ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Яковлев, Александр Евгеньевич

(род. 1887) — живописец. В 1904 поступил в Академию художеств. В 1913 кончил Академию, получив звание художника и заграничную командировку за две большие картины: "В бане" и "Купанье". Уже в этих полотнах проявили себя специфические свойства Я.: исключительная техническая ловкость, натуралистическая зоркость, академизм, питающийся реминисценциями старых мастеров, и причудливая беспокойность композиции. Этот эклектизм сказался в "Групповом портрете" академических товарищей (1912). Заграничная поездка (1914—1918) в Италию и особенно затем на о-в Майорку и в Испанию столкнули Я. с экзотикой, которая сделалась доминирующей в его искусстве. Русский академизм Я. сменил теперь на стилевые формы итальянского кваттроченто. Работы, привезенные в 1917 Я. в Россию ["Скрипач", "Скульптор", "Рыбак с о-ва Майорки" (Русский музей, Третьяковская галерея), пейзажи и др.], выявили исключительное мастерство Я., но и внутреннюю опустошенность его искусства, экзотизм в крайнем смысле слова, делающий его последним выразителем тенденций "Мира искусства". Отъезд Я. в 1917 на Дальний Восток (в Китай, Монголию, Японию), где он оставался до 1920, еще более заострил это: цветные рисунки и несколько живописных вещей этого периода поставили Я. в ряды выдающихся техников современного искусства, но и разоблачили крайнюю бедность его интересов и его понимания Востока, сведенного к нескольким изображениям китайцев и яркости их праздничных или театральных одеяний. Подобное изображение Востока имело большой успех в тех кругах Парижа (где Яковлев поселился с 1920), которые связаны с французской колониальной экспансией. Я. с этого времени становится типическим выразителем колониального империализма Франции, модным художником парижского "большого света". Свое положение Я. окончательно закрепил участием в известной экспедиции 1924—25 автомобильной фирмы "Ситроен" в Африку, откуда он привез огромную и блестящую серию африканских типов и пейзажей. В последние годы Я. написал ряд портретов в разных манерах и стилях. С русским искусством и вообще с СССР Я. связей не поддерживает.



Лит.: Jakovleff A., Les dessins et peintures d´extréme Orient, P., 1922; его же, Dessins et peintures d´Afrique, P., 1927; Выставка А. Яковлева в Академии художеств, Л., 1928 (с предисловием Э. Голлербаха); Выставка современного французского искусства в Москве, Москва, 1928 (с предисловием А. Эфроса).



А. Эфрос.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич
25( 13).06.1887 (С.-Петербург) - 12.05.1938 (Париж). Живописец, график. Сын морского офицера. Окончил гимназию К. И. Мая в Петербурге. В 1905-13 учился в АХ, с 1907 - в мастерской Д. Н. Кардовского. В годы учебы подружился с В. И. Шухаевым, Б. Д. Григорьевым, И. И. Бродским и В. А. Локкенбергом. Лето проводил с сокурсниками в селе Бармино на Волге, писал импрессионистские пейзажи и портреты. Рисовал для журналов «Аполлон» (№ 4. 1910), «Сатирикон» (1909— 13), «Новый Сатирикон» и «Нива» (1914—18). Участвовал в отчетных академических выставках, выставках СРХ (1909, 1910) и «Салоне» В. А. Издебского (1909/10). В 1912 его работы, показанные на выставке «Мир искусства», вызвали много откликов в прессе, в том числе восторженную статью А. 11. Бенуа. Был принят в члены общества «Мир искусства». В 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картины «В бане» и «Купание», выполненные в манере позднего Ренессанса. В 1914-15 провел полтора года в Италии вместе с Шухаевым. Посетил Испанию и Майорку. Вернувшись в Петроград (конец 1915), показал на выставке «Мир искусства» картины «Рыбак», «Портрет аргентинского художника Рауля Етчеварна», «Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро» и «Скрипач», которые были воспроизведены в «Аполлоне». В 1916 участвовал в оформлении кабаре «Привал комедиантов» (вместе с С. Ю. Судейкиным и Григорьевым), исполнил плафон на тему «Девять муз» для московского особняка Фирсановых (вместе с Шухаевым), создал эскизы росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и для зала ожидания Казанского вокзала в Москве. С осени 1916 преподавал рисунок на архитектурных курсах Багаевой и в Новой художественной мастерской на Васильевском острове. В конце 1916 Совет АХ продлил ему заграничное пенсионерство на 2 года (за графические этюды людей и животных, выполненные в 1913-16). Командировка была отложена из-за войны. В 1917 вместе с Кардовским и Шухаевым создал «Цех живописцев св. Луки», в задачу которого входило возрождение профессиональных традиций старых мастеров. Осенью 1917 отправился в командировку на Дальний Восток, где собирал этнографический материал для украшения Казанского вокзала. В 1918 как пенсионер АХ уехал в Пекин, путешествовал по Китаю, Монголии и Японии. Изучал китайский и японский театр, исполнил много зарисовок этнографического характера и заказных портретов. Провсл выставку в Шанхае (1919). В 1919 поселился в Париже. Показал работы дальневосточного цикла на персональных выставках в Париже (галерея Barbazangcs, 1920 и 1921; совм. с Шухасвым), Лондоне (галерея Grafton, 1920) и Чикаго (Художественный институт, 1922). В 1921 участвовал в выставках группы «Мир искусства» в галерее La Boetie и Осеннем салоне, Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне. В издательстве Л. Вожеля вышел тиражом 150 экз. альбом, включивший 50 репродукций картин китайского цикла. Исполнил росписи на тему «Триумф кулинарного искусства» в ресторане «La Biche» на Монмартре и вместе с Шухаевым расписал концертный зал на улице Перголез на тему «Сказки Пушкина и музыка». Расписывал частные особняки и писал заказные портреты. Участвовал в парижских салонах, в групповых выставках во Франции и за рубежом. В конце 1921 основал вместе с Шухасвым школу в мастерской на улице Campagne Premier, 17, на Монпарнасе. В октябре 1924 - августе 1925 участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по Африке (Сахара Судан-Нигер-Чад-Бсльгнйское Конго Мозамбик-МадагаскарЭкваториальная Африка) под руководством Л. Одуэн-Дюбрея и Ж. М. Хаарда. Исполнил около 300 картин и рисунков о природе Африки и быте туземцев, а также большой групповой портрет участников экспедиции. В 1926 провел в галерее J. Charpentier большую персональную выставку по итогам африканского путешествия, которая принесла доход в 100 тысяч франков. Достиг популярности и стал кавалером ордена Почетного легиона. Л. Вожель выпустил тиражом 1020 экз. его африканский альбом. В том же году пережил смерть жены - певицы и актрисы Беллы Георгиевны Казаровой (1885—1926). В 1928 путешествовал по Эфиопии с Генри Ротшильдом. В 1928-30 изучал древнеримскую живопись в Помпеях и копировал фрески в Неаполитанском музее. Исполнил серию крупноформатных картин на мифологические темы в духе помпейской живописи. Провел персональные выставки в галерее La Renaissance (1928 и 1930) и выставку совместно с Шухаевым и Григорьевым в Институте Карнеги в Питтсбурге (1927). Участвовал в выставках русских художников в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palacc, 1924), Амстердаме-Гаагс (1924), Питтсбурге (Международная выставка, 1925), Париже (Bemheim-Jeune, 1927; La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне, США (1932), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). В 1928 персональная выставка прошла в Ленинграде, в залах АХ (работы из советских собраний и репродукции картин последних лет). В 1931-32 участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по Азии (Сирия-ИранАфганистан-Монголия-Китай, от Тянь-Цзиня морем до Ханоя и Сайгона; экспедиция была прервана смергью Ж. М. Хаарда). В 1933 галерея J. Charpentier показала около 800 его работ по итогам азиатского путешествия. В 1934 создал декорации к балету «Семирамида» А. Онеггера для труппы Иды Рубинштейн. Осенью 1934 приехал в США, чтобы возглавить живописное отделение школы Музея изящных искусств в Бостоне. Совершил путешествие по США и Мексике. Провел персональные выставки в бостонском Музее изящных искусств (1934, 1937), Национальном географическом обществе в Вашингтоне (1934), галерее Knoedler в Нью-Йорке (1936), Институте Карнеги в Питтсбурге (1938) и Художественном институте Миннеаполиса (1938). В 1937 вернулся в Париж. Умер от рака желудка, во время операции. Несколько работ из мастерской приобрел Люксембургский музей Парижа. Мемориальные выставки прошли в НьюЙорке (Grand Central Palace, 1939), Бостоне (Vose, 1939 и 1948), Париже (Vendome, 1965) и Версалс (М. Blanche - аукцион «„Черный круиз” и негритянское искусство», 1967). В 1988 в ГРМ состоялась выставка работ Яковлева и Шухаева, приуроченная к их столетию. Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ (23 картины и несколько сот рисунков).

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич
13.6.1887, Петербург- 12.5.1938, Париж) -живописец, график, монументалист, сценограф, педагог. Родился в семье морского офицера. Рано обнаружил любовь к рисованию и после окончания гимназии К.Мая в 1904 поступил в Высшее художественное училище при петербургской Академии художеств. С 1907 вместе с В.Шухаевым, пожизненным другом, Я. учился в мастерской Д.Кардовского в Академии художеств, став приверженцем его школы реализма. «Он выбрал принципы академической живописи... За ней стоял авторитет строгой, серьезной школы, чудились тени великих мастеров прошлого», - писали критики о раннем творчестве Я. Для него на долгие годы основной стала работа с натуры. Вместе с тем Я. стремился выйти за рамки «неоакадемизма», насаждавшегося Кардовским, в реализме он искал своих решений, что дало основание Э.Голлербаху отметить: «Во всех произведениях Я. академическая крепость рисунка сочетается с оригинальной стилизацией: в творчестве его нашел выражение особый графический уклон живописи, отмеченный замечательной четкостью линий и твердой моделировкой формы». Одновременно в годы учебы, проводя вместе с сокурсниками лето в селе Бармино на Волге, Я. исполнил серию портретов и этюдов в типично импрессионистской манере, правда, не закрепившейся у него. Творческий поиск привел его, как и Шухаева, к пониманию больших возможностей мало освоенных в России техник сангины и темперы, которые он постигал в мастерской техники и технологии живописи под руководством профессора Д.Киплика. В те же годы в мастерской Кардовского Я. овладевал приемами театрально-декоративного искусства. В 1910-е много занимался графикой, его карикатуры печатались в журналах «Сатирикон», «Новый Сатирикон», иллюстрации - в «Ниве» и «Аполлоне». Участвовал в выставках Академии художеств, Союза русских художников (член Союза с 1911), «Мира искусства» (член этого объединения с 1913) и др. Картина Я. «На академической даче», выставленная на Балтийской выставке в Мальме (1912), вызвала восторженные отклики, в частности, А.Бенуа, который до последних дней жизни Я. внимательно следил за его творчеством.
В 1913 Я. окончил курс Академии художеств, получив звание «художника» за картины «В бане» и «Купание» и возможность стажировки за границей.
В январе 1914 вместе с Шухаевым выехал в Италию, провел за границей полтора года, кроме Италии посетив Испанию и остров Майорку, В 1915 вернулся в Петербург и в том же году на выставке «Мир искусства» показал выполненные за границей работы маслом и сангиной. «Музейный», «антикварный» стиль работ Я., выработанный под впечатлением от живописи итальянского Возрождения, вызвал одобрение части критиков, заговоривших о «неоклассицизме» Я" другая часть осудила Я. за «манерность» и «эклектизм». Совет Академии художеств продлил заграничную стажировку Я., однако начавшаяся 1 -я мировая война нарушила планы. С 1916-17 Я. всерьез осваивал монументальную живопись: вместе с Шухаевым выполнил роспись плафона «Девять муз» в особняке Фирсановой в Москве. По инициативе А.Щусева разрабатывал (при участии Шухаева) проект росписи зала ожидания Казанского вокзала в Москве и церкви Николая Мирликийского в итальянском городе Вари (для этого выезжал с Шухаевым в Ферапонтов монастырь, где копировал фрески Дионисия). Участие в объединении «Мир искусства» не удовлетворяло Я., и в 1917 вместе с Кардовским и Шухаевым он учредил «Цех живописцев Святого Луки» с целью передачи «подмастерьям» опыта классического искусства: преподавал рисунок в Новой художественной мастерской, Институте истории искусств, на Женских курсах Е.Богаевой.
В 1917 Я. был командирован Академией художеств в Китай; провел в Китае, Монголии и Японии несколько лет, изучая культуру этих стран (особенно театр), создав несколько сотен рисунков и картин; они были выставлены в галерее Барбизанж в Париже, куда в 1919 перебрался Я. В 1922 издатель Люсьен Вожель, поддерживавший художников-эмигрантов, выпустил альбом репродукций с выставки, утвердивший славу Я. «одного из самых уникальных и значительных художников XX века».
Парижский период деятельности Я. - необычайно многообразный и плодотворный: Я. работал интенсивно и феноменально быстро. Он участвовал во многих европейских и американских выставках, в том числе в выставке живописи, организованной Институтом Карнеги в Питсбурге (1924), принесшей ему известность в США. В 1924-25 участвовал в рекламной экспедиции по Африке, организованной французской автомобильной фирмой «Ситроен» («Черный рейс»), создал там сотни рисунков и картин, выставленных в галерее Шарпантье (1926).
Выставка стала сенсанцией, Л.Вожель выпустил новый альбом работ Я., а в 1927 за картины о жизни африканского континента Я. был награжден орденом Почетного легиона. После поездки в 1928-29 в Италию (острова Сицилия и Капри, Геркуланум, Помпеи) Я. создал серию широкоформатных полотен в стиле помпейской живописи на сюжеты греческих мифов. В те же годы Я. не прекращал занятий фресковой живописью (внутренние росписи концертного зала частного дома на улице Перголез в Париже - совместно с Шухаевым); иллюстрировал для парижских издательств книги о японском и китайском театрах. Помимо частных заказов (например, большая серия портретов деятелей балетного театра), Я. писал декорации для парижских театров, выполнил стенные панно для ресторана «Лань», расписывал зал гостиницы «Князь Юсупов» и купол Оперы Иды Рубинштейн в Париже. В 1931-32 участвовал во второй экспедиции фирмы «Ситроен» по странам Азии («Желтый рейс»). Результатом поездки стала новая выставка в галерее Шарпантье (1933), прошедшая с неменьшим успехом, что и предыдущая.
В 1928 состоялась единственная выставка работ Я. в Ленинграде после его отъезда из России. Выставлялись, главным образом, репродукции Л.Вожеля и картины из Русского музея.
Выставка получила очень высокую оценку. Искусствовед В.Воинов сравнивал рисунки Я. с рисунками Гольбейна и Энгра.Э.Голлербах писал о Я.: «Мастер, обладающий исключительной зоркостью глаза..
Утонченная техника старых мастеров сочетается с большой психологической выразительностью».
В последнее десятилетие жизни Я. испытывал определенное влияние современных французских художников, с которыми его связывали дружеские отношения (особенно с Сегонзаком, одним из вождей новой парижской школы). Свой огромный арсенал графической техники он сочетал с чисто живописными задачами, подчиненными цвету; искусство Я. становилось синтетическим. В 1935 он был приглашен в Бостон, где преподавал живопись и рисунок в школе при Музее изящных искусств.
Совершил поездки по США и Мексике. В 1937 возвратился в Париж и умер на гребне популярности и славы, после операции на запущенной опухоли.
Посмертные выставки работ Я. прошли в 1939 в Нью-Йорке и Сан-Франциско. В некрологе А.Бенуа писал: «Творчество Я. колоссально, но оно до сих пор не оценено по достоинству... Таких, как он, вообще не судят: их принимают от Провидения такими, какими они созданы для нашего же счастья и радости».
Вторично признание пришло к Я. посмертно в 1960-70-е. Ретроспективные выставки его работ прошли сначала во Франции (1965, 1967), в США (1972), затем в Ленинграде в Русском музее (1988) к 100-летию со дня рождения Я. и Шухаева. Картины и рисунки Я. рассеяны по всему миру в частных собраниях и музеях Франции, Бельгии, Германии, Италии, США, Японии, Грузии. Значительно меньше их в России, главным образом это ранние работы, сосредоточение в Русском музее, Третьяковской галерее и провинциальных музеях.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции