Кади

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Кади
в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата.

Источник: Исторический словарь

КАДИ
в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата. Представитель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, осуществляющий духовное руководство деятельностью мечетей, то же самое, что и имам мечети.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КАДИ
араб. - судья; в перс. и тюркских яз. - кази) - в странах зарубежного Востока мусульм. судья, разбирающий гражд. и уголовные дела и выносящий решения (приговоры) на основании шариата и адатов. К. выполняет также функции нотариуса, а кроме того, ведает делами по опеке, по выполнению духовных завещаний и по разделу наследства; он же наблюдает за вакфами (см. Вакф). С введением в 20 в. кодексов бурж. права в нек-рых странах мусульм. Востока обязанности К. в этих странах ограничиваются разбором дел, на к-рые еще распространяется действие мусульм. религ., семейного и отчасти наследственного права.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Кади
назначающий, приговаривающий. Так называют судью, либо государственного чиновника, который уполномочен вершить суд на основании законов шариата. Законность людского суда на основании Божественных повелений закреплена в следующих аятах Корана: – «О Давуд! Воистину, Мы назначили тебя [Своим] наместником на земле. Так суди же среди людей по справедливости и не поддавайся чувствам, ибо они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сходит с пути Аллаха, уготовано суровое наказание за то, что запамятовали о дне расплаты» (38: 26); – «Так суди же между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, а не потворствуй их желаниям и остерегайся, дабы они и на малую толику не совратили тебя [с пути], ниспосланного тебе Аллахом. Если же они сойдут [с истинного пути], то знай, что Аллах хочет наказать их за некие грехи их, ибо, воистину, многие из людей–нечестивцы» (5: 49); – «Внимающие лжи, пожирающие запретное! Если придут к тебе [такие на суд], то рассуди их или же отвернись от них. Если ты отвернешься от них, они не смогут повредить тебе в чемлибо. Если же станешь выносить судебное решение, то суди их по справедливости. Воистину, Аллах любит справедливых» (5: 42); – «Воистину, Мы ниспослали тебе [, Мухаммад,] Писание как истину, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми посредством того, чему тебя учил Аллах. Так не будь же на стороне изменников» (4: 105). По поводу законности судов имеется также много хадисов и по этому поводу в мусульманском обществе разногласий не существует. Более того, судебные разбирательства спорных дел и преступлений являются обязанностью для уммы (фард аль–кифая). В ранний период истории Ислама судебными функциями был наделен только пророк Мухаммад. Однако после того, как мусульман становилось все больше, он стал назначать для решения спорных проблем своих ближайших сподвижников: например, Муаза ибн Джабала или Али ибн Абу Талиба. Абу Бакр и Омар были назначены им судьями в Медине. В период халифата Омара, судьи в большинстве случаев назначались лично им и отправлялись в различные регионы Халифата. Но были и некоторые исключения из этого правила. Первоначально кадии разбирали дела в мечетях. Однако затем для них стали отводиться отдельные помещения и здания. В период правления династии Омейядов, кадии назначались халифами или наместниками провинций. В период правления Аббасидских халифов, впервые был введен титул верховного кади (Кади аль–Кудат) и после этого всеми делами судов и назначением судей занимался этот государственный орган. Первым верховным кадием стал выдающийся ханафитский правовед Абу Йусуф. В Кордовском халифате также был создан аналогичный орган под названием Кади аль–Джамаа. Согласно исламскому праву кадием может стать свободный совершеннолетний образованный мусульманин, который обладает здравым рассудком. Необходимо также, чтобы он не имел физических недостатков. В шафиитском, маликитском и ханбалитском мазхабах оговаривается, что судьей может быть только праведный, набожный и справедливый человек. Нечестивец не может быть кадием, так как в аяте Корана говорится: «О вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивец с какой–либо вестью, то разузнайте, [в чем дело], чтобы не поразить по неведению [невинных людей], а не то вам придется раскаиваться в том, что вы совершили» (49: 6). В ханафитском же мазхабе праведность, набожность и справедливость кадия не является обязательным условием. То есть любой мусульманин может исполнять эту функцию, если он назначен на должность судьи. Однако весьма нежелательно назначать на такую должность нечестивца, так как в этом случае ответственность за возможные недостатки в работе кадия будет нести тот человек, который назначил его на это место. Также в шафиитском, маликитском и ханбалитском мазхабах кадий обязательно должен быть мужчиной. В качестве доказательства они приводят коранический аят: «Мужья–попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими» (4: 34). Но в ханафитском мазхабе женщины могут быть судьями. Дело в том, что согласно всем мазхабам их свидетельства во многих вопросах мусульманского права являются действительными, особенно по проблемам, относящимся к разделу муамала (См. Муамала). Показания женщины не имеют решающего значения только в исключительных случаях, когда речь идет об особых преступлениях, входящих в категорию хадда (См. Хадд). Кроме того, женщина может выдавать и фетвы, как это делала жена пророка Мухаммада Аиша. Несмотря на то, что нет прямых свидетельств того, что в период жизни сподвижников женщины были судьями, тем не менее, есть пример из жизни пророка, когда он назначил женщину по имени Самра бинт Нухайк аль–Асади на государственную должность в Медине, на которой она находилась до периода правления халифа Омара. На этой должности она участвовала в некоторых спорных делах, связанных с торговыми операциями. Различные позиции имеются между мазхабами и относительно того, должен ли судья обладать навыками ведения иджтихада или нет (См. Иджтихад). Шафииты, ханбалиты, некоторые ханафиты и маликиты считают, что судья должен быть обладать этими навыками. АшШафии считал, что судьей обязательно должен быть муджтахид (См. Муджтахид). Другая часть маликитов и большинство ханафитов же считают, что судье необязательно быть муджтахидом. Достаточно, если он следует фетвам какогото конкретного муджтахида. Шафииты также стоят на этой позиции, в случаях, если в округе нет муджтахида.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
174.12 кб

Сайфулла-кади Башларов – Дагестанский общественно-политический и религиозный деятель

Курбанова Гулинжан Магомедовна
В статье рассказывается об одном из видных религиозных и общественно-политических дагестанских деятелей начала XX века – Сайфулла-кади Башларове.
Читать PDF
598.98 кб

Из историко-хроникальных записей Дибир-кади из Хунзаха (XVIII - нач. Xix В. )

Алибекова П.М.
В статье исследуется часть историко-хроникальных записей-автографов Дибир-кади из Хунзаха (1742-1817) секретаря, кадия и доверенного лица правителя Аварии Умма-хана Аварского.
Читать PDF
4.66 мб

Духовные связи суфийских шейхов Зайнуллы Расулева и Сайфуллы-кади Башларова

Шихалиев Шамиль Шихалиевич, Закиров Айнур Дамирович
Религиозные контакты мусульман Северо-Восточного Кавказа и Волго-Уральского региона на рубеже ХIX-XX веков связаны с именами суфийских шейхов Зайнуллы аш-Шарифи Расулева, Сайфуллы-кади (Сайфуллаха-кади) Башларова.
Читать PDF
849.35 кб

БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ САЙФУЛЛЫ-КАДИ БАШЛАРОВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

Хайрулаев М.Х., Валеев Рамиль М.
Статья посвящена изучению исторических источников по биографии и творческому наследию шейха Сайфуллы-кади Башларова (1850-1919), видного общественно-политического и религиозного деятеля пореформенной России.
Читать PDF
367.49 кб

Типология и специфика интерпретации историй о пророках в творчестве Шихаммат-кади из Эрпели и Абусуп

Акамов Абусупьян Татарханович
В данной статье рассматриваются типологические общности и специфические особенности изложения рассказов о пророках в творчестве Шихаммат-кадия из Эрпели и Абусупьяна Акаева.