К. Р

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

К. Р.
великий князь Константин Константинович Романов; 1858, Стрельна – 1915, Павловск), русский поэт, драматург, переводчик. Внук императора Николая I. Наряду с государственной и военной службой великий князь Константин в течение многих лет профессионально занимался литературой, выступая в печати под акронимом К. Р. Первый сборник «Стихотворения К. Р.» (1886), изданный небольшим тиражом, был замечен и получил ряд одобрительных отзывов в критике. К. Р. ориентировался в первую очередь на традиции поэтов «чистого искусства» – Я. Н. Полонского, А. А. Фета, А. Н. Майкова. Стихи К. Р. в течение двух десятилетий неизменно привлекали внимание композиторов: романсы на тексты К. Р. написаны П. И. Чайковским, С. В. Рахманиновым, Р. М. Глиэром, А. К. Глазуновым и многими др. С приходом на литературную арену символизма читательский интерес к поэзии К. Р. заметно угас, а после Октябрьской революции его имя практически не упоминалось исследователями. Поэт был автором знаменитой песни «Умер бродяга в больнице военной», посвященной военной теме. В нач. 20 в. К. Р. выступает в качестве переводчика драм У. Шекспира, И. В. Гете, Ф. Шиллера. Также он пробует свои силы в роли автора оригинальных драм: одно из наиболее известных произведений – мистерия «Царь Иудейский» (1914), написанная на евангельский сюжет. Единственное прижизненное исполнение мистерии состоялось в Царскосельском театре, причем в роли одного из персонажей выступил сам К. Р. Эта постановка осуществилась благодаря личному распоряжению Николая II, который разрешил проведение спектакля вопреки запрету, наложенному духовной цензурой.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

К. Р.

[1858—1915] — инициалы, которыми подписывал свои произведения великий князь Константин Константинович Романов. Основным занятием К. P. была военная служба (во флоте, в Измайловском полку и т. д.), занятия же литературой носили характер дилетантский. Тем не менее высокое общественное положение автора вызвало в свое время преувеличенное внимание к лит-ой продукции К. P. как читающей публики, так особенно критики, давшей ряд льстивых отзывов об "августейшем" поэте. Узкая тематически и чрезвычайно шаблонная, конфектно-красивая формально поэзия К. Р. должна быть причислена к наиболее эпигонским явлениям выродившегося к концу XIX века "светского стиля".


Поэзия К. Р. проникнута характерным для него возвеличением идеалов смирения и покорности и осуждением всякого протеста и борьбы. Особенно отчетливо вскрывается литературное "охранительство" К. Р. в критических статьях — очень поверхностных отзывах на сборники стихов, представленные в Академию наук для соискания Пушкинской премии. К. Р. пробовал свои силы и как драматург ("Царь Иудейский") и как переводчик классических образцов драмы ("Гамлет" Шекспира и другие).



Библиография: I. Стихотворения, 3 тт., 1913—1915; Критические отзывы, П., 1915; Царь Иудейский, изд. 5-е, П., 1916.


II. С. А., Поэзия К. Р. (К 25-летию литературной деятельности), "Русская Старина", 1908, кн. I; Венгеpов С. А., Этапы неоромантического движения в кн. "Русская литература XX в.", т. І, М., 1914; Олейников Т., Основные мотивы царственной лиры августейшего поэта К. Р., "Филологические записки", 1916, I; Нечаева В. С., Эпигоны "светского" стиля в русской поэзии XIX в., "Литература и марксизм", 1929, кн. I.


III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л. — М., 1924.



В. Нечаева.



{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008