История

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

История
1) всякий процесс развития в природе и обществе; 2) наука, изучающая развитие человеческого общества в процессе времени.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ИСТОРИЯ
1) наука о прошлом человеческого общества, которая изучает его во всей конкретности и многообразии в целях понимания настоящего и перспектив будущего; 2) способ существования человека и человечества; 3) повествование о прошедшем как особая форма культуры; 4)специализированная дисциплина.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

История
(лат., греч. historia). Со времен Аристотеля под И. подразумевали историографию как самостоят, лит. жанр. В дальнейшем понятие И. приобрело более широкое значение (например, historia naturalis — естественная история). В Риме под И. понимали описание эпохи, во время Империи трактовали также как занимат. повествование о реальных или якобы реальных историч. событиях, впоследствии как вымышл. произведения вроде историч. романов.

Источник: Словарь античности. 1989

ИСТОРИЯ
рассказ о прошедшем, об узнанном — наука или комплекс наук, изучающих прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности для установления объективных закономерностей общественного развития. Исследует факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение, археология и ряд других вспомогательных исторических дисциплин. Состоит из всемирной И., И. ряда стран и народов, подразделяется на исторические периоды. Входит в группу гуманитарных наук.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

История
по-гречески рассказ о происшедшем, об узнанном) - комплекс общественных, гуманитарных и других наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследует факты, события и процессы на базе исторических источников. Принято деление на всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов; древнюю, средневековую, новую и новейшую историю. Отрасли: экономическая история, военная история и другие; историография, источниковедение. Органические части истории как комплекса наук - археология и этнография. История входит в группу гуманитарных наук, изучающих регионы (африканистика, балканистика), народы (синология и др.) или группу народов (славяноведение).

Источник: Исторический словарь

История
греч. - рассказ о прошлом) -
1. Процесс развития природы и общества.
2. Комплекс общественных наук, изучающих развитие человечества.
3. Наука, которая изучает прошлое и настоящее развитие человечества в его конкретности и многообразии, используя данные многих общественных, специальных и вспомогательных наук, выявляя закономерности исторического развития. Состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественной истории). Подразделяется на историю древнего мира, средних веков, новую и новейшую историю. В России история как наука сложилась в XVIII в. исследованиями М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева и др., в XIX в. развивалась трудами Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и др.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

ИСТОРИЯ
греч. historia - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) - 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук (ист. наука), изучающих прошлое человечества в пространственно-временном отношении. И. состоит из всемирной (всеобщей) И. и И. отдельных стран и народов. Она включает И. первобытного общества, И. древнего мира, И. средних веков (медиевистику), новую и новейшую И. Отраслями ист. науки являются: эконом. И., военная И., ист. география, историография и др., а также археология, этнография и вспомогательные ист. дисциплины: археография, палеография, дипломатика, хронология, метрология, сфрагистика, генеалогия, геральдика, нумизматика; 3) ход развития чего-л.; 4) прошлое, сохраняющееся в памяти людей; 5) рассказ; 6) происшествие.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

ИСТОРИЯ
[др.-греч. ioxopia - рассказ о прошлом] - 1) процесс развития природы и общества; 2) рассказ, происшествие, процесс развития чего-либо; 3) комплекс общественных наук (историческая наука), который изучает прошлое человечества во всей его конкретности и многогранности. Современная историческая наука состоит из отдельных разделов и отраслей. Она традиционно включает в себя историю общества в целом (всеобщая, или всемирная история), в рамках которой изучается происхождение человечества, этногенез, а также история отдельных стран, народов и цивилизаций. Всеобщая история делится прежде всего на историю первобытного общества, историю древнейших цивилизаций (Египет, Китай, Шумер и др.) и античную историю (Древняя Греция и Древний Рим), объединенных в историю древнего мира, а также историю средних веков (период распада Римской империи до эпохи Великих географических открытий), новую историю (XVII-XIX вв.) и, наконец, историю Новейшего времени, которая включает XX - начало XXI в.

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

ИСТОРИЯ
от греч. historia - рассказ о прошедшем, об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Историческая наука, комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Состоит из всемирной (всеобщей) И. и И. отдельных стран и народов; подразделяется на И. первобытного общества, древнюю, средневековую, новую, новейшую И. Отрасли: экономическая, военная И. и т.п., историческая география, историография и др. Изучается на базе исторических источников, с помощью источниковедения специальных и вспомогательных исторических дисциплин, специальных исторических наук: археологии, этнографии, антропологии и др. И. различных сторон культуры, науки и техники изучается историческими разделами соответствующих наук (И. математики, И. физики и т.д.) и видов искусства (И. музыки, И. театра и т.д.). И. входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т.п.) или группу народов (славяноведение).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ИСТОРИЯ
наука, изучающая конкретный ход развития человеческого общества; описание событий прошлого в хронологическом порядке тоже называют И-рией. Она делится по темам на всеобщую и частную для отдельных стран и народов, затем по эпохам: на древнюю, среднюю и новую. Теоретически, И. должна отличаться полной беспристрастностью и объективностью, но в жизни она остается остро-политической наукой, в которой одни и те же факты излагают, освещают и толкуют по разному, в зависимости от взглядов и убеждений автора. Советский историк М. Н. Покровский назвал историю "политикой, обращенной в прошлое".
Доисторический и ранне-исторический периоды в жизни Дона изданы М. Миллером в трех выпусках исследования "Дон и Приазовье в древности". История Хазар и средневековых поселений написана М. Артомоновым. Историй Донских Казаков очень много, начиная от А. Ригельмана "История или повествование о Донских Казаках"; она написана в 1778 г., а издана впервые в Москве в 1848 г. Из позднейших историй Дона особого внимания заслуживает работа С. Г. Сватикова "Россия и Дон", Вена, 1924; эта работа очень ценна большим количеством привлеченных источников, которых здесь, заграницей, достать нельзя.
Основные расхождения различных авторов казачьих историй происходят по вопросам о времени образования Казаков, народов, от которых они происходят и их отношения к Московскому и иным соседним государствам. Крупнейшие русские историки Карамзин, Соловьев, Ключевский и др. отводят Казакам более или менее крупное место, т. к. они сыграли большую роль в истории России. Кроме того, по отдельным вопросам и эпизодам казачьей истории печатается громадное количество отдельных исследований и очерков, которые появляются постоянно в казачьей периодической печати и особыми изданиями. Проф. М. Миллер.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

История
в переводе с древнегреческого (Historia ) -  повествование, рассказ о прошедшем, о тех или иных событиях. Сегодня этот термин имеет несколько значений.
В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершаемый в природе и обществе. Историю можно назвать фундаментом научного познания во всех областях, так как научное объяснение любого явления может быть найдено только в том случае, если рассматривать это явление в развитии, то есть исторически.
В более узком смысле слова под историей понимают процесс развития человеческого общества.
История – это и особая отрасль знания, наука, изучающая развитие человеческого общества в прошлом. Главная ее цель – с помощью знаний о прошлом способствовать пониманию настоящего и прогнозировать будущее.
История имеет огромное социальное значение. Человек представляет собой историческое существо, во-первых, в том смысле, что он меняется с течением времени, является продуктом этого развития и осознает свою включенность в историю; во-вторых, потому, что сознательно или невольно воздействует на ее ход.
Главная задача исторического образования в современной России – воспитание историей, формирование в сознании подрастающего поколения, всех граждан страны гуманистических принципов, патриотизма – в частности. Эту задачу можно решить с помощью объективных знаний, которые далеки от идеализации, приукрашивания нашего прошлого. Великий русский философ А. Лосев писал: «Пусть в тебе, Родина-Мать, много и слабого, и больного, много немощного, неустроенного, безрадостного. Но и рубища твои созерцаем как родные себе». В этих словах ключ к пониманию отечественной истории и формированию патриотизма.
История исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе называется историографией. Базой для проведения исторических исследований служат исторические источники.
 

