Как оценить место западноевропейского средневековья в истории

Найдено 1 определение
Как оценить место западноевропейского средневековья в истории-
Оценивая место средневековья в истории Западной Европы, следует иметь в виду, что эта эпоха была временем возникновения, развития и разложения феодального способа производства, — последнего, как принято считать, способа производства, основанного на внеэкономическом принуждении зависимых непосредственных производителей со стороны условных корпоративных собственников средств производства. Феодальный способ производства предполагал относительно низкий уровень развития производительных сил общества. После резкого падения уровня жизни европейцев вследствие разложения рабовладельческих отношений, варварских вторжений и завоеваний, неурожаев и массовых эпидемий эпохи раннего средневековья (V—X вв.), целый ряд факторов, в том числе и прогресс в сфере производительных сил, обусловил хозяйственный подъем в начале эпохи классического средневековья (X—XV вв.). В результате так называемой «внутренней колонизации» (X—XV вв.) в хозяйственный оборот были вовлечены практически все пригодные для обработки земли и природные ресурсы западноевропейского субконтинента уже к XI в. развитие производительных сил достигает такого уровня, на котором начинается процесс отделения ремесленного производства и торговли от сельского хозяйства. Следствием явилось возникновение средневекового города, который в отличие от античного полиса выступал не столько в качестве государственно-административного, военного или религиозно-культурного центра, сколько в качестве центра производства и обмена. Средневековый город с присущей ему узкой специализированностью ремесел и торговли, своеобразной цехово-гильдейской корпоративной организацией и даже «товарно-рыночной предназначенностью» был порождением феодального способа производства и его необходимым элементом. Тем не менее недюжинное общественное разделение труда между сельским и городским населением, углубление специализации внутри сотен городских «профессий», развитие внутренней и международной торговли предопределили существенное повышение уровня развития производительных сил средневекового общества. Другим, не менее важным, следствием возникновения и развития города как центра ремесла и торговли было значительное расширение сферы применения товарно-денежных отношений при сохраняющемся в экономике средневековья в целом господстве натурального хозяйства. Несмотря на то обстоятельство, что втягивание сельскохозяйственного сектора феодальной экономики в товарно-денежные отношения протекало крайне сложно, неравномерно, порождало острейшие социальные конфликты и даже сопровождалось демографическими катастрофами в результате массовых эпидемий, в наиболее передовых регионах Западной и Юго-Западной Европы развитие этого процесса привело уже в XIII—XIV вв. к замене натуральных видов ренты денежной и началу освобождения крестьянства от личной зависимости. В XIV —XV вв. в торгово-промышленных центрах Западной Европы получает развитие процесс так называемого «замыкания» цехов и гильдий. В ходе его развития полноправные члены городских корпораций, — мастера и купцы, — постепенно отходили от непосредственного участия в производственных процессах и торговых операциях, оставляя за собой, главным образом, лишь организаторскую функцию и все в большей мере обретая статус монопольных собственников средств производства и обмена. Неполноправные члены городских «профессий», напротив, лишались такой перспективы и, превращаясь в «вечных» подмастерьев и учеников, по сути становились наемными работниками различной квалификации. Следовательно, в результате «замыкания» ремесленных цехов и купеческих гильдий в феодальных по своей природе производственных отношениях средневекового города происходит зарождение элементов эксплуатации относительно свободного наемного труда со стороны условных собственников средств производства. Появление краткосрочных крестьянских держаний на условиях выплаты фиксированной денежной ренты и «замыкание» ремесленных цехов и торговых гильдий со всей очевидностью свидетельствуют о том, что потенциальные возможности феодального способа производства достигли своего крайнего предела и дальнейшее прогрессивное развитие общества неизбежно связано с изменением характера собственности на средства производства и обмена: на смену феодальной (а следовательно, — неизбежно условной и корпоративной) собственности должна прийти капиталистическая (сугубо индивидуальная, частная) собственность. Процессы, протекавшие в экономической сфере, находили выражение в острых социальных конфликтах, сотрясавших Европу эпохи средневековья. Завершение феодализации общества породило борьбу основных общественных классов средневековья, — крестьян против их феодальных господ, — борьбу, которая шла на протяжении всей эпохи, варьируясь от скрытых, пассивных форм сопротивления до активных и массовых выступлений в форме восстаний и появление городов, формирование бюргерства как сословия и возникновение органов городского самоуправления сопровождались борьбой горожан с феодальными сеньорами, которая получила наименование «коммунальных революций» XI— XIII вв. В XIII— XV вв. акцент социальных противоречий перемещается в собственно городскую среду: с одной стороны, бюргерство вступает в борьбу с олигархическим городским патрициатом, с другой, в связи с «замыканием» цехов и гильдий, обостряются противоречия между полноправными членами ремесленных и торговых корпораций и «вечными» подмастерьями и учениками. Пиком социальных конфликтов эпохи принято считать «кризисный» XIV в. Процессы возникновения и эволюции средневекового государства и его основных структур были обусловлены воздействием сложного комплекса его факторов. В ходе так называемого великого переселения народов (III — середина XI вв.) из глубин Евразии в Западную Европу была заложена смешанная в этническом и расовом отношении основа современных народов этого субконтинента. Германские, тюркские, иранские, угро-финские, славянские племена разрушили разлагавшуюся рабовладельческую Западную Римскую империю и расселились на ее территории, вступив в тесное взаимодействие с ее, преимущественно романо-кельтско-греческим, населением. Поскольку все эти этнические группы и их разнообразные сочетания находились на разных уровнях социально-экономического развития, их синтез представлял собой предельно острый, длительный, сложный и противоречивый процесс. На базе новых этно-племенных образований сложившихся в ходе великого переселения народов, завоеваний и перераспределения захваченных земель в Европе возникают «варварские» раннефеодальные государства (V— IX вв. сохранявшие существенные пережитки патриархального и рабовладельческого укладов. Сильнейшим из них оказалась держава франков, в период своего наибольшего могущества (первая треть IX в.) включавшая в свой состав большую часть территорий континентальной Западной Европы. В 800 г. франкский король Карл Великий был коронован папой римским Львом III в качестве императора. Однако «восстановленная» таким образом Римская империя просуществовала в качестве относительно единого государства только до 843 г. В X —XII вв. Европа вступает в эпоху феодальной раздорбленности. Становление феодального способа производства, выразившееся в складывании системы феодального землевладения и землепользования, подчинении крестьянства феодальной юрисдикции при высокой степени господства натурального хозяйства и отсутствии сколько-нибудь прочных экономических связей привело к превращению отдельных феодальных сеньорий в «главные фокусные точки" средневековой экономики и социально-политических структур. Государственная власть переходит в руки крупнейших поместных господ. Монарх сохраняет верховную власть, но она приобретает чисто номинальный характер: король обладает реальной властью только на землях своего домена и, таким образом, превращается лишь в «первого среди равных» ему представителей феодальной аристократии. Однако в это же время в западноевропейских странах в связи с возникновением и развитием городов как центров ремесленного производства и обмена начинается процесс формирования локальных и региональных рынков крепнут и расширяются экономические связи между отдельными областями. Вместе с тем, усиливаются и культурные связи внутри феодально-раздробленных государств. На этой основе укрепляется территориально-языковая общность складывающихся европейских народностей. В XII—XV вв. в западноевропейских странах идет процесс создания централизованных государств. Возросшее экономическое и социально-политическое значение «свободных сословий» средневекового общества, — духовенства, дворянства, бюргерства, а в некоторых странах, — и лично свободной части крестьянства, а также та роль, которую они сыграли в усилении королевской власти за счет власти феодальных магнатов, привело к тому, что процесс политической централизации имел своим результатом создание сословно-представительных монархий. Сословно-представительные органы, — парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, рейхстаг в Германии, кортесы в Испании, — как правило, закрепляли за собой законодательную функцию, важнейшей частью которой было право утверждения общегосударственного налогообложения. В результате постепенно формируется представление о праве налогоплательщиков на участие в законотворческой деятельности государства. Параллельно возникновению органов сословного представительства королевская власть создает общегосударственные органы исполнительной власти и зачатки регулярных вооруженных сил, — возникает строго иерархизированный аппарат гражданской и военной бюрократии В процессе взаимодействия выборных органов сословного представительства и назначаемых главой государства органов исполнительной власти впервые формируются положения принципа разделения функций различных по своей природе властей, — краеугольного камня современной государственности. Общим итогом развития этнокультурных, экономических и социально-политических процессов явилось возникновение к исходу средневековья в Европе системы государств, близкой современной. Ценным вкладом европейского средневековья в мировую культуру явилось превращение в хронологических границах этой исторической эпохи христианства из малочисленной и гонимой секты в одну из мировых религий. Христианство наряду с адаптированным средневековым обществом античным культурным наследием и традициями разлагающегося варварства образовали тот неповторимый сплав, который стал базой современной европейской цивилизации и культуры, составляющих до сих пор стержень общечеловеческой системы материальных и духовных ценностей. К исходу эпохи классического средневековья в европейской культуре, образовании и науке окрепла тенденция светского развития. Вместе с индивидуализацией средств производства и орудий труда, ростом экономического значения индивидуальных трудовых усилий в условиях товарного производства в средневековом менталитете происходит осознание значения отдельной человеческой личности вне зависимости от ее сословной принадлежности Идея гражданского равенства становится одной из центральных в формирующемся гуманистическом мировоззрении. Наконец, на исходе классического средневековья степень товарности европейской экономики достигла такого предела, который породил острейший дефицит средств обмена, — феномен так называемой «жажды золота». К тому времени уровень развития производительных сил и научных знаний, достигнутый Европой, сделал возможным осуществление далеких океанских плаваний. В результате XV в. ознаменовался началом эпохи Великих географических открытий. Средневековые европейские державы оказались способны не только организовать последовательное изучение среды обитания человечества, — земного шара, но и обеспечить начало его колониального освоения. В итоге, впервые в истории начинает складываться единая глобальная хозяйственная и геополитическая система, а сама история с этого времени начинает приобретать воистину всемирный характер.

Источник: История России в вопросах и ответах. Курс лекций. 2010