Яушевы

Найдено 1 определение
Яушевы
династия мус. предпринимателей и обществ. деятелей. Из рода служилых мурз, восходящего к роду арских князей Яушевых. Князь Яуш (Явуш, Явыш) в 1552 г. предположительно участвовал в обороне Казани от войск Ивана IV Грозного. Его сын князь Багиш имел обширные земельные владения по Алатской и Ногайской дорогам Казанского уезда в д. Кушер, Ст. Менгер, Тамгачи, Шигач. Потомок князя Яуша в 8-м поколении Я. Гайса Юсупович (Гайса б. Юсуф б. Бикбау б. Мустафа б. Мурадым б. Абдулла б. Дусмухаммед б. Багиш б. Явыш, ?–1870?) приехал в г. Троицк из д. Ст. Менгер Казанского уезда и губ. Ходил с чужими караванами в Бухару, работал погрузчиком вьюков, потом завел в г. Троицке собств. лавки и начал торговлю мануфактурными товарами, в 1852–59 гг. открыл кожевенный и мыловаренный заводы, разбогател и стал троицким купцом 1-й гильдии. В 1850-е гг. избирался ратманом Троицкой городовой ратуши. В 1859 г. вместе с 9 др. купцами он возбудил ходатайство о сооружении в г. Троицке за их счет нового каменного здания Гостиного двора с галереей. В 1868–70 гг. им были построены здесь 2 каменные лавки. В 1863 г. на его средства была засыпана болотистая местность с небольшим озером и сооружена III-я мечеть г. Троицка на Оренб. ул. (ныне Октябрьской). Сам Гайса Я. в 1864 г. перешел из 1-го во 2-й мус. приход г. Троицка, и с этого времени его потомки стали наследственными попечителями мечети с учебными заведениями. Я. Ахмеджан (1818–05.02.1875), Закиржан (?–1871), Мухаммеджан (?–?), Мухаммедлатиф (1847–85), Хакимжан (?–?) и Шакиржан (?–1871) Гайсичи продолжили семейный бизнес. В 1871 г. на мыловаренном заводе А.Г. Яушева 5 рабочих выпустили продукции на 10 500 руб., а на кожевенном заводе наследников Г.Ю. Яушева 5 чел. обработали сырья на 12 000 руб. Особенно преуспели на предпринимательской ниве А.Г. и Л.Г. Яушевы. А.Г. Яушев отделился от отца еще при его жизни. Он одним из первых оценил экономические возможности, открывшиеся после присоединения Ср. Азии к России, и записался в ташкентские купцы 1-й гильдии. В 1870 г. вместе с А.А. Рахманкуловым совершил хадж. Л.Г. Яушев стал троицким купцом 1-й гильдии. А.Г. и Х.Г. Яушевы были гласными Троицкой городской думы в 1872–76 гг., а Л.Г. Яушев – в 1880–85 гг. Наибольшую известность получили братья Я. Абдулвали (12.03.1840–13.09.1906), Муллагали (?–?), Мухаммедсадык (?–?) и Мухаммедшариф (?–1906) Ахмеджановичи – ташкентские купцы 1-й гильдии, потомственные почетные граждане, обществ. деятели. Сыновья А.Г. Яушева продолжили активное освоение среднеазиатских рынков, наладив каналы поставки и сбыта, модернизировав производство, создав крупную торговопромышленную группу, которая вошла в число признанных лидеров татарского нац. капитала. Они учредили торговый дом «А.-В.А. Яушев с братьями», который имел гл. контору в Троицке, конторы в Москве и Варшаве, отделения в Челябинске и п. Кочкарском Оренб. губ., Кустанае Тургайской обл., Ташкенте и Аулие-ата (Таразе) Сыр-Дарьинской обл., Токмаке Семиреченской обл., на 7 прилинейных и внутренних степных ярмарках: Звериноголовской, Карачельской, Николаевской, Тукманской, Тургайской, Усть-Уйской и Чумлякской, а также в китайском городе Кульдже. Здесь велась крупная торговля шерстью, салом, кожами, зерном, мукой, чаем и сахаром. Через разветвленную сеть, включавшую более 20 собств. оптово-розничных магазинов, реализовывались мануфактурные, галантерейные, кожевенные, железно-скобяные, парфюмерные, табачные, москательные, бакалейные и колониальные товары, ювелирные изделия, обувь и галоши, лекарства и др., на двух крупнейших ярмарках Российской империи, Нижегородской и Ирбитской, также сбывалась разнообразная мануфактура и меха. В 1895 г. оборот торгового дома братьев Я. только по продаже тканей составлял уже 4,3 млн руб., из которых 1,5 млн руб. приходилось на их ташкентское отделение. В 1910–13 гг. они развернули широкомасштабное строительство новых типов торговых структур – универсальных пассажей, оборудованных по посл. слову техники с телефонной связью, автономными системами электрического освещения, паровым отоплением и подъемными машинами – прообразами совр. лифтов: в Троицке на Ниж. Базарной пл. (ныне ул. братьев Малышевых), в Челябинске на Сибирской ул. (ныне ул. Труда), в Кустанае на Николаевской ул. (ныне ул. Алтынсарина), в Ташкенте на Ирджарской ул. и др. Сооружение только одного 4-этажного здания Пассажа в г. Троицке обошлось Я. в 300 тыс. руб., а численность его персонала доходила до 125 чел. Часть реализуемых товаров производилась ими на собств. промышленных предприятиях. От отца к ним перешли кожевенный и мыловаренный заводы в г. Троицке, где в 1895 г. 78 работников выпускали юфти, конины, выростка, подошвенных кож и мыла на 216 019 руб., а в 1908 г. 104 рабочих – на 388 143 руб. Братья Я. приобрели в родном городе небольшую бойню и салотопню (в 1908 г. – 14 работников, производство сала, баранины, кишок и овчин – на 2737 руб.), чаеразвесочную фабрику (в 1905 г. – 13 работников, продукции на 160 000 руб.), завели в Троицке и Токмаке Семиреченской обл. шерстомойные заведения. В 1891 г. они открыли в Троицке крупную паровую мельницу с двигателем в 33 л.с., на которой в 1895 г. 32 чел. выработали муки-крупчатки, манной крупы и отрубей на 115 737 руб. Техническое перевооружение предприятия, установка более мощного двигателя на 250 л. с. позволили наладить выпуск пшеничной муки более тонкого помола и резко увеличить производительность до 800 414 руб. в 1908 г. при 68 рабочих. В 1893 г. купцы Я. устроили еще одну мукомольно-корьемольную мельницу на участке Подовином вблизи станицы Ключевской Троицкого уезда, которая обеспечивала кожевенный завод дубильными веществами и выполняла частные заказы на помолку зерна (в 1895 г. – 17 работников, продукции на 15 750 руб.). Участок включал обширные с/х угодья с посевами пшеницы, молочным стадом и конным заводом, на котором производился кумыс. В 1910 г. Муллагали Я. владел уже 1131 дес. земли в Троицком уезде. Предприниматели развивали переработку с/х сырья и в Ср. Азии. В окрестностях Ташкента они разбили хлопковые плантации, а в 1888 г. построили завод по очистке сырца в местечке Алинкент Ташкентского уезда, который первоначально работал на водяной силе (в 1895 г. – 20 рабочих, производство очищенного и прессованного хлопка на 25 203 руб.). Установка двигателя на 60 л. с. обеспечила рост производительности к 1910 г. до 70 тыс. пудов хлопка на 170 тыс. руб. при 30 рабочих. По соседству, в местечке Кинсай при ж/д ст. Келес, Я. организовали второй завод (в 1908 г. – 34 рабочих, производство очищенного хлопка на 126 400 руб.). В 1915 г. Муллагали Я. был удостоен звания коммерции советника. Братья Я. занимались разносторонней обществ. деятельностью, жертвовали значительные средства на благотв. цели, сооружение мечетей, финансирование существующих и открытие новых учебных заведений. В 1898 г. они стали одними из инициаторов создания Троицкого мус. благотв. общества и внесли на образование его первоначального капитала 6000 руб. В 1901–06 гг. Абдулвали Я. был председателем этой организации, Муллагали Я. состоял ее почетным членом, в 1901 г. избирался казначеем, а в 1907–17 гг. – также председателем, возглавлял исполнительную комиссию мус. сиротского приюта. В 1909 г. он же выступил одним из учредителей мус. благотв. общества в г. Кустанае, в 1914 г. – Троицкого общества «Трилистник» для попечения о воспитанниках начальных учебных заведений. Мухаммедшариф Я. был одним из директоров Троицкого уездного отделения попечительского о тюрьмах общества. В годы I мировой войны торговый дом братьев Я. содержал в г. Троицке лазарет для раненых воинов. Еще одним их добрым делом было строительство мечетей. В 1893 г. на пожертвования Я. в г. Кустанае была возведена первая мечеть. В 1894–95 гг. Абдулвали Я. построил на собств. средства здание VI-й мечети г. Троицка с комплексом учебных и хозяйственных зданий, а в 1901 г. пожертвовал их с дворовыми участками площадью 300 десятин в пользу мус. прихода. В 1900 г. торговый дом братьев Я. отремонтировал за свой счет мавзолей Ахмада Ясави в г. Туркестане (при первоначальной смете на 82 тыс. руб.). 18.05.1899 г. Мухаммедшариф Я. завещал 35 000 руб. для образования вакуфного фонда на содержание II-й мечети г. Троицка и медресе «Мухаммадия», 15 000 руб. – на строительство трех мечетей, 8000 руб. – на выплату фидия, 3000 руб. – на раздачу бедным, а также 3000 руб. – на совершение хаджа вместо него, если он сам не совершит паломничество. После его смерти в 1906 г. братья и сын выделили из общего капитала по 5 тыс. руб. на сооружение мечетей в д. Ключи-Сап Царевококшайского уезда (1907), д. Акзегитовой Цивильского уезда Казанской губ. (1909) и VII-й мечети г. Троицка (1912). Средства вакуфного фонда компаньоны торгового дома братьев Я. сначала держали в обороте, отчисляя 8% годовых, а в 1910 г. по требованию ОМДС вложили в 4-процентные гос. ценные бумаги. Всего в 1907–17 гг. доходы с этого капитала составили 19 281 руб., которые были полностью потрачены на нужды 2-го мус. прихода Троицка: зарплату учителям и пособие бедным шакирдам, ремонт мечети и медресе, уборку помещений, возку воды, покупку дров, свечей и др. хозяйственные цели. Муллагали Я. пожертвовал 1 тыс. руб. на строительство Соборной мечети СПб. Особое внимание Я. уделили развитию образования и просвещения среди мусульман. В 1893 г. Абдулвали Я. выделил 6000 руб. на издание в СПб. 1000 экз. сборника хадисов «Мишкат аль-масабих» («Ниша светочей»), а в 1910 г. Муллагали Я. пожертвовал крупную сумму на выпуск первого казахского журнала «Айкап» («Заря»), который сыграл определяющую роль в становлении нац. прозы, драматургии и литературного яз. Абдулвали Я. состоял почетным блюстителем русского класса при троицких медресе, за что был награжден медалью. По его инициативе в 1899 г. Троицкое мус. благотв. общество приобрело для этого 2-этажное каменное здание за 7000 руб., в перестройку и расширение которого он вложил еще 4000 руб. По ходатайству Абдулвали, Муллагали и Мухаммедшарифа Я. в 1901 г. русский класс был преобразован в Троицкое 2-классное русско-татарское училище. Его почетным блюстителем оставался Абдулвали Я., а после его смерти – Муллагали, который одновременно был почетным смотрителем 2-го Троицкого городского 4-классного училища. В тесном союзе с имамами города (М.М. Бикматовым, З.Х. Расулевым, А.А. Рахманкуловым и др.) братья Я. стали одними из инициаторов и гл. спонсоров реформирования системы мус. образования на Юж. Урале. Они открыли новометодные школы в Троицке, Верхнеуральске, Кустанае, Троицком и Челябинском уездах, выплачивали пособия их учителям. В качестве попечителей II-й мечети г. Троицка в 1896 г. Я. реформировали приходское медресе «Мухаммадия» на основе внедрения звукового метода обучения и расширения в программе светских дисциплин, превратив его в одно из лучших мус. учебных заведений на Урале. На его содержание они ежегодно расходовали от 8 до 10 тыс. руб. После учреждения вакуфного фонда Мухаммедшарифа Я. торговый дом продолжал оказывать ему финансовую помощь за счет собств. средств. Так, в 1915 г. он дополнительно выделил II-й мечети г. Троицка и медресе 6400 руб., а в 1916 г. – 8405 руб. В 1910 г. в честь открытия в Челябинске своего нового магазина Я. оплатили обучение 10 мус. детей в реальном училище, женской гимназии и торговой школе. В сентябре 1915 г. на средства Муллагали Я. в Троицке было открыто мус. мужское педагогическое училище – «Дар аль-мугаллимин», а на деньги вдовы Мухаммедшарифа Я. Гайнии Багаутдиновны – аналогичное женское училище «Дар аль-мугаллимат». Братья Я. принимали активное участие в развитии родного города, решении вопросов благоустройства, строительства, транспорта, пополнения местных финансов, образования, здравоохранения и культуры. Абдулвали Я. был гласным Троицкой городской думы в 1888–1906 гг., Мухаммедсадык – в 1888–92 гг., Муллагали – в 1914–17 гг., избирался гласным Троицкого уездного земского собрания на 1914–17 гг. В 1890 г. братья Я. выступили одними из инициаторов создания Троицкого вольного пожарного общества, а в 1901 г. – Троицкого общества любителей конского бега и внесли 3000 руб. на строительство городского ипподрома. В годы I русской революции члены этой семьи проявили себя в общероссийском мус. движении. Абдулвали Я. представлял Троицк на I-м Всерос. мус. съезде (Н. Новгород, 15.08.1905 г.), а его брат Муллагали был делегатом II-го Всерос. мус. съезда (СПб., 13–23.01.1906 г.). Я. Мухаммедгали Абдулвалиевич (?–?) – предприниматель, обществ. деятель. Торговал мануфактурными товарами в г. Троицке, владел в уезде 811 десятинами земли. Участник II-го Всерос. мус. съезда. В 1911–13 гг. избирался членом правления Троицкого мус. благотв. общества. В 1914–17 гг. был гласным Троицкой городской думы. Я. Латиф Мухаммедшарифович (?–?) – предприниматель, обществ. деятель. В 1911–13 г. избирался членом правления Троицкого мус. благотв. общества, был заведующим мус. бесплатной библиотекой-читальней «Наджат», председателем Троицкого общества распространения просвещения. На II-м Всерос. мус. съезде (Казань, 21.07–2.08.1917 г.) был избран членом финансовой комиссии, а в 1918 г. на заседании Миллет Меджлисе в Уфе – членом ведомства финансов (Малия назараты, январь – апрель 1918 г.). Я. Муллаахмед (?–?) и Мулламухаммед (?–?) Латифовичи – троицкие купцы 1-й гильдии, потомственные почетные граждане. После смерти отца учредили торговый дом «Яушева Л.Г. наследники». Вели крупную торговлю мануфактурными товарами в Троицке и Ташкенте: льняными, хлопчатобумажными, шелковыми и шерстяными тканями, столовым бельем, портьерами и гардинами, коврами, плюшевыми одеялами, оренб. пуховыми платками и др., а также чаем и сахаром (в 1895 г. оборот – 500 тыс. руб.). В 1897 г. открыли собств. кожевенный завод в Троицке, на котором 20 работников выделывали булгары, выростка, подошвы на 101 тыс. руб. Для обеспечения производства дубильными веществами они держали паровую растровую мельницу для ивовой коры на ст. Шумиха Катайской вол. Челябинского уезда. Мулламухаммед состоял почетным членом Троицкого мус. благотв. общества, пожизненным членом Мус. общества Оренбурга. С 1901 г. по просьбе своего двоюродного брата Абдулвали Я. он принял на себя попечительство над построенной родственником VI-й мечетью г. Троицка. Ежегодно он расходовал порядка 300–500 руб. на ее хозяйственные нужды: покупку дров, свечей, мытье полов и окон, чистку дымоходов, мелкий ремонт. По мере увеличения численности прихожан в 1907 г. ему пришлось расширить и перестроить мечеть из кирпича, настелить новые полы и крышу, поставить 4 печи для отопления большего объема. Я. Абдулла Хакимжанович (?–?) – предприниматель, обществ. деятель. В 1895 г. его оборот по продаже мануфактурных товаров составлял 200 тыс. руб. Был гласным Троицкой городской думы в 1898–1902 гг. Состоял почетным членом Троицкого мус. благотв. общества. Лит.: Абубакирова М., Шамсутдинов И., Хасанжанова Р. Историю оставить народу своему. – Троицк, 2002; Азаматов Д.Д. Из истории мусульманской благотворительности. Вакуфы на территории европейской части России и Сибири в конце XIX – начале XX вв. – Уфа, 2000, с. 52; Баттал Г. Абдулвали Яушев. – Оренбург, 1912; Всероссийский адрес-указатель мануфактурно-галантерейных торговых домов. – М., 1896; Г.Троицк и его уезд. Справочник и адрес-календарь на 1912–1913 гг. – Троицк, 1912; ГАОО, ф. 11, оп. 2, д. 3140; ф. 164, оп. 1, д. 21, л. 1–3; Гизатуллин Р.Н. Яушевы // Энциклопедия Челябинской области. – Челябинск, 2008, с. 588–89; Доброта Л. Как братья Яушевы мавзолей ремонтировали // Казахстанская правда. – 4.04.2006; Мустафина Д. Служилые мурзы Яушевы в XVI–XVII вв. // Гасырлар авазы (Эхо веков). – Казань, 2004, № 1, с. 32; Мусульмане г. Троицка // Мир ислама. Т. II, вып. IX. – СПб., 1913, с. 631–34; Оренбургская газета. – 1.08.1898, № 436; Оренбургские городские ведомости. – 18.09.1871, № 38; 19.12.1887, 51; 29.01.1894, № 5; 31.01.1914, № 10; Первушкин В.В., Думин С.В., Гребельский П.Х. Князья Яушевы // Дворянские роды Российской империи. Т. 3. Князья. – М., 1996, с. 201; Перечень фабрик и заводов. – СПб., 1897; Скобелкин Е., Шамсутдинов И. Возвращаясь к прошлому. – Троицк, 1993; Список фабрик и заводов России 1910 г. – М., СПб., Варшава, 1910; Список фабрик и заводов Российской империи. – СПб., 1912; ЦГИА РБ, ф. И-295, оп. 3, д. 5922, 16383; оп. 6, д. 1459. Д.Д., А.С., Р. Гиз.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
360.54 кб

Из опыта работы Иллариона Яушева с народной песней (этнопедагогические принципы воспитания и исполни

Бояркина Л. Б.
Статья посвящена малоизвестным страницам творчества выдающегося мордовского певца И. М. Яушева.
Читать PDF
483.31 кб

Музыкальный театр имени И. М. Яушева - культурный центр г. Саранска и объект краеведения

Ведяйкина Мария Николаевна, Захарян Анжела Араиковна, Хохлова Елизавета Эдуардовна
Музыкальный театр имени И. М. Яушева рассматривается как культурный центр и объект краеведческого исследования, анализируются история его развития, специфика деятельности, цвет и символы орнамента.
Читать PDF
3.13 мб

Отзыв на монографию: Бояркина Л. Б. Народные песни в интерпретации Иллариона Яушева

Медведева М. В.