ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

Найдено 1 определение
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
1) специализированная подсистема исторического сознания (3); 2) рефлексия над исторической жизнью (2); 3) процесс поиска, установления и интерпретации существенных исторических фактов (1). И. п. представляет собой когнитивную деятельность субъекта, включающую: а) интериоризацию исторической информации о предмете познания; 2) превращение информации в историческое знание; 3) экстериоризацию исторического знания в социокультурных коммуникациях. Объектом исторического познания является историческая действительность как трансцендентное прошлое, которое не оставило «считываемых следов» и растворилось во времени (темподесинентное прошлое). Предметом исторического познания выступает историческая реальность как трансцендентальное прошлое, ставшее доступным, благодаря «следам-посредникам» (историческим источникам) как основы исторической реконструкции. Специфика исторического познания обусловлена, во-первых, его объектом: историческая действительность как единство объективного и субъективного есть отчужденный продукт деятельности людей, живших в прошлом. Вовторых, между субъектом и объектом исторического познания отсутствует непосредственная связь, и историк имеет дело лишь с историческими источниками как носителями информации об исторической действительности. В-третьих, субъекты исторического познания воспринимают прошлое финалистически, то есть как процесс с известным результатом, в то время как для авторов исторических источников это прошлое было настоящим. В-четвертых, субъекты исторического познания «переживают» события прошлого в их настоящем, поэтому в любой исторической интерпретации присутствует, кроме интерпретируемого прошлого, также и интерпретируемое настоящее. При этом форма современной интерпретации прошлого определяется не самой исторической действительностью, а субъектами исторического познания в рамках определенных риторических стратегий. Поэтому одни и те же события прошлого могут быть изложены ими как нарративные истории героического, трагического, сатирического или оптимистического характера. В этом плане историк ищет в прошлом не только другого, но и самого себя, а И. п. есть продолжение самопознания и познания другого, элементом которого выступает историческая память. С одной стороны, И. п. выступает предпосылкой формирования исторического сознания, с другой - историческое сознание является контекстом исторического познания, поскольку без исторического сознания невозможно присутствие прошлого в настоящем. Историческое сознание, составной частью которого является историческая память, представляет собой не просто систему определенных исторических знаний, а способ осмысления социумом движения общества во времени. Если исходить из способа осмысления и особенностей фиксации представлений о движении общества во времени, то историческое сознание может принимать форму мифа, хроники или науки. Историческое сознание как контекст исторического познания задает способы его организации: а) донаучные; б) научные; в) ненаучные. Переход от донаучных способов организации исторического познания к научным был связан с переходом, с одной стороны, от провиденциалистской интерпретации исторической действительности к рационалистической, с другой - от спекулятивных философских исторических концепций к теоретическим, основанным на эмпирических данных. Возникновение и развитие научных способов организации исторического познания было обусловлено эпистемологическими революциями XIX-XX вв. Первая такая революция была связана со сциентизацией исторического познания в рамках позитивистской эпистемологии, с разработкой номотетических познавательных стратегий. Вторая революция - с антисциентизацией исторического познания в рамках неокантианской эпистемологии, с разработкой идиографических познавательных стратегий. Третья революция - со сциентизацией исторического познания в рамках социальной истории, направленной на преодоление идиографических познавательных стратегий. Четвертая эпистемологическая революция была связана с «лингвистическим поворотом» в историческом познании и последующим «вызовом» постмодернизма, поставившим под сомнение профессиональный статус научного исторического познания. Эта революция, направленная на критику экстремальных постулатов постмодернизма и восстановление профессионального статуса научного исторического познания, сопровождается, с одной стороны, «культурный поворотом», связанным с изучением культурно-исторической специфики того иди иного времени, в контексте которой формируются коллективные представления об исторической действительности, с друго й - с «прагматическим поворотом», для которого характерны интенсивные поиски интегральной, синтетической исследовательской модели, построенной на принципе взаимодополнительности социальной и культурной истории, макро- и микроанализа, объяснения и понимания (4).
Современное И. п. выполняет различные социальные функции: познавательные, образовательные и преобразовательные. Познавательные функции заключаются в том, что И. п. в определенном смысле позволяет «жить в прошлом», понимать людей прошлого, объяснять их действия. Преобразовательные функции обусловлены тем, что знания о прошлом как интеллектуальные продукты исторического познания являются эффективным инструментом влияния на настоящее, особенно в ситуации социальной неопределенности и социального выбора, когда в прошлом ищут обоснование или вдохновение социальным проектам современности. Образовательные функции исторического познания связаны, с одной стороны, с целенаправленной познавательной деятельностью людей по получению новых исторических знаний и их использованию в социальных коммуникациях, с другой - с формированием у людей личностных качеств, связанных с их мировоззрением, этическими представлениями, эстетическими взглядами, гражданскими позициями.
Лит.: 1) К узеванов Л. И. А кадем изм ист орического познания. М.: НЭИ «Академическая жизнь», 2010. С. 6; 2) О станина О. А. Проблема субъективного в историческом познании. М.: Прометей, 1997. С. 3; 3) Ракит ов А. И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. С. 63; 4) Репина Л. П. Новые исследовательские стратегии в российской и мировой историографии. М.: ГУ ВШЭ, 2008. С. 8; 5) Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: Учеб, пособие. СПб.: Алетейя; М.: ГУ ВШЭ, 2008. А. В. ЛУБСКИЙ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
420.17 кб

Методология исторического познания

Пустовалова Олеся Викторовна
Вопросы методологии являются одними из первостепенных в науке, исключением не являются и историческая наука.
Читать PDF
434.84 кб