Источник: Краткий исторический словарь

ИСТОРИЯ
   • Historia,
         ????????, собственно, разведывание или историческое исследование, затем историческое повествование.
    I. И. У греков только незадолго до Персидских войн вследствие интереса к судьбам прошлого возникла охота записывать сказание древности. Здесь прежде всего следует упомянуть о так называемых логографах, ?????????? (Thuc. 1, 21), которые были преемниками поэтов-мифографов и нередко только заменяли поэтическую оболочку прозаической. Самым ранним между ними был Кадм из Милета; к несколько позднейшим временам принадлежали: Гекатей, Харон из Лампсака, Гелланик из Митилены, Акусилай из Аргоса и др. Но скоро всех их затмил отец И., Геродот, который, как ??????????????, собрал около одного пункта — национальной войны эллинов против персов — все данные, собранные им в путешествиях и сообщенные ему другими лицами. Фукидид, напротив, как ??????????, описал И. пережитых им самим внутренних войн эллинов, которую он начал в изгнании и не успел дополнить. Он является в то же время творцом прагматизма и тщательной характеристики. Продолжением его труда было сочинение Ксенофонта: ????????; он же описал в «Анабасисе» просто и наглядно поход, в котором он по большей части сам был предводителем, а в «Кирупедии» дал изображение образцового царя. Исторические книги Ктесия, который долго жил при дворе в Сусах, давали понятие о более древней И. Азии; Эфор пытался начертать всеобщую И., но, подобно Филисту и Феопомпу, остался позади своих великих учителей. В александрийский период Неарх и Онесикрит в описаниях походов Александра Великого не сохранили надлежащего беспристрастия; Тимей из Сицилии писал несколько напыщенным стилем, но оказал важные услуги хронологии; вавилонскую И. написал жрец Ваала Берос в честь рода Селевкидов; египетскую И. начертал Манефон. Отрывки греческих историков собрали Карл и Федор Мюллер: fragmenta historicorum Graecorum (5 т., 1841 г. и сл.).
    II. У римлян первым по времени историком является Q. Fabius Pictor (во время 2-й Пунической войны); он, как и L. Cincius Alimentus, писал по-гречески. Более важным историческим трудом и первым на латинском языке были Origines Катона; кроме того, являются авторами сухих и плохо изложенных произведений L. Calpurnius Piso и M. Cassius Hemina. Более ценным является стремление Полибия, хорошо знакомого с римской жизнью (около середины 2 в.), изобразить с общеисторической и прагматической точки зрения время от 2-й Пунической войны до покорения Греции. Его преемники были уже настоящими историками, а не сочинителями сухих летописей; между ними замечательны L. Coelius Antipater, историк 2-й Пунической войны (annales) и Valerius Antias, современник Суллы; затем L. Cornelius Sisenna описал союзную и гражданскую войны изысканным, тяжелым языком и далеко не беспристрастно, а Сулла описал свою жизнь на греческом языке. С. Iulius Caesar также описал свои собственные походы, хотя не вполне беспристрастно, но в прекрасной форме, подражать которой не сумели его продолжатели. Высоко стоит по своему стремлению к истине и беспристрастию, по искусной обрисовке характеров и оригинальности языка С. Sallustius Crispus (bellum Iugurthinum и Catilinarium; его Historiae, к сожалению, дошли до нас только в отрывках). Cornelius Nepos, o котором трудно судить по дошедшим до нас произведениям, следовал греческим образцам, за исключением жизнеописаний Катона и Аттика. T. Livius желал почтить род Юлиев своим обширным историческим трудом в 142 книги. При первых императорах действительная современная И. излагалась только в так называемых acta diurna; описывать настоящее время считалось опасным, поэтому полем для трудолюбия историков была И. прошедшего. Velleius Paterculus пытался представить очерк римской И. без особенной самостоятельности в критике; Valerius Maximus собрал всевозможные данные и группировал их с нравственной точки зрения; Curtius Rufus сочинил И. Александра Македонского в преимущественно риторической форме. Выше всех стоит по нравственной строгости, блестящему изложению и искусству изображения аффектов Cornelius Tacitus, одаренный пророческим взглядом на будущность своего народа и на значение неприязненных римлянам германских племен; он одинаково превосходен в биографическом, описательном и чисто историческом роде произведений. Менее ценны в художественном отношении, но важны, как сборники данных, написанные по-гречески труды Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Диона Кассия, Аппиана и особенно Плутарха. Немного позднее жили писавшие по-гречески Арриан и римляне Suetonius, Florus, Iustinus, Aurelius, Victor, Eutropius, для отдельных периодов важны: Ammianus Marcellinus и шесть авторов, писавших И. императоров. Сохранившиеся отрывки римских историков собрал A. Krause (1833), Roth (Anhang zu Gerlachs Ausgabe des Sallust, 1852) и лучше всех Peter (1 т., 1870). ср. вообще Ulrici, Charakteristik der antiken Historiographie (1833). Creuzer, die historische Kunst der Griechen (2. Auflage. 1845). Gerlach, die Geschichtschreiber der R?mer (1855),

