ИНТОНАЦИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИНТОНАЦИЯ
(лат. Intonare — произносить внят-но) — средство художественной выразительности, позволяющее с помощью голоса передать те или иные особенности, а также оттенки авторского текста, мысли. Интонация является формой выражения отношения исполнителя к тексту, одно из эффективных средств его интерпретации. Интонация способна выявлять и подчеркивать не только разные, но и противополож-ные смыслы текста.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ИНТОНАЦИЯ
от лат. intono – громко произношу), средство фонетической организации речи. Вместе с ударением относится к суперсегментным явлениям – средствам языка, не включающимся в поток речи, а «накладывающимся» на него. Русская интонация складывается из нескольких компонентов – мелодики (повышение или понижение основного тона), интенсивности (громкости речи), длительности (время произнесения того или иного звука), темпа и тембра речи. В лингвистике выделяется семь основных типов интонационных конструкций, характерных для рус. речи. С помощью интонации поток речи разделяется на значимые отрезки – фразы (отрезки, выражающие законченную мысль) и синтагмы (обладающие цельным смыслом части фраз). Фразы объединяются, также с помощью интонации, в сверхфразовые единства – большие отрезки текста, связанные одной идеей. Интонация передает отношения между частями фразы, а также сообщает определенный смысл (повествовательный, вопросительный, восклицательный) всей фразе. В рус. языке с его нефиксированным порядком слов только с помощью интонации можно отличить, напр., общий вопрос от утверждения («Он пришел в пять» и «Он пришел в пять?»), специальный вопрос от восклицания («Какой там зал?» и «Какой там зал!») и пр. Интонация выражает эмоции говорящего человека, передает его отношение к собеседнику, к ситуации речи, к содержанию своих собственных слов. При чтении литературного произведения вслух или исполнении его на сцене интонация во многом определяет то, как слушатели или зрители поймут содержание той или иной фразы. Неверная интонация может передать смысл, прямо противоположный тому, что хотел сказать автор. На письме интонация передается с помощью знаков препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие) и иных графических средств (абзаца, курсива): напр., разбиение строчек стихотворения, как у В. В. Маяковского в поэме «Облако в штанах»:
«Приду в четыре», –
сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
В данном случае вынесение каждого числа в качестве отдельной строчки показывает паузы между ними и особое интонационное выделение каждого из этих чисел, т. к. они чрезвычайно важны для автора. Также в тексте художественной литературы используется передача протяжного, выделенного или скандированного произнесения слова (напр., «Я живу и р-работаю в семи комнатах» в «Собачьем сердце» М. А. Булгакова, «В ПАССАЖ!.. В пасСАЖ! в ПаССССаЖЖЖЖ… в па… ССаАААаАААаа!!! ЖЖжЖ!!!» у Д. Хармса в «Анекдотах из жизни писателей»). В стихах главный компонент интонации – ритм, т. к. на обычное разделение на синтагмы и интонационное оформление фразы накладывается закономерность в употреблении ударных слогов.
Под интонацией понимают не только средство выразительности в устной речи, но и настроение, эмоцию, вложенную автором в текст, – в этом смысле говорят об интонации определенного произведения. Интонация выражает идейно-эмоциональную установку автора – так, можно говорить об иронической интонации «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, о трагической интонации «Окаянных дней» И. А. Бунина, о ностальгической интонации стихотворений, написанных рус. поэтами в эмиграции, и т. д.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Музыкальная интонация как основание для межкультурного диалога

Брылева П. А.
Читать PDF
0.00 байт

Действенная интонация как механизм воплощения режиссерского решения

Чепинога А. В.
В статье делается попытка сформировать теоретические основы современной оперной режиссуры.
Читать PDF
0.00 байт

Пластическая интонация: к проблеме взаимосвязи музыки и движения

Рыбкина Татьяна Вячеславовна
Читать PDF
287.46 кб

Музыкальная интонация как основание межкультурного диалога

Брылева Н. А.
Читать PDF
204.30 кб

Музыкальная интонация как язык культуры

Бочарова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Формальная интонация и реалистический ритм (термины М. М. Бахтина в анализе лирики)

Бройтман Самсон Наумович
Читать PDF
0.00 байт

Музыкальная интонация и артикуляция в традиционном пении казаков верхнего Дона

Никитенко Ольга Григорьевна
Освещается проблема исполнительской культуры донских казаков с характерными для нее признаками речепения, диалектной, артикуляционной спецификой, влияющими на процесс звукоизвлечения.
Читать PDF
0.00 байт

Интонация, контонация и музыкальное миротворчество в традиционной культуре (на примере флейты северо

Баркова Юлия Сергеевна
Статья посвящена изучению музыкальных традиций коренных американцев в культурологическом контексте.
Читать PDF
89.50 кб

Пластическая интонация в образном строе картин «Рождение Венеры» и «Весна» С. Боттичелли

Портнова Татьяна Васильевна
Большое внимание к художественному наследию эпохи раннего итальянского Возрождения обусловливает потребность в более глубоком изучении отдельных произведений мастеров, внесших заметный вклад в развитие мировой художественной культ
Читать PDF
0.00 байт

Стилевая интонация и эстетический идеал: генетические и функциональные взаимосвязи

Воронова Виолетта Дмитриевна
Данная статья посвящена исследованию феномена художественного стиля в его взаимосвязи с творческим методом и эстетическим идеалом действительности важнейшими эстетическими категориями, необходимыми для исследования феномена стилев
Читать PDF
0.00 байт

Стилевая интонация как феномен искусства

Воронова В.Д.
Статья посвящена феномену стилевой интонации, которая рассматривается как универсальная эстетическая категория, как «ДНК» стиля, позволяющая проводить по-новому анализ не только музыкального, но и других видов искусства, конкретны
Читать PDF
0.00 байт

НОВЫЕ ГРАНИ ВЕЛИКОГО ОБРАЗА: ЖЕСТ И РЕЧЕВАЯ ИНТОНАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ОПЕРЕ (К 160-ЛЕ

Рыбкина Вячеславовна Татьяна
В статье идет речь о синтезе музыки и движения в оперном жанре, взаимодействии жеста и интонации как компонентов музыкально-художественной выразительности. В центре внимания — образ Риголетто (из одноименной оперы Д. Верди).
Читать PDF
422.25 кб

Интонация как путь актуализации морально-нравственных проблем повести С. Каледина «Стройбат»: от док

Чумаченко Михаил Николаевич
Социально-бытовой фон повести «Стройбат» на сегодняшний день архаичен, однако проблемы предательства, положения культуры во враждебной среде, юношеской безответственности сохраняют свою актуальность.
Читать PDF
686.76 кб

«Сеновал» О. Э. Мандельштама: ритмика, рифма, интонация в контексте поэтической полемики

Преображенский Сергей Юрьевич
Материал Второй научной конференции «Мандельштам и его время», которая состоялась в декабре 2015 года в РГГУ В статье анализируется ритмика и синтаксис известного по многочисленным семантическим интерпретациям крупнейших мандельшт
Читать PDF
0.00 байт

Мобилизованная интонация

Орлова Галина Анатольевна
В статье описано и проанализировано исполнение идеологии мобилизационного типа через интонацию и шире «фигуры звука» (Eidshiem). В интонационном рисунке трех женских голосов, записанных в 2008-2011 гг.