаме правивших домов, что сопровождалось нередко перенесением столицы в другой город, а иногда и изменением наименования государства. Так, в 1010 г. с переходом престолу в руки Ли Конг Уапа, основателя династии Ли, столица была перенесена в Тхан Лонг (в окрестностях нынешнего Ханоя), а страна стала именоваться Да-Вьет. Объединение страны в результате подавления сепаративная феодалов способствовало развитию сельского хозяйства и ремесла. Расчищались новые земли под посевы, проводились в крупных масштабах ирригационные работы.
История Чампы — южного соседа вьетнамцев — известна недостаточно. В источниках повествуется главным образом о столкновениях этого государства с соседями. Выше уже были упомянуты наиболее крупные столкновения Чампы с королевством Кхмер. В X в. в связи с появлением независимого Вьетнама произошли столкновения с вьетнамцами, которые привели к потере части территории на севере и к перенесению столицы государства Чампа дальше на юг — в город Виджайя (Биндинь). О культуре Чампы этого времени известно также немного. С несомненностью можно сказать только, что на культуре чамов, как и на культуре кхмеров, лежала печать большого влияния Индии. В области религиозных верований гораздо большее распространение в Чампе получил индуизм, чем буддизм.
Бирма. Государство Паган
Побережье нынешней Нижней Бирмы и район реки Менам с древних времен были заселены народностью мои, по языку принадлежавшей к аустро-азиатской лингвистической труппе, к которой относятся языки народов Малайского архипелага, по своему же этническому облику близкой к индийским племенам мунда и хаси. Моны, образовавшие в первые века до нашей эры царство Пегу, рано подпали под влияние индийской культуры, так как в их страну с давних пор стали проникать индийские торговцы и религиозные проповедники. От индийцев моны заимствовали письменность: знаки их письма по сохранившимся памятникам XI—XII вв. принадлежат к южноиндийской письменности. Эти знаки почти полностью совпадают с ранними надписями, найденными в Чампе.
Наряду с индийским влиянием племена мон испытывали и влияние народов Верхней Бирмы, принадлежавших к тибето-бирманской этнической группе. Переселение тибето-бирманцев в страну монов шло с давних пор. Первыми переселенцами были тибето-бирманцы племени пью, ближайшие соседи монов на севере, подвергавшиеся воздействию индийской культуры, как и племена мон. Одно из наиболее ранних свидетельств этого влияния — надписи, найденные в древнем городе Проме в верховьях реки Иравади, бывшем столицей возникшего в конце I — начале II в. царства, носившего то же название. Эти надписи передают отрывки из «Трипитаки» — буддийского канона. Сохранившиеся от древности статуи и бронзовые изделия также несут на себе следы влияния искусства индийской империи Гуптов.
В VII—VIII вв. в долину реки Иравади проникли новые волны переселендев с севера, постепенно подчинивших себе местное население. В середине VIII в. они разрушили старую столицу (Броме) и в IX в построили новую — Паган. Так начало свое существование Бирманское государство с династией Паган в качестве правителей (1044—1287 гг.). В правление короля Анауратха (1044—1077) королевство Паган превратилось в сильное государство с обширной территорией. Тогда же к востоку от столицы была создана оросительная система, превратившая этот район в житницу Бирмы. Завоеватели полностью подчинились влиянию индийской культуры, пустившей глубокие корни у побежденных ими монов. Они приняли от монов и их письменность.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. 1958

Индо-Китай

На Индокитайском полуострове, начиная с палеолита, непрерывно шел интенсивный процесс развития человеческого общества.
До II тысячелетия до н. э. полyостров был заселен почти исключительно племенами бродячих охотников и собирателей, не знавших земледелия и домашних животных.
В период развитого неолита (II тысячелетие до н. э.) Индо-Китай был одним из основных районов расселения племен, говорящих на аустроазиатических языках. Эти неолитические племена (материальная культура которых распространена от Чхота-Нагпура в Индии до Юго-Восточного Китая и дальше по островам до Японии и Чукотки) заселяли на территории Индо-Китая речные долины и низменные районы вдоль морских берегов и внутри страны. Они жили уже полуоседло, занимались охотой, рыболовством и мотыжным земледелием при иодсечно-переложной системе, возделывали рис и просо. Для материальной культуры этих племен характерны керамика со штампованным орнаментом и нлечиковый полированный топор.
В первой половине I тысячелетия до н.э.(Х—V ьв.) в наиболее плодородных районах (долинах и дельтах рек Иравади, Менама, Меконга, Красной реки, в районе озера Тонле-Сап) эти племена переходят к поливному земледелию (вначале используя затопление полей при разливе, впоследствии — создавая каналы и плотины).
Во II—начале I тысячелетия до н.э. на территории Восточного Ипдо-Китая появляются племена протоиндонезийской Группы. Часть из них осела в долине Красной реки (Сонг-Коя) и сметалась с местными аустроазиатическими племенами, а часть распространилась вдоль берега моря до дельты Меконга, не заняв ее.
С начала 1 тысячелетия до н.э. население Индо-китайского полуострова начинает применять металлические (бронзовые) орудия и оружие.
По археологическим и отчасти этнографическим данным можно выяснить некоторые элементы материальной и духовной культуры племен, населявших в этот период территорию Индо-Китая. Важнейшей отраслью хозяйства этих племен было поливное и подсечно-переложное мотыжное земледелие, некоторую роль все еще играли охота, рыболовство. Наряду с бронзовыми продолжали применять каменные орудия и оружие. Грубая глиняная посуда уже изготовлялась на примитивном гончарном круге. Население жило родовыми поселениями в бамбуковых домах с террасой и двускатной крышей, с поднятым полом. Основной хозяйственной и политической единицей была патриархальная родоьая община. Из среды общинников уже заметно выделяются военные вожди (лак тыонги).
Эпоха развитой бронзы (V—I вв. до н.э.) приблизительно совпадает по времени с последним крупным (VII—I вв. до н. э.) движением этнических групп на территории Индо-Китая. Это было движение племен тибето-бирманской группы с Северо-Запада и племен группы таи и иритовьетнамцев с Севера и Северо-Востока. Есть основание предполагать, что племена обеих групп находились к моменту своего переселения на стадии разложения первобытно-общинного строя и зарождения классовых отношений. На той же стадии находилось и коренное население наиболее развитых районов полуострова, смешавшееся с пришельпами в Северо-Западном и Северо-Восточном Индо-Китае.
Слияние переселенцев с местными племенами привело к развитию в Северо-Восточном Индо-Китае (на территории современного Бакбо) самостоятельной культуры эпохи бронзы, известной под названием культуры Доунг Шон, для которойхарактерны бронзовые барабаны, особой формы топоры и кинжалы, особая одежда и головные уборы, свой тип лодок. Носительницей этой культуры была сложившаяся в результате .смешения племен жзяо-ти (из Юго-Восточного Китая) с местным аустроазиатическим населением этническая группа лаквьет, которую вьетнамские исследователи считают непосредственными предками вьетнамцев.
Начиная с VI в. до н. э. помимо археологических данных мы располагаем письменными сообщениями как местных (в средневековой записи), так и китайских и индийских летописей. Но необходимо отметить, что для VI—I вв. до н. э., особенно для VI—III вв. до н. э., письменные данные отрывочны и часто легендарны.
Возникновение рабовладельческих государств в Северо-Восточном Индо-Китае
Наиболее раннее упоминание о племенах, населявших территорию Бакбо, встречается в китайских летописях и относится к VII—VI вв. до н. э. Там сообщается, что в Чжоуский Китай прибыли послы из этого района, с почетом были приняты при дворе и отправились на родину с богатыми подарками.
В IV—III вв. до н. э., по данным письменных источников, на территории Бакбо сложился племенной союз лаквьетов, известный под названием Ван Ланг. Лаквьеты в это время занимались мотыжным земледелием, знали искусственное орошение, у них на довольно высоком уровне находились ремесла, особенно обработка металла. Этот вид ремесла уже отделился от сельского хозяйства. У власти в Ван Ланге стояли выонги из «династии» Хаунг-выонг. Термин «выонг» (соответствует китайскому ван) означал вначале главу племенного союза, но по мере развития рабовладельческих отношений выонги превращались в правителей с неограниченной властью. Выонги лаквьетов вели войны с южнокитапскими государствами.
В 258 г. до н. э. в процессе объединения лаквьетских племен племенной союз Ван Ланг входит в состав раннерабовладельческого государства Ау Лак, занимавшего дельту и среднее течение Красной реки и районы, прилегающие к этой реке с юга. Власть в государстве захватывает местная династия Тхук.
У лаквьетов в этот период делает успехи земледелие, появляется плуг. Дальнейшее развитие получают ремесла, складываются городские центры. Столица Ау Лак — город Ко Лоа — имела правильную планировку и массивные укрепления. Городские здания, выстроенные в местном стиле, сооружались из сырцового кирпича. В лаквьетском обществе появляются рабы, но рабство в Ау Лак, как и во всей Юго-Восточной Азии, не стало господствующей формой хозяйства, и основную массу прибавочного продукта давала эксплуатация свободных общинников. К этому времени (111 в. до н. э.) относятся наиболее древние вещи китайского происхождения, найденные во Вьетнаме, что свидетельствует о культурных связях Ау Лак с циньским Китаем.
В конце III в. до н.э. Цинь Ши хуанди организует два похода на юг. В упорной борьбе, только после второго похода, китайцам удалось разбить армию Ау Лак и постепенно подчинить районы нижнего и среднего течения Красной реки (к 207 г. до н. э.). С падением Циньской династии на юге Китая образуется самостоятельное государство Наньюэ (Намвьет), включившее в себя и северо-восточную часть Индокитайского полуострова. Ау Лак вошло в его состав и на протяжении почти столетия (с 207 по 111 г.) признавало верховную власть южнокитайской династии, известной здесь как династия Чиеу. В управлении страной была введена китайская система, но в остальном китайское влияние было незначительным. Армия сохраняет старую организацию, состоит из отрядов пехотинцев, вооруженных копьями и боевыми топорами, и отрядов лучников. Флот состоял из боевых галер.
Но II в. до н. э. лаквьеты осваивают новые земельные площади, заселяют южные районы Вакбо. Расцветает искусство (художественное литье, резьба по камню и металлу, изготовление музыкальных инструментов и предметов ритуала), появляются новые городские центры (Винь и др.), укрепляются связи с Китаем, прежде всего с Южным, намечаются первые связи с Индией.
Китайское завоевание Намвьета
В 20-х годах II в. до н. э. Намвьет подвергается нападению со стороны китайских императоров. Три следующие одна за другой кровопролитные кампании приводят к присоединению Намвьета к ханьскому Китаю, южная часть которого, населенная лаквьетами, известна с тех пор под названием «провинция Жзяо» (в китайских источниках—Цзяо-чжи).
В течение I в. до н. э. китайское господство в стране сказывается слабо, местная культура достигает в это время наивысшего расцвета. Осваивается производство стекла, появляются первые железные орудия и оружие, происходит дальнейшее развитие ремесла и сельского хозяйства.
Но в начале I в. н. э. намечается усиление китайского влияния как в культуре, так и в экономике и политической жизни провинции Жзяо. Были введены новые налоги, китайская администрация стала вмешиваться во внутреннюю политику местных крупных рабовладельческих родов, пытаясь сосредоточить всю власть в руках китайских чиновников. Начинается поселение в дельтеСонг-Коя (на лучших землях) китайских переселенцев. Назначенный Ван Маном новый наместник провинции Жзяо ограничивал местное лаквьетское самоуправление, казнил наиболее активных противников китайской политики.
Все это вызвало народное восстание против китайского господства, возглавленное недовольной иноземным господством лаквьетской верхушкой господствующего класса. Это восстание вошло в историю под названием «Восстание двух сестер Чынг» (40—43 гг. н. э.), так как, по преданию, его начали жена одного из казненных наместником крупных рабовладельцев и ее сестра. Восстание распространилось на всю провинцию Жзяо, китайские гарнизоны и администрация были перебиты. Две карательные экспедиции были разбиты, и только знаменитый полководец Ма Юань после длительной подготовки смог в двухлетней борьбе подавить восстание (42—43 гг. н. э.). В ходе подавления восстания многие районы дельты были опустошены, население покидало города и деревни и уходило в предгорья. После подавления восстания китайское влияние прочно укрепляется на территории современной провинции Бакбо. В дельте и к югу от нее появляются китайские переселенцы, китайские вещи становятся обычной деталью обихода лаквьетов, господствующие классы начинают употреблять китайские иероглифы. К этому же времени относится и проникновение сюда буддизма.
Эпоха Младшей династии Хань и последующие два века для провинции Жзяо — время дальнейшего усиления эксплуатации общинников, введения китайской налоговой системы, укрепления китайской администрации, создания на юге укрепленной полосы. Усиление эксплуатации сталкивалось с упорным сопротивлением народных масс, крупнейшими проявлениями которого были восстания II — III вв. и конаа IV в., подавленные только с помощью войск из центральных областей Китая.
С середины I в. и до V в. политическая и экономическая жизнь провинции Жзяо тесно связана с процессами, происходящими в Китае. Эта тесная связь, а также ряд явлений в экономической и политической жизни страны позволяют предполагать, что во II—IV вв. н. э. в провинции Жзяо происходит переход к новым, феодальным формам эксплуатации.
Шаны. Таи. Лао
К юго-западу от государства Ау Лак, на территории современного Лаоса, в III—1 вв. до н. э. распространяется мегалитическая культура раннею железного века, может быть, связанная с проникновением в этот район племен группы таи. К началу нашей эры там складывается государственное образование или, скорее, союз племен лао, относящихся к той же группе таи и подвергшихся впоследствии индийскому культурному влиянию.
В Центральном Индо-Нитае в первые века нашей эры продолжается переселение к югу племен таи и шанов. Сложение государства у этих народов относится к более позднему периоду.
Бирманцы в Западном Индо-Китае
Начав свое движение из Южного Тибета в Северо-Западный Индо-Китай приблизительно на грани II—I тысячелетий до н.э., племена тибето-бирманской группы к первым векам уже занимали Северную и Центральную Бирму, частично ассимилировав, а частично оттеснив местные мон-кхмерские племена.
Наиболее развитой группой были равнинные племена, создавшие на базе бронзовой, а затем железной техники довольно высокую самостоятельную культуру на Верхней и Средней Иравади. К началу нашей эры на Средней Иравади возникает государство или, скорее, племенной союз Проме, со столицей того же названия, где до этого существовала небольшая индийская колония. Основной формой социальной организации бирманцев была община; рабовладение, развитое в ничтожных размерах, носило патриархальный характер.
В конце I — начале II в. происходит окончательное оформление государства Проме. Под индийским влиянием формируются религия, письменность, архитектура, Правители Проме вели активную борьбу с монским государством Пегу на Нижней Иравади, но на протяжении II—IV вв. эта борьба не изменила соотношения сил в Западном Индо-Китае.
Мон-кхмерские государства Южного Индо-Китая
На южном побережье Индо-Китая, в нижнем течении крупных рек к началу нашей эры у аустроазиатических народов мон-кхмерской группы складывается ряд раннерабовладельческих государств. Наиболее западным было сложившееся в дельте Иравади государство Пегу, возникновение которого относится к первым векам до нашей эры. Индийские летописи называют его Раманья-Деша, Население Пегу составляли племена монов, издавна занимавшихся земледелием в долинах нижнего течения Иравади. Сложению государства способствовали приток индийских переселенцев из Юго-Восточной Индии и тесные торговые и культурные связи с Индией. В первые века нашей эры — период наибольшего развит тия рабовладельческих отношений — на Нижней Иравади .и Тенассеримском побережье возникает ряд индийских поселений. Индийское влияние стало преобладающим. Исследование одного из портов монского государства обнаружило предметы китайркого, иранского и римского производства, что свидетельствует о широких торговых связях государства Пегу.
Со второй четверти I тысячелетия н. э. в Западном Индо-Китае разгорается борьба между северными и южными районами, осложненная вмешательством восточнот индийских государств. Результатом этой борьбы было перемещение некоторых групп монов в Северную Малакку и в дельту Менама и возникновение здесь государства Дваравати.
В этот бурный период и произошла, по всей вероятности, смена рабовладельчетских форм эксплуатации феодальными.
Первые упоминания о мон-кхмерском государстве Дваравати в дельте Менама относятся к IV в. н. э. По сведениям индийских и кхмерских хроник, основным заняг тием населения этой страны было поливное земледелие. Дваравати поддерживало тесные связи с Индией, что отразилось на культуре и религии его населения. Политически Дваравати находилось под сильным влиянием кхмерских государств Юго-Bocточного Индо-Китая и впоследствии вошло в состав Срок-Кхмер.
Фунань
Одним из самых ранних государств народов мон-кхмерской группы было государство, известное китайским летописцам под именем Фунань, занимавшее болотистые равнины дельты Меконга и побережье реки вверх по ее течению, приблизительно до современного Кратие. На протяжении веков эта территория то расширялась, то сужалась, но всегда находилась в пределах современного Южного Кхмера (Камбоджа) и Западного Намбо (прежнее название-—Кохинхина).