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ИСТОРИЯ
В беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом 13 декабря 1931 И.В.Сталин говорил: «Марксизм вовсе не отрицает роли выдающих личностей или того, что люди делают историю. У Маркса, в его «Нищете философии» и других произведениях, Вы можете найти слова о том, что именно люди делают историю. Но, конечно, люди делают историю не так, как им подсказывает какая‑нибудь фантазия, не так, как им придёт в голову. Каждое новое поколение встречается с определёнными условиями, уже имевшимися в готовом виде в момент, когда это поколение народилось. И великие люди стоят чего‑нибудь только постольку, по‑скольку они умеют правильно понять эти условия, понять, как их изменить, если они этих условий не понимают и хотят эти условия изменить так, как им подсказывает их фантазия, то они, эти люди, попадают в положение Дон‑Кихота. Таким образом, именно по Марксу вовсе не следует противопоставлять людей условиям, именно люди, но лишь поскольку они правильно понимают условия, которые они застали в готовом виде, и лишь поскольку они понимают, как эти условия изменить, – делают историю. Так, по крайней мере понимаем Маркса мы, русские большевики. А мы изучали Маркса не один деcяток лет».
Марксизм‑ленинизм дал научную картину развития человечества от низших форм общественного развития, через различные ступени классового общества, к социализму и бесклассовому обществу – коммунистическому строю. Были раскритикованы либерально‑буржуазные и мелкобуржуазные концепции истории. В Советском Союзе были раскритикованы позиции академика М.Н.Покровского и его школы, которые ложно понимали классовость и партийность в исторической науке. Не признавали возможность объективного познания исторического процесса.
16 мая 1934 по предложению И.В.Сталина принято постановление Совнаркома СССР и ЦК BKП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Вскоре был создан А.В.Шестаковым первый советский учебник истории СССР для начальной школы. В школе стали преподавать элементарный курс всеобщей истории и истории СССР. В Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова образовали исторический факультет. Для развития исторической науки в советском Союзе огромное значение сыграли замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР, высказанные И.Сталиным, А.Ждановым и С.Кировым и замечания о конспекте учебника новой истории, сделанные И.Сталиным, С.Кировым и А.Ждановым, в августе 1934.
Так, через 17 лет закончился период отрицания исторической преемственности Советской власти с прошлой, дореволюционной – Россией и ее выдергивания из мировой истории. Восстанавливалась глубина и полнота всемирного исторического процесса, его связность, непрерывность, логичность. Тем самым подчеркивалась и самобытность России, новаторский характер Советского Союза, в мировой истории. В СССР была возвращена историческая символика, национальные герои, что особенно сказалось в годы Великой Отечественной войны Советского Союза В то время И.В. Сталин подверг аргументированной критике отдельные антирусские высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса. Так, отмечая недостатки статьи Ф.Энгельса «Внешняя политика русского царизма», И.В.Сталин писал: «Видимо, Энгельс, встревоженный налаживавшимся (1890–1891 годы) франко‑русским союзом, направленным своим острием против австро‑германской коалиции, задался целью взять в атаку в своей статье внешнюю политику русского царизма и лишить ее всякого доверия в глазах общественного мнения Европы и прежде всего Англии, но, осуществляя эту цель, он упустил из виду ряд других важнейших и даже определяющих моментов, результатом чего явилась однобокость статьи».
В своих работах И.В.Сталин раскрыл научное соотношение общегражданской и революционно‑партийной истории. Он показал, что существовавшие тогда учебники по истории BKП(б) страдают тремя недостатками: излагают историю ВКП(б) вне связи с историей страны; ограничиваются рассказом, простым описанием событий и фактов борьбы течений, не давая необходимого марксистского объяснения; страдают неправильностью конструкции, неправильностью периодизации событий. Замечания И.В. Сталина составителям учебника истории ВКП(б) позволили в 1938 создать научный труд «История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс».
И.В. Сталин писал: «Если мир познаваем и наши знания о законах развития природы являются достоверными знаниями, имеющими значение объективной истины, то из этого следует, что общественная жизнь, развитие общества также познаваемо, а данные науки о законах развития общества, – являются достоверными данными, имеющими значение объективных истин.
Значит, наука об истории общества, несмотря на всю сложность явлений общественной жизни, может стать такой же точно наукой, как, скажем, биология, способной использовать законы развития общества для практического применения».
И.В. Сталин подчеркивал, что «нельзя видеть в истории современность, опрокинутую в прошлое». Он предупреждал, что исторические параллели всегда опасны. Он разъяснял: «…Если в различные периоды истории общественные идеи, теории, взгляды, политические учреждения, если при рабовладельческом строе встречаем одни общественные идеи, теории, взгляды, политические учреждения, при феодализме – другие, при капитализме – третьи, то это объясняется не «природой», не «свойством» самих идей, теорий, взглядов, политических учреждений, а различными условиями материальной жизни общества в различные периоды общественного развития». И.В. Сталин отмечал, что «коммунисты исходят из богатого исторического опыта, который учит, что отжившие классы добровольно не уходят с исторической сцены».
В трудах И.В. Сталина показана роль России, роль Советского Союза в мире. Он выступал против преклонения перед буржуазным Западом. «У нас, – говорил И.В. Сталин, – нет никакого особого уважения ко всему американскому. Но мы уважаем американскую деловитость во всём – в промышленности, в технике, в литературе, в жизни. Никогда мы не забываем о том, что САША – капиталистическая страна. Но среди американцев много здоровых людей в духовном и физическом отношении, здоровых ко всему своему подходу к работе, к делу. Этой деловитости, этой простоте мы и сочувствуем».
Обширные познания И.В. Сталина в области отечественной и мировой истории и литературы отмечали все его отечественные и зарубежные собеседники. Эти познания помогали ему в полемике с буржуазными политиками и дипломатами. Так, в ходе московских переговоров в 1941 А.Идеи заявил И.В. Сталину: К чему торопиться с установлением послевоенных границ, когда Гитлер все еще стоит под Москвой и до Берлина далеко. И.В. Сталин тотчас же и твердо заявил: Ничего, русские уже были два раза в Берлине, будут и в третий раз!
И.В. Сталин был убежден и все делал для того, чтобы знание истории укрепляло морально‑политические силы народа, служило духовно нравственному возвышению советского человека, прежде всего молодежи.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

ИСТОРИЯ
греч. istoria - исследование, рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано) - 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отд. наук - физики, математики, права и т. д. Уже в древности возник термин "естественная И." (historia naturalis) применительно к описанию природы. Применительно к человеческому обществу И. - его прошлое, процесс развития его в целом (всемирная И.), отдельных стран, народов или явлений, сторон в жизни общества.

2) Наука, изучающая развитие человеч. общества во всей его конкретности и многообразии, к-рое познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. Марксистско-ленинская ист. наука изучает развитие человеч. общества как "...единый закономерный во всей своей громадной разносторонности и противо- речивости, процесс" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 41).

И. является одной из обществ. наук, отражающих важную сторону человеч. общества - потребность в самосознании. И. - одна из ведущих форм самосознания человечества.

История как процесс развития общества. И. об-ва является частью и продолжением И. Земли, природы. В итоге длительной естеств. предыстории ок. 1 млн. лет назад появился человек, к-рый постепенно перешел от использования предметов природы к целенаправленной их обработке, опираясь на них при воздействии на окружающий мир. Систематич. изготовление орудий на древнейшей стадии (стадия, представленная питекантропом, синантропом и гейдельбергским человеком) и их использование повлекли за собой формирование психики человека и создали базу для возникновения речи. Параллельно шел процесс становления об-ва, к-рое, какова бы ни была его форма, является продуктом взаимодействия людей (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 402).,

И. об-ва возникла с появлением на Земле человека и первичного человеч. коллектива и с этого момента она есть И. людей, "...не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 102). Субъектом И. является человек. С появлением об-ва начинается ист. "творчество" людей, человечества, к-рое и является содержанием И. Люди создают материальные и духовные ценности, ведут борьбу с природой и преодолевают противоречия внутри об-ва, изменяясь при этом сами и меняя свои обществ. отношения. В И. действуют люди, коллективы, об-ва, к-рые различаются между собой не только исторически (как, напр., различны первобытные об-ва людей с примитивными орудиями и совр. об-ва промышленно развитых стран и т. п.), но и в каждый данный момент. Люди живут в различных природных условиях; они занимают разное место в системе произ-ва и потребления, неодинаков уровень их сознания и т. д. И. об-ва есть совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отд. людей, человеч. коллективов, всего человечества.

Поступат. ход И. проявляется во всех аспектах: в И. материального произ-ва, изменениях обществ. строя, развитии науки и культуры и т. д. Начав с изготовления каменных орудий, человечество постепенно переходило к произ-ву и использованию более сложных и совершенных орудий из бронзы, позднее - из железа, создало механич. двигатели, затем машины и, наконец, системы машин, на к-рых базируется совр. произ-во. Одновременно и в связи с развитием материального произ-ва шел процесс перехода от первобытных коллективов через об-ва рабов и рабовладельцев, крепостных и феодалов, пролетариев и капиталистов к сообществу людей, ликвидировавших эксплуатацию человека человеком и строящих коммунизм. Человечество прошло путь от подчинения силам природы и поклонения им до сознательного преобразования природы и об-ва настолько, насколько оно познает законы их развития. Пройденный человечеством за сотни тыс. лет путь показывает, что процесс его ист. развития носит объективный, закономерный характер. На развитие об-ва оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектич. взаимодействии: уровень развития производит. сил, производств. отношений и соответствующих им надстроечных явлений (государство, право и т. д.), географическая среда, плотность и рост народонаселения, общение народов между собой и др. Каждый из факторов существенно влияет на развитие об-ва, составляя в совокупности необходимые условия его существования и развития. Географич. среда, напр., оказывает на протяжении всемирной И. большое влияние на развитие человека, на его расселение. Низкая плотность населения и медленный его прирост при наличии огромных не освоенных человеком пространств сдерживали, напр., прогресс человеч. об-в Америки (до 16 в.) и Австралии (до 18 в.).

В совокупности факторов развития об-ва главным является произ-во материальных благ, т. е. средств к жизни, необходимых для самого существования людей и их деятельности. "...Люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д." (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 350). Способ производства охватывает производительные силы и производств. отношения, в к-рые люди вступают между собой. "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания" (Маркс К., там же, т. 13, с. 6-7).

Способ произ-ва материальной жизни обусловливает социальный, политич. и духовный строй об-ва, определяет тип господствующих в нем отношений. Но характер существующих в различных р-нах мира отношений, при существовании в них одного и того же способа производства, зависит от всех факторов: "...экономический базис - один и тот же со стороны основных условий - благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т. д. - может обнаруживать в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств" (там же, т. 25, ч. 2, с. 354).

Материальная жизнь об-ва, будучи объективной стороной ист. процесса его развития, является первичной, а человеч. сознание вторично по отношению к нему. Жизнь об-ва, его И. проявляется в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону ист. процесса. Обществ. сознание каждого данного об-ва, его обществ. идеи и учреждения представляют собой отражение его обществ. бытия и прежде всего господствующего в этом об-ве способа произ-ва. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, застает определенную объективную систему обществ.-экономич. отношений, обусловленную достигнутым уровнем производит. сил. Эти унаследованные отношения определяют характер и общие условия деятельности нового поколения. Поэтому об-во ставит перед собой только такие задачи, к-рые оно может разрешить. Но, с другой стороны, новые обществ. идеи, политич. учреждения и т. п. после их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и, стимулируя людей действовать в определенном направлении, тем самым оказывают активное воздействие на ход обществ. развития. На ход ист. развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки: политич. формы клас. борьбы, правовые формы, политич., юридич., филос. теории, религ. воззрения и т. д. "Тут имеется налицо взаимодействие всех этих моментов, в котором в конце концов экономическое движение, как необходимое, прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей..." (Энгельс Ф., там же, т. 28, 1940, с. 245).

И. об-ва знает следующие осн. типы производств. отношений - первобытнообщинные, рабовладельч., феод., капиталистич. и коммунистические, и соответствующие им типы общественно-экономич. формаций. И. формаций в зависимости от уровня производит. сил и характера производств. отношений проходит в своем развитии ряд стадий, фаз, ступеней (стадии раннего, развитого и позднего феодализма, капитализма периода "свободной конкуренции" и монополистического капитализма - империализма и т. д.). Кроме того, в ист. процессе можно выявить ряд ист. эпох, этапов, к-рые обнимают комплекс процессов и явлений, характерных для ряда стран и народов, находящихся в сходных ист. условиях, хотя нередко и разных по уровню своего развития (напр., эпоха Возрождения). Осн. элементом формации является господствующий социально-экономич. уклад, с к-рым могут сосуществовать др. уклады - остатки формации, отошедшей в прошлое, или зародыши новой формации. Последовательная смена обществ.-экономич. формаций выражает общее направление поступательного движения всемирно-ист. процесса.

Внутр. источником развития об-ва является процесс постоянно возникающих и постоянно преодолеваемых противоречий между человечеством и природой и противоречий внутри об-ва. Преодоление противоречий между об-вом и природой приводит к открытию и использованию новых сил природы, что способствует развитию производит. сил и прогрессу об-ва. Но как способ производства является гл. фактором в совокупности условий, определяющих жизнь об-ва, так и присущие способу производства противоречия и процесс их преодоления являются определяющими источниками обществ. развития. "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - чту является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке" (Маркс К., там же, т. 13, с. 7).

Изменение в развитии материальных производит. сил, вступающих в противоречие с существующими производств. отношениями, т. е. изменение обществ. бытия, отражается в обществ. сознании людей, является причиной появления новых идей. Это противоречие ведет к появлению борьбы внутри об-ва между классами, группами людей, цепляющихся за старые формы собственности и политич. учреждения, поддерживающие их, и классами, группами людей, заинтересованными в утверждении новых форм собственности и политич. учреждений, к-рые, разрешая возникший конфликт, способствуют дальнейшему прогрессу материальных производит. сил. Сознательные мотивы в действиях людей, политич. партий и выдающихся ист. личностей являются отражением экономич. условий. В антагонистич. формациях несоответствие материальных производит. сил об-ва и существующих производств. отношений проявляется в классовой борьбе (см. Классы и классовая борьба). Изменение форм собственности и политич. учреждений всегда затрагивает клас. интересы людей, и возникающие здесь внутренние противоречия могут быть разрешены только в ходе клас. борьбы, высшим проявлением к-рой является социальная революция. Реформы в об-ве, состоящем из антагонистич. классов, являются частным результатом клас. борьбы и они лишь отчасти разрешают возникшие в обществе противоречия.

В обществе, не имеющем антагонистич. классов, нет влиятельных обществ. сил, стоящих за сохранение устаревших форм собственности и выступающих против перестройки существующих на их основе политич. учреждений. Преодоление возникающих в таком об-ве противоречий осуществляется путем реформ, а их проведение является показателем его прогрессивного развития. При социализме и коммунизме, когда антагонистич. противоречия отсутствуют, "...социальные эволюции перестанут быть политическими революциями" (там же, т. 4, с. 185).

Гл. творцом И. является народ, нар. массы, к-рые играют решающую роль в экономич., политич. и духовном развитии человеч. об-ва.

Историч. опыт свидетельствует, что происходит постоянное возрастание роли нар. масс в И. Происходит непрерывный рост производительности труда людей: производительность труда крепостного при феодализме выше, чем раба, а производительность труда наемного рабочего во много раз выше производительности труда крепостного. Возрастают также активность, сила и эффективность борьбы нар. масс за свои интересы. Роль нар. масс в обществ. жизни значительно усиливается в переломные эпохи, особенно во время революц. поворотов в И. Наиболее активной она становится во время социалистич. революций, т. к. социалистич. революция "...есть самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности; неудивительно, что в ходе своего развития она самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, с. 446).

Социалистич. революция в корне меняет ход мировой И. Она ведет не к замене одних эксплуататорских классов другими (как было, напр., во время бурж. революций), а к отмиранию классов, обществ. антагонизма. Если предшествующие революц. перевороты означали переход к новому этапу в И. человечества, то социалистич. революция знаменует переход к новой обществ. эре, к принципиально новой обществ. системе - бесклас. об-ву.

Развитие обществ.-экономич. формаций, клас. борьбы, возрастание роли нар. масс обусловливают поступательное, прогрессивное развитие человеч. об-ва. Критерием обществ. прогресса является степень развития производит. сил, освобождения нар. масс от оков неравенства и угнетения, успехи в развитии общечеловеч. культуры. В постепенном овладении силами природы вехами ист. развития являются открытия "тайн" природы - энергии огня, воды, пара, электричества, внутриатомной энергии и др. Одновременно и в тесной связи с развитием материального прогресса происходило поступательное развитие человеч. коллективов от первобытного стада, родов и племен к народностям и нациям, от эксплуататорских об-в с разнообразными формами зависимости и свободы к такому об-ву, к-рое основано на равноправном сотрудничестве его членов. В ходе ист. процесса в огромной степени расширяется производств, деятельность людей, усиливается, интенсифицируется их познавательная деятельность, совершенствуется сам человек как существо разумное и общественное.

Поступат. развитие человеч. об-ва имеет и пространственный аспект. Первобытный человек из очагов первоначального появления постепенно расселился по земному шару. Появление сначала немногих р-нов, где цивилизация развивалась более быстро и где сложились первые гос. образования рабовладельч. типа (в бассейнах Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Брахмапутры, Хуанхэ и Янцзы), оказывало сильное влияние на жизнь населения соседних терр. Постепенно люди осваивала новые, все более обширные территории, соприкасаясь все теснее друг с другом. Этот процесс продолжается до наст. времени.

Пройденный человечеством путь свидетельствует об общем ускорении темпов развития об-ва. "Век камня" характеризуется крайне медленным прогрессом в материальной и духовной жизни об-ва; несравненно быстрее шло развитие об-ва в "век металла" (меди, бронзы и особенно железа). Если первобытнообщинный строй существовал сотни тыс. лет, то последующие этапы своего развития об-во проходило постоянно ускоряющимися темпами: рабовладельч. строй - за несколько тысячелетий, феодальный - в основном за одно тысячелетие, а капиталистич. об-во - за несколько столетий. В течение нескольких десятилетий, начиная с 1917, уже осуществляется переход человеч. об-ва к коммунизму. Ускорение темпов прогресса об-ва во всех областях жизни достигло такой степени, когда люди даже одного поколения стали способны ощутить прогрессивное развитие и осознать его.

Ист. процесс развития человечества не является равномерным и идентичным у разных народов и стран. В И. наблюдались моменты относительного застоя или даже врем. регресса, а в др. случаях - особенно интенсивного развития. Неравномерно протекает ист. развитие в пределах одной эпохи, страны и т. д. В одних областях экономич., политич. или духовной жизни наблюдается расцвет, подъем, в других - упадок, застой. Переход у разных народов от одного обществ. строя к другому происходил и происходит в разное время. Рабовладельч. строй сначала появился в Египте, Шумере и Аккаде (4-3-е тыс. до н. э.), затем в Китае и Индии. В 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. складывается рабовладельч. об-во у древних греков, персов, римлян. Столь же неравномерным был переход к феодализму и затем к капитализму.

После Вел. Окт. социалистич. революции 1917 сов. народ первым начал строительство социализма, и сейчас создает материально- технич. базу коммунизма. После 2-й мировой войны 1939-45 социалистич. об-ва возникли в ряде стран Европы и Азии. В то же время в большинстве стран совр. мира господствующим остается капиталистич. способ произ-ва. Нек-рые народности, этнич. группы, страны в силу определ. ист. условий миновали те или иные ступени обществ. развития. Напр., герм. и слав. племена перешли к феодализму, минуя рабовладельч. строй; ряд народностей в СССР, Монголия и др. перешли от феодализма к социализму, минуя капитализм; в США не было феодализма и т. д. У народов и стран, находящихся на одной ступени ист. развития, имеются и различия (напр., классич. антич. рабство отлично от рабства в странах Востока; имеются особенности в строительстве социализма в различных социалистич. странах). Неравномерность и различия в развитии отд. народов и стран вызываются конкретными особенностями их И.: уровнем развития производит. сил, различиями природных условий, влияниями и взаимоотношениями с соседними народами и т. д. Но общая тенденция ист. развития состоит в последовательной смене обществ.-экономич. формаций, хотя в ряде конкретных случаев наблюдается сосуществование в каждый данный момент нескольких формаций в мире. Так, в наст. время наряду с двумя осн. формациями - социализмом и капитализмом - у ряда народностей сохранились феод. отношения и даже остатки рабовладельч. и. первобытнообщинного строя (у нек-рых племен и народов Африки).

Общий поступательный ход развития человеч. об-ва, ускорение темпов этого развития и одновременно наличие неравномерности и различий в развитии отд. народов и стран, даже явлений застоя - все это является показателем единства и в то же время колоссального многообразия ист. процесса. Выражением единства ист. процесса являются также повторяемость, сходство многих черт социально-экономич., политич., идеологич. явлений, форм у различных народов и стран, находящихся на одинаковой ступени обществ. развития. В результате великих археологич. открытий 19-20 вв. были обнаружены сходные орудия труда, жилища, предметы культа и т. д. у народов, часто не имевших в далеком прошлом непосредств. связей друг с другом. Внутр. единство всемирно-ист. процесса проявляется также в близких друг другу формах, течениях, направлениях в области идеологии (религия, искусство и др.). И. говорит об общем человеч. авторстве в выработке науч. знаний. Многие достижения человеч. знания можно считать результатом коллективного творчества народов в ходе их ист. развития. Т. о., отд. части человечества, несмотря на нек-рые исключения, проходили в целом один и тот же путь.

Тенденцией, закономерностью всемирной И. является нарастание, укрепление взаимосвязи отд. народов и стран, их взаимовлияний. Так, культурный обмен между различными племенами, об-вами в эпоху палеолита совершался в радиусе до 800 км, ко времени появления первых цивилизаций (3-1-е тыс. до н. э.) - до 8 тыс. км, а в 1-м тыс. н. э. он охватил всю Азию, Европу и Африку. Налаживание связей между народами, гос-вами и т. д. имеет большое значение в И. человеч. об-ва. Эти связи между группами, народностями на протяжении человеч. И. принимали различный характер: миграции (напр., т. н. великое переселение народов, заселение островов Полинезии и т. д.), идеологич., культурные и др. влияния и заимствования, различные социальные диффузии (распространение буддизма, христианства, ислама из мест первоначального их возникновения, влияние антич. культуры в эпоху Возрождения, распространение марксизма во 2-й пол. 19 - 1-й пол. 20 вв. и др.). Но до появления капитализма эти связи носили эпизодич. характер, легко нарушались под влиянием внешних причин, часто носили принудительный характер; народы жили в значит. степени изолированной жизнью, и нарушение связей нередко приводило к задержке в ист. развитии отд. народов (напр., нашествия гуннов Аттилы, орд Чингисхана и др. приводили к нарушению торг. обмена, упадку х-ва и культуры). Лишь капиталистич. эпоха с ее Великими географич. открытиями, всемирным обменом приводит к созданию всемирных связей и всемирной И. Общение народов превратилось из случайного, эпизодического в необходимое, постоянное, хотя в ряде случаев принудительный характер связей сохраняется и усиливается. Последнее нашло яркое проявление в колониальной эксплуатации развитыми капиталистич. странами отставших народов.

Новый тип общения между народами родился с образованием социалистич. системы. Отношения между странами социалистич. лагеря, объединенного общностью цели, строятся на основе равноправия, взаимопомощи и братского сотрудничества и ведут к постепенному выравниванию уровней развития этих стран. Родился также новый тип отношений социалистич. стран с народами, сбросившими иго колониализма,- установление тесных связей с социалистич. странами способствует их быстрому экономич., политич. и культурному развитию. Совр. об-во вступает в новую эру своего развития - эру бесклассового коммунистич. об-ва, в к-ром постепенно будут преодолены все гл. различия в уровнях развития народов мира и единство ист. процесса приобретет поистине всемирный характер.

История как наука о развитии общества. Ист. наука, как и др. науки, по мере ее развития вбирала в себя опыт многих человеч. поколений; расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс все возрастающего накопления знании. Всемирная И. стала хранительницей тысячелетнего опыта человечества во всех областях материальной и духовной жизни.

Все обществ. науки являются историческими, поскольку они изучают "...в их исторической преемственности и современном состоянии, условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государственные формы с их идеальной надстройкой в виде философии, религии, искусства и т. д." (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 90). В широком значении понятие "И." или соответствующее ему понятие "историч. группа наук" в наст. время употребляется редко. Сложившуюся систему наук, к-рые с различных сторон изучают И. об-ва (социология, история, политэкономия, юриспруденция, филология, эстетика, языкознание и др.), принято называть группой обществ. наук. При совр. уровне знаний, т. е. при развившейся самостоятельности каждой из обществ. наук, а подчас и кажущейся независимости их друг от друга, они органически и неразрывно связаны между собой. Только в своей совокупности они способны дать действительно науч. представление об об-ве в. целом и решить в диалектич. единстве гл. задачу, стоящую перед ними, - познание прошлого и совр. состояния об-ва с целью понимания его настоящего и перспектив развития в будущем.

Коммунистич. партия Сов. Союза в своей Программе сформулировала ближайшую задачу именно для И. в широком значении, указав, что на совр. этапе исследование всемирно-ист. процесса должно показать возникновение и развитие социалистич. системы, изменение соотношения сил в пользу социализма, обострение общего кризиса капитализма, крушение колониальной системы империализма, подъем нац.-освободит. движения, закономерный процесс движения человечества к коммунизму.

Обществ. науки изучают конкретную И. об-ва и выводят законы (и их систему - теории) применительно к развитию отд. этапов, сторон, сфер в жизни человеч. об-ва, составляющих предмет исследования каждой из них. Таким путем каждая из обществ. наук в пределах своего предмета исследования подготавливает по частям решение гл. задачи, стоящей перед И. в широком значении. Формулирование общих законов развития об-ва составляет предмет общей теоретич. социологии. Науч. марксистской социологией является исторический материализм.

Собственно И. как наука в более узком значении есть составная часть обществ. группы наук. Место И. в этой группе обусловлено ее предметом и методом исследования.

В течение очень длительного времени И. носила сугубо "описательный", эмпирический характер. Непосредственным объектом ее внимания были внеш. события человеч. И. в хронологич. последовательности, изучение отд. частных сторон ист. процесса. Гл. внимание было сосредоточено на описании политич. событий. Только позднее ист. наука приступает к вычленению элементов, связей, структуры человеч. об-ва, механизма ист. процесса. В 19 в. возникает социально-экономич. И., к-рая под влиянием марксизма становится И. социально-экономич. процессов, отношений. Предметом ист. науки стала вся конкретная и многообразная жизнь об-ва во всех ее проявлениях и в ее ист. преемственности, начиная с появления человеч. об-ва до его современного состояния.

Для ист. науки главным является изучение конкретной И. об-ва. При этом И. опирается на факты прошлого и настоящего, в к-рых нашел отражение объективный процесс развития об-ва (см. Источники исторические). Собирание фактов, их систематизация и рассмотрение в связи друг с другом есть та внутр. основа ист. науки, к-рая свойственна ей с момента зарождения, как свойственна и всем др. конкретным обществ. и естеств. наукам. Даже на той стадии развития, когда И. не имела подлинно науч. метода, она, опираясь на эту основу, постепенно создавала фактографич. картину развития об-ва. По мере накопления фактов И. удавалось уловить связи и взаимозависимость отд. явлений, типичность нек-рых из них для всех народов, группы стран, накопить сумму знаний о развитии об-ва, к-рые стали одной из науч. предпосылок для возникновения ист. материализма (выяснение истории клас. борьбы в 17-18 вв. и др.).

Марксистское понимание И. об-ва как объективного и закономерного процесса развития требует особенно тщательного накопления и изучения фактов. При этом, как указывал В. И. Ленин, "необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения..." (Соч., т. 23, с. 266). Собирание по возможности всей совокупности фактов о различных событиях, явлениях и процессах, постоянное накопление этих фактов и их изучение в связи друг с другом - необходимые условия для существования И. и ее развития как науки, это одна из ее сторон. Поэтому в И. значит. место занимают описание и повествование. Более того, количественно очень многочисленная группа ист. исследований, посвященных изучению отд. событий, локальных явлений, тех или иных фактов жизни об-ва и т. д., носит преобладающе описательно- повествовательный характер. Задача историка при этом сводится к тому, чтобы дать точное и предельно сжатое описание исследуемого события или явления.

