Какова периодизация истории цивилизаций в России

Найдено 1 определение
Какова периодизация истории цивилизаций в России-
Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который именуется Россией. Одни историки считают, что с IX в. (образование древнерусского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные «исторические субцивилизации». По мнению некоторых исследователей, было три таких субцивилизации: 1. Киевская Русь (примерно с конца X по конец XIII в., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета); 2. Московская Русь (с начала XIV по конец XVII в.); 3. имперская Россия (с начала XVIII в. по сей день). Другие историки в качестве особого субцивилизационного этапа выделяют советский период (с 1917 г.). Третьи становление киевской субцивилизации связывают не с образованием древнерусского государства, а с принятием христианства (конец X в.). По мнению других ученых, в том ареале, который называется Россией, существовала не одна, а две цивилизации. С IX (или VI) по конец XIII в. «русско-европейская» (или «славянско-европейская») цивилизация, а с начала XIV- в. — «евразийская» (или «российская»). Наконец, некоторые историки рассматривают советский период в отечественной истории как становление особого типа цивилизации. А. Ахиезер, считая, что Россия застряла между традиционной и либеральной цивилизациями, говорит о ней как особой промежуточной цивилизации, сочетающей элементы социальных отношений и культуры обеих цивилизаций. Разработав социокультурную концепцию истории России, в основу ее периодизации он положил динамику господствующих в обществе нравственных идеалов — «соборного» и «авторитарного». Каждому инверсионному циклу, то есть переходу от одного идеала к другому (прямая инверсия), а затем — возвращению в модифицированном виде к первому (обратная инверсия), соответствует глобальный период истории. Таких периодов в отечественной истории, начиная с основания государственности на Руси, Ахиезер выделил три: 1) DC в. - 1917 г.; 2) 1917-1991 гг.; 3) с 1991 г. Первый глобальный период включает семь этапов: 1) господство раннего соборного идеала (от князя Олега до удельной Руси); 2) господство раннего умеренного авторитаризма (от Ивана Калиты до Великой смуты); 3) господство раннего идеала всеобщего согласия (от смуты до царствования Алексея Михайловича); 4) господство крайнего авторитаризма (от конца царствования Алексея Михайловича до Анны Иоанновны); 5) господство позднего идеала всеобщего согласия (от манифеста «О вольности дворянства» 1762 г до восстания декабристов); б) господство позднего идеала умеренного авторитаризма (царствование Николая I); 7) господство позднего соборного идеала, приобретшего форму сборно-либерального (вторая половина XIX в. -- 1917 г.). Второй глобальный период также включает (в ускоренных масштабах) семь этапов: 1) господство раннего соборного нравственного идеала (октябрь 1917 — середина 1918 г.); 2) господство раннего умеренного авторитаризма («военный коммунизм»); 3) господство раннего идеала всеобщего согласия («новая экономическая политика»); 4) господство крайнего авторитаризма (правление Сталина); 5) господство позднего идеала всеобщего согласия (правление Хрущева); 6) господство позднего идеала умеренного авторитаризма («застой»); 7) господство позднего соборного идеала, приобретшего форму соборно-либерального («перестройка»). Третий глобальный цикл в истории России начался, считает Ахиезер, после событий 19—21 августа 1991 г., получивших название «августовского путча», соответственно, с утверждения этапа «раннего соборного идеала», на смену которому должен прийти этап «господства раннего умеренного авторитаризма» и т. д. Л. Семенникова, отмечая, что Россия не вписывается полностью ни в западный, ни в восточный тип развития, полагает, что она, не являясь самостоятельной цивилизацией, представляя собой «цивилизационно неоднородное общество». По ее мнению, Россия — это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Поэтому в основу периодизации цивилизационного развития России она кладет прежде всего политический фактор. Рассматривая время становления и развития «цивилизационно неоднородного общества» в России, Семенникова выделяет в качестве особого периода время с «Киевской Руси» по «эпоху Петра Великого» (IX — начало XVIII в.). Другой период в истории России она связывает с «попыткой обрести единство на европейской основе» (XVIII — XIX вв.). Третий — с «проблемами исторического выбора в начале XX века» (революция 1905 — 1907 гг. — падение самодержавия в феврале 1917 г.). На четвертый период приходятся «проблемы цивилизационного выбора после падения самодержавия» (февраль — октябрь 1917 г.). Пятый период — «гражданская война» (1917 — 1922 гг.). Шестой период — история «советского общества» (развитие цивилизационно неоднородного общества в индустриальную эпоху). Седьмой период - «от СССР — к России» (с 1991 г.). Сторонники «двух цивилизаций» в России исходят из того, что на рубеже XIII—XIV в.в. начинает складываться новая «матрица» цивилизации. Доминантной формой интеграции, то есть цивилизационной основой России, становится государственность, формирующая в обществе и особый нормативно-ценностный порядок. В это время меняется социальный генотип: Россия переходит с эволюционного на мобилизационный путь развития. Традиционное общество уступает место мобилизационному с особым типом социальных связей, основу которых составляет министериалитет. В это же время, согласно «пассионарной» концепции Л. Гумилева, начинается генезис нового — русского этноса, а затем российского суперэтноса. По наблюдениям некоторых исследователей, центральным моментом в процессе формирования российской цивилизации был социально-экологический кризис XVI в. С ним был связан переход от разорванности общества и культуры на две части — крестьян-полуязычников, жителей лесов, хозяйствующих по технологии подсечно-огневого земледелия, с одной стороны, и христианско-православного мира: князей, церкви, горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия, с другой, — в единое российское общество. В это время был сделан выбор между интенсивными и экстенсивными формами экономики в пользу последних. Следствием чего стало превращение кратковременного для Западной Европы процесса — колонизации и распашки земель — в длительный и стержневой для истории России процесс. Победа иосифлян над нестяжателями утвердила в православной культуре «идеал повиновения и покаяния», вытеснив «идеал созидания» Нила Сорского, рассматривавшего физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного делания», и близкого в этом плане идеологическим постулатам западной ветви христианства с ее принципом «молись и работай». Главная ценность христианства — спасение души после смерти, — с одной стороны, и труд как ценность, с другой стороны, оказались отделены и противопоставлены друг другу. В рамках древнерусской («русско-европейской») цивилизации можно выделить несколько субцивилизаций: «киевскую», «новгородскую», «северо-восточную» и «юго-западную». Киевская субцивилизация прекратила существование в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация — в XV в. в ходе «подчинения Новгорода Москве». Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая после объединения с Польшей вошла в состав западноевропейского цивилизационного ареала. На основе северо-восточной субцивилизации стала складываться в XIV в. «дочерняя» Московская Русь, ставшая основой российской («евразийской») цивилизации. В рамках российской («евразийской») цивилизации можно выделить в качестве субцивилизаций «Московское царство» и «Литовскую Русь», «императорскую Россию», «СССР». После распада СССР начался новый, «постсоциалистический» этап субцивилизационного развития России.

Источник: История России в вопросах и ответах. Курс лекций. 2010