Ислам в Челябинской области

Найдено 1 определение
Ислам в Челябинской области
малоизученное явление. Проникновение И. на терр. совр. Челябинской области происходило двумя путями – из Хорезма и Ср. Поволжья. Этот процесс был связан как с караванной торговлей, так и с миграциями населения. По терр. Юж. Урала проходили караванные пути, следующие из Ср. Азии в Волжскую Булгарию по сев. ветви Вел. шелкового пути. Самое раннее достоверное свидетельство проникновения и. в Приуралье – находки Левашовского могильника в Ишимбаевском р-не Респ. Башкортостан. Три серебряных дирхема и золотой динар Арабского халифата 706, 712 и 892 гг. и захоронение с вытянутыми вдоль тела руками, головой на запад позволяют считать могильник раннемус. кладбищем, родственным с салтовской культурой. Известный башкирский исследователь Р.Г. Кузеев связывает происхождение большого кол-ва башкирских патронимий (айле, бурзян и др.) с Приаральем и басс. р. Сырдарьи, которые уже с VIII–IX вв. активно выступают в качестве очага распространения и. Второй, поволжский источник распространения и. в регионе появляется и заметно усиливается с принятием ханом Алмушем в 922 г. и. в качестве гос. религии Волжской Булгарии. По свидетельству арабского автора Ибн аль-Асира, в сентябре–октябре 1043 г. более 10 тыс. юртов язычников-тюрков приняли и.: «Они лето проводят в Булгарской стороне, а зимой возвращаются в сторону Балагасуна» (местность между Балхашем и Иссык-Кулем). Это могли быть канглы, найманы, карлуки или кипчаки, патронимические подразделения которых присутствуют среди башкир и ногаев Ногайской Орды. Археологическим свидетельством проникновения и. на терр. Челябинской обл. является небольшое родовое кладбище, исследованное на сев. обл. в Большеказакбаевском 2-м курганном могильнике. По мнению историка В.П. Костюкова, все погребения здесь совершены по обряду с характерными раннемус. признаками, а радиоуглеродная дата определяет их возраст в рамках сер. XI – сер. XIII вв. След. этап исламизации тюркского населения Юж. Урала (башкир, ногаев и др.) связан с историей Золотой Орды, которая достигла своего расцвета при ханах Узбеке (1312–42) и его сыне и преемнике Джанибеке (1343–57). Узбек-хан сделал окончательный выбор в пользу и. Приняли и. в этот период и Шейбаниды, правившие в вост. части улуса Джучи, в т.ч. в Юж. Зауралье. Раскопки археологов дают наглядное представление об изменении культуры населения Юж. Урала X–XIV вв. Более 100 ныне известных курганов кочевого кипчакского населения резко отличаются по своей культуре от курганов ранних башкир X–XIII вв. Согласно Н.А. Мажитову, на данной терр. произошло распространение общеордынской культурной традиции, важной составляющей которой был и., и приведение погребального обряда в соответствие с мус. нормами. Усопших стали хоронить по мус. обряду: без сопроводительного инвентаря, головой на запад, на спине или слегка повернутыми на правый бок. С мус. культурой связаны сохранившиеся на Юж. Урале мавзолеи-кешене, в частности башня Тамерлана XIV–XV вв. в Варненском р-не Челябинской обл. С развитием и усилением процессов децентрализации Золотой Орды терр. Челябинской обл. вошла в состав Ногайской Орды. C сер. XVI в. распространение и. в Поволжье и на Юж.Урале напрямую стало определяться политикой российского прав-ва. После завоевания Казани в 1552 г. насильственно или путем предоставления льгот и привилегий проводилась политика массового крещения мусульман и язычников. Это спровоцировало масштабную миграцию мусульман Ср. Поволжья – татар, отчасти чувашей и др. этнических групп – на Юж. Урал, что усилило позиции и. в регионе. Данной миграции способствовало и то, что одним из условий принятия башкирами русского подданства в 1554–57 гг. было обещание религиозной свободы: «башкир, исповедующих и., никогда не насиловать в др. религию». Позиции России на вост. окраине были еще слабы, и все условия вхождения башкир в Русское гос-во до 1680 г. в целом соблюдались. С завершением формирования абсолютизма в стране началось наступление на религиозные права мусульман, что спровоцировало многочисленные башкирские восстания XVI–XVII вв. Несмотря на репрессии, башкиры, по словам этнографа С.Г. Рыбакова, «верные сыны и. Однако им чужд религиозный фанатизм, присущий татарам». К нач. XIX в. крещеных башкир было 1,5% ко всему населению (гл. образом военнопленные и преступники, избегавшие наказания путем крещения). В 1780-х гг. прав-во резко поменяло свою религиозную политику. Путем перевода башкир и мишарей (мещеряков) в военно-казачье сословие планировалось превратить их в активных проводников политики царизма на внешней арене. К тому же в условиях русскотурецких войн открытие в Уфе 4.12.1789 г. ОМДС должно было способствовать привлечению на сторону России народов, соседних с исторической Башкирией, в первую очередь казахов. Еще в 1775 г. Екатерина II послала указ к оренб. губернатору, вменив ему обязанность назначать мулл из казанских татар для посылки к казахам с целью распространения и., в 1776 г. приказала строить мус. школы и мечети в казахских степях, печатать учебники на казахском яз. и издавать на нем Коран за гос. счет. Также за гос. счет были построены мечети в Оренбурге, Троицке и Верхнеуральске. В условиях относительной религиозной свободы исламское образование стало носить более открытый характерр. Развитие ин-тов мус. общины происходило за счет местных благотворителей. Династия ишанов и потомственных мулл Курбангалиевых практически содержала на свои средства мектебе в д. Медиак Челябинского уезда, которое в 1885 г. превратилось в медресе, а также вкладывала значительные средства в приходы дд. Айбатово, Усманово, Имангулово, Мухаметкулуево. Известное медресе «Расулия» в Троицке было основано на деньги казахского бая Алтынсарина. На средства меценатов, в т.ч. самого ишана З.Х. Расулева, который лично внес 19 тыс. руб., были куплены и два гл. здания медресе. При поддержке меценатов действовало медресе при соборной мечети Челябинска. В XVIII в. в империи зарождается книгопечатание на старотюркском (татар.) яз. С 1903 г. при медресе «Расулия» работала типография, где печатались буквари на татарском, башкирском и казахском яз., религиозные книги, мус. календари, художественные произведения. В Троицке действовало изд-во «Хезмет», выпускались газеты и журналы «Айкап», «Акмулла». В пределах совр. Челябинской обл. было всего 229 мечетей с 166 572 прихожанами и 457 служителями культа, в т.ч. 8 ахунов, 105 хатыбов, 174 имама и 168 муэдзинов. Из них на собств. Челябинский уезд приходилось 93 мечети с 63 190 прихожанами (33 233 муж. и 29 957 жен.), в мечетях служило 5 ахунов, 61 хатыб, 74 имама и 67 муэдзинов; в Троицком и Верхнеуральском было соотв. 98 и 38 мечети, 77 936 и 25 446 прихожан. Наиболее многочисленными были мус. общины в дд. Кузяшево – 1155 чел., Куйсарино – 909, Мухаметкулуево – 660, Исянгильдино – 787, Кузбаево – 833, а также в Метелеве, Караболке, Муслюмове, Кунашаке. Самые первые мечети были построены в Мухаметкулуеве, Ялтырове (1825), Исянгильдине (1837), Байрамгулове (1837). Большинство мечетей было построено во 2-й пол. XIX в.: Акбашево (1868), Ишалино (1863), Бажикаево (1862), Дербишево (1882), Кулсарино (1885), Яраткулово (1893) и т.д. В ряде деревень было несколько мечетей: в Кунашаке – 5, Муслюмове – 3, Караболке – 4 и т.д. В 1890–99 гг. на средства купца З.Г. Галеева была построена соборная мечеть Челябинска (Ак-мечеть). После реформы 1861 г. активизировался процесс реисламизации татар-кряшен. На терр. совр. Челябинской обл. это проявилось в среде этнической группы нагайбаков, компактно проживающих в Нагайбакском, Чебаркульском и Варненском р-нах. Революция и Гражданская война привели к политич. поляризации верующих. В зауральской Башкирии огромным авторитетом пользовались Курбангалиевы. После военного поражения Колчака вместе с Курбангалиевыми и имамами общин Златоустовского и Челябинского уездов эмигрировали до 2500 башкирских семей, значительное число татар. С созданием Челябинской губ. (1919–23) и реализацией декретов сов. власти об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви духовная жизнь мус. общин начала оживать. Культовые здания передавались в пользование верующим на основе типовых договоров – в станице Уйской действовало 4 мечети, в Челябинске – 2, в Миассе – 1, в Троицком и Верхнеуральском уездах – соотв. 11 и 5, а в Златоустовском уезде (в 1922 г. входил в состав Уфимской губ.) действовало 138 мус. общин. В октябре 1923 г. постановлением ЦИК и СНК СССР разрешалось преподавание в частных домах и мечетях, что способствовало укреплению доверия мусульман к вероисповедной политике сов. гос-ва. С усилением антирелигиозной направленности политики центр. и региональных органов гос. власти в сер. 1920-х – нач. 1930-х гг. положение имамов и общин постепенно осложнилось. Еще 2.10.1923 г. постановлением президиума Челябинского горсовета была закрыта 2-я мечеть. Начались кампании по закрытию мечетей (1934, 1938 гг. и др.) и репрессии против мус. духовенства (см. Репрессированные имамы Челябинской обл.). В регионе были постепенно закрыты все оставшиеся мечети и общины: в 1938–40 гг. в нас. пунктах: с. Борисово, д. Акбашево, д. Медиак, д. Иксаново, д. Курманово, с. Варна, с. Бахарево, д. Убалино, в 1941 г. – в д. Махмутово, с. Бол. Сафакулево, д. Аджитарово. С начала Великой Отечественной войны произошло определенное ослабление антиисламской политики органов власти благодаря последовательной патриотической позиции мусульман и их духовных лидеров. В Челябинске в сентябре 1942 г. горисполкомом было принято решение о возвращении Акмечети верующим, но решение не было реализовано; в 1944 г. по ходатайству мусульман было возвращено здание 3-й мечети г. Троицка. С окончанием войны в 1946 г. по личному разрешению И.В. Сталина была открыта мечеть хутора Миасский в пригороде Челябинска. Эти две мечети оставались единственными официально действующими мечетями Челябинской обл. до кон. 1980-х гг. В 1950–80-х гг. мус. общины обл. в основном работали не регистрируясь, пользуясь услугами неофициальных мулл. Некоторые из них имели огромное значение в масштабах всей России. Так, в Миасском проживал и был имамом мечети посл. татарин-хафиз (знаток Корана наизусть) советского периода Файзихан Мавлявиев, получивший образование еще в дореволюционный период Из с. Арсланово Нижнепетровского р-на происходил видный деятель подпольного ислама советского времени Нурулла Муфлихунов, который, будучи имамом Чистопольской мечети (Татарстан), в нач. 1980-х гг. собрал вокруг себя большое число молодых учеников, приезжавших в Чистополь из Казани, Москвы, Ленинграда и др. Многие из них впоследствии сыграли значительную роль в процессе исламского возрождения России. К 1992 г. в Челябинской обл. официально были зарегистрированы 6 мус. организаций, но фактически мус. общин было значительно больше. В Челябинске в 1988 г. была зарегистрирована еще одна община верующих, а в 1989 г. им была передана Ак-мечеть. С принятием российского закона «О свободе вероисповеданий» (1990) и отменой ограничений на религиозную деятельность и. получил дополнительный импульс для своего развития. С 1994 г. начало действовать Региональное ДУМ Челябинской обл. юрисдикции ЦДУМ, в которое, по данным на 2008 г., входит 94 мус. общины. Первым муфтием был Г.Ю. Шакаев, после его гибели им стал Р.А. Раев. С началом дезинтеграционных процессов в мус. сообществе России был образован ряд независимых муфтиятов и Высший координационный центр Духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМ), в который вошли представители мус. общин из 17 регионов. От мусульман Челябинской и Свердловской обл. в совет вошел имам-мухтасиб Гумар Валеев. После создания ДУМ АЧР 16.12.1998 г. казыем Челябинской обл. был назначен Гази Салех Абдель Рахман, однако после громкого судебного разбирательства в 2001 г. он отошел от дел по управлению общинами, входящими в ДУМ АЧР. В мае 2008 г. на пленуме ДУМ АЧР в г. Чебаркуль был создан Челябинский муфтият ДУМ АЧР, объединяющий 23 мус. общины. Его возглавляет муфтий В.И. Акперов. В результате открытой конфессиональной политики обл. администрации значительно увеличилось кол-во зарегистрированных мус. религиозных организаций: с 1991 по 2003 г. их число возросло с 6 до 62. Активно возводятся мечети. В Челябинске работают 3 действующих мечети, еще 2 строятся. Мус. СМИ развиты довольно слабо: в 2001–05 гг. выходила телепрограмма «Иман», с апреля 2006 г. выходит газета «Хилял» – официальное издание РДУМ ЧО, с 2004 г. в г. Чебаркуль выходит телепрограмма «Ислам как он есть», работает сайт Чебаркульской мечети Ihlas.su. Мечеть Исмагила Челябинска нерегулярно выпускает разл. журналы об исламе. Действует электронная интернет-библиотека по адресу: http://www.islamiclib.ru, в которой представлено большое число книг на русском, башкирском, казахском и чагатайском яз., в т.ч. репринтные копии редких изданий. 19.06.1998 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между администрацией Челябинской обл. и ЦДУМ в культурнообразовательной и социально-экономической сферах, которое было продлено в ноябре 2008 г. в ходе визита председателя ЦДУМ Т. Таджутдина. В это время состоялись праздничные торжества, организованные обл. администрацией по случаю 220-летнего юбилея ЦДУМ, многие имамы Челябинской обл. были награждены благодарств. письмами губернатора. По данным переписи 2002 г., в области насчитывается 428 тыс. представителей мус. народов, что составляет 11,9% населения региона. Среди них: татары (205,1 тыс. чел., или 5,7% населения обл.); башкиры (166,4 тыс., или 4,6%); казахи (36,2 тыс., или 1%); а также азербайджанцы (7,4 тыс.); таджики (5,1 тыс.); узбеки (3,1 тыс.); чеченцы (1,2 тыс.); аварцы, киргизы, лезгины (по 0,6 тыс.); даргинцы, ингуши (по 0,4 тыс.); туркмены (0,3 тыс.); кабардинцы, кумыки (по 0,2 тыс.); табасараны, турки, уйгуры (по 0,1 тыс.) и др. Мусульманами являются также ок. 0,3 тыс. нагайбаков. Лит.: Асфандияров А.З. Религиозная политика царизма в Башкирии в период феодализма // Башкирский край. Вып. 1. – Уфа, 1991; Васильев Д.Д. Становление государственности и исламизация раннесредневековых тюркских кочевников // Деит-и Кипчак и Золотая Орда в становлении культуры евразийских народов. – М., 2003; Ислам на территории бывшей Российской империи: Энцикл. словарь. Вып. 1. – М., 1998; Вып. 2. – М., 1999; Вып. 3. – М., 2001; Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. – http://www.perepis2002.ru/ct/doc/ TOM0403.xls; Королев А.А. Власть и мусульмане России. 1945–2000 гг. (по материалам Среднего Поволжья). – Пенза, 2007; Кузеев Р.Г. Башкирские родословные. – Уфа, 2002; Он же. Происхождение башкирского народа. – М., 1974; Музафарова Н., Каримов К. Распространение ислама на Урале // Ватандаш. – Уфа, 1998, № 7; Семеновских А. Развитие ислама в Челябинской области. – http://www.islamrf.ru/articles.php?sid=2962&razdel=6; Хакимов Р.Ш. Из истории мусульманских общин Южного Урала // Уралым, 2003, № 5 (июнь); Шакаев Г. Цель одна – процветание России // Челябинский рабочий. 16.04.2005. Г. Вал., А.С., Дм. М.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
496.34 кб

Исламский радикализм на территории Челябинской области

Сулейманов Раис Равкатович
В статье анализируется проблема распространения радикальных форм ислама на территории Челябинской области.
Читать PDF
253.92 кб

УГРОЗЫ ИСЛАМИЗМА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Сытых Е.