Кальвинизм

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Кальвинизм
одно из направлений протестантизма, основанное Жаком Кальвином и получившее распространение в Швейцарии, Франции, Нидерландах, Шотландии, Англии.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Кальвинизм

Двусмысленный термин, используемый в двух совершенно различных значениях.
Во-первых, он относится к религиозным идеям религиозных организаций (таких, как Реформатская Церковь) и отдельных лиц (таких, как Теодор Беза), находящихся под глубоким влиянием Иоанна Кальвина.
Во-вторых, он относится к религиозным идеям самого Иоанна Кальвина. Хотя в первом значении термин употребляется значительно чаще, в последнее время все больше признается его двусмысленность.

Источник: Глоссарий богословских и исторических терминов

Кальвинизм
преимущественно французский вариант протестантизма, более радикальный, чем Англиканство и Лютеранство. Крещение и причащение понимаются символически. Нет еппископата, пасторы не имеют особых облачений, вхрамах отсутствует алтарь. Богослужение сведено к проповеди и пению псалмов. Отличительной особенностью является учение об абсолютном предопределении: Бог изначально определил одних к погибели, других - ко спасению (успех в делах свидетельствует о возможном избранничестве),В настоящее время кальвинизм существует в различных формах.

Источник: История христианства. Справочник

КАЛЬВИНИЗМ
одно из трех основных течений протестантизма, наряду с лютеранством и англиканством, принявшее идеи Ж. Кальвина (1509—1564). Центральное место кальвинистской теологии занимает учение о предопределении, согласно которому судьбы людей определены богом и никакие добрые дела не могут этого изменить. Преуспевание в делах рассматривается К. как признак предизбранности к спасению. Политические цепи должны быть подчинены задаче осуществления царства божия на земле. Культ в К. упрощен, почитание креста, икон отвергается. Из 7 христианских таинств сохраняются лишь крещение и причащение. Пасторы и проповедники в общинах избираются верующими. Из Женевы проник во Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под знаменем К. проходили нидерландская в XVI в. и английская в XVII в. революции. Современные приверженцы К. — кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Кальвинизм
одно из основных течений протестантизма. Возник в 1630-х гг. в Женеве. В конце 16 - начале 17 вв. с ним слилось близкое к нему течение цвинглианства, основанное швейцарским реформатором У. Цвингли. Библия в кальвинизме считается единственным непогрешимым стандартом веры и жизни. Кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили Нидерландская (16 в.) и Английская (17 в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения). Современные приверженцы кальвинизма - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

Источник: Исторический словарь

Кальвинизм
одно из 3 основных течений протестанизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшие идеи Ж. Кальвина. Центральное место в кальвинистской теологии, основанной на принципе «оправдания верой», занимает учение о предопределении богом и никакие добрые дела не могут изменить этого. С учением об абсолютном предопределении связаны кальвинистические представления о «мирском призвании» и «мирском аскетизме», в которых выражен дух «буржуазной бережливости», а преуспевание в делах рассматривается как признак предизбранности к спасению. С точки зрения кальвинизма политические цели должны быть подчинены задаче осуществления «царства божьего» на земле. Основой веры признается слово божье, выраженное через священное писание. Культ в кальвинизме упрощен. Почитание креста и икон отвергается. Из 7 христианских таинств сохраняются лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символиче ские обряды. Пасторы и проповедники в общинах избираются верующими. С середины 16 в. кальвинизм начинает распространяться за пределами Швейцарии – во Франции (гугеноты), в Шотландии и Англии (пуритане), в Нидерландах, Германии, Венгрии, Польше. См. Протестанизм, Арминиане, Конгрегационалисты.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

КАЛЬВИНИЗМ
протестантское вероучение, основателем к-рого был Ж. Кальвин; возникло в 16 в: в процессе Реформации. В основе К., отвечавшего "...требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии" (Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17), лежат 2 доктрины - идея абсолютного предопределения и идея божеств. невмешательства в закономерность мира. Согласно учению об "абсолютном предопределении", бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к "спасению", других к погибели, одних к раю, других к аду (см. Inst. III, 21, s. 7) и этот приговор (praeordinatio) бога абсолютно неизменен. Учение Кальвина о предопределении "...было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. "Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие" могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры - ценность золота и серебра - пошатнулся и потерпел крушение" (Энгельс Ф., Развитие социализма..., с. 17). Однако учение об "абсолютном предопределении" не предрасполагало человека к фаталистич. покорности судьбе. Согласно К., человеку не дано знать, предопределен ли он богом к спасению или к осуждению, верующий должен быть уверен в том, что он является "божьим избранником" и доказать это своей жизнью и энергичной деятельностью. А т. к. (в данном случае выступает на сцену 2-я доктрина Кальвина) бог непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, то показателем предызбранности человека является успех в его деятельности. Т. о. получало религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще, ибо успех буржуа - предпринимателя и скопидома, расширяющего свое предприятие и накопляющего все новые и новые капиталы, рассматривается К. как показатель предызбранности человека к "спасению". К. как идеология буржуазии оправдывал ростовщич. процент и считал, что рабство вполне допустимо с религ. точки зрения. И то и другое положение оправдывало практику буржуазии времени первонач. накопления, освобождая ее от запрета католич. церкви брать проценты и давая религ. санкцию начавшим принимать огромные размеры работорговле, эксплуатации рабского труда в колониях и безудержному грабежу последних. Проповедовавшийся К. "мирской аскетизм", "...весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости" (Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, 1953, с. 52), выражался в простоте жизни и скопидомстве хозяина, в уничтожении многочисл. католич. праздников и в увеличении числа рабочих дней. Кальвинистские проповедники внушали трудящимся, что повиновение капиталисту, "добросовестная" работа на него есть "долг, указанный богом". К инаковерующим К. не менее нетерпим, чем католицизм, особенно к тем вероучениям, к-рые были религ. оболочкой клас. борьбы эксплуатируемых масс (анабаптизм); К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму.

К. стал орудием протестантизма в борьбе с католич. реакцией 16 в. и из Женевы - родины К. - широко распространился в Англии, Шотландии, Нидерландах, нек-рых областях Германии (Пфальц, Гессен, Бранденбург и др.), Франции, Венгрии, Польши. Как религ. идеология буржуазии, К. сыграл крупную организующую роль в двух ранних бурж. революциях - нидерландской 16 в. и особенно английской 17 в.

Респ. организация кальвинистской церкви коренным образом отличается от иерархич. построения католич. церкви. Во главе церк. общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, исполнявшие службу проповеди и духовно-нравств. назидания. Обязанность последних не была связана со священнической деятельностью, а была лишь службой (ministerium), откуда их назв. - "министры". Пресвитеры и министры составляли консисторию, управляющую делами церкви в данной общине. В нек-рых странах в дальнейшем создалась более сложная организация, в к-рой получили важное значение местные и общенац. съезды представителей общин, т. н. синоды. Такая организация кальвинистской церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически мощного слоя буржуазии. Она была очень удобной для буржуазии и с другой стороны: в ней был полностью осуществлен идеал "дешевой церкви" - упрощен культ, устранена из церк. обихода роскошь и т. п. Как догматика, так и церк. организация К. с самого начала были враждебны нар. массам. Респ. устройство кальвинистской церкви давало лишь формальное право свободного выбора пасторов, фактически же широкие массы верующих были отстранены от выборов, организация кальвинистской церкви строилась на основе жесточайшей дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов пресвитерам и министрам. Церк. организация К. была воспринята не только буржуазией. Респ. форма этой организации и возможность для сильных людей стать во главе ее сделали кальвинистскую церковь удобным орудием для борьбы аристократич. слоев дворянства с королев. абсолютизмом. В церк. организации К. они находили средство сплочения и экономич. укрепления (секуляризация церк. имуществ). Так, напр., обстояло дело во Франции (см. Гугеноты), в Венгрии, в горных, экономически наиболее отсталых р-нах Шотландии, где К. получил широкое распространение. К. (вместе с цвинглианством, быстро слившимся с К.) является основой т. н. реформатской церкви (точнее церквей); в наст. время он в различных своих разновидностях (пресвитерианство, конгрегационализм и др.) наиболее распространен в США, Великобритании и ее нек-рых бывших доминионах, Нидерландах, Швейцарии и насчитывает прибл. 40 млн. приверженцев.

Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Поршнев Б. Ф., Кальвин и кальвинизм, ВИРА, 1958, No 6; Виппер Р., Церковь и гос-во в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма, М., 1894; Doumerque E., J. Calvin. Les hommes et les choses de son temps, v. 1-7, Lausanne, 1899-1927; Weber M., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, в его кн.: Gesammelte Aufs?tze zur Religionssoziologie, Bd 1, T?bingen, 1920; Tawney R. H., Religion and the rise of capitalism, N. Y., 1942; Schmidt A. M., Calvin et la tradition calvinienne, P., 1957; Bi?ler A., La pens?e ?conomique et sociale de Calvin, Gen?ve, 1959 (Th?se).

