ИЗГОЕВ Александр Соломонович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Изгоев, Александр Соломонович

(наст. фамилия и имя — Лянде Арон; 11.04.1872—11.06.1935) — публицист, историк и обществ. деятель. Род. в г. Ирбит. Обучался на юрид. ф-те Новороссийского ун-та (г. Одесса). В 1897 сотрудничал в маркс. ж. "Новое слово", "Жизнь", "Образование". С 1905 — рук. одесской группы "Союза освобождения", ред. еженедельника "Южные записки". В 1905 переехал в Петербург. Стал членом ЦК кадетской партии. С 1906 сотрудничает в ж. П.Б.Струве "Полярная звезда", "Свобода и культура", в газ."Дума", один из рук. газ."Речь". Участник сб. "Вехи" и "Из глубины". С 1910 — ред. полит. отдела "Русской мысли". В мае—июне 1917 — член-учредитель "Лиги русской культуры". В ноябре 1917 И. организовал изд. газ."Борьба", в к-рой призывал к вооруженному сопротивлению большевикам. В ноябре 1918 — январе 1919 — в ссылке на окопных работах в г. Вологда. По ходатайству А.М.Горького возвращен в Петроград. Работал в Публичной библиотеке, выступал с лекциями по "веховскому" наследию и "Смене вех". В 1922 выслан из России. Активно выступал в восстановленной "Русской мысли" (Прага — Берлин, 1923—1925), в "Возрождении" (1925—1927). Вышел из редакции в знак протеста против промонархических акций его ред. П.Б.Струве. После этого работал в газ. "Руль", "Сегодня". В середине 20-х гг. переехал в Эстонию.



Соч.: Общинное право. СПб., 1905; Об интеллигентной молодежи // Вехи. М., 1909. (Вехи. Из глубины. М., 1991); Русское общество и революция. М., 1910; П.А.Столыпин. М., 1912; Наши политические партии. Пг., 1917; Разрушители России. Владивосток, 1918; Социализм, культура и большевизм // Из глубины. М., 1918. (Вехи. Из глубины. М., 1991); Рожденное в революционной смуте. Париж, 1932.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ИЗГОЕВ Александр Соломонович
наст. фам. и имя Лянде Арон) (11.4.1872, Ирбит 11.6.1935, Хаапсалу, Эстония) - публицист. Отец - учитель Виленского раввинского училища. В 1889 И. окончил ирбитскую гимназию и поступил на медицинский факультет Томского университета, но вынужден был оставить учебу из-за участия в марксистских кружках.
С 1894 изучал общественные науки за границей. По возвращении в Россию обучался на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе (окончил в 1900).В 90-е начал политическую деятельность как легальный марксист, позднее - социал-демократ. Еще студентом сотрудничал в журналах «Новое слово» (1987), «Жизнь» (с 1899), «Образование», в газете «Южное обозрение». Разочаровавшись в марксизме, И. попытался найти сторонников в либеральных кругах русской интеллигенции. С 1902- сотрудник либерального еженедельника «Южные записки»; в 1904-5 стал заведующим редакцией и редактором отдела журнала.
Он выступал одним из организаторов Союза освобождения, с 1905 руководил его Одесской группой. В декабре 1905, спасаясь от еврейских погромов, переехал в Петербург. На 3-м съезде партии кадетов в апреле 1906 был избран в состав ЦК, к правому крылу которого принадлежал до 1918.С 1906 сотрудник общественно-политических журналов «Полярная звезда», «Свобода и культура», «Без заглавия», газет «Речь» (ЦО партии кадетов), «Дума». С 1910 возглавлял политический отдел журнала «Русская мысль».
В 1906 появился первый научный труд И. «Общинное право. Опыт социально-юридического анализа общинного землевладения как института гражданского права». В этой работе община была подвергнута скрупулезному исследованию с точки зрения исторической обусловленности и уровня правового развития современного общества. В 1909 И. опубликовал в сборнике «Вехи» статью, посвященную анализу мировоззренческих основ интеллигенции. Впоследствии он развил свои идеи в сборнике «Из глубины» (1918). В 1912 вышло подготовленное им исследование жизни и деятельности П.Столыпина.
Февральскую революцию И. воспринял пессимистически. Он оценивал культурный уровень подавляющего большинства российского социума как довольно низкий, что не могло позволить обществу перейти от авторитаризма к республиканской форме правления, к демократическим свободам. Именно поэтому И., в отличие от многих видных деятелей кадетской партии, не вошел ни в одну из государственных структур и продолжал публицистическую и общественную деятельность. В мае-июне 1917 он выступил одним из учредителей «Лиги русской культуры», а на страницах газеты «Речь» появлялись его статьи, в которых резкой критике подвергалась деятельность социалистических партий, в первую очередь большевиков. На 8-м съезде кадетской партии (май 1917) выступил против правительственной коалиции с социалистами. После Октябрьской революции занял антисоветскую позицию. В ноябре 1917 И.
вместе с А.Тырковой организовал выпуск газеты «Борьба», в которой открыто призывал к вооруженному сопротивлению диктатуре пролетариата.
Неоднократно подвергался арестам, ссылкам, тюремному заключению: с ноября 1918 по январь 1919 находился на окопных работах в Вологде, возвращен по ходатайству Союза писателей, в частности, М.Горького; с начала 1921 в Ивановском концлагере, Освободившись из заключения, работал в Публичной библиотеке, печатался в сборниках «Утренники», «Парфенон», выступал с лекциями, основное содержание которых сводилось к анализу «веховского» наследия, «Смена вех» и т.д. В августе 1922 И. вновь был арестован и вскоре с группой известных российских ученых и общественных деятелей выслан за границу.
До конца 20-х И. проживал в Праге, где состоял в Союзе русских писателей и журналистов; публиковался в различных эмигрантских изданиях - журналах «Хозяин», «Русская мысль», «Студенческие годы», газетах «Возрождение», «Россия и славянство», «Руль». Особое внимание он уделял политической и культурной жизни в Советской России. Вел раздел «Советский жемчуг» в газете «Руль». В 1923 в «Архиве русской революции» опубликовал воспоминания о времени, проведенном в Советской России. Считал кооперацию такой формой объединения, которая «не может ставить своей задачей социалистическое... преобразование общества», Его тезис - «социализм означает смерть кооперации» - породил бурю протеста со стороны леворадикальной прессы.
И. активно откликался на события эмигрантской жизни, подробно освещал деятельность научных эмигрантских центров: Экономического кабинета профессора С.Прокоповича, Экономического семинара академика П.Струве (где И. выступал с аналитическими докладами по истории общины), Института изучения России. Обобщенное представление о русском зарубежье содержится в работе И. «Рожденное в революционной смуте», где рассматриваются русские политические силы в эмиграции, анализируется крах правых и левых идеологий, а также дается оценка евразийскому течению. По мнению И., евразийцы вложили «много духовных сил» в обоснование формулы «Россия - особый мир» как с географической, антропологической, лингвистической, так и с исторической и социологической точек зрения. Заслугу евразийцев И.
видел в том, что они «возродили русскую консервативно-националистическую мысль».
В начале 30-х И. выехал в Эстонию, где провел свои последние годы, продолжая публицистическую деятельность (в частности, сотрудничество в рижской газете «Сегодня»),

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции