КАЛИНИН Дмитрий Валерьевич

Найдено 1 определение
КАЛИНИН Дмитрий Валерьевич
род. в 1966 г.) — создатель и руководитель студии «Я сам Артист» и Нового Арт-театра. Начал работать с детьми в 1994 г. Сначала это была детская «Театрально-телевизионная школа», которая занималась исключительно телевизионными проектами. Самый удачный — «Веселая семейка» — выдержал более сотни выпусков на ТВЦ (настолько ярких, что ряд сюжетов приобрел нью-йоркский Музей телевидения и радиовещания). Однако, несмотря на успешное развитие дела, К. решил делать настоящий театр. Премьера пушкинской «Сказки о царе Салтане» состоялась 25 декабря 1999 г. К.: «Сделали мы из великого произведения мюзикл, назвали его немного иначе, чем оригинал, — «Правда о царе Салтане». Но больше ни слова не поменяли». К. конечно же «читал» Пушкина не только внимательно, но и по-своему, как изобретательный режиссер, талантливый импровизатор, который и сам любит поиграть с материалом, и актеров увлечь. Текст сказки, который читается от силы двадцать минут, превратился в полуторачасовое зрелище. Только Александр Горелов и Анастасия Семкина (Царь с Царицей) исполняли в нем по одной роли. Эмиль Майсурадзе — князь Гвидон и сам А.С. Пушкин! Евгений Харланов — девица-повариха и Белка. Тимур Хайретдинов — Конь, Гонец, Коршун, Цыган, тридцать три богатыря, Черномор и др. Не было никаких костюмов, декораций, реквизита. У девочек — белый низ, черный верх. У мальчиков — наоборот. И два больших платка: один — крылья Лебедя, другой — Злого Коршуна. Театр, в то время называвшийся «Я сам Артист», развивался стремительно. В 1999 г. Управа Донского р-на Южного округа выделила первый этаж жилогодома для создания учебно-репетиционной базы. Уже через год она действовала с полной нагрузкой. Здесь принимали малышей и постепенно втягивали в занятия, проходили репетиции, готовились новые постановки. Весной 2000 г. «Правду о царе Салтане» увидел и пригласил играть на сцене «Театра на Юго-Западе» его руководитель Валерий Белякович. Под благодатной крышей когда-то тоже дерзко начинавшего коллектива, на профессионально оснащенной сцене театр К. и сам он как автор и режиссер по-настоящему встали на ноги. Играли еженедельно. Новые спектакли «Fantazеры», «Б.У.Ратино», «Ave Мария Ивановна», «Мисс Красная Шапка» по мере выпуска включались в афишу театра Беляковича, шли успешно, при полных залах. Актеры мужали и набирались опыта, у К. рождалась масса новых замыслов. Он особенно ценит предоставленную Беляковичем возможность соединить своих юных актеров с ведущими исполнителями «Театра на Юго-Западе» в совместной постановке «Маугли» по Киплингу. Коллектив К. существует, можно сказать, в двух измерениях: один — действующий, второй — в проекте и замыслах. Театр действующий занимает весь первый этаж жилого дома, переоборудованный под специальные классы, маленький репетиционный зал, в котором готовятся и выпускаются спектакли, кафе «Под дубом», где подкрепляются актеры и комфортно чувствуют себя ожидающие малышей родители. Собственный автобус развозит актеров по домам после вечерних репетиций и спектаклей. «Я сам Артист» — это прежде всего несколько десятков детей, подростков и молодых людей от 5 до 20 лет: Евгений Харланов, Александр Горелов, Анастасия Семкина, Маргарита Волкова, Анастасия Лукина, Анастасия Балякина, Алексей Назаров, Никита Будкин, Тимофей Пузин, Георгий Манучаров и др. Это и педагоги: Анастасия Калинина, Марина Клочко, Людмила Шакун, Маргарита Абакулова. Это спектакли, которые играются в Москве — в Театральном центре на Страстном, в Доме актера, на фестивалях и гастролях (Санкт-Петербург, Рига, Калуга, Рязань, Элиста, Новокузнецк...). Это бесчисленные концертные программы и отдельные номера, с которыми театр участвует в районных и городских мероприятиях. Театр в проекте. Идея своего театра складывалась постепенно. Менялась во времени. Жизнь подкидывала неожиданные обстоятельства. Раньше К. не собирался заниматься детьми. Начинал как актер профессионального театра. Попросила помочь жена Анастасия, которая руководила детской студией. К. вошел в дело и понял: дети — это тот живой материал, из которого можно вырастить театр. Однако со временем выявилась одна неразрешимая проблема. Рос театр, вырастали и дети. И рост театра каждый раз обрубался их семнадцатилетием. Особенно остро эту неразрешимость К. пережил в 2005 г. Окончили школу Горелов и Харланов, актеры, которым многое дано от природы и многое дал театр. Уходили не куда-нибудь, а в театральные вузы. Коллективу нужна своя сцена. Чтобы на действующей учебной базе («Я сам Артист») собирались и набирались опыта студийцы. А тот, кто вырос, мог реализовать себя в профессионально оснащенном театре. Чтобы тот, кто получил актерский диплом, искал свой путь, но знал: у него есть свой дом, (Новый Арттеатр), где он будет обязательно играть, а не стоять в третьем ряду актеров какого-нибудь знаменитого театра. Администрация Донского р-на в 2004 г. выделила помещение для стационара на Ленинском проспекте. Здесь к осени 2007 г. должен быть оборудован собст-венный театральный дом со зрительным залом на сто мест, фойе, гримерными. К. хотел бы оснастить театр «по высшему классу, со всей профессиональной начинкой, чтобы Ленком завидовал». Нужно пять миллионов рублей. Где взять? Кто даст? Вопрос открытый. Многочисленные обращения авторитетных лиц в префектуру округа с просьбой помочь театру пока результата не дали. К.: «Моя мечта — театр, в котором могли бы работать дети, старики и молодые профессионалы. Ставить такие спектакли, на которые ребенок захотел бы позвать родителей, а родители — ребенка. Чтобы взрослые и дети получали разное, но равное удовольствие. Чтобы им было о чем поговорить, когда они выйдут из театра». Может создаться впечатление, что К. действует из духа противоречия духу времени, уповая на объединяющую силу театра во времена, действующие на разрыв. В финале спектакля «Мисс Красная Шапка» сам Волк страстно призывал «убить в себе волка», который сидит в каждом из нас. Буратино, уверовав, что золотой ключик находится в его собственной голове, освобождался сам и освобождал подневольных актеров от внутренней несвободы — источника власти всевозможных Карабасов-Барабасов («Б.У.Ратино»). С первых шагов работы театра К. поставил высокую планку требовательности к себе, педагогам, детям: «Театр — не развлечение, а работа. Настоящая, серьезная работа, требующая мобилизации всех душевных и физических сил — пять раз в неделю после школы наши студийцы занимаются вокалом, хореографией, актерским мастерством, сценической речью. Выдержать такую нагрузку может тот, кому здесь интересно, кто любит театр так, как любим его мы. Я не утверждаю, что мои эксперименты лучше, чем у других. Просто хочется добиться, чтобы в детском театре появился настоящий драматизм и юмор. И еще для меня важна атмосфера в коллективе». Многие уходили, не выдержав нагрузки, дисциплинарных и этических норм. Те, кто оставался, — оставались надолго. Мысли К. о «детском» театре, его своевольные переделки классических текстов тюзовского репертуара, его ориентация на высокий профессионализм не могут не раздражать ревнителей массовой «детской самодеятельности». Спектакль «Ave Мария Ивановна», созданный по пьесе, написанной самим К., — неординарное явление не только любительской, но и профессиональной сцены. История любви и дружбы двух сельских парней, Петра и Андрея, и девушки Маши не просто сыграна, она пропущена через себя, «присвоена», предстает как собственное, личное послание актеров зрителю. При видимой незатейливости сюжета спектакль внутренне мировоззренчески заострен. У каждого из нас свое прошлое, своя «деревня». У кого-то вполне реальная точка на карте, сохранившаяся малая родина (необязательно — сельская). У кого-то зарубка в памяти, отметина в сердце. У кого-то боль от безвозвратно утерянной связи с предками, тоска от душевной беспризорности. Создателей спектакля волновали вот эти болевые точки сознания современного человека. Играя «старомодную комедию», творя сценическую идиллию, мир, где правит Бог, имя которому Любовь (где конфликт, по существу, — борьба «хорошего с лучшим»), создатели спектакля убеждены (и убедительны) в актуальности своего деяния, его своевременности. И тот факт, что актеры не профессиональные лицедеи, а современные, столичные, «продвинутые» школьники (так умно и умело, свободно-импровизаци-онно они существовали на сцене), придавал спектаклю дополнительную интригу. А. Семкиной тогда было тринадцать, Е. Харланову и А. Горелову по пятнадцать лет. Спектакль обнажал застарелость стереотипов, ограниченность многих «взрослых» представлений о детях, о том, что они могут, как их надо «образовывать» и «воспитывать». К. — талантливый, разносторонне одаренный и цельный человек. В отличие от многих своих сверстников, готовых, «задрав штаны», бежать в приоткрывшиеся ворота «свободного» рынка, браться за «евроремонт» любого подвернувшегося под руку театрального объекта, К. не потерял своего «я», того, что называется идентичностью и что по понятным причинам стало едва ли не важнейшей проблемой человека, проживающего на постсоветском пространстве. (А. Ш.) Лит.: Ивашинникова О. Детский театр — это серьезно! // Материнство. 1999. № 11; Невинская И. Жар-птица без клетки // Алфавит. 2001. № 22; Черномыс О. «Я сам Артист» // Наш малыш. 2002. Апрель; Финякина И. Карабас-Барабас и его актеры // Московский комсомолец. 2002. 9 авг.; Шульпин А. Дмитрий Калинин и его театр // Театральная жизнь. 2005. № 3.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010