Исидор Севильский

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Исидор Севильский
умер. 636) - церковный писатель и ученый, один из "светочей средневековья", с 600 г. - арх. Севильский. Оставил огромное литературное наследство, в т.ч. "Всемирную хронику", "Этимологию" (в 20-ти кн.) и три кн. "Сентенций" (первое систематическое изложение догматики). В католической традиции - "учитель Церкви".

Источник: История христианства. Справочник

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ
ок. 570 н.э. в Картахене — 04.04.636) — ученый, лат. писатель из состоят. семьи, был в 600 — 601 архиепископом Севильи. Ему принадлежат многочисл. естественнонауч., грамматич., ист. и теологич. соч. Важными документами по истории герм. народов явл. «Хроника», посвящ. вестготам, и история вандалов. Огромную ценность представляют «Этимологии» («Начала») в 20 кн., дающие на основе объяснения слов целую энциклопедию тогдашних знаний. И. С., будучи крупным компилятором, явился одним из наиболее значит. посредников между антич. культурой и средневековьем.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Исидор Севильский
род ок. 570 н э в Карта хене (Испания), ум. 04. 04. 636, ученый, лат. писатель из состоятельной семьи, был в 600 — 601 архиепископом Севильи. Ему принадлежат многочисл. естественнонаучные, грамматич., историч. и теологич. сочинения. Важными документами по истории германских народов являются «Хроника», посвящ. вестготам, и история вандалов. Огромную ценность представляют «Этимологии» (или «Origines» — «Начала») в 20 книгах, дающие на основе объяснения значения слов целую энциклопедию тогдашних знаний. И. С, будучи крупным компилятором, явился одним из наиболее значительных посредников между античной культурой и средневековьем.

Источник: Словарь античности. 1989

Исидор Севильский
лат. Isidorus Hispalensis)
(ок. 570 - 636 н.э.)
   писатель раннего средневековья, архиепископ Севильи, автор справочного труда «Этимология» в 20 кн., вобравшего знания античного мира. Все сведения И.С. отобраны из произведений отцов церкви, позднеантичных справочников и доступных в то время книг классических писателей с целью не допустить непосредственного обращения читателей к языческим первоисточникам.
   Исидор Севильский. Отрывки из «Этимологии» // Агрикультура в памятниках Западного Средиземноморья. М.; Л., 1936. С. 1-40; Fontaine J. Isidore de Seville... V. 1-2. Paris, 1959.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Исидор Севильский
архиепископ Севильи, ученый, латинский писатель VI – VII вв. Родился в Картахене, в состоятельной семье около 570 г., умер в 636 г. Около 600 г. занял архиепископскую кафедру в Севилье. Исидору Севильскому принадлежат многочисленные естественнонаучные, грамматические, исторические и богословские сочинения. В частности, он создал целую энциклопедию научных знаний своего времени «Начала» («Origines») в 20 книгах, а также проготскую «Истории готов, вандалов и свевов», рассказывающую о столкновении готов и византийцев с IV по VII вв., особенно подробно об их соперничестве за Южную Испанию. Описываемые в «Истории» события датированы по годам провинциального летоисчисления и по годам правления византийских императоров. В последней части хроники Исидора описываются события в Византии в период правления от императора Юстина II (565 – 578 гг.) до императора Ираклия I (610 – 641 гг.), включая нападения аваров, напряженные отношения цирковых партий и вторжение славян в Грецию. В сборнике литературных биографий «Знаменитые мужи» Исидор запечатлел жизнь латинских авторов византийской Испании, императора Юстиниана I, Иоанна Бикларского, константинопольского патриарха Иоанна IV и других деятелей.
 

Источник: Словарь античных историков. 2011

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ
Isidorus Hispalensis) (ок. 560 - 4.IV.636) - ср.-век. исп. церк. деятель и ученый. С 599 - епископ Севильский. Был широко образованным для своего времени человеком (им цитируется не менее 160 христ. и классич. авторов, в т. ч. Аристотель, соч. к-рого И. С. использует одним из первых); у И. С. мы встречаем разграничение наук на тривиум и квадривиум. Из многочисленных работ И. С. для истории имеют определ. значение "Этимологии" ("Ethymologiarum sive originum libri XX") - своеобразная энциклопедия раннего средневековья, дающая немало интересного мат-ла (напр., по агротехнике), но представляющая собой механич. компиляцию из антич. источников, "История королей готов, вандалов и свевов" ("Historia de regibus gothorum, wandalorum et suevorum"). Писания И. С. дают отчетливое представление об уровне образованности того времени. Авторитет И. С. католич. церковь стремилась использовать для обоснования папских притязаний на светское господство; в 1598 провозгласила его святым.

Соч.: PL, v. 81-84; Отрывки из "Этимологии", в кн.: Агрикультура в памятниках Зап. Средневековья, М.-Л., 1936, с. 1-40.

