Иоанн II, митрополит киевский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Иоанн II, митрополит киевский

— митрополит киевский, по происхождению грек, правил от 1080 до 1088 г. Летописец называет его "добрым и кротким" и, вместе с тем, "хитрым в книгах и ученьи". Он известен двумя посланиями: 1) к папе римскому Клименту и 2) к черноризцу Иакову (см.). Первое послание, сохранившееся во многих списках славянских, греческих и латинских, вызвано обращением папы Климента III, желавшего сблизиться с вост. иерархами (см. подробнее у Неволина: "О митропол. И. II, как сочинителе послания к папе", в "Изв. Акад. Наук", т. II, и у Григоровича: "Послание митропол. И. II", в "Учен. Зап. Акад. Наук", т. I). Второе, сохранившееся только в славянских рукописях, канонического содержания.


{Брокгауз}





Иоанн II, митрополит Киевский


— митрополит Киевский.


По происхождению грек (по другим предположениям, болгарин).


С 1077 года (по другим источникам, с 1080 года) — митрополит Киевский.


В сан митрополита возведен Константинопольским патриархом Николаем Грамматиком.


Глубокое и всеобщее уважение заслужил митрополит Иоанн в Киеве. Замечательный отзыв о нем дал известный русский летописец преподобный Нестор († ок. 1114; память 27 октября/9 ноября). Он, восхищенный высокими качествами митрополита Иоанна, говорит, что "подобного ему еще не было на Руси да и не будет; это муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому — богатому и бедному, смиренный и кроткий любитель молчания, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных".


В этой краткой характеристике перед нами встает замечательный облик святителя. Проследим эти характерные черты митрополита Иоанна на примерах его жизни.


Искусный в книгах и учении, он был муж, по словам апостола, учителей. Он хорошо знал Священное Писание и каноны Святой Церкви. В учительстве своем святитель Иоанн следовал всецело учению святой Церкви, наставлял паству свою православным догматам и истинному благочестию. Причем характер его учительства отличался особой мягкостью, смиренным тоном и убедительностью. Таков его ответ на послание антипапы Климента III о церковном единстве.


Важное значение в характере митрополита Иоанна занимает его милосердие в отношении к убогим и вдовицам. Оно выражалось в сочувствии бедствующим и нуждавшимся.


Кроме названных выше качеств святителя, его отличали и другие не менее важные: рассудительность в надзоре за архипастырями, пастырями и паствою. Выражалось это в усердном хранении нравственности, в соблюдении церковных канонов, в ревности с отсечением человекоугодия пред сильными мира сего, в благоговейном отношении к святыням церковным.


Таким образом, святитель Иоанн был истинным пастырем своего словесного стада. Его даже называли "пророком Христовым".


Впервые на Руси митрополит Иоанн стал носить белый клобук, потому что, как полагают историографы, святитель среди митрополитов домонгольского периода представлял собою явление выдающееся и даже исключительное.


О его деятельности в епархии известно лишь то, что в 1086 году он основал храм святого апостола Андрея Первозванного в Андреевском монастыре; в 1087 году торжественно предал погребению тело убитого князя Ярополка Изяславича и освящал храм Михаила Архангела в Выдубицком монастыре; 14 августа 1089 года он освящал "чудную" — Великую церковь Печерскую в честь Успения Пресвятой Богородицы.


31 августа 1089 года митрополит Иоанн скончался.


Труды:


Послание к папе Клименту III, или послание "к архиепископу римскому от Иоанна об опресноцех" // Калайдович К. Ф. Русские достопамятности. — М., 1815. — Ч. 1, с. 86—103. Послание или Правильные ответы к Иакову Черноризцу на разные случаи церковные // Никольский Н. К. Материалы для повторного списка русских писателей и их сочинений (X— XI вв.). — СПб., 1906, с. 211—225.


Литература:


Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. — 6-е изд. — Киев и СПб., 1881, с. 28. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 134. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. — М., 1888, пер. 1, с. 76, пр. 101; с. 122, пр. 181; 202—204, 237. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 15. Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. — СПб., 1827.


Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI-XV вв.). — М., 1878. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. — М., 1900—1911. — Т. 1, с. 358. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902; вып. 3, с. 250—252.


Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви // Под ред. Е. Поселянина (приложение к журналу Русский паломник. — 1908). — СПб., б. г., август, с. 174—175.


Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 2-е изд., с доп. — Чернигов, 1865. — Т. 2, август, с. 144—152.


Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885, август, с. 481. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 19, 32. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 244. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 149. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 1.


Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 16.


Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921. — Т. 1, с. 88; т. 2, с. 276. Православный собеседник. — Казань, 1858, март, с. 437, 438. — 1866, октябрь, с. 155—162.


Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 8, с. 71.


Хибарин И. Русская Церковь — дружба между народами // Журнал Московской Патриархии. — М., 1959, № 11, с. 48—51. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 1102. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 283—285.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 12.


Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 2, с. 131,132,171.


Творогов О. В. Иоанн (ум. 1089 г.) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987. — Вып. 1, с. 206—208.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Иоанн, митрополит киевский (II)

— митрополит киевский, второй этого имени, грек из Константинополя, поставленный в митрополиты, по новейшим исследованиям митрополита Макария и Е. Е. Голубинского, не позже 1077 г., скончался в 1088 или в 1089 г. В летописи находятся лишь краткие упоминания о некоторых фактах его жизни: о погребении им в Киеве князя Ярополка (в 1086 г.), об освящении им церкви Выдубицкого монастыря и церкви Пресвятой Богородицы в Киево-Печерском монастыре. Современники называли его "пророком Христовым", летописец от себя называет его "блаженным и добрым" и говорит, что он был муж искусный в книгах и учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый со всяким — богатым и бедным, смиренный, кроткий, обладавший даром слова, умевший своими святыми беседами утешить печальных, и вообще был такой митрополит, какого на Руси не было прежде, и после не будет. Известные под его именем два сочинения: "послание к папе Клименту", называемое в рукописях также посланием "к архиепископу Римскому об опресноцех" или поучением "седми собор на Латину" и "церковное правило" или "послание к черноризцу Иакову" служат доказательствами его высоких умственных и нравственных качеств и принадлежит к числу замечательнейших произведений древне-русской литературы. "Послание к папе Клименту", сохранившееся во многих списках, в греческом подлиннике, а также в латинском и древне-русском переводах, долгое время возбуждало недоумения относительно принадлежности его митрополиту Иоанну II. Еще в 1809 г. Фабриций высказывал убеждение, что оно писано к папе Клименту VIII, занимавшему папский престол с 1592 по 1605 г.; впоследствии он относил это послание к 1549 г. Между тем в латинском переводе послание было издано Герберштейном еще в 1549 г., а славянский перевод его найден в рукописи XIV в.; митрополит Евгений и архиеп. Филарет черниговский считали его произведением митрополита Иоанна III или Иоанна IV (1164—1166). Многолетние недоумения ученых решены архиеп. Филаретом: в "Обзоре русской духовной литературы" он высказал положение, что послание писано к папе Клименту III и что, следовательно, "Иван худый, митрополит русский", подписавшийся под посланием, есть именно митрополит Иоанн II, так как его преемник, носивший то же имя, был по словам летописи "человек не книжный и простец" и отнюдь не был писателем. При этом преосвященный Филарет объясняет, почему в рукописях послание адресуется к архиепископу (а не к "папе") римскому: папа Климент III был поставлен по воле императора Генриха IV при жизни папы Григория VII и русский переводчик послания не хотел вероятно называть папой антипапу. Мнение архиепископа Филарета об Иоанне II как авторе послания было впоследствии установлено окончательно в статье неизвестного автора в "Православном Собеседнике". В видах большего успеха в борьбе с Григорием VII и Урбаном II, Климент III пытался сблизиться с церковию восточною и в этом смысле писал послание русскому митрополиту: из текста послания Иоанна II видно, что оно служит ответом Клименту III. Послание Иоанна замечательно по духу кротости и любви, вообще редкому в полемике восточных и западных богословов, по горячему сочувствию, с каким русский митрополит относится к предложению Климента III, и по осмотрительности, с какою он принимает распространявшиеся в то время в Византии обвинения латинян в ересях, наконец — по исполненному достоинства сознанию безусловной правоты православия в его разномыслии и о некоторым пунктам церковного учения с католичеством и по значительной для того времени эрудиции. В заключении своего ответа митрополит Иоанн предлагает папе адресоваться к патриарху константинопольскому "и сущим с ним епископам, которые яко светила в мире сияют". — Еще более замечательно второе сочинение митрополита Иоанна II — его "Правило церковное" или "Послание к черноризцу Иакову", после "Устава" Св. Владимира предоставляющее самый ценный памятник для истории древне-русского церковного права. По форме своей "Правило" принадлежит к числу так называемых "канонических ответов", какие по временам писались на востоке представителями церкви на предложенные им вопросы и которые хотя не имели силы постановлений соборов, тем не менее служили руководством в церковной жизни; в этом отношении творение Иоанна имеет сходство с почти современными ему ответами новгородского епископа Нифонта на вопросы Кирика. Слог этого сочинения крайне неправилен и малопонятен; предполагают, что или Иоанн написал "Правило" сам по-русски, недостаточно хорошо владея русским языком, или что оно написано автором по-гречески, и переведено лицом, недостаточно хорошо владевшим греческим или русским языком. Содержащиеся в посланий правила изложены не в порядке предметов, которых касаются, а в порядке вопросов Иакова, на которые служат ответами; всех глав по одним спискам 27, по другим — 26; всех частных правил насчитывается 35; они касаются предметов веры, церковных священнодействий и церковной святыни, иерархии и духовенства, отношений брачных, семейной жизни, наконец отношений к латинянам, евреям и язычникам. Кроме первостепенного значения в отношении церковно-каноническом, правило митрополита Иоанна имеет не меньшее значение в отношении истории русского общественного быта и культуры: автор послания подвергает отлучению тех, которые поклоняются "бесам, болотам и кладязям", "творят волхвования и чародеяния", гуманно восставая против смертной казни и изувечения виновных в этих грехах — черта, напоминающая высоко-просвещенные наставления Владимира Мономаха. Духовным лицам митрополит запрещает употребление цветных одежд; не воспрещает им ходить к мирянам на пиры, но предписывает оставлять таковые, как только на них начнутся "играния, плясания и гудения"; из правил 7, 15, 21 и 31 узнаем, что существовало в народе мнение, будто церковное венчание приличествует одним князьям и боярам, а что простые люди могут обходиться и без него, а также об обычае иметь по две и по нескольку жен; с латинянами автор разрешает трапезничать ради любви Христовой; если кто хочет избегать этого под предлогом сохраненья чистоты, пусть избегает; нужно, однако, наблюдать, чтобы от этого не произошел соблазн и вражда; тех, которые не соблюдают уставов церкви относительно пищи, если не послушают увещания, следует предоставлять их собственной воле, как противников веры; человека, слугу, не следует продавать ни жидовину, ни еретику и т. д. — Эти немногие выдержки из правила митрополита Иоанна с одной стороны характеризуют эпоху, а с другой — и в самом митрополите показывают личность просвещенную и гуманную.


"Послание Иоанна к Клименту" на греческом языке издано Григоровичем в "Ученых Записках II отд. Академии Наук", I, отд. III, 1—20, затем Софоклом Икономосом в Афинах в 1888 г., лучшее издание А. С. Павлова, в приложении к его сочинению: "Опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян"; русский перевод издан Калайдовичем в "Памятниках русской словесности XII в." и Павловым же, в приложении к названному сочинению. Изложение и обследование этого послания у Макария, во II т. "Истории русской церкви", в статье Неволина, в "Известиях" второго отделения Академии Наук, т. II, стр. 96, в названном сочинении А. С. Павлова и в труде А. Н. Попова: "Историко-литерат. обзор древне-русских полемических сочинений против латинян". "Послание к Иакову" напечатано в "Русских Достопамятностях", т. I, стр. 85 и след., более исправно — в приложениях ко II тому "Истории русской церкви" митрополита Макария.


Об Иоанне, его сочинениях и жизни вообще — "Пол. собр. рус. лет.", І, 88, II, 276; "Bibliotheca graeca", t. XII, р. 197; Евгений, "Словарь писат. духов. чина"; Филарет, "История рус. церкви" и его же "Обзор рус. духов. литер."; "Православный Собеседник", 1866, сентябрь; Макарий, митр., "История русской церкви", II; Голубинский, "История русской церкви", І.


Н. Б.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008