КАЛЕЙДОСКОП

Найдено 1 определение
«КАЛЕЙДОСКОП»
шоу-театр (г. Барнаул), бывший СТЭМ Алтайского государственного технического университета, руководитель Александр Иванович Полетаев. Основан в 1978 г. студентами автотранспортного факультета В. Скворцовым, Н. Долбуем, С. Острокостовым, А. Алаевым, Е. Пановым, вскоре к ним присоединился Полетаев. Все они хорошо пели и играли на гитаре, что предопределило музыкально-пародийную направленность «К». Первые программы готовились ко Дню автомобилиста. Профессиональная специфика нашла отражение в сатирическом скетче «Д’Артаньян из автосервиса», где интрига была закручена вокруг дефицита запчастей — автомобильных подвесок, или в сценке «Учитесь водить автомобиль заочно», показавшей, как меняется самооценка советского человека, дорвавшегося до руля автомобиля. Авторство было коллективным, особенно удавались перетекстовки песен; в пародийном попурри «Облейся, песня!» исполнялся шлягер («Мы с тобой на перроне расстались») в интепретациях узнаваемых музыкантов начала 1980-х гг.Через несколько лет по этому же принципу был построен номер «Козиада», где история героя песни «На свиданье к тебе спешу» была рассказана в духе ансамблей «Ялла» и «Любэ», В. Кикабидзе и Ю. Антонова. В 1990-е «Рябину кудрявую» исполнили под В. Меладзе, Линду, группу «Ногу свело», а песню «Снова замерло все до рассвета» — под Шуру, Земфиру, «Гостью из будущего», «Мумий Тролля». По этим и другим попурри театра можно сверять отечественные хит-парады 1980-х — начала 2000-х гг.; 1990-е гг. записи музыкальных пародий «Калейдоскопа» и сами занимали первые строчки в списке самых продаваемых аудиоальбомов не только в родном Барнауле, но и в Томске. Театр использовал опубликованный эстрадный репертуар, заимствовал чужие идеи, но всякий раз обогащал их своими находками, позволявшими полнее раскрыться актерам О. Гузю, А. Килину, А. Королеву, В. Биркину (в первый период девушки в коллектив не допускались, что характерно для многих СТЭМов). В 1985 г. была поставлена музыкальная миниатюра «Анатомия одного происшествия» (позже растиражированная в стэмовской среде), в основе которой лежала идея Никиты Богословского музыкальными средствами показать внутренние органы человека в состоянии алкогольного опьянения и похмелья. У барнаульцев предлагаемые обстоятельства приближены к студенческому быту: студент получает стипендию и оказывается в пивной. Партия желудка исполнялась на контрабасе, сердца — на гитаре и т. д. Но вскоре театр отказался от музыкальных инструментов (и вообще от живого музыкального сопровождения), появилась фонограмма с перепевами хитов типа «Айсберга», на мелодию которого пел желудок («А я такой голодный, / Слюнями истекаю, / К тому же это пиво разбавлено водой»). «Анатомический» номер «К.» включил в программу, с которой стал лауреатом Всесоюзного фестиваля СТЭМов (Алма-Ата, 1987). Там же был показан «Ах, детектив, детектив» — синхробуффонада-мюзикл с участием продавщицы («Алла Пугачева»), афериста («Андрей Миронов») и комиссара Мегрэ («Валерий Леонтьев»), общавшихся с помощью виртуозно скомпонованных цитат из советских шлягеров. Театр совершил настоящий прорыв в подготовке фонограмм, демонстрируя сложный монтаж музыкальных фрагментов, смелые аранжировки затасканных музыкальных тем. Звукорежиссер театра, бас-гитарист Вадим Маркер (погиб в 1994 г.) стал подлинным соавтором программ «К.». Театр много выступал (в том числе под вывесками «агитбригада», «снежный десант») перед стройотрядовцами, жителями отдаленных сел, куда еще не дошло электричество; участвовал в работе агитпоезда ЦК ВЛКСМ «Молодогвардеец», агиттеплохода «Корчагинец», стал лауреатом премии Ленинского комсомола Алтая, получил звание «народный театр». С 1984 г. театр становился неоднократным победителем конкурсов юмора в Барнауле, Томске, Омске, Иркутске. В 1990-е гг. пришло новое поколение актеров: В. Гасаев, А. Федоров, А. Деулин, Д. Никулин, П. Викс, И. Лихенко, А. Федорова, затем — А. и О. Кузнецовы, Р. Колоколов, А. Кочанович, Д. Колесниченко, Д. Скворцов, А. Штребель. Профессия инженеров, полученная в институте, оказалась невостребованной, и тогда А. Полетаев, работавший худруком Студенческого клуба и заочно окончивший режиссерский факультет Института культуры и затем факультет театрального менеджмента РАТИ, решил зарегистрировать Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) «Театр “Калейдоскоп”», создав на Алтае прецедент профессионализации эстрадного самодеятельного театра. Гастроли, выступления в ночных клубах, участиев избирательных кампаниях не стали помехой для поездок на многочисленные стэмовские фестивали. Театр победил в региональном телевизионном конкурсе «КВН — Сибирь-95» в Новосибирске, стал лауреатом фестивалей студенческих миниатюр в Алма-Ате, Красноярске, Абакане, Львове, Киеве, Самаре. За большой вклад в культурную жизнь города шоу-театр в 1996 г. был награжден Муниципальной премией в области литературы, искусства и архитектуры. Как и прежде, «К.» не было равных в музыкально-пародийном жанре, к которому относится спектакль «Поделка творческих работ» (фильм «Место встречи изменить нельзя» показан в виде классической оперы «Глеб Жеглов», поп-гопстоп-оперы «На малине у Горбатого» и клоунады «Взятие банды» в стиле театра «Лицедеи»). Театр обращается к А. Аверченко и другим эстрадным авторам начала XX в. (спектакль «Большие разборки в маленьком театре»), обозрению Н. Эрдмана («Одиссея»), к современной классике («Беги, Венечка, беги» по мотивам «Москва — Петушки» В. Ерофеева), произведениям сибирских авторов — Е. Шестакова («Пять дней из жизни царя Гороха»), А. Лямина («Сказка-анекдот, рассказанная не по-детски»). В конце 1990-х гг. несколько актеров ушли в команду КВН «Дети лейтенанта Шмидта» и вместе с выходцами из томского СТЭМа «Люкс» стали чемпионами высшей лиги КВН. С 2000 г. «К.» проводит в Барнауле фестиваль эстрадных театров «Белая ворона». В 2002 г. на престижном фестивале «Икариада» им. А.И. Райкина в Казани театр получил Гран-при. (М. Ю.)

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
0.00 байт

Восточный калейдоскоп (записки востоковеда)

Монгуш Марина Васильевна
Иметь уникальную возможность одновременно прикоснуться к нескольким восточным культурам — к непальской, египетской и японской — огромная удача для любого исследователя-востоковеда.
Читать PDF
0.00 байт

"музыкальный калейдоскоп" в обучении китайских студентов-русистов

Ван Вэньцзяо
В статье представлена программа опытного обучения терминологии в области музыки «Музыкальный калейдоскоп».
Читать PDF
278.91 кб

С.В. НАБОРЩИКОВА. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР ДЖОРДЖА БАЛАНЧИНА: ДЯГИЛЕВСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

С. Г.
Читать PDF
557.96 кб

Калейдоскоп культурных ценностей в пространстве «Уставшей» культуры

Рязанцев Алексей Анатольевич
Актуальность статьи определяется тем, что в современной науке принято рассматривать кризис культуры с позиций личности, в результате появляется теория кризиса личностной идентификации.
Читать PDF
4.91 мб

калейдоскоп тем русской культуры (РЕЦ. НА ЕЖЕГОДНИК КАФЕДРЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ МОРДОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «

А. А. Гагаев
Читать PDF
494.84 кб

Рецензия на книгу: Ярская В. Н. Калейдоскоп времени. Следы биографии. М.: ООО «Вариант», 2015. – 240

Ирина Андреевна Григорьева
Читать PDF
353.10 кб

Архетипический калейдоскоп социального порядка

Львов Д. В.
В статье рассматривается сущность и формирование социального порядка. В качестве методологической базы взяты концепция архетипов К. Г. Юнга и онтологический анализ М. Хайдеггера.
Читать PDF
0.00 байт

Рэцэнзія на кнігу А. Ф. Рогалева «Географические названия в калейдоскопе времён». – Гомель : Барк, 2

В. В. Шур, Г. В. Юдзянкова
Читать PDF
1.01 мб

Из калейдоскопа театральных форм И. А. Всеволожского: жизнетворчество, понятие театральности, эскизы

Мельничук Лев Дмитриевич
Рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью известного представителя отечественной культуры И. А. Всеволожского: взаимоотношение жизни и искусства, понятие театральности, создание эскизов костюмов, драматургия.
Читать PDF
240.93 кб

Женский пол в калейдоскопе образов

Ильиных Светлана Анатольевна
В статье излагаются идеи авторской типологии фемининности. Предлагаемые типы рассматриваются на базе гендерной теории. Автор анализирует типы фемининности с позиции власти/подчинения и с позиции потребления.
Читать PDF
0.00 байт

Что такое калейдоскопизм? о нескольких пьесах Роланда Шиммельпфеннига

Городецкий Святослав Игоревич
В современном немецком театроведении отчетливо ощущается смена эпох и сопутствующих им концепций. Один из авторов новой волны Роланд Шиммельпфенниг (р.