КАДИЛО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

        КАДИЛО
металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.
      

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Кадило
подвешенный на цепочках металлический сосуд, в котором на углях плавится (воскуряется) ладан. Каждение обычно совершает дьякон в особо торжественных моментах богослужений.

Источник: Православная энциклопедия.

КАДИЛО
кадильница – металлическая чаша, подвешенная на 3—4 цепочках, заполняется тлеющим углем, ладаном и другими ароматическими составами. Применяется при богослужениях в христианских храмах.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КАДИЛО
Сосуд для сжигания ладана, состоящий из чаши на поддоне, накрытой другой чашей, которая увенчана крестом, с прорезями для выхода дыма. Три цепи прикреплены к кольцам на нижней чаше, а четвертая прикреплена к кресту на верхней. В нижней чаше металлическая вкладка для горячих углей, на нее кладут ладан. Верхняя часть кадила часто оформлена в виде кровли храма.

Источник: Основы православной культуры. 2011

кадило
Иез 8.11)-небольшая емкость, сосуд для сожигания фимиама пред Господом (в Иер 52.19-фимиамник). При этом она держится в руках. В Евр 9.4 кадильницей, как полагают, назван жертвенник для курений (см.), но, поскольку он постоянно находится перед завесой, то есть вне Святого-святых (Исх 30.6; 3Ц 6.22), здесь, видимо, имеется в виду однажды в год в день очищения вносимая кадильница.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

КАДИЛО
металлический сосуд, подвешенный на цепочках, за которые священнослужители его держат. В кадиле на горящих углях воскуривается ладан. Kаждение совершается священнослужителями в наиболее торжественные моменты богослужения. В древности кадило отличалось от современного. Оно представляло собой сосуд с рукояткой для ношения, а иногда и без нее. Лишь к X-XI вв. распространение получили кадильницы на цепочках. Kадильница без цепочек с рукоятью, кация, в древности употреблялась наряду с кадилом на цепочках, а на Афоне и в некоторых русских монастырях каждение совершали кациями в определенных случаях до недавнего времени. Современное кадило состоит из двух сферических половин. Верхняя половина покоится на нижней в виде крышки, которая поднимается и опускается на нижнюю половину с помощью цепочки. Нижняя половина имеет форму чаши, в нее полагаются раскаленные угли. Верхняя половина изображает собой кровлю храма с куполом, который венчает крест. На кресте имеется кольцо, к которому прикрепляется цепочка, поднимающая и опускающая верхнюю часть кадила. Под основанием нижней половины иногда укрепляются три шарика с металлическими ядрами, вложенными в них, – звонцы. Во время каждения они мелодично звенят. Звонцы часто подвешиваются и в других местах кадила, например на цепочках. Kадильницы делаются из золота, серебра, бронзы.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Кадило
греч. ?????????, позднее ????????????, лат. fumigatorium, thuribulum, turibulum) — богослужебная утварь для совершения каждения — сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения. Хотя термины «К.» и «кадильница» (греч. ??????????, лат. incensorium) часто выступают в качестве синонимов, в наст. время «кадильница» преимущественно означает стационарный сосуд для каждения, а К. — переносный.
Воскурение ароматических смол с глубокой древности было частью культа в различных рел. традициях. В в.-з скинии воскурение фимиама совершалось как на золотом жертвеннике курений (Исх 30, 1–10), так и в золотых кадильницах (Лев 16, 12; 4 Цар 25, 15; ср. Евр 9, 4), являвшихся, в частности, принадлежностями стола для хлебов предложения (Исх 25, 29; 37, 16). 12 золотых кадильниц упомянуты среди приношений начальников 12 колен Израиля (Числ 7). Кадильницы использовались и после построения Иерусалимского храма (3 Цар 7, 50; 4 Цар 25, 15), причем только священниками (2 Пар 26, 16–19). В масоретском тексте ВЗ использованы 2 слова: mahtah (греч. ??????, лат. turibulum; Лев 16, 12; Числ 16, 17; 17, 11) и miqteret (греч. ??????????, лат. turibulum; Иез 8, 11; 2 Пар 26, 19), вероятно, обозначавшие различные конструкции кадильниц: небольшого размера на длинной ручке и более широкую на вертикальной подставке; второй термин мог обозначать вообще сосуд для перенесения углей. В Откровении Иоанн Богослов говорит о золотой кадильнице в руках ангела (Откр 8, 3.5).
С введением в христ. богослужение использования ладана (IV в.) была заимствована форма К., употреблявшаяся в античных языческих культах, — небольшая металлическая чаша, подвешенная на трех цепочках к металлическому кольцу; такая форма известна по памятникам христ. иконографии начиная с V в. Существовали и стационарные кадильницы, ставившиеся на пол или прикреплявшиеся, например, к киворию. От VI–VII вв. сохранились бронзовые К. (на цепях) из сиро-палестинского региона, а также кадильницы на подставке, часто украшенные рельефным орнаментом и изображениями сцен из свящ. истории. Сохранились свидетельства об использовании разных видов К. на Западе: согласно Liber Pontificalis, одна стационарная кадильница из золота была подарена имп. Константином I Латеранской базилике, другая установлена в соборе Св. Петра при Папе Сергии I; изображение К. на коротких цепях можно увидеть на мозаике VI в. в базилике Св. Виталия в Равенне. К XI в. конструкция подвесного К. была усовершенствована: чтобы угли не выпадали при совершении каждения, чаша была снабжена крышкой с отверстиями, часто с навершием в виде креста; для удобства накладывания ладана была добавлена еще одна цепочка, поддерживающая крышку; для того чтобы можно было регулировать высоту крышки над корпусом, не снимая К. с руки, цепочку для крышки (с кольцом, надеваемым на палец) стали продевать через отверстие посередине диска, на котором закреплены остальные цепочки и за который держат К. Такое устройство К. стало преобладающим как на Западе, так и на Востоке. В XV–XVII вв. рус. мастера изготовляли К. в виде моделей храмов, наиболее изысканные из них выполнены из золота и украшены драгоценными камнями. В рус. ист. памятниках XII–XIX вв. засвидетельствовано также использование К. с рукояткой, которое называлось кацея (или кация; из итал. cazza «ковш» через средне-греч. к????? или др. формы).
Лит-ра: Христиане на Востоке: Искусство мелькитов и инославных христиан. СПб., 1998, с. 167–167, 170; Никольский К., свящ. Учебный устав богослужения. М., 1999, т. 1, с. 127–144; DACL 5, 21–33; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mi., 1964, vol. 1, p. 393–394; NCE 3, 390–391; Cramp R. Anglo-Saxon Connections. Durham, 1989, p. 30; Meyers C. // ABD 1, 882.
С. Никитин

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Похожие термины:

  • КАДИЛЬНИЦА, КАДИЛО

    Лев 10:1) — один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях. Фимиам обыкновенно воскурялся на золотом алтаре (От 8:3-4), на котором священ
  • Кадильница

    то же, что кадило.
  • Золотая кадильница

    упоминается в числе даров, которые родоначальники колен израильских принесли для скинии (Чис. 7:14). Каждая из них весила 10 сиклей.