С. Д. Сказкин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Кальвинизм
направление в протестантизме, осн. Ж. Кальвином.
Вероучение, церк. устройство, литургия. Согласно К., исключительный авторитет в вопросах веры и христ. жизни принадлежит Св. Писанию. Большинство кальвинистов признают Никео-Константинопольский, Апостольский и Афанасьевский символы веры. Вероучительные принципы К. кратко сформулированы в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и др. исповеданиях, различающихся незначительно, а также в Гейдельбергском катехизисе (1562) и др. документах.
К. подчеркивает абсолютную суверенную власть Бога. Сама воля Божья определяет, что является благом, а что — злом, и основания этого Божьего решения непостижимы для человека (это положение К. восходит к позднеср.-век. волюнтаризму Дунса Скота и У. Оккама). В частности, согласно учению К., невозможно понять, почему одни люди будут спасены Богом, а другие осуждены, хотя и то и другое предопределено Богом заранее: т.о., К. разделяет положение о двойном предопределении, свойственное радикальному августинизму. Спасение человека не является наградой за его добрые дела: вследствие первородного греха все люди являются грешниками и заслуживают лишь осуждения; человек не в состоянии совершать добрые дела своими силами, для этого ему необходима благодать. Он получает ее через веру в Иисуса Христа — единственного посредника между Богом и человеком. Все дела верующего несут печать греховности, но грехи ему прощаются, поскольку он приобщается праведности Христовой. Этот процесс оправдания одновременно является освящением: благодаря полученной благодати человек возрастает в святости и чистоте жизни. Праведник не может сопротивляться благодати, подобно тому как грешник не способен не грешить, поэтому святость жизни, как частной, так и общественной, является признаком избранности к спасению. Ссылаясь на некоторые в.-з. тексты, К. также считает знаком избранности успех в делах.
Церковь установлена Богом для того, чтобы пробуждать в людях веру; вне Церкви нельзя надеяться на спасение. Признаками истинной Церкви являются проповедь слова Божьего в его чистоте и совершение таинств согласно установлению Христа. Таинства действительны только в отношении верующих. Из таинств К. признает крещение и Евхаристию; в отличие от католичества, православия и лютеранства, рассматривает евхарист. хлеб и вино только как видимые символы дух. присутствия Христа.
К. утверждает всеобщее священство верующих. Тем не менее, опираясь на н.-з. сведения о первоначальном христианстве, К. признает как установленные Богом 4 чина служителей: пастыри, учители, старейшины и диаконы. Пастыри проповедуют и являются служителями таинств, учители преподают в школах и ун-тах, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы организуют дела благотворительности. Иерархическое положение этих служителей в совр. К. допускает вариации. В целом учители и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, пастыри и старейшины — как основные и называются пресвитерами (иногда пресвитерами называют только пастырей). В каждой низовой местной общине (конгрегации) есть один пастырь и неск. старейшин, они образуют руководящий орган — сессию, или консисторию (иногда в нее входят и вспомогательные служители). Новые служители могут избираться всей конгрегацией или только сессией.
Богослужение в К. отличается простотой. Отсутствие литург. облачений подчеркивает принцип всеобщего священства. В храмах нет алтарей. Отвергается использование в церквях изображений, т.к. их присутствие, согласно К., может дать повод к идолопоклонству. В литургии большое значение уделяется проповеди. Формы литургии в разных Церквях и даже отд. конгрегациях могут различаться.
История. Первым воплощением принципов К. стала Церковь в Женеве, организованная самим Кальвином. Консистория, состоявшая из пастырей и старейшин, была не только гл. рел. органом города, но и своего рода судом в области обществ. нравов: с самого начала своего существования К. тяготел к крайне строгому образу жизни, включающему скромность в одежде и запрет на проявления веселости. Городской совет Женевы содействовал благополучию кальвинистской Церкви; город стал прибежищем для кальвинистов, изгнанных из др. стран, и гл. очагом распространения идей К.
В течение XVI в. происходило постепенное слияние К. с др. протест. течением — цвинглианством (У. Цвингли), близким к К., но возникшим раньше его. Этот процесс начался в 1549, когда Г. Буллингер — преемник Цвингли в руководстве цюрихской Церкви — подписал с Кальвином Цюрихское соглашение (Consensus Tigurinus) по вопросам веры. В результате К. распространился в большинстве кантонов Швейцарии. Последователи этого объединенного течения обычно не называют себя ни кальвинистами, ни цвинглианами, утверждая, что стремятся следовать не Кальвину и не Цвингли, а Св. Писанию; за их Церквями утвердилось наименование реформатских (Реформатская Церковь). В богословии и церк. устройстве реформатских Церквей преобладающим направлением остается К., хотя присутствуют и отд. цвинглианские элементы. Напр., мн. реформаты понимают Евхаристию только как воспоминание о Христе, а не как дух. присутствие Христа.
В Германии К. в XVI в. получил распространение в отд. районах, в частности в таких вольных городах, как Страсбург (ныне Франция) и Констанц, а также в Пфальце при курфюрсте Фридрихе III. Вестфальский мир 1648 официально признал существование кальвинистских терр. наряду с католическими и лютеранскими.
В Венгрии к кон. XVI в. 90% населения стали реформатами; в дальнейшем, однако, рел. политика Габсбургов и активная проповедь иезуитов привели к возвращению большей части венгров к католичеству. В XVI в. К. нашел отклик у мн. представителей польской шляхты, но утратил влияние в Польше с началом катол. реформы в 1560-е (Контрреформация).
Во Франции конфликт между католиками и кальвинистами (которых здесь называли гугенотами) привел к т.н. Религиозным войнам (1562–98). Нантский эдикт Генриха IV (1598), предоставивший свободу вероисповедания гугенотам, был отменен Людовиком XIV в 1685. К. во Франции был вновь легализован только в 1787 Людовиком XVI.
Требование рел. прав для нидерл. кальвинистов было одним из поводов войны за независимость Нидерландов от Испании (1566–1609). После провозглашения независимости (1581) реформатская Церковь стала гос. Церковью в Нидерландах (в XIX в. она была отделена от гос-ва). Голландец Я. Арминий (1560–1609) основал особое направление в богословии К., смягчившее тезис о двойном предопределении: согласно Арминию, Бог знал заранее, что человек будет грешить по своей свободной воле, но не предопределял к тому людей, ибо свобода человека, т.е. возможность выбора между добром и злом, не подвержена никакому принуждению. Арминианство было рассмотрено на Дордрехтском синоде 1618–19, в котором участвовали представители не только нидерландских, но и швейц., нем., шотл. и англ. кальвинистов. Синод высказался против тезисов Арминия, сочтя их неортодоксальными, однако в дальнейшем арминианство получило значительное распространение внутри К.
Реформатские Церкви европ. стран обычно имеют т.н. пресвитерианскую структуру: неск. соседних сессий образуют общий правящий орган — пресвитерию (по одному пастырю и по одному старейшине от каждой конгрегации). Неск. пресвитерий могут образовывать синод. Синоды или непосредственно пресвитерии объединяются в Ген. ассамблею — высший церк. орган нац. масштаба. В некоторых странах (напр., в Венгрии) у реформатов существуют и епископы, но это не степень священства, а лишь должность в церк. руководстве.
В Шотландии реформирование Церкви на принципах К. (1560) было проведено другом Кальвина Дж. Ноксом. Пресвитерианская Церковь Шотландии получила статус офиц. Церкви страны (сохраняемый и ныне). В Англии в XVI–XVII вв. К. оказал влияние на церк. реформу, хотя радикальные приверженцы К. (пуритане) критиковали Церковь Англии (Англиканская Церковь) за подчинение гос-ву, епископальное устройство, сохранение элементов катол. обрядности и арминианское богословие. Часть пуритан выступала за пресвитерианскую структуру Церкви; др. часть (индепенденты, или конгрегационалисты) стремилась к независимости отд. конгрегаций, не надеясь на реформу нац. масштаба, которая бы удовлетворила их требованиям. Противоречия между офиц. Церковью и пуританами стали одной из причин Англ. революции (1641–60). Итогом борьбы стало, с одной стороны, расширение вероучительной основы Англиканской Церкви, позволившее мн. пуританам вступить в нее, а с другой — признание гос-вом неприсоединившихся кальвинистов (диссентеров), из которых одни образовали Пресвитерианскую Церковь Англии, а другие остались верны конгрегационалистскому устройству. Конгрегационалисты, в целом основываясь на К., допускают широкий диапазон мнений по вопросам веры. Некоторые конгрегационалистские общины дали начало движениям баптистов и квакеров. В XVII–XVIII вв. среди определенной части конгрегационалистов распространилось унитарианство (антитринитарианство), представители которого отрицают единосущность Иисуса Христа Богу Отцу. В XIX в. были созданы Конгрегационалистские Союзы Англии и Уэльса, Шотландии, Ирландии. Отд. общины конгрегационалистов остаются независимыми; их собрания — синоды, ассамблеи — носят характер консультаций и имеют целью поддержание дружественных связей между конгрегациями.
Мн. кальвинисты, спасаясь от гонений, которым они подвергались в некоторых европ. странах, нашли пристанище в Сев. Америке и образовали реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские Церкви в США.
В XVII–XVIII вв. внутри К. возникла т.н. теология завета (нем. F?deraltheologie, англ. covenant theology). Развивая библ. понятие последовательно заключенных союзов (заветов) между Богом и Его народом, представители этой теологии смягчили первоначальную кальвинистскую концепцию Бога как абсолютного властителя: заключив договор с людьми, Бог тем самым положил предел Своей суверенной воле. Эта концепция приводила к полит. выводам: если первоначальный К. предписывал гос-ву подчинение Церкви, то теология завета позволяла рассматривать их отношения как свободно заключенное соглашение между Богом и человеком. Тем самым она оказала влияние на формирование и распространение теории общественного договора.
История К. характеризуется многочисл. расколами Церквей и общин из-за несогласия по вероисповедным или организационным вопросам, однако в XIX–XX вв. усилился процесс объединения в национальном, а затем и междунар. масштабе. В 1875 основан Всемирный союз реформатских Церквей (пресвитерианского устройства). В 1948 образован Междунар. конгрегационалистский совет. В 1970 слияние этих двух организаций дало начало Всемирному союзу реформатских Церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединяющему б°льшую часть кальвинистов мира. В ряде стран реформатские Церкви объединились с др. протест. конфессиями — лютеранами (лютеранство), методистами и т.д.
В наст. время в мире насчитывается ок. 75 млн. приверженцев реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских Церквей.
В 1968 Папский Секретариат по содействию христ. единству и исполнительный комитет Всемирного союза реформатских Церквей выступили с инициативой экумен. диалога между католиками и реформатами. В 1969 была организована совместная комиссия, подготовившая документ Присутствие Христа в Церкви и в мире (1977). 2-й этап католическо-реформатского диалога, начавшийся в 1984, завершился выходом документа К общему пониманию Церкви (1990). В 1998 начался 3-й этап диалога, посвященный теме «Церковь как община общего свидетельства о Царстве Божьем». С 1969 ведется трехсторонний диалог католиков, лютеран и реформатов, в ходе которого опубликовано соглашение Богословие брака и проблемы смешанных браков (1976). Кроме того, католическо-реформатский диалог ведется на уровне Церквей отд. стран.
Реформатская Церковь в России. Первыми реформатами в России были англ. и голланд. купцы. Сначала они примыкали к лютеранским общинам. 1-я реформатская община возникла в Москве в 1629, затем в Архангельске в 1660, а в 1689 в Вологде и Ярославле. В С.-Петербурге в XVIII в. образовались голланд., англ. и немецко-франц. реформатские общины. Среди немцев-колонистов, которые с 1763 стали селиться в Поволжье, а с 1804 — на побережье Черного моря, были и реформаты (к 1917 их общее число оценивалось приблизительно в 50 тыс.). В адм. отношении реформаты, как и лютеране, были в 1734 подчинены светскому органу — Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и ингерманландских дел, а в 1819 — Главной Императорской евангелической консистории. В 1828 было предписано, что во время заседаний этой консистории «для рассмотрения дел реформатов» к представителям лютеранского духовенства в нее добавляются два реформатских пастора. После 1917 реформаты подверглись преследованиям наряду с др. конфессиями. В условиях депортации немцев мн. реформаты присоединились к лютеранам; нередко сглаживались и обрядовые различия между ними. В Уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах (1994) говорится: «Христиане-реформаты относятся к нашим общинам как полноправные члены». Реформатские и пресвитерианские церк. общины, существующие в ряде городов России, в наст. время не объединены общей церк. структурой.
На 1.01.2003 в России было официально зарегистрировано 5 реформатских и 140 пресвитерианских рел. организаций.
Лит-ра: Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994; Митер Х.Г. Основные идеи кальвинизма. Grand Rapids, 1995; Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1717–1927). СПб., 2001; Meeter H.H. Calvinism: An Interpretation of Its Basic Ideas. Grand Rapids, 1939; McNeill J.T. The History and Character of Calvinism. NY., 1954; Marburg Revisited: A Reexamination of Lutheran and Reformed Traditions. Minneapolis, 1966; McKenzie J.