Фунань населяли племена кхмеров. По описанию китайских хроник, это были невысокие, темнокожие, курчавоволосые люди, носившие повязки типа саронга. Основное занятие фунаньцев — поливное мотыжное земледелие и рыболовство на многочисленных протоках Меконга. Важнейщая культура — рис. Жили фунаньцы в небольших деревнях, однако известны и городские центры Фунани. Дома, зачастую очень крупные, строились из камня, латерита и сырцового кирпича. По своей структуре Фунань представляла собой раннерабовладельческое государство, где основными производителями были крестьяне-общинники.
Наиболее раннее письменное упоминание о Фунани относится ко II в. н. э., но ряд данных позволяет отнести возникновение этого государства к I в. н. э. В истории Фунани можно наметить два периода. В I — начале III в. н. э. основную роль в Фунани играли местные кхмерские элементы, а индийское влияние было незначительным. Государством правила местная династия, имя которой не сохранилось. Внешнеполитической активности Фунань в это время не проявляла. Археологический материал позволяет проследить торговые связи Фунани с Индией, Китаем, Ираном и Римом.
III—IV вв. н. э.— период расцвета экономики и культуры Фунани. Строится новая столица Вьядхапура (близ .современного Анкор Бореи). Заметно усиливается влияние Индии, вводится индийская система летосчисления, индийская титулатура, на базе южноиндийских алфавитов создается местная письменность. Вместе с тем устанавливаются политические и торговые связи с Китаем. Возникшая в это время новая династия, основанная, по преданию, индийским брахманом Каундиньей, ведет активную внешнюю политику, приведшую к расширению Фунани к северу.
К V в. н. э. Фунань слабеет. Причины этого ослабления источники не раскрывают. При неясных обстоятельствах с V в. н. э. для обозначения территорий, ранее называвшихся Фунань, начинает применяться название Ченла Воды, а е УД в. н. э. оно сливается с Ченла Земли (район озера Тонле-Сап и к востоку от него) и образует единое государство Срок-Кхмер (самоназвание кхмеров).
Тьямпа
К началу нашей эры относится возникновение еще одного крупного рабовладельческого государства — Тьямпы (Чампа). Наиболее раннее упоминание об этом государстве относится ко II в. н. э., когда там существовало индианизированное государство Кантхара, но археологические данные позволяют отнести создание здесь государственных объединений к I в. н. э.
К этому времени у племен протоиндонезийской группы тьямов, обитавших в Южном Чунгбо (Южный Аннам) и Северном Намбо (Северная Кохинхина), складывается классовое общество. В то же время на побережье происходят высадки небольших групп индийцев и индонезийцев, и это, как и значительное влияние кхмеров, наложило на культурную и политическую жизнь тьямов своеобразный отпечаток.
К I в. н. э. тьямы переходят к широкому применению железа. В плодородных густонаселенных речных долинах, на искусственно орошаемых полях возделывались рис и другие культуры.
Основную массу производителей в Тьямпе составляли общинники. Господствующие классы были разделены на брахманов и кшатриев, но резкого, как в Индии, различия между кастами не было. Брахманизм был господствующей религией, и его влияние все более усиливалось. Уже в самом начале истории Тьямпы появляется храмовое землевладение.
Будучи приморским государством и имея сильный флот, Тьямпа находилась в теснейших связях с Индией и Индонезией, откуда были заимствованы многие элементы тьямской цивилизации: письменность (санскрит—официальный язык), индийские титулы, индианизированные названия городов, индийский стиль в архитектуре, брахманизм (культ Шивы) и др. В то же время Тьямпа имела тесные торговые связи с Китаем и, в частности, с китайскими владениями в Северо-Восточном Индо-Китае.
Во время правления местной династии Шри Мара (II—III вв. н. э.) Тьнмпа ведет активные завоевательные войны в Северном Чунгбо, где в то время не было твердой китайской или лаквьетской власти. Населенный в основном племенами, стоявшими на относительно низком уровне развития, этот район надолго становится ареной тьямо-китайских военных столкновений.
Длительные войны с китайцами (знавшими Тьямпу под именем Линьи) истощили Тьямпу и привели к тому, что китайские армии в середине III в. прошли с огнем и мечом по всей стране, разрушили столицу и забрали огромную добычу. После ухода китайцев к власти пришла новая династия — Гангараджа, центром страны стал район Пандуранга. С конца III в. начинается процесс феодализации тьямского общества.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 2. 1957

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
155.65 кб

Китайские диаспоры в Индонезии и Малайзии

Орлова Марина Валентиновна
В статье рассматривается роль, основные проблемы и перспективы социального, экономического, политического и культурного развития китайского меньшинства в независимой Индонезии и Малайзии.
Читать PDF
307.87 кб

Положение китайского меньшинства в Индонезии в свете индонезийско-китайских отношений

Петрова Ольга Леонидовна
В статье рассматриваются проблемы китайского меньшинства в Индонезии, его роль и особенности развития в социально-экономической структуре страны. Особое внимание уделено смягчению антикитайских настроений в 2000-е гг.
Читать PDF
269.71 кб

Советский "социалистический империализм" в Индокитае (1975-1990): китайский миф или реальность?

Гарри Михаил Игоревич
Военные действия Вьетнама в отношении Камбоджи воспринимались Китаем как часть советского «социалистического империализма».

Похожие термины:

  • ИНДОНЕЗИЙСКО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 1961

    ок. 1888 - ?). Социал-демократ. Из мещан. Член РСДРП с 1905. Образование низшее. В конце 1921 жил в Брянской губ., служил старшим милиционером. Местными чекистами характеризовался как "неактивный" партийный р
  • Индо-Китай в период монгольских завоеваний

    Вьетнам в XIII—XV вв. К эпохе монгольских завоеваний Вьетнам превратился в сильное государство, оказавшееся в состоянии не только отстоять свою независимость сначала от монгольских завоевателей, а