Но И. как наука не может ограничиться рассказом о событиях, не пытаясь понять их и объяснить. На основе анализа совокупности фактов И. приходит к пониманию сущности отд. явлений и процессов в жизни об-ва, открытию специфич. законов его развития, особенностей в ист. развитии отд. стран и народов сравнительно с другими и т. д. Все такого рода открытия И. формулирует в виде теоретич. обобщений. Особое значение эта сторона ист. науки приобрела с открытием К. Марксом и Ф. Энгельсом осн. законов ист. развития об-ва. Чтобы научно воспроизвести любой процесс развития, историк должен прежде всего определить, какие элементы участвуют в этом процессе и какова роль каждого из них, детально изучить структуру исследуемого объекта и ее видоизменения на разных стадиях процесса. Наконец, чтобы представить развитие именно как процесс, а не просто как ряд последовательных состояний объекта, историк должен раскрыть сами законы перехода от одного ист. состояния к другому. Теоретич. обобщения, осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от друга фактов и частных выводов есть вторая сторона И. как науки. И. включает в себя теорию, она невозможна без теории.

Единство этих двух сторон ист. науки неразрывно. В познании И. об-ва диалектически сочетаются, с одной стороны, накопление фактов и их изучение в связи друг с другом и, с другой, теоретич. обобщение накопленных и исследованных фактов. Нарушение этого единства в той или иной мере неизбежно ведет к извращению процесса познания И. об-ва, к-рое всегда отрицательно отражается на результатах исследования. Наиболее крайними проявлениями такого извращения являются: вульгарный социологизм, когда исследователь, отвлекаясь от конкретных фактов или игнорируя их, создает без достаточного основания произвольные социологич. схемы обществ. развития, и эмпиризм, когда для исследователя по существу является самоцелью собирание и нанизывание фактов без попытки осмыслить их теоретически, обобщить и найти определенные закономерности.

В ходе развития ист. науки вместе с изменением предмета И. соответственно происходило изменение и метода познания и осмысливания ист. явлений. Науч. метод познания И. об-ва вырабатывался постепенно всеми обществ. науками. До сер. 19 в. историки пользовались методами, страдавшими в значит. мере метафизичностью. Поэтому их выводы не могли быть строго научными. Историки односторонне оценивали роль отдельных, нередко реальных факторов в жизни об-ва - роль природных условий, выдающихся личностей, обществ. идей и т. д. Отсутствие подлинно науч. метода обусловливало медленный прогресс И. Только соединение диалектики с материализмом дало возможность внести в науку действительно науч. метод познания сложной и многообразной И. об-ва. Это стало одной из причин быстрого прогресса ист. науки, получившей особенное развитие в СССР и др. социалистич. странах. И., используя марксистский диалектич. метод, изучает не просто многообразие фактов ради создания фактографич. картины жизни об-ва с последовательным и занимательным изложением хода событий. Она изучает конкретный ход событий, выделяя внутренние связи между ними и их взаимную обусловленность, стремится вскрыть внутреннюю противоречивость, присущую обществ. явлениям и всему процессу развития об-ва. Метод познания И. об-ва является органической составной частью ист. науки.

Необходимым условием изучения фактов и явлений обществ. жизни является историзм. Еще историки Др. Востока и антич. мира стремились дать описание ист. событий в хронологич. последовательности. Позднее стремление к историзму выразилось в попытках выявить тенденции ист. процесса. Но только с появлением марксизма историзм стал для обществ. наук, в т. ч. и для И., науч. методом выявления закономерностей ист. процесса: "Самое надежное в вопросе общественной науки,... это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (там же, т. 29, с. 436). Игнорирование принципа историзма ведет к искажению исторической действительности, напр. к модернизации прошлого, т. е. к перенесению более поздних отношений в далекие от них эпохи.

Подлинно науч. И. должна быть правдивой, научно объективной, лишенной преувеличений, строго соответствующей реальной действительности того или иного времени. Вместе с тем И. была и остается партийной наукой. Партийность ист. исследований выражает клас. идеологию и проявляется прежде всего в теоретич. обобщениях, к-рые делают историки, опираясь на фактич. материал, и в связи этих обобщений с существующими в данном об-ве социологич. учениями. В. И. Ленин подчеркивал, что "... "беспристрастной" социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе" (там же, т. 19, с. 3), что "... ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчаться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т. д. и т. д." (там же, т. 2, с. 498-99).

Реакционные отживающие классы, интересы к-рых противоречат ведущей тенденции ист. развития об-ва, не заинтересованы в объективном познании его И. Их идеология, выраженная в определенных социологич. системах, порождает искажение и фальсификацию И. Связь И. с социологич. учениями отживающих, реакционных классов об-ва всегда тормозила в прошлом и продолжает тормозить в современном капиталистич. мире развитие И. как науки. И наоборот, связь с передовыми для своего времени социологич. учениями, выражавшими идеологию классов и обществ. групп, к-рые в настоящем отстаивали интересы будущего, была плодотворной для И. и способствовала ее развитию в науку. Связь И. с науч. марксистской социологией - ист. материализмом - окончательно превратила И. в науку, стала основой ее быстрого прогресса как науки потому, что марксизм-ленинизм есть идеология рабочего класса. Интересы рабочего класса требуют объективного ист. познания, так как оно помогает ему осознать поставленную перед ним И. развития об-ва всемирно-историч. задачу - осуществить переход к коммунизму, и облегчает борьбу за ее решение. Поэтому партийность И. и ее научная объективность могут быть тождественны только тогда, когда И. отражает интересы рабочего класса.

Иные связи существуют между И. и др. конкретными обществ. науками. В отличие от И., для политэкономии, юриспруденции, филологии и др. конкретных обществ. наук объектами изучения являются отд. стороны жизни об-ва или специфич. его явления в их совр. состоянии и в связи друг с другом (экономический строй об-ва, формы гос-ва, право, искусство, литература и т. п.). Др. стороны и явления, вся совокупность условий, характеризующих жизнь об-ва, учитываются этими науками в той мере, в какой это необходимо для понимания изучаемых ими сторон и явлений. Для И., напротив, объектом изучения является вся совокупность условий, характеризующих жизнь об-ва и в прошлом, и в настоящем, в том числе, как их составной элемент, и те стороны и явления, к-рые исследуют др. конкретные обществ. науки. При этом И. не повторяет их путь в изучении отд. сторон и явлений, а опирается на их достижения, заимствуя у др. обществ. наук ряд теоретич. понятий, категорий и т. д. Напр., психология помогает И. раскрыть механизм социального поведения людей в разные ист. эпохи, эстетика дает теоретич. критерий для оценки художеств. ценностей и т. д. Др. обществ. науки в свою очередь широко используют достижения ист. науки.

В процессе изучения И. об-ва в ист. науке, как и во всех др. науках, происходила неизбежная специализация отд. ее частей, к-рая продолжается и в настоящее время. Совр. И. стала областью знаний, к-рая состоит из отд. разделов и отраслей науки, вспомогательных ист. дисциплин и спец. ист. наук. Степень специализации отд. частей различна, что позволяет выделить среди них несколько групп.

