Иннокентий Попов-Вениаминов

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Иннокентий Попов-Вениаминов

(Иван Евсеевич) — митрополит московский, сын пономаря, род. 26 августа, 1797 г. в с. Ангинском, Иркутской губ., умер 31 марта 1879 г. С пяти лет начал учиться грамоте под руководством отца, девяти определен в Иркутскую семинарию. Наряду с учебными предметами он занимался еще механикой, к которой обнаружил большие способности, и устроил в семинарии водяные часы. В 1817 г., бывши еще учеником в семинарии, вступил в брак и был уже посвящен в диаконы к Благовещенской церкви; по окончании же курса определен учителем приходского училища и в 1821 г. рукоположен во священника. В 1823 г. иркутскому духовенству было предложено ехать на остров Уналашку (между Камчаткой и Америкой) для просвещения алеутов. О. Иоанн Вениаминов, узнав, что инородцы жаждут просвещения и охотно принимают евангельское учение, 7 мая 1823 г. отправился в путь, а прибыл на место служения только 29 июля 1824 г. Поселившись среди полудиких идолопоклонников, он выстроил там церковь, изучил их язык, составил азбуку и перевел на алеутский язык катихизис, евангелие от Матфея и литургию; выстроил училище для мальчиков и был для алеутов не только священником, но и учителем, и плотником, и кузнецом, и механиком, и часовщиком; сам отливал восковые свечи, прививал оспу и пр. В продолжение 10 лет о. Иоанн обратил в христианство всех жителей Алеутских островов и переселился еще далее, к самому берегу Северной Америки, на о. Ситху, в Новоархангельский порт, для просвещения колошей, где еще пять лет продолжал свою деятельность с тем же характером и с тем же успехом, как прежде; он трудился один, вдали от мира, не ради славы и земных выгод, а по одной любви к делу и к своим новым духовным детям. Увидав обильные и хорошие плоды своей деятельности, о. Иоанн 8 ноября 1838 г. отправился в С.-Петербург хлопотать о расширении миссионерского дела на Алеутских островах и о разрешении печатать свои переводы священных книг на инородческие языки. За миссионерские труды он возведен был в сан протоиерея; в это же время у него умерла жена; тогда он принял (29 марта 1840 г.) монашество с именем Иннокентия, и 15 декабря 1840 г. хиротонисан во епископа камчатского, курильского и алеутского. Возвратившись к своей пастве, он продолжал свое дело с еще большей энергией, открывал новые приходы, снабжал новых священников самыми подробными инструкциями, основанными на его собственном опыте; не раз он лично объезжал всю свою обширную и неудобную для путешествий епархию, поучал инородцев, устраивал училища, церкви; сверх всего этого еще переводил на инородческие языки священные книги. 21 апреля, 1850 г. он возведен в сан архиепископа; в 1857 г. вызван в Петербург для присутствования в Синоде; так как неумеренные труды расстроили его здоровье, он стал проситься на покой; но вместо увольнения 5 января 1868 г. был назначен митрополитом в Москву. Одиннадцатилетнее служение его в сане митрополита носило тот же деятельный характер и оставило после себя тоже немалые следы: в Москве появились богадельни для вдов и сирот, различные благотворительные общества, духовно-учебные заведения обновились и пр. Своею светлою личностью и поистине изумительной миссионерской деятельностью он снискал всеобщее глубокое почтение. Сочинение его "Указание пути в царствие небесное" переведено на все инородческие языки.


И. Барсуков, "Иннокентий, митрополит московский и коломенский", М. 1883 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иннокентий Вениаминов-Попов

(Иван Евсеевич) — святитель, митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки.


† 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября, память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых.


Родился 26 августа 1797 года в семье пономаря села Ангинского Иркутской епархии.


Образование получил в Иркутской духовной семинарии.


13 мая 1817 года (еще учеником семинарии) рукоположен во диакона к Благовещенской церкви. В июне того же года окончил семинарский курс образования.


18 мая 1821 года рукоположен в сан священника.


29 июля 1824 года назначен миссионером в Америку на остров Уналашку.


22 августа 1834 года переведен в Новоархангельский порт.


25 декабря 1839 года возведен в сан протоиерея.


29 ноября 1840 года после смерти жены принял монашество и 30 ноября возведен в сан архимандрита.


15 декабря 1840 года хиротонисан во епископа Камчатского и Алеутского.


С 21 апреля 1850 года — архиепископ.


В 1857 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.


5 января 1868 года назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета (Дроздова, 11867).


Скончался 31 марта 1879 года. Погребен в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Филарета Милостивого.


Рано оставшись сиротою, будущий великий миссионер и ревностный деятель Православной Церкви самоучкой выучился грамоте и семи лет уже прекрасно читал за литургией Апостола. Прихожане уговорили его мать отдать сына в ученье, и он был принят в Иркутскую духовную семинарию на казенный счет.


Окончив семинарию с отличием, Иван женился и был рукоположен в сан священника. В 1824 году отец Иоанн получил от епархиального начальства письменное приглашение на миссионерское служение на Алеутские острова и вместе с женой, тещей и детьми отправился в семимесячное, весьма опасное путешествие из Иркутска на северо-восток. Шестнадцать лет провел священник Иоанн Вениаминов на Алеутских островах и на острове Ситха. Большую часть своей жизни провел он на трудном поприще миссионера, в негостеприимных владениях России на берегах Тихого океана. Много лет прожил на Алеутских островах, крестя инородцев и переводя книги на их язык. Делал он все это не ради личной славы, почести или земных выгод, а по одной любви к делу и к своим духовным детям. Под его руководством миссионерская деятельность в этих краях получила небывалое развитие. Его неутомимая плодотворная деятельность привлекла к нему почтение и уважение даже иностранцев. Перед этой величавой светлой личностью особенно преклонялись англичане и американцы, и даже воспевали ее в стихах.


Поприще его многотрудной деятельности не ограничилось русской Америкой; он простер свой жезл даже и на Азиатский материк, именно на Якутскую область, которая жалчайшим состоянием своим обратила на себя его внимание, и через некоторое время была присоединена к его епархии.


На новом месте служения, став митрополитом Московским, святитель был по-прежнему неутомим. Близко вникал в нужды духовенства, устроил огромную Островскую богадельню для вдов и сирот, основал Православное Миссионерское общество, оставил после себя много научных трудов.


От природы митрополит Иннокентий имел крепкое и плотное телосложение, высокий рост, и даже в преклонном возрасте, украшенный сединами, все еще был бодр, жив, весел, добр, ласков, прост, но в то же время и сильно строг. Неутомимо деятелен и чрезвычайно опытен по жизни и духу. Одним словом — святитель. Его называли — апостол Америки.


6 октября 1977 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви (в ответ на просьбу Священного Синода Православной Церкви в Америке от 8 мая 1974 года) митрополит Иннокентий, святитель Московский и апостол Америки и Сибири, был причислен к лику святых.


Труды:


Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского(1828—1878 гг.): в 3 т., собраны И. Барсуковым — СПб., 1897—1901. Творения Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского: в 3 т., собраны И. Барсуковым. — М., 1886—1888. Слово при вступлении в управление Московской паствой 26/V—1868 г. // Православное обозрение. — 1868, май, с. 153—154. Указание пути в Царствие Небесное. — СПб., 1841; М., 1871, см. также // Известия по Казанской епархии. — 1882, № 7, с. 151; — 1886, № 7, с. 180; — 1893, с. 18.


Литература:


Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. — М., 1883. Смирнов П. А., протоиерей. Сочинения: в 5 т. — СПб., 1896—1906, т. 2.


Фиалкин В. Московский период миссионерской деятельности высокопреосвященного Иннокентия Вениаминова // Странник. — СПб., 1891, 1 и 2.


Анатолий, архимандрит. Американские очерки. — Одесса, 1907, с. 19—21. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1395—1405. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 299.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 132,141,1021. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 432, 462, 464.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 15, 76.


Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 299. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 800, 828, 858.


Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 94, 125, 143, 152—154, 155, 165, 196, 335, 336, 410, 479 и др.


Иннокентий, проповедник на Алеутских островах. Жизнь и подвиги (составлено Сысоевой Е. А. по книге Барсукова И. Иннокентий митрополит Московский и Коломенский). — СПб., 1887. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. — Тверь, 1888, т. 2, с. 138, пр. 2,144 и пр. 1, 264—265, 266, 281 и пр. 3.


Известия по Казанской епархии. — 1868, № 3, с. 65; № 13, с. 337—338, 347—350.


— 1870, № 3, с. 71, 72.


— 1872, № 5, с. 129.


— 1873, № 16, с. 491.


— 1879, № 8, с. 205—206.


— 1882, № 7, с. 151.


— 1886, № 7, с. 180.


— 1893, с. 18.


Прибавления к "Церковным ведомостям". 1895, № 18, с. 632—633.


— 1897, № 3, с. 80; № 34, с. 1201;


№ 36, с. 1265—1271,1285,1286.


— 1900, № 3, с. 97—107.


— 1901, № 3, с. 1361—1362.


— 1903, № 50, с. 1964—965.


— 1907, № 40, с. 1743.


Труды Киевской духовной академии. — 1870, май-июнь, с. 15.


— 1875, июнь, с. 209—210.


Православный собеседник. — Казань, 1897, март, с. 185; май, с. 216—217.


— 1898, октябрь, с. 394.


— 1901, апрель, с. 51.


— 1905, январь, с. 99—110; июль-август, с. 18.


— 1907, апрель, с. 579—586; май, с. 708—736; ноябрь, с. 120—147.


— 1908, март, с. 384.


Странник. — СПб., 1872, май, с. 73.


— 1891, май, с. 83.


Церковный вестник. — 1891, № 4, с. 62—63.


Душеполезное чтение. — 1897, ч. 2, с. 662, 669.


Русская старина. — 1874, август, с. 778.


— 1879, апрель, с. 268, 303.


— 1882, апрель, с. 182,185; июнь, с. 28—29; октябрь, с. 179.


— 1888, март, с. 715.


Православное обозрение. — 1868, январь-декабрь, с. 1,30—31,76—91,138.


— 1870, декабрь, с. 428—430.


— 1889, сентябрь-декабрь, с. 742—769.


Самарские епархиальные ведомости. — 1868, № 4, с. 79; № 19, с. 417.


— 1873, № 3, с. 61—63.


— 1879, № 9, с. 166.


— 1880, № 17, с. 267.


— 1891, № 24, с. 771.


— 1897, № 18, с. 861.


Исторический вестник. — 1887, апрель, с. 213—214.


— 1889, август, с. 370.


— 1896, август, с. 431.


— 1906, апрель, с. 290.


Хибарин И. Русская Церковь и дружба между народами // Журнал Московской Патриархии. — 1959, № 11, с. 48—51. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 3, с. 69, 70.


— 1949, № 7, с. 36—44.


— 1950, № 7, с. 75.


— 1960, № 7, с. 46—47. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, февраль, с. 573; март, с. 346,352. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т.5, с. 963,972; т.8, с. 232. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 945; т. 2, с. 1602. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 8, с. 121—122.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
376.92 кб

Изучение религии народов Берингии в трудах И. В. Попова-вениаминова (митрополита Иннокентия)

Забияко Андрей Павлович
Деятельность И.В. Попова-Вениаминова (митрополита Иннокентия), православного миссионера и крупного русского ученого XIX в.
Читать PDF
374.59 кб

Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (И. Е. Попов-Вениаминов) из Иркутска (биография в кон

Маджаров Александр Станиславович
Рассматривается жизнь и деятельность Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского; изложена его общественно-политическая позиция; приведены суждения митрополита о состоянии духовных основ государства, его оценки деятельности

Похожие термины: