Язьвинские коми-пермяки

Найдено 1 определение
Язьвинские коми-пермяки
самоназв. пермяки)    потомки древнего коми нас., проживавшего на ист. тер. по берегам р. Язьвы в Антипинском, Верх-Язьвенском сел. Советах Красновишерского р-на и Краснобережском сел. Совете Соликамского р-на. На родном яз. говорит более 2 тыс. чел. (1993). Наличие особых гласных звуков, специфичность фонетики и системы ударений позволила иссл. яз. Я.К.-П. выделить в особое наречие среди всех коми яз. (А.Генетц, В.И.Лыткин). Отличие родного яз. от яз. К-П авт. окр. осознается на бытовом уровне. На этом основано этническое самосознание Я.К.-П. Поэтому они называют себя не коми-пермяками, а пермяками. Эти признаки, как и осознание ист. тер. проживания, позволяют считать Я.К.-П. не ч. коми-пермяков, а самостоятельным коми народом. Поэтому в лит. чаще используется назв. коми-язьвенцы, язьвинские пермяки.    У Я.К.-П. рус. яз. является официальным яз. общения, но он отличается от диалекта соседнего рус. нас., т.к. в него вошли слова и фонетические особенности родного яз. Особую роль в переходе Я.К.-П. на рус. речь сыграла старая вера (старообрядчество), принятая в конце XVIII в. В быту сохранили мн. дохристианские верования, наиб. значимыми являются духи леса и воды. Из древних праздников до сих пор отмечается "Сарчик" -прилет птицы трясогузки. Бытует предание о богатырях Полюде и Пеле, основателях деревень Антипе и Паршаке, сказки, заговоры. У Я.К.-П. много общего с культурой соседнего рус. нас.    Лит.: Лыткин В.И. Коми-язьвинский диалект. М., 1961; Сморгунова Е.М. Старообрядцы Верхней Язьвы: особая языковая ситуация // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992; Чагин Г.Н. Язьвинские пермяки: история и традиции. Пермь, 1993.    Чагин Г.Н.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000