ИОАНН ДАМАСКИН

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИОАНН ДАМАСКИН
кон. 7 в. — ок. 754) — визант. богослов и философ. Родом из Дамаска. Выступил идейным руководителем т.н. иконопочитателей — защитников крупн. монастыр. землевладения. Отстаивал тезис о превосходстве духов. власти над светской. И. Д. принадлежат многочисл. соч. философск. и богослов. хар-ра («Источник знания» и др.).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Иоанн Дамаскин
(ок. 675–753) – отец и учитель Церкви. Родился в Дамаске, но покинул его и стал монахом в обители близ Иерусалима, где и скончался. В истории православного богословия роль И. Д. определяется его трудами систематического характера. Он – автор обширного догматического свода «Источник знания», третья часть которого («Точное изложение православной веры») подытоживает святоотеческий богословский опыт предшествующих веков. Это сочинение сыграло большую роль в развитии богословской мысли как христ. Востока, так и Запада. В Х в. оно было переведено на слав. язык и стало доступно русским православным. И. Д. получил известность также благодаря своим духовным стихам (некоторые из них стали церковными песнопениями) и критикой иконоборцев, отвергавших почитание святых икон. Память его 17 декабря по нов. ст.

Источник: Краткий православный словарь.

ИОАНН ДАМАСКИН
ок. 675-753 гг.) — один из отцов церкви, богослов и гимнограф. Служил при дворе калифа в Дамаске, ок. 736 г. принял пострижение в монастыре св. Саввы близ Иерусалима. Известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях» ) и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Автор трех защитительных слов в поддержку иконопочитания, в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «служение», подобающее только Богу, и «поклонение», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Наконец, церковное предание приписывает Иоанну ряд канонов, изменивших ход утрени. составление «Октоихи» и множество тропарей, кондаков и стихир, посвященных различным святым и праздничным событиям. Память 4 (17) декабря.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

ИОАНН ДАМАСКИН
´Ioannns o Damasxnnos) (ок. 675 - между 749 и 753) - христ. богослов и церк. писатель. Род. в Дамаске в зажиточной христ. семье и, возможно, был нек-рое время финанс. чиновником при дворе халифов. Активно выступал против иконоборчества, а также против манихейства и несторианства. Осн. соч. - "Источник знания" - состоит из 3 частей; "Диалектики", где И. Д. доказывает, что логика есть инструмент богословия, как и философии; книги "О ересях"; "Точного изложения православной веры". И. Д. принадлежат также полемич. и др. соч., в т. ч. церк. песнопения. Вопрос о принадлежности И. Д. романа о Варлааме и Иоасафате спорен. И. Д. не оригинален и ставил своей задачей лишь систематизацию богословского учения своих предшественников. Он выдвинул мысль о том, что философия должна быть лишь "служанкой богословия". Части "Источника знания" были переведены на слав. (10 в.) и лат. (12 в.) языки; в 16 в. труды И. Д. переводил на рус. язык Андрей Курбский. Причислен церковью к "лику святых".

Соч.: PG, v. 94-96; в рус. пер. - Полное собр. творений св. Иоанна Дамаскина, т. 1, СПБ, 1913.

Лит.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, M?nch., 1959, S. 476-86.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ИОАНН ДАМАСKИН
(ок. 675 – ок. 780) – преподобный, знаменитый писатель и церковный поэт. Св. Иоанн Дамаскин в молодости служил при дворе халифа и был правителем города Дамаска. Родом из Сирии, он жил в середине VIII столетия, когда в Византийской империи свирепствовала иконоборческая ересь: иконы уничтожались, а почитатели их сурово преследовались. Будучи высокообразованным человеком и одаренным писателем, Иоанн Дамаскин убедительно писал в защиту православного почитания икон. Греческий император Лев Исавр, убежденный иконоборец, приказал своему писцу изучить почерк св. Иоанна и как бы от его имени написать письмо, адресованное византийскому императору, в котором Иоанн якобы предлагает свои услуги Исавру в свержении халифа. Это подложное письмо император Исавр отослал халифу в доказательство своей дружбы и измены Иоанна Дамаскина. Восточный деспот, не разобрав дела и не приняв объяснений Иоанна, приказал заключить его в тюрьму и отсечь ему правую руку, якобы написавшую изменническое письмо. Имея с собой в тюрьме икону Божией Матери, св. Иоанн положил перед нею свою отсеченную руку и долго молился перед иконой, изливая свое горе. Во сне Пречистая Дева явилась страдальцу и, милостиво взирая на него, сказала: «Вот, рука твоя здорова, не скорби более». Иоанн проснулся и с радостным изумлением увидел, что отсеченная рука приросла к своему месту и стала здоровой, как и раньше. Остался только узкий шрам, напоминавший о казни. В избытке радости и благодарности к милостивой Заступнице, в душе Иоанна сложилась песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь...». Эта песнь до сих пор поется в храме. Весть о чуде дошла до халифа, и он, вызвав Иоанна, терпеливо разобрал его дело и убедился в его невинности. Сознавая себя виноватым перед Иоанном, халиф, чтобы загладить свою несправедливость, предлагал ему крупную награду и высокие почести. Но Иоанн, осознав, как непрочны земные блага и мирская слава, отказался от всего. В благодарность Божией Матери он заказал из серебра изображение кисти его руки и прикрепил ее к иконе, перед которой совершилось чудо. Эта икона получила название «Троеручица».
Раздав свое имущество, он в одежде простолюдина удалился в обитель св. Саввы Освященного на расстоянии 25 километров на юго-восток от Иерусалима. Так как Иоанн был очень знаменитым человеком, никто из монахов лавры св. Саввы не решался брать его к себе на послушание. Наконец, один старец согласился им руководить с условием, что Иоанн ради смирения больше ничего не будет писать. Иоанн согласился и начал жить и трудиться в монастыре, как обыкновенный инок.
Через несколько лет у одного монаха, дружившего с Иоанном, умер отец, и он попросил Иоанна написать для него какую-нибудь заупокойную молитву. В приливе вдохновения св. Иоанн написал молитвы-гимны, которые до сих пор поются в храме при отпевании.
Узнав, что Иоанн нарушил послушание, на него наложенное, и написал молитву, старец разгневался на него и хотел изгнать из монастыря. Тогда вся братия обители стала просить за Иоанна. Старец согласился простить ослушника с условием, что он своими руками вычистит все грязные места в обители. Св. Иоанн смиренно исполнил это суровое требование своего старца. После Богоматерь явилась во сне старцу и сказала: «Не заграждай более источника Моего. Дай ему течь во славу Божию». Проснувшись, старец понял, что Богу угодно, чтобы Иоанн Дамаскин посвятил себя писательскому труду.
С тех пор уже никто не препятствовал Иоанну писать богословские сочинения и составлять богослужебные молитвы. В течение нескольких лет непрерывных трудов он обогатил Церковь многими сочинениями, молитвами и богослужебными канонами, до сих пор украшающими православное богослужение. Многие песни пасхального, рождественского и других праздничных богослужений принадлежат его перу. Им же составлен Октоих (Восьмигласник), употребляемый на воскресных богослужениях. Будучи проникновенным богословом, св. Иоанн Дамаскин написал знаменитую книгу «Точное изложение православной веры», в которой суммировал основные истины христианства. Скончался он в возрасте 104 лет. Память 4 (17) декабря.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ИОАНН ДАМАСКИН
арабское имя Мансур, ок. 674 – 749/750) – уроженец Дамаска, столицы халифата Омейядов, гимнограф и богослов, стремившийся к созданию целостной системы ортодоксального христианства, вождь иконопочитателей. В «Житии Иоанна Дамаскина» сообщается о его отце, занимавшем важный пост в финансовом ведомстве халифа, об учебе в отцовском доме, о занятиях грамматикой, арифметикой, этикой, диалектикой, астрономией вместе с приемным братом Косьмой. Покинув Дамаск, Иоанн стал монахом монастыря св. Саввы близ Иерусалима и неофициальным советником иерусалимского патриарха. На протяжении всей своей жизни он вел непримиримую борьбу с несторианами, манихеями и иконоборцами, доказывая, что Бога, принявшего человеческую плоть и жившего среди людей, изображать необходимо «для путеводительства к знанию, для откровения и обнародования скрытого». Дамаскин рассматривал иконы как символ, приводящий молящегося к прообразу, как «писания для неграмотных» заменяющие им книги. Он предлагал ввести строгие правила – каноны, – которые не позволяли бы живописцам обращаться к личным, субъективным впечатлениям в процессе создания всеобщих образов. Иконоборцы называли его «сочинителем зла», первым поборником «иконодумии». К богословским трудам Иоанна Дамаскина, оказавшим влияние на западноевропейскую схоластику (Фома Аквинский), относятся «Диалектика», трактаты «О ересях» и «Точное изъяснение православной веры». Последующие богословы дали общее название всем трем сочинениям – «Источник знания», цель которого – снабдить образованных христиан суммой научных сведений о предметах веры и устройстве мироздания. В «Диалектике» Иоанн Дамаскин дал шесть определений философии («познание сущего», познание божеского и человеческого», «попечение о смерти», «уподобление богу», «начало всяческого искусства ... и всяческая наука», «любовь к мудрости»), назвав «истинной философией» «любовь к Богу». Он изложил основные логические понятия, использовав труды Аристотеля и его комментаторов. О содержании трактата «Точное изъяснение православной веры» говорят названия его глав («О свете, огне и светилах – солнце, луне, звездах», «О воздухе и ветрах», «О водах», «О способности воображения», «О способности памяти» и т.д.), в которых отражены христианские представления о мироустройстве: Бог – извечное непознаваемое начало, создавшее природу и человека из разумной души и плоти; Земля – шар, окруженный тремя неподвижными небесными сферами и омываемый Океаном, который дает воду морям и рекам; семь планет вращаются в противоположную движению Земли сторону; облака и дожди являются результатом парообразного действия Солнца и т.д. В повествование вводятся цитаты, всевозможные выписки преимущественно из Священного Писания и из трудов «испытанных наставников» – отцов церкви. В разработке теории образа, сыгравшей большую роль в восстановлении иконопочитания, Иоанн Дамаскин опирался на учение Платона о вечных и неизменных идеях, которые воплощаются в «мире вещей». Для византийского богослова образ есть «подобие и парадигма, и изображение чегонибудь, показывающее то, что на нем изображено». Он отмечает близость образа к оригиналу, но не считает его точной копией. Дамаскин выделяет шесть видов образов (образцов): естественный образ (сын по отношению к отцу), божественный замысел (мысль в Боге о мире), человек как образ и подобие Бога, знаковый образ (пророческие знаки и знамения), дидактический образ (как воспоминание о прошедшем, «о чуде и добродетели... или о зле»). Рассматривая изображение как частный случай образа, а икону как частный случай изображения, он призывает воспроизводить все события из земной жизни Иисуса Христа: через лицезрение иконы, содержащей «божественную благодать», человек как бы приобщается к мистическому единению с Богом. В гимнографии Иоанн Дамаскин следовал раннехристианским традициям, от которых отказался Роман Сладкопевец. Он вновь ввел в литургическую поэзию классическую античную просодию (соотношение слогов по ударности, долготе или высоте) и усложнил структуру канона, добавив акростихи. Его лирика отличается, утонченностью стихотворной формы, рассудочностью, сквозь которую нередко прорываются выразительные интонации. Церковная традиция приписывает Иоанну Дамаскину музыку к его гимнам и создание системы ихосов. Он упорядочил литургию и систематизировал песнопения, заимствованные из сирийской церкви. В словаре Суда о нем говорится как об «одареннейшем муже, дышащем прекрасной музыкой». Литургическая поэзия Иоанна Дамаскина вошла в православную литургию Древней Руси. К его лирике обращался А.К. Толстой, переложивший знаменитый заупокойный гимн «Как сладость житейская все привременных пристрастие» («Какая сладость в жизни сей земной печали не подвластна»). С.И. Танеев создал лирикофилософскую кантату «Иоанн Дамаскин» на слова А.К.Толстого (1884 г.). Византийскому богослову посвятили свои кантаты и оратории В.С. Калинников (1892 г.), М. Чернов (1906 г.), Б. ФитигофШель (1879), Д. Шведов (1918).

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
235.98 кб

Преподобный Иоанн Дамаскин и полемика с исламом

А. А. Пешков
Читать PDF
838.47 кб

Автор и герой в поэме А. К. Толстого "Иоанн Дамаскин"

Федосеева Татьяна Васильевна
А. К. Толстой поэт реалистической эпохи, сохранивший романтический тип художественного сознания.
Читать PDF
88.47 кб

Иоанн Дамаскин как ключевая фигура византийской церковной музыки

Дрык Семен Викторович
Статья повествует о византийской музыкальной культуре периода иконоборчества, который стал одной из важнейших и сложных эпох эволюции церковной музыки.
Читать PDF
94.58 кб

Космологические представления у Иоанна Дамаскина и их античный контекст

Бирюков Дмитрий Сергеевич
Статья посвящена космологическим представлениям Иоанна Дамаскина.
Читать PDF
274.76 кб

Житие Иоанна Дамаскина как основа сюжета поэмы А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин»

Антонова М.В.
Данная статья посвящена проблеме выявления источника поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин», а также сравнительно сопоставительному анализу текста поэмы и Жития святого с целью определения сущности творческой переработки сюжета.
Читать PDF
199.08 кб

Танеева православной кантаты и его реализация: «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»

Лукина Галима Ураловна
Статья посвящена анализу танеевских кантат «Иоанн Дамаскин» (ор. 1) и «По прочтении псалма» (ор. 36) с позиции музыкального воплощения идей, созвучных русской религиозной философии.
Читать PDF
182.08 кб

Философское объяснение природного единения в труде преподобного Иоанна Дамаскина «Источник Знания»

А. В. Ворохобов

Похожие термины:

  • Св. Иоанн Дамаскин

    О жизни преподобного Иоанна Дамаскина — последнего из великих отцов Восточной церкви — мы знаем немного. Родился он около 675 г. в Дамаске, который находился тогда под властью арабов. Родители его
  • Прп. Иоанн Дамаскин

    ум. ок. 750) был главным борцом с иконоборческой ересью на ее первом этапе, разработав богословие иконы. Его главный труд "Точное изложение Православной веры" явился образцом для всех последующих изл