Лит.: Fontaine J., Isidore de S?ville et la culture classique dans l´Espagne wisigothique, v. 1-2, P., 1959.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Исидор Севильский
ок. 570-636 гг. н. э., латинский христианский писатель из знатной римско-испанской семьи (Карфаген Испанский). После смерти своего брата Леандра стал епископом Севильским (ок. 600-636 гг.). Способствовал организации школ, библиотек и скрипториев. Целью литературной деятельности И. было общее а также аскетическое и теологическое просвещение клира. И. написал множество исторических, драматических, естественнонаучных, теологических произведений. Но не был самобытным автором. Он очень много читал и делал заметки, поэтому большая часть его произведений состоит из выписок и цитат из различных языческих и христианских источников. Многих цитируемых авторов он знал лишь опосредованно. Важнейшим и наиболее известным произведением И. являются Этимологии (Etymologiarum libri XX) в 20 книгах, известные также как Начала (Origines), которые должны были заменить духовным лицам целую библиотеку и в сжатой форме изложить все те сведения, которые должен знать образованный человек. И. начинает каждый раздел с определения или описания этимологии понятия (отсюда название произведения). В кн. I-III он приводит сведения из области грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, а также музыки, то есть так называемых семи свободных искусств (septem artes liberales), а в оставшихся рассказывает о медицине, праве, философии, истории, теологии, литературе, театре, развлечениях, а также о различных естественных науках, освещает вопросы других областей знания, частью в алфавитном порядке, частью по тематическому принципу. Это типичная энциклопедия теологических и светских знаний, в течение многих веков, особенно в период каролингского ренессанса, была для Европы сводом программных знаний. Известны и меньшие по объему дидактические произведения И., например, О природе вещей (De natura rerum), трактат о небесных явлениях и о земле, а также Различия (Differentiarum libri II) в 2 книгах, словарь светских и церковных синонимов. Среди исторических произведений И. следует назвать самостоятельно написанное сочинение, прекрасный источник для изучения истории готов до 625 г., предваренное похвальным словом в честь родной Испании, О происхождении готов, царстве свебов и истории вандалов (De origine Gothorum et regno Sueborum et Vandalorum). Небезынтересно историко-литературное произведение О славных мужах (De viris illustribus), являющееся для нас единственным источником биографических данных некоторых писателей, в котором И. следует за произведениями Иеронима и Геннадия, носящими то же название. Из множества других сочинений И., особенно теологических, следует вспомнить небольшую работу Книга о числах в Священном Писании (Liber numenorum qui in sanctis scripturis occurunt), где приводятся аллегорические толкования некоторых чисел, и отдельно упомянуть сочинение из области догматической и нравственной теологии Сентенции (Sententiarum libri III) в 3 книгах. И является автором 23 эпиграмм. Собранное в произведениях И. богатство древних знаний (языческих и христианских) из разных областей жизни при его посредстве переняло средневековье. Главное произведение И. Этимологии долгие века служило — в соответствии с замыслом автора — всеобщей энциклопедией, тем более ценной, что И. никогда не был лишь некритичным компилятором чужих мыслей.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
107.19 кб

Учение Исидора Севильского о предопределении

Воронцов Сергей Александрович
В данной статье рассматривается учение Исидора Севильского о предопределении на основе 30-й главы второй книги «Дифференций» и 6-й главы третьей книги «Сентенций».
Читать PDF
154.02 кб

Понятие справедливости в трудах Исидора Севильского

Марей Елена Сергеевна
В статье анализируются употребление понятий aequitas и iustitiа в трудах Исидора Севильского.
Читать PDF
326.44 кб

Философемы в первой книге «Дифференций» Исидора Севильского

Воронцов Сергей Александрович
Историко-философское исследование мысли эпохи Раннего Средневековья по причине практически полного отсутствия собственно философских текстов вынуждено обратиться и к текстам иных традиций.
Читать PDF
1.88 мб

Исидор Севильский об образовании и интеллектуальной практике

Савинов Р. В.
Статья посвящена проблеме культурной практики и образованию периода «темных веков» и ее отражению в программе Исидора Севильского (VII в.).
Читать PDF
622.16 кб

Периодизация латыни у Исидора Севильского (Isid. Etymоl. Ix, 1, 6 7)

Черняк Александр Борисович
Читать PDF
453.95 кб

Исидор севильский как правовед: от римского права к латинскому богословию

Криницына Елена Сергеевна
В статье рассматриваются правовые идеи выдающегося деятеля культуры, писателя и просветителя Исидора Севильского (ок. 560 636).
Читать PDF
315.67 кб

Lex autem iuris est species: понятие закона (lex) в сочинениях Исидора севильского

Криницына Елена Сергеевна
Закон (lex) основа системы римского права. В правовой культуре Толедского королевства на Пиренейском полуострове эта категория была не менее актуальна. Не случайно в трудах Исидора Севильского (ок.
Читать PDF
191.95 кб

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ КЛИРА В ТРАКТАТЕ "О ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБАХ" ИСИДОРА СЕВИЛЬСКОГО

Биркин Михаил Юрьевич
В статье рассматриваются ключевые представления Исидора Севильского (ок. 560-636) о клире. Основным источником послужило сочинение «О церковных службах», которое до этого не привлекалось для этих целей.
Читать PDF
309.36 кб

Епископ Исидор Севильский и его трактат De ecclesiasticis officiis как источник сведений о литургиче

Волков Андрей Алексеевич
Теология А. А. Волков Епископ Исидор Севильский и его трактат De ecclesiasticis officiis как источник сведений о литургической традиции Древней Церкви
Читать PDF
128.06 кб

Sacerdos vs. episcopus. Использование трактата "о семи церковных чинах" Исидором Севильским (источни

Марей Елена Сергеевна
Цель статьи раскрыть методы и особенности интерпретации Исидором Севильским анонимного текста «О семи церковных чинах» (V нач. VII в.).
Читать PDF
65.96 кб

Священство епископа в Толедском королевстве первой трети vii В. По данным сочинений Исидора Севильск

Биркин Михаил Юрьевич
В статье рассматриваются представления Исидора Севильского (ок. 560-636) о священстве епископа.