Ипатьевская летопись

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
летописный свод 13 - начала 14 вв., сохранившийся в списке 15 в. Восходит к южно-русскому летописному своду конца 13 в. Включает "Повесть временных лет" с продолжением до 1117, Киевский свод конца 12 в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Ипатьевская летопись
памятник русского летописания. Название получила по местонахождению ее текста в Ипатьевском монастыре (близ Костромы). Датируется XV в. и содержит в себе три основных части: "Повесть временных лет" (второй известный вариант ее в Лаврентьевской летописи), Киевский свод конца XII в., галицко-волынские летописные записи. Изложение событий в летописях доходит до XIII в. Написаны в Северо-Восточной Руси, куда в связи с монголо-татарским нашествием переместился центр русской жизни.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
древнейший памятник южнорус. летописания; летопись получила назв. по местонахождению ее списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского списка нач. 15 в., открытого Н. M. Карамзиным (хранится в Б-ке АН СССР), самостоят. значение имеет Хлебниковский список 16 в. (Гос. публичная б-ка им. Салтыкова-Щедрина). Другие списки - Погодинский, Ермолаевский и Краковский - восходят в конечном счете к Хлебниковскому. Ипатьевский и Хлебниковский списки, существенно отличаясь друг от друга, восходят к общему протографу - южнорус. летописному своду кон. 13 в. Впервые И. л. была издана с 1111 во 2-м т. Полного собр. рус. летописей в 1843, а полностью текст издан в 1871 и переиздан в 1908 А. А. Шахматовым. Новое издание было начато в 1923, но вышел только 1 выпуск (до 1146). В 1963 издание 1908 воспроизведено фототипич. способом. И. л. но составу разделяется на три осн. части: первая - "Повесть временных лет" с продолжением до 1117; вторая (события 1118-1199) - Киевский свод кон. 12 в.; третья (до 1292) - в основном галицко-волынские летописные записи, к-рые, судя по Хлебниковскому списку, в оригинале летописи не имели разбивки по годам. И. л. является ценнейшим источником по истории Юго-Зап. Руси до кон. 13 в. Замечат. особенностью ее является светский характер ряда рассказов. Мн. галицко-волынские записи отличаются ярким, образным языком, поднимающим летопись до уровня поэтич. произведения.

Лит.: Шахматов А. A., Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв., М.-Л., 1938, гл. 4-5; Приселков М. Д., История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940, гл. 2; Черепнин Л. В., Летописец Даниила Галицкого, в сб.: ИЗ, (т.) 12, (M.), 1941; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-историч. значение, М.-Л., 1947; Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, М., 1950, с. 17-133.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЛЕТОПИСЬ ИПАТЬЕВСКАЯ
см. также Летописи) летописный свод, содержащий сведения об истории южнорусских княжеств и Галицко-Волынской Руси. Л. И. получила свое наименование по старшему списку (1-й четв. XV в., третьему по старшинству среди списков русских летописей), принадлежавшему Костромскому Ипатьевскому монастырю. Остальные 6 списков относятся к XVI—XVII вв. Летопись состоит из трех основных компонентов. Она открывается полным текстом Повести временных лет, доведенным до 1117 г. А. А. Шахматов считал, что в Л. И. содержится третья редакция Повести (тогда как в Летописи Лаврентьевской — более ранняя, вторая), но взаимоотношение редакций еще требует уточнения и не исключено, что Повесть в Л. И. лучше сохранила первоначальный текст. Второй компонент Л. И. —так называемая Киевская летопись, составленная, как полагают, в 1199 г. игуменом Выдубицкого монастыря (в Киеве) Моисеем. Киевская летопись, в свою очередь, является сводом, включавшим летописцы киевских князей. Существует предположение, что Киевская летопись — это свод киевского князя Рюрика Ростиславича, включающий в переработанном виде семейную хронику Ростиславичеи, летописец Переяславля Южного и Черниговский летописец Игоря Святославича. Однако в вопросе о происхождении Киевской летописи и ее источников существуют разные точки зрения (А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, В. Т. Пашуто, Б. А. Рыбакова): поскольку редакционная переработка последнего сводчика в значительной мере “смыла” швы между прежними компонентами, вероятно, изменила и прежние оценки и формулировки. В то же время бесспорным остается тот факт, что Киевская летопись — ценнейший источник по истории Южной Руси XII в., подробно воспроизводящий сложную политическую обстановку тех лет — непрерывную борьбу за Киевский великокняжеский стол двух могущественнейших княжеских группировок — Мономашичей (прежде всего потомков сыновей Владимира Мономаха — Мстислава Великого и Юрия Долгорукого) и Ольговичей (потомков Олега Святославича, которым принадлежала Черниговская земля). В Киевской летописи содержится и обстоятельная летописная повесть о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Третий компонент Л. И.— Галицко-Волынская летопись: это самостоятельный, независимый от общерусского летописания памятник, который первоначально не имел даже традиционной для остальных летописей разбивки по годам; даты были проставлены позднее, при включении Галицко-Волынской летописи в состав Л. И. Галицко-Волынская летопись содержит сведения о событиях в Галицком и Волынском княжествах с 1205 по 1292 г., а также международных связях Руси в этот период. Источники летописи разнообразны: это княжеские летописцы, княжеские грамоты, отчеты послов, рассказы очевидцев, воинские повести, фрагменты из других летописей. Составители Галицко-Волынской летописи обращались и к литературным источникам: к греческим хроникам, к “Истории Иудейской войны” Иосифа Флавия, один из летописцев извлек цитаты из “Слова о Законе и Благодати” митрополита Илариона. Исследователи (особенно А. С. Орлов, Д. С. Лихачев и И. П. Еремин) рассматривали художественные особенности Киевской и Галицко-Волынской летописей, оценивая их как выдающиеся памятники древнерусской литературы. Изд.: Ипатьевская летопись // ПСРЛ.— Т. 2.— СПб., 1908 (переизд.: М., 1962); Галицко-Волынская летопись / Подг. текста, перевод и комм. О. П. Лихачевой // ПЛДР: XIII век.— М., 1981.—С. 236—425, 564—602. Лит.: Орлов А. С. К вопросу об Ипатьевской летописи // ИОРЯС.— 1926.— Т. 31.— С. 93—126; Приселков. История русского летописания.— С. 44—56; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение.—М.; Л., 1947.—С. 176—267, 431—433; Еремин И. П.; 1) Киевская летопись как памятник литературы // ТОДРЛ.— 1949.— Т. 7.— С. 67—97; 2) Волынская летопись 1289—1290 гг.// ТОДРЛ.—1957.—Т. 13.—С. 102—117; П а-шуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси.—М., 1950.—С. 17—133; Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор “Слова о полку Игоревен.— М., 1972; Франчук В.Ю. Киевская летопись: Состав и источники в лингвистическом освещении.— Киев, 1986; Лихачева О. П. Летопись Ипатьевская // Словарь книжников.—Вып. 1.—С. 235—241. О.П. Лихачева

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Летопись Ипатьевская
Летопись Ипатьевская – общерусский летописный свод южной редакции кон. ХШ – нач. XIV в., древнейшим списком которого является Ипатьевский XV в. Рукопись эта, найденная Н. М. Карамзиным, содержит второй по древности (после списка Летописи Лаврентьевской 1377 г.) список начальной русской летописи – Повести временных лет. Л. охватывает хронологический период до 1292 г. и включает в себя три основных памятника – ПВЛ, Киевскую летопись и Галицко-Волынскую летопись.
Л. сохранилась в семи списках: 1) Ипатьевский список первой четверти XV в. (БАН, 16.4.4); завершается записями о пинских и степанских князьях 1292 г. Рукопись принадлежала костромскому Ипатьевскому монастырю. Есть пробелы, объясняющиеся неисправностью оригинала, а также перебои в повествовании в связи с тем, что в оригинале были перепутаны листы; 2) Хлебниковский список (ГПБ, F.IV.230) XVI в., юго-западного происхождения. Восходит к тому же оригиналу, что и Ипатьевский, но в ряде случаев содержит более правильные чтения и иногда восполняет пробелы Ипатьевского списка. Кроме того, сообщение о пинских и степанских князьях, завершающее Ипатьевский список, в Хлебниковском читается несколько ранее. Остальные пять списков восходят к Хлебниковскому и поэтому не имеют существенного значения для восстановления протографа; 3) Погодинский список (ГПБ, собр. Погодина, № 1401) начала XVII в., дефектный, конец утрачен. Это точная копия Хлебниковского списка, отразившая имеющиеся в нем перебои текста и перестановки; 4) Краковский список (из Пулавской библиотеки князей Чарторыских) конца XVII в., список сделан с русской рукописи 1621 г. (может быть, не непосредственно, а через список-посредник) латинскими буквами. Эта рукопись отражает текст Погодинского списка, но восполняет конец, который в Погодинском утрачен. Имеются искажения в тексте, связанные с тем, что писец плохо понимал оригинал; 5) Ермолаевский список (ГПБ, F.IV.231) конца XVII – начала XVIII вв.; 6) ГПБ, F.IV.237 – копия с Ермолаевского списка; 7) БАН, 21.3.14, 1651 г. Перечисленные рукописи подробно описаны А. А. Шахматовым в предисловии к изданию Ипатьевской летописи (ПСРЛ, т. 2, с. VI–XVI); о списке БАН, 21.3.14 в кн.: Описание Рукоп. отд. Библ. АН СССР. М.; Л., 1959, т. 3, вып. 1, с. 304–306.
Происхождение, состав и формирование текста Л. определяются специалистами по-разному. Л. имеет мало аналогий с другими летописными памятниками. Текст ее включает три основных компонента: ПВЛ – от начала летописи до статьи 1118 г. (л. 1–106 об.); Киевская летопись – от 1119 до 1200 г. (л. 106 об.–245); Галицко-Волынская летопись – от 1201 до 1292 г. (л. 245–307 об.). Однако, поскольку Л. представляет собой свод, т. е. она формировалась путем последовательного включения одного в другой разных сводов, состав ее представляется значительно сложнее. А. А. Шахматов выделил четыре источника Л.: 1) Общерусский летописный свод, составленный в Суздальской области в начале XIV в. и бывший одним из источников Л., Летописи Лаврентьевской и летописного свода Московского великокняжеского 1479 г. Однако существование этого общего источника в настоящее время в науке отвергнуто; связь между Л. и Лаврентьевской летописью достаточно убедительно объясняется влиянием южнорусского свода XII–XIII вв. на владимирское летописание XII–XIII вв. Едва ли есть необходимость предполагать протограф начала XIV в. у Л., доведенной до конца XIII в. 2) Киевский летописный свод, составленный в киевском Михайловском Выдубицком монастыре в 1199 г.; 3) Черниговский свод; 4) Галицко-Волынский свод (который используется составителем Л. уже с 40-х г. XII в.).
Об основных компонентах Л. в науке существуют следующие суждения: Первый из них – 3-я редакция ПВЛ, составленная в 1118 г. в Киево-Печерском монастыре, в Л. она вошла в составе Киевского летописного свода. Второй компонент Л. – Киевский свод 1200 г. Он (согласно А. А. Шахматову и М. Д. Приселкову) был составлен игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем и кончался сообщением о постройке вокруг Выдубицкого монастыря в 1199 г. каменной стены; под 1200 г. помещена речь игумена Моисея с благодарностью князю Рюрику Ростиславичу и с похвалой ему. Поскольку известия о Рюрике Ростиславиче и его семье содержатся в этом своде регулярно начиная с 1173 г. (притом, как отмечает М. Д. Приселков, составитель свода приписывает Рюрику деяния его предшественника – Святослава Всеволодовича), М. Д. Приселков предлагал считать Киевский свод 1200 г. великокняжеским сводом Рюрика Ростиславича. В этом своде он выделял три источника: первый из них – семейная хроника Ростиславичей, с некрологами каждому из них: Святославу (1172 г.), Мстиславу (1177 г.), Роману (1180 г.), Давыду (1198 г.). Эти некрологи, написанные традиционным этикетным языком, содержат похвалы князьям без индивидуальных характеристик и фактических сведений об их деятельности. Они написаны одним автором – Моисеем (многие из них текстуально совпадают) – в Киеве (а не в тех городах Киевского государства, где княжил тот или иной князь) в связи с получением известий о смерти князей, т. е. «хроника Ростиславичей» не содержит фактических сведений о княжении князей Ростиславичей или каких-либо местных данных. Второй источник Киевской летописи – летописец Переяславля Южного князя Владимира Глебовича, заканчивающийся описанием смерти этого князя в 1187 г. и включающий повествование о военных действиях его против половцев. Третий источник – Черниговский летописец князя Игоря Святославича, оканчивающийся сообщением о смерти в 1198 г. черниговского князя Ярослава Всеволодовича и вступлении на черниговский стол Игоря Святославича. Черниговский летописец, как полагал М. Д. Приселков, был начат при Святославе Ольговиче (отце Игоря), продолжен при Олеге и потом при его брате Игоре Святославиче – т. е. это семейный летописец Святославичей, возникший в 40-х г. XIII в. Однако летописец Игоря Святославича перерастает рамки семейного летописца; после 1120 г. (под 1123, 1140, 1142 и др. гг.) появляются сведения о черниговских князьях и епископах (за пределами семейной хроники). Это летописание велось в Киеве, а не в Чернигове (об этом можно судить, например, по враждебным – невозможным в Чернигове – сообщениям об Олеге Гориславиче). Принципы работы сводчика, сочетавшего киевский и черниговский источники, хорошо видны на примере рассказа об убийстве князя Игоря Ольговича киевлянами – в этом рассказе видны два источника: киевский рассказ (подробный, но деловой) и черниговский (условно-литературный). Приселков считает, что житийный рассказ восходит к черниговскому летописанию, поскольку под 1180 г. есть сообщение о перенесении мощей Игоря Ольговича в Чернигов стараниями его брата Святослава Ольговича, князя Черниговского. Анализируя повесть об убийстве Игоря, Д. С. Лихачев высказал мнение, что в ней соединились три повести, причем соединение это сделано небрежно и противоречиво – версия Ольговичей, канонизировавших Игоря, написанная в житийном стиле; переяславская версия – нейтральная, и киевская – оправдывающая Изяслава и обвиняющая Олъговичей и Давыдовичей. В тексте Киевской летописи, как это отмечал еще А. А. Шахматов, имеются вкрапления из Галицко-Волынского свода начиная с 40-х г. XII в., и из ростово-суздальского летописания. Влияние этого источника наблюдается во всех частях Л., но главным образом это касается Киевской летописи. Поскольку все известия, взятые из ростово-суздальского летописания, в Л. связаны с Черниговом, М. Д. Приселков считает, что они попали в Киевскую летопись через черниговский летописец Святослава Ольговича. По мнению В. Т. Пашуто, Киевская летопись доходит не до 1200 г., а до 1238 г., т. е. до нашествия татар. Он опирается на тот факт, что в статье, предшествующей в Л. ПВЛ («Се же суть имена князем киевьским, княжившим в Киеве до избитья Батыева» – л. 1–1 об. Ипатьевского списка), список князей завершается Владимиром Рюриковичем и Димитром, наместником Даниила, при котором «взяша Батый Киев». Таким образом, по мнению В. Т. Пашуто, летописец писал при дворе Даниила Романовича после нашествия татар; он же пополнил киевский текст кусками галицко-волынского летописания XII в. и использовал Киевскую летопись до 1238 г. Этим объясняется и отсутствие в Л. сведений о Романе Мстиславиче – Киевская летопись была ему враждебна, а своего летописца у него не было. После 1200 г. летописец Даниила Романович берет из Киевской летописи только те немногие сведения, которые ему были нужны для дополнения собственного галицко-волынского летописания (которое возникло при Данииле, а не при Романе, в связи с тем, что политический центр общерусской жизни после татарского нашествия переместился в юго-западную Русь, в связи с чем там и возникло княжеское летописание). Пересматривает В. Т. Пашуто и точки зрения А. А. Шахматова и М. Д. Приселкова на взаимоотношения Л. с другими летописями. Резюмируя рассуждения В. Т. Пашуто о Киевской летописи, следует предполагать наличие второго киевского свода, повествование которого было продолжено по сравнению со сводом 1200 г. и в котором были заимствования из ростово-суздальского летописания. Этот свод сохранился только в тех немногих фрагментах, которые включены в галицко-волынскую часть Л.
Третий компонент Л. – Галицко-Волынская летопись, резко отличается от предшествующего текста по стилю и по содержанию; можно считать, что это самостоятельный, почти независимый от общерусского летописания памятник. В частности, повествование в Галицко-Волынской летописи составлялось не по годам: в Хлебниковском списке вообще нет годовой сетки (как ее, по-видимому, не было в протографе), а в Ипатьевском списке годы проставлены при составлении списка, притом с механической ошибкой – при присоединении к Киевской летописи, оканчивающейся 1200 г., составитель Л. первым годом Галицкого летописца поставил 1201, хотя на самом деле события, о которых повествуется под 1201 г., произошли, как свидетельствуют другие источники, в 1205 г., так что хронологическую сетку следует сдвинуть лет на пять. Пашуто, опираясь на мнение Приселкова, считал, что первоначально летопись писалась в форме свободного рассказа, потом (в конце XIII в.) материалы были перегруппированы в соответствии с хронологией событий, но без годовой сетки, которую внес в летопись лишь редактор Ипатьевского списка.
Галицко-Волынская летопись – это уникальный источник сведений о Галицком и Волынском княжествах, а также о международных связях России этого времени, поэтому уже в XIX в. она привлекалась для исследований по истории юго-западной Руси, издавалась и цитировалась, но до 40-х г. XX в. исследования происхождения и состава этого памятника не было произведено. Вопрос об источниках и составе Галицко-Волынской летописи чрезвычайно важен. Трудность исследования ее текста заключается, во-первых, в том, что каждый последующий летописец редактировал работу своего предшественника, дополнял и включал в свой свод предыдущий в существенно переработанном виде. Во-вторых, сведения об авторах, редакторах, месте и времени написания сводов мы вынуждены черпать из самого текста летописи, так как мы не располагаем параллельными текстами, возможными источниками Галицко-Волынской летописи. Источники Галицко-Волынской летописи многообразны: это княжеские летописцы, различные документы (акты, грамоты, военные донесения, дипломатические отчеты), рассказы очевидцев о битвах и походах, воинские повести, фрагменты из других летописей (например, Повесть о битве на Калке), местное летописание (например, Пашуто утверждал существование Новогрудской Литовской летописи, откуда взяты подробные известия о литовских князьях в летописец Шварна Даниловича – однако, это считается недоказанным) и т. д. Кроме того, в Галицко-Волынской летописи есть частые обращения к книжным источникам – к переводным историческим сочинениям (греческим хроникам, к «Истории иудейской войны» Иосифа Флавия); есть в ее составе и большие цитаты из «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. Из текста летописи выясняются имена лиц, составивших отдельные документы, или авторов тех или иных рассказов; в создании летописи в качестве информаторов об отдельных событиях принимали участие тысяцкий Демьян, боярин Вячеслав Толстый, дядька Мирослав, стольник Яков, дворский Андрей, тысяцкий Димитр. Согласно гипотезе В. Т. Пашуто, Начальная Галицкая летопись, составленная в 1211 г. галицким книжником Тимофеем, вошла в состав свода, составленного в 1246 г. Кириллом (ум. 1280 г.), митрополитом Киевским, и продолженного до 1261 г. епископом Иоанном в г. Холме. После смерти Даниила Романовича летописание перешло во Владимир Волынский. Пашуто считал, что летописец Василька Романовича довел повествование до 1269 г., его продолжил короткий летописец Шварна, а затем – свод 1272–1289 гг., рассказывающий о княжении Владимира Васильковича, князя Волынского. Автором этого свода Пашуто считал епископа Владимирского Евстигния (по мнению И. П. Еремина, не меньше оснований приписывать его епископу Туровскому Марку), а А. И. Генсьорский – писца Федорца, которому Владимир поручил писать свое «рукописание» – завещание. Последний свод – Свод Мстислава Даниловича 1292 г., включил в себя также сведения о «заднепровских князьях», т. е. отрывки из местных летописей Пинска, Степани и др. Киевская и Галицко-Волынская летописи рассматриваются как выдающиеся памятники литературы. Именно на материале Киевской летописи И. П. Еремин построил свою классификацию типов летописного повествования. Кроме того, исследователи «Слова о полку Игореве» (см. Автор «Слова о полку Игореве») указывали на его близость к образной и языковой системам летописи. По гипотезе Б. А. Рыбакова, один из киевских летописцев мог быть автором «Слова о полку Игореве».
Л. оказала влияние на ряд последующих летописных памятников и, в числе их, на общий протограф Софийской I и Новгородской IV («Новгородско-Софийский свод» или «Свод 1448 г.») и на протограф Московского свода и Ермолинской летописи («Свод Феодосия–Филиппа» по А. Н. Насонову).
Изд.: ПСРЛ, 1843, т. 2 (2-е изд. под ред. А. А. Шахматова: СПб., 1908; фотомехан. переизд.: М., 1962; 3-е изд.: Пг., 1923, т. 2, вып. 1); Волынско-Галицкая летопись, составленная с концом XIII в. / Издал и объяснил А. С. Петрушевич. Львов, 1871; Летописный рассказ событий Киевской, Волынской и Галицкой Руси от ее начала до половины XIV в. / Изд. Александр Клеванов. М., 1871; Летопись по Ипатскому спискому / Изд. Археогр. ком. СПб., 1871; Древнерусские летописи / Пер. и ком. В. Панова, статьи В. Лебедева и В. Панова. М.; Л., 1936, с. 246–313; Галицъко-Волинський лiтопис, ч. 1 / Переклав i пояснив Т. Коструб. Львiв, 1936 (пер. на укр. яз.); The Galician-Volynian Chronicle / Transl. by G. A. Perfecky. M?nchen, 1973 (пер. на англ. яз.); Галицко-Волынская летопись / Подгот. текста, пер. и ком. О. П. Лихачевой. – ПЛДР. XIII век. 1981, с. 236–425.
Лит.: Фирсов Н. Н. Содержание и характеристика Галицко-Волынской летописи. Казань, 1891; Истрин В. М. Хронограф Ипатского списка... – ЖМНП, 1897, № 11, с. 83–91; Грушевський М. С. Хронольогiя подiй Галицько-Волинськоi лiтописи. – ЗНТШ, 1901, т. 41, с. 1–72; Орлов А. С. 1) К вопросу об Ипатьевской летописи. – ИОРЯС, Л., 1926, т. 31, с. 93–126; 2) О галицко-волынском летописании. – ТОДРЛ, 1947, т. 5, с. 15–24; Шахматов. Обозрение, гл. 4–5; Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. М.; Л., 1940; Черепнин Л. В. Летописец Даниила Галицкого. – ИЗ, 1941, т. 12, с. 228–253; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947, с. 176–267, 431–433; Еремин И. П. 1) Киевская летопись как памятник литературы. – ТОДРЛ. 1949. т. 7, с. 67–69 (переизд. в кн.: Еремин И. П. Литература Древней Руси. М.; Л., 1966, с. 98–131); 2) Волынская летопись 1289–1290 г. как памятник литературы Древней Руси. – ТОДРЛ, 1957, т. 13, с. 102–117 (переизд. в кн.: Еремин И. П. Литература Древней Руси, с. 164–184); Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950; Генсьорский А. И. 1) Галицъко-Волинський лiтопис (процес складання, редакцоi i редактори). Ки?в, 1958; 2) 3 коментарiя до Галицько-Волинського Лiтопису. – Iсторични джерела, Ки?в, 1969, вып. 4, с. 171–184; Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972; Франчук В. Ю. Мог ли Петр Бориславич создать «Слово о полку Игореве»?; (Наблюдения над языком «Слова» и Ипатьевской летописи). – ТОДРЛ, 1976, т. 31, с. 72–92; 2) Книжня лексика у Киiвському лiтопiсi. – Мовознавство, 1980, № 6, с. 36–43; 3) Образна мова Киiвського лiтопису. – Там же, 1982, № 3, с. 19–27; Романов В. К. Статья 1224 г. о битве на Калке Ипатьевской летописи. – Летописи и хроники. 1980. М., 1981, с. 79–103; Бибиков М. В. Сведения в Ипатьевской летописи о печенегах и торках в свете данных византийских источников XII в. – Там же, с. 55–78.
Доп.: Мельничук А. С. О языке Киевской летописи XII в. – Слов’янське мовознавство. Ки?в, 1983, с. 116–142; Франчук В. Ю. Киевская летопись: Состав и источники в лингвистическом освещении. Киев, 1986.
О. П. Лихачева

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
670.72 кб

Повесть о нашествии Батыя в Ипатьевской летописи. Часть вторая

Майоров Александр Вячеславович
В работе сделан вывод о том, что первоначальный текст южнорусской Повести о нашествии Батыя в наиболее исправном виде дошел в составе летописей новгородско-софийской группы, откуда затем этот текст с некоторыми изменениями попал в
Читать PDF
15.04 мб

Повесть о нашествии Батыя в Ипатьевской летописи. Часть первая

Майоров Александр Вячеславович
В работе сделан вывод о том, что первоначальный текст южнорусской Повести о нашествии Батыя в наиболее исправном виде дошел в составе летописей новгородско-софийской группы, откуда затем этот текст с некоторыми изменениями попал в
Читать PDF
682.86 кб

Летописная статья 6714 г. Ипатьевской летописи и вопрос о возникновении Галича

Жих Максим Иванович
Читать PDF
278.82 кб

Упоминания о монастырских храмах в Киевском своде 1198 года по Ипатьевской летописи

Валентина Игнатьевна Панова
В статье приводится информация о монастырских храмах Руси в XII в., сохранившаяся в тексте Киевского свода 1198 г. по Ипатьевской летописи. Отмечается уникальный характер изучаемых сведений.
Читать PDF
75.38 кб

Заметки об источниках по истории южнорусского летописания XII В. (ипатьевская летопись)

Котышев Д. М.
The article deals with the history of Ipatjevskaya Chronicle's text of 12th с as a source for South-Russian annals' reconstruction.
Читать PDF
575.05 кб

Киевский митрополит Федор по материалам киевского свода 1198 г. По Ипатьевской летописи

Панова Валентина Игнатьевна
Основной целью является изучение информации о киевском митрополите Федоре, упоминаемом в Киевском летописном своде 1198 г. по Ипатьевской летописи (далее – ИЛ) под 1160 (6669) и 1162 (6671) гг.
Читать PDF
217.63 кб

«Русская земля» в первой половине xii В. : из наблюдений над текстом Ипатьевской летописи за 1110-11

Котышев Дмитрий Михайлович
Анализируется понятие «Русская земля» в сообщениях Ипатьевской летописи за 1110-1150 гг., эволюция термина в рассматриваемый период, по мнению автора, отражает процесс политического распада Киевской Руси.
Читать PDF
329.49 кб

Ипатьевская летопись как источник для изучения епископских кафедральных соборов Руси в 1118–1198 гг.

Валентина Игнатьевна Панова
Киевский свод 1198 г. по Ипатьевской летописи справедливо считается княжеским летописным сводом. Основные события, упоминаемые в нем, касаются князей правящего рода Рюриковичей — истории их княжений и межкняжеских отношений.