Истихсан

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Истихсан
юридическое предпочтение. Дословно Истихсан означает «счесть что-либо более предпочтительным». Концептуально этот термин близок к понятию справедливости, как оно существует в западном праве.

Источник: Краткий словарь исламских терминов (проект www.igrunov.ru)

Истихсан
предпочтение. Возможность отказа от доводов кыяса (См. Кыяс) в случае, если формально правильное суждение по аналогии в данной ситуации является не совсем целесообразным. В этом случае предписание выносится на основании предпочтения муджтахида, которое больше подходит для данной ситуации. В широком смысле, истихсан–это предпочтение в сторону удобства, легкости, как об этом говорится в кораническом аяте: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения...» (2: 185). Как известно, в случае, если решение той или иной проблемы найти в явных смыслах (нассах) Корана и Сунны представляется невозможным, то позволяется прибегнуть к методу аналогии (кыясу). При этом существуют два вида кыяса явный и неявный. При явном кыясе аналогия между данной проблемой и нассами Корана и Сунны видна совершенно очевидно. Что же касается неявного кыяса, то для данной проблемы эта аналогия с первого взгляда представляется не настолько очевидной, как при явном кыясе. Если есть насущная необходимость, то муджтахид может выдать фетву на основании неявного кыяса. Это и является истихсаном. Таким образом, истихсан–это отход муджтахида от доводов явного кыяса в пользу другого, более предпочтительного решения (скрытого), которое он должен вынести, опираясь на явные смыслы Корана (нассы), иджму, скрытый кыяс, орф, необходимость для данной ситуации. Благодаря истихсану также удается преодолеть противоречия между явным кыясом и нассами Корана и Сунны. Считается, что истихсан в качестве особого термина был введен в исламское право Абу Ханифой и его последователями Абу Йусуфом, Мухаммадом ибн Хасаном и др., хотя, по сути, этот принцип существовал и до них. В настоящее время истихсан применяется в ханафитском мазхабе. В маликитском и ханбалитском мазхабах также фактически признается истихсан, только понимается несколько в другом значении (См. Масалих аль–Мурсала). В шафиитском мазхабе истихсан и масалих аль–мурсала отвергаются и все проблемы решаются в рамках кыяса. Пример истихсана: Известно, что мясо волка и других диких животных, а также диких птиц не позволяется использовать в пищу. Согласно явному кыясу следует, что нельзя также пить остаток воды, которую они пили из какойлибо посуды, так как она смешалась со слюной этих животных, которая исходит из запрещенного к употреблению в пищу мяса. Но, в то же время, для этих случаев есть и неявный кыяс, который сводится к тому, что слюна диких птиц не может испортить воду, так как они только набирают ее в свой клюв (который является не мясом, а ороговевшей тканью) и проглатывают. Следовательно, согласно истихсану (предпочтительному мнению) вода в этом случае не может быть испорчена. Однако на всякий случай считается, что употребление такой воды человеком является нежелательным (макрухом).

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007