Иоанн Давидович, князьяИоанн Данилович Калита

ИОАНН ДАМАСКИН

Найдено 5 определений термина ИОАНН ДАМАСКИН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДАМАСКИН ИОАНН

см. Иоанн Дамаскин.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

ИОАНН ДАМАСКИН

кон. 7 в. — ок. 754) — визант. богослов и философ. Родом из Дамаска. Выступил идейным руководителем т.н. иконопочитателей — защитников крупн. монастыр. землевладения. Отстаивал тезис о превосходстве духов. власти над светской. И. Д. принадлежат многочисл. соч. философск. и богослов. хар-ра («Источник знания» и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

ИОАНН ДАМАСКИН

ок. 675-753 гг.) — один из отцов церкви, богослов и гимнограф. Служил при дворе калифа в Дамаске, ок. 736 г. принял пострижение в монастыре св. Саввы близ Иерусалима. Известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях» ) и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Автор трех защитительных слов в поддержку иконопочитания, в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «служение», подобающее только Богу, и «поклонение», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Наконец, церковное предание приписывает Иоанну ряд канонов, изменивших ход утрени. составление «Октоихи» и множество тропарей, кондаков и стихир, посвященных различным святым и праздничным событиям. Память 4 (17) декабря.

       

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству

ИОАНН ДАМАСКИН

´Ioannns o Damasxnnos) (ок. 675 - между 749 и 753) - христ. богослов и церк. писатель. Род. в Дамаске в зажиточной христ. семье и, возможно, был нек-рое время финанс. чиновником при дворе халифов. Активно выступал против иконоборчества, а также против манихейства и несторианства. Осн. соч. - "Источник знания" - состоит из 3 частей; "Диалектики", где И. Д. доказывает, что логика есть инструмент богословия, как и философии; книги "О ересях"; "Точного изложения православной веры". И. Д. принадлежат также полемич. и др. соч., в т. ч. церк. песнопения. Вопрос о принадлежности И. Д. романа о Варлааме и Иоасафате спорен. И. Д. не оригинален и ставил своей задачей лишь систематизацию богословского учения своих предшественников. Он выдвинул мысль о том, что философия должна быть лишь "служанкой богословия". Части "Источника знания" были переведены на слав. (10 в.) и лат. (12 в.) языки; в 16 в. труды И. Д. переводил на рус. язык Андрей Курбский. Причислен церковью к "лику святых".

Соч.: PG, v. 94-96; в рус. пер. - Полное собр. творений св. Иоанна Дамаскина, т. 1, СПБ, 1913.

Лит.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, M?nch., 1959, S. 476-86.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

ИОАНН ДАМАСКИН

арабское имя Мансур, ок. 674 – 749/750) – уроженец Дамаска, столицы халифата Омейядов, гимнограф и богослов, стремившийся к созданию целостной системы ортодоксального христианства, вождь иконопочитателей. В «Житии Иоанна Дамаскина» сообщается о его отце, занимавшем важный пост в финансовом ведомстве халифа, об учебе в отцовском доме, о занятиях грамматикой, арифметикой, этикой, диалектикой, астрономией вместе с приемным братом Косьмой. Покинув Дамаск, Иоанн стал монахом монастыря св. Саввы близ Иерусалима и неофициальным советником иерусалимского патриарха. На протяжении всей своей жизни он вел непримиримую борьбу с несторианами, манихеями и иконоборцами, доказывая, что Бога, принявшего человеческую плоть и жившего среди людей, изображать необходимо «для путеводительства к знанию, для откровения и обнародования скрытого». Дамаскин рассматривал иконы как символ, приводящий молящегося к прообразу, как «писания для неграмотных» заменяющие им книги. Он предлагал ввести строгие правила – каноны, – которые не позволяли бы живописцам обращаться к личным, субъективным впечатлениям в процессе создания всеобщих образов. Иконоборцы называли его «сочинителем зла», первым поборником «иконодумии». К богословским трудам Иоанна Дамаскина, оказавшим влияние на западноевропейскую схоластику (Фома Аквинский), относятся «Диалектика», трактаты «О ересях» и «Точное изъяснение православной веры». Последующие богословы дали общее название всем трем сочинениям – «Источник знания», цель которого – снабдить образованных христиан суммой научных сведений о предметах веры и устройстве мироздания. В «Диалектике» Иоанн Дамаскин дал шесть определений философии («познание сущего», познание божеского и человеческого», «попечение о смерти», «уподобление богу», «начало всяческого искусства ... и всяческая наука», «любовь к мудрости»), назвав «истинной философией» «любовь к Богу». Он изложил основные логические понятия, использовав труды Аристотеля и его комментаторов. О содержании трактата «Точное изъяснение православной веры» говорят названия его глав («О свете, огне и светилах – солнце, луне, звездах», «О воздухе и ветрах», «О водах», «О способности воображения», «О способности памяти» и т.д.), в которых отражены христианские представления о мироустройстве: Бог – извечное непознаваемое начало, создавшее природу и человека из разумной души и плоти; Земля – шар, окруженный тремя неподвижными небесными сферами и омываемый Океаном, который дает воду морям и рекам; семь планет вращаются в противоположную движению Земли сторону; облака и дожди являются результатом парообразного действия Солнца и т.д. В повествование вводятся цитаты, всевозможные выписки преимущественно из Священного Писания и из трудов «испытанных наставников» – отцов церкви. В разработке теории образа, сыгравшей большую роль в восстановлении иконопочитания, Иоанн Дамаскин опирался на учение Платона о вечных и неизменных идеях, которые воплощаются в «мире вещей». Для византийского богослова образ есть «подобие и парадигма, и изображение чегонибудь, показывающее то, что на нем изображено». Он отмечает близость образа к оригиналу, но не считает его точной копией. Дамаскин выделяет шесть видов образов (образцов): естественный образ (сын по отношению к отцу), божественный замысел (мысль в Боге о мире), человек как образ и подобие Бога, знаковый образ (пророческие знаки и знамения), дидактический образ (как воспоминание о прошедшем, «о чуде и добродетели... или о зле»). Рассматривая изображение как частный случай образа, а икону как частный случай изображения, он призывает воспроизводить все события из земной жизни Иисуса Христа: через лицезрение иконы, содержащей «божественную благодать», человек как бы приобщается к мистическому единению с Богом. В гимнографии Иоанн Дамаскин следовал раннехристианским традициям, от которых отказался Роман Сладкопевец. Он вновь ввел в литургическую поэзию классическую античную просодию (соотношение слогов по ударности, долготе или высоте) и усложнил структуру канона, добавив акростихи. Его лирика отличается, утонченностью стихотворной формы, рассудочностью, сквозь которую нередко прорываются выразительные интонации. Церковная традиция приписывает Иоанну Дамаскину музыку к его гимнам и создание системы ихосов. Он упорядочил литургию и систематизировал песнопения, заимствованные из сирийской церкви. В словаре Суда о нем говорится как об «одареннейшем муже, дышащем прекрасной музыкой». Литургическая поэзия Иоанна Дамаскина вошла в православную литургию Древней Руси. К его лирике обращался А.К. Толстой, переложивший знаменитый заупокойный гимн «Как сладость житейская все привременных пристрастие» («Какая сладость в жизни сей земной печали не подвластна»). С.И. Танеев создал лирикофилософскую кантату «Иоанн Дамаскин» на слова А.К.Толстого (1884 г.). Византийскому богослову посвятили свои кантаты и оратории В.С. Калинников (1892 г.), М. Чернов (1906 г.), Б. ФитигофШель (1879), Д. Шведов (1918).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь

Найдено схем по теме ИОАНН ДАМАСКИН — 0

Найдено научныех статей по теме ИОАНН ДАМАСКИН — 0

Найдено книг по теме ИОАНН ДАМАСКИН — 0

Найдено презентаций по теме ИОАНН ДАМАСКИН — 0

Найдено рефератов по теме ИОАНН ДАМАСКИН — 0