Первую составляют отд. разделы и отрасли ист. науки, в пределах к-рых историки ведут изучение И. об-ва в целом (всемирной И.) по ее частям. Выделение этих частей, учитывающее объективный ход развития об-ва, вызывается удобствами познания всемирной И., и потому такое выделение не приводит к превращению ра

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
224.72 кб

Ляушева С.А. Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность (философско-культурологи

Шевелев В. И.
Читать PDF
261.84 кб

Эволюция исламского радикализма в Дагестане: история и современность

Ханбабаев Кафлан Муслимович
Раскрываются сущность, основные направления эволюции исламского радикализма в Дагестане с сер. VII до нач. XX вв.
Читать PDF
273.85 кб

ИЗ САМУРАЕВ В КУПЦЫ: ИСТОРИЯ ТОРГОВого ДОМа НАКАИ**

Лещенко Нелли Федоровна
Читать PDF
141.06 кб

История российского государственного управления на Северном Кавказе в XVIII XIX вв.: Учебно-методиче

Аникеев А. А.
Читать PDF
818.31 кб

Живая история искусства в лицах и персоналиях

Аникин Владимир Ильич
Читать PDF
170.04 кб

Морская контрразведка Российской империи (Балтика. 1914-1918 гг.): история создания и ликвидации

Зверев Вадим Олегович
Впервые предпринята попытка реконструкции основных этапов создания органов морской контрразведки на одном из ответственнейших участков морской обороны страны на балтийском театре военных действий.
Читать PDF
242.66 кб

Идеи гуманизма в ибероамериканских культурах: история и современность

Семенов Сергей Иванович
Читать PDF
160.84 кб

Знает ли история сослагательное наклонение? (Интервью с В. А. Нехамкиным)

Читать PDF
240.64 кб

Этносоциальная организация и политическая история убыхов в источниках и историографии

Хафизова М. Г.
Читать PDF
527.53 кб

Средневековая История и историография в творчестве Василия Григорьевича авсеенко: киевский период ег

Лиман С. И.
Читать PDF
326.64 кб

Русская история в контексте художественного мировоззрения Иона Друцэ («Возвращение на круги своя», «

Федоренко Виктория
Обращение Иона Друцэ к русской истории и культуре, глубинное осмысление исторических событий и создание масштабных художественных образов выдающихся личностей разных эпох обогатило литературу обоих народов и России, и Молдавии, пр
Читать PDF
139.20 кб

Ранняя история старообрядчества на Южном Урале: особенности распространения и субконфессиональный со

Данилко Е. С.
В представленной статье на основе анализа опубликованных источников и обширного круга архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот, излагается ранняя история старообрядчества на Южном Урале, выделяются основные этапы его
Читать PDF
0.00 байт

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ХХ В. Программа курса для студентов-историков 3 4 курсов

Красовицкая Тамара Юсуфовна
Читать PDF
309.82 кб

Отзыв на рукопись Александра Каревина «Украинский язык.История становления и развития»

Толочко Петр
Читать PDF
0.00 байт

Демографические потери СССР в Великой Отечественной войне: история подсчетов

С.И. Голотик, В.В. Минаев

Похожие термины:

  • ИСТОРИЯ АГВАН

    агваны (арм.) - албанцы) - свод сведений о политич. и церк. истории Албании Кавказской до 10 в. Написана Мовсесом Дасхуранци (10 в.) на др.-арм. яз. 1-я часть "И. а." осн. преим. на трудах Мовсеса Хоренаци, Егише
  • История античная

    наука, изучающая историю и культуру древних греков и римлян. Основателями и.а. были древние греки; у ее истоков стоял Гекатей из Милета, однако «отцом» истории как науки считается Геродот. Свой труд
  • История антропогенных ландшафтов

    история взаимодействия общества и природы через механизм этнической системы.
  • История Аполлония, царя Тира

    роман неизвестного автора II в. н. э. Оригинал был, вероятно, греческим, однако са старая из сохранившихся его версий - это латинская переработка V или VI вв., рассказ о непростой судьбе Аполлония, царя
  • История Аполлония

    лат. приключ. роман (полн. название - «История Аполлония, царя Тирского»), переведенный, вер., в III в. н. э. неизв. автором с недошедшего до нас гр. оригинала. Его сюжет сводится к следующему. Аполлоний пр
  • История Августов

    История императоров, см. Писатели Истории Августов.
  • Этническая история

    см. Этногенез.
  • История культуры

    коллективная память этносов о своих культурных традициях.
  • ИСТОРИЯ СССР

    название журнала "Отечественная история" до 1992.
  • Земля Аргаяшская: История и современность

    монография Р.Ш. Хакимова, посвященная истории Аргаяшского р-на Челябинской обл. Выпущена к 75-летию р-на. Особое внимание уделяется истории аргаяшских башкир, их отношениям с др. народами, исламской
  • НЕДОСКАЗАННАЯ ИСТОРИЯ КАП АРКОНЫ

    Утро 3 мая 1945 года над северной Германией и Балтийским морем выдалось холодным и туманным, небо укутали облака. Немцы радовались: плохая видимость давала возможность передохнуть от налетов союзны
  • Россия, разд. Церковная история

    Рерковно-исторические знания проникли в среду русских книжных людей, преимущественно духовенства, вместе с самим христианством; источником их были агиографические сборники, творения святых отцо
  • История церкви

    И. ц. следует рассматривать в связи с другими аспектами истории общества. В начальный период существования христианства и в эпоху апостолов (приблизительно до 64, когда умерли Петр и Павел) в Иеруса
  • Что такое мировая и всемирная история

    Есть несколько представлений о том, что такое мировая история и существует ли она вообще. Согласно одному из них мировая история представляет собой ряд последовательных ступеней прогрессивного р
  • АГРАРНАЯ ИСТОРИЯ

    научное направление, сформировавшееся в конце XIX в., в период кризиса классической и становления неклассической модели европейской исторической науки. Предмет А. и. - аграрные отношения в прошлом.
  • ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно-нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор пр
  • Древнейшая история Шумера, шумерская цивилизация

    Политическая карта Шумера вначале III тысячелетия. В начале III тысячелетия до н. э. Двуречье еще не было политически объединено и на его территории находилось несколько десятков небольших городов-г
  • Троянская история Гвидо де Колумна

    «Троянская история» Гвидо де Колумна – древнерусская повесть о Троянской войне, восходящая к латинскому роману «История разрушения Трои» (Historia destructionis Troiae), написанному в 70-х гг. XIII в. Гвидо де Колу
  • Новоассирийская держава: Политическая история

    Ряд событий, происшедших в Передней Азии в конце II тысячелетия до н. э., привел к гибели или ослаблению почти всех «великих держав». Теперь Ассирия не имела серьезных соперников и могла приступить к
  • ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

    одна из сфер церковного знания; историческое осмысление политических, социальных и культурных процессов религиозной жизни с позиций признания истинности вероучения и необходимости утверждения