Методология исторического познания

Кимелев Юрий Анатольевич
Читать PDF
667.59 кб

К методологии исторического познания

Ковальчук М. А.
Автор провел обзор имеющихся методологических подходов к изучению отечественной и мировой истории. Выдвинута гипотеза о дальневосточной субцивилизации как составной части российской цивилизации (историческом регионе).
Читать PDF
732.85 кб

Герменевтика и историческое познание

Билаонова М. Ю.
Читать PDF
302.82 кб

Коммуникация и историческое познание

Сыров Василий Николаевич
В статье предпринята попытка применить результаты философии и социологии науки к анализу сущности и перспектив исторического познания.
Читать PDF
237.93 кб

Историческое бытие как объект познания

Садыков Марат Борисович
Центральной темой статьи является проблема соотношения исторического бытия и знаний, рассмотренная с методологических позиций философии истории разных школ и направлений, сложившихся на рубеже XIX XX столетий и позднее.
Читать PDF
147.38 кб

Проблема истины в историческом познании

Хмылев Петр Николаевич
В статье рассматривается влияние социальной позиции историка на объективность исторического познания. Дано определение социальной позиции и показаны ее функции в познавательном процессе.
Читать PDF
804.25 кб

Историческое развитие культуры познания

Флиер Андрей Яковлевич
Приводятся рассмотрение трансформации принципов познания и объяснение сложности мира в истории человеческого общества.
Читать PDF
183.95 кб

Исторический и личностный смысл познания

Макеева Е.А.
Статья посвящена анализу соотношения исторического и индивидуального в реализации осмысления, преобразования и ценностного отношения к окружающей действительности.
Читать PDF
137.39 кб

Перипетии исторического познания в России

Балдано Марина Намжиловна
В статье рассмотрен процесс исторического познания в России в 1980-х-1990-х гг.
Читать PDF
218.46 кб

Философия времени в историческом познании

Синицына Людмила Николаевна
В данной работе на фоне традиционной науки рассматривается проблема времени.
Читать PDF
343.97 кб

Знак, символ, текст в историческом познании

Останина Ольга Александровна
В статье рассмотрены методологические аспекты исторического познания, связанные с текстом. Текст является источником для исторического познания и результатом исторического исследования.
Читать PDF
217.47 кб

К вопросу о специфике исторического познания

Дараган Наталья Демьяновна
Предметом исторического познания является историческая действительность. Процесс познания истории состоит из трех компонентов: объекта исторического познания, субъекта, методологии и условий осуществления.
Читать PDF
287.29 кб

Герменевтика субъекта исторического познания

Макаренко Олег Анатольевич
Анализируется трансформация понятия субъекта исторического познания в контексте выполнения им герменевтической функции.
Читать PDF
350.94 кб

Антирепрезентативизм в историческом познании

Агафонов Владислав Валерьевич
В статье рассматривается проблема современных антирепрезентационистских стратегий в эпистемо-логии истории.

Похожие термины:

  • ХОЛИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    принцип рассудочно-социологической теории исторического познания, согласно которому историческая действительность как целое определяет ее события и процессы, а развитие исторической науки свя
  • СЦИЕНТИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    система представлений о научности в историческом познании и роли исторической науки как источника исторических знаний. С. в и. п., основываясь на принципах систематической эпистемологии и классич
  • АКСИОЛОГИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    ориентация такого познания на выбор существенных фактов прошлого с точки зрения их значимости для современных эстетических, этических, правовых, идеологических, политических ценностей, а также -
  • НОМИНАЛИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    принцип неклассической модели исторического исследования, ориентирующий историка на изучение индивидуального и уникального в истории, прежде всего человека в его повседневной жизни в качестве
  • ПОЗИТИВИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    1) течение в исторической науке, представители которого, отождествляя исторический процесс с природным, считали, что методы естественных наук могут применяться в познании истории, включающем сбор
  • ФРАГМЕНТИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    принцип экзистенциально-антропологической теории исторического познания, ориентирующий историка на возможность различных интерпретаций исторической реальности как совокупности ее разрозненн
  • РАЦИОНАЛИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    способ постижения исторического процесса, базирующийся на анализе фактов прошлого. Выделяются две формы рационализма как способа познания: априорный, независимый от опыта и доминировавший в поз
  • СОЦИОЛОГИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    принцип классической модели исторического исследования, ориентирующий историка на поиск общего и закономерного в исторической действительности. С. интерпретирует познавательную деятельность и
  • АНТИСЦИЕНТИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    система представлений о специфике исторического познания. А. в. и. п. как система представлений, сложившаяся на волне критики позитивистской историографии, была направлена не против исторической
  • ФАЛЬСИФИКАЦИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    1) сознательное искажение исторических событий в определенных, часто политических целях; 2) сознательное искажение исторических фактов, их тенденциозная трактовка, выборочное цитирование и манип
  • НЕОПОЗИТИВИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    направление в исторической эпистемологии, представленное логическим позитивизмом и аналитической философией истории. В центре внимания неопозитивистов оказались вопросы, связанные с разработк
  • ПОСТМОДЕРНИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    1) направление современной историографии, в которой знание о прошлом рассматривается как недоступное нашему пониманию [П. X. Хаттон]; 2) критика принципов модернистского исторического мышления, тре
  • КОНСТРУКТИВИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    представления о том, что: 1) историки не имеют доступа к прошлому, и поэтому они «конструируют» его образы на основе имеющихся документальных материалов, а сами образы можно сравнивать только между
  • ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

    1) эмпирическое опровержение научной теории (3); 2) опровержение научной теории путем установления пределов ее применимости, сопровождающееся переходом к новой системе теоретических взглядов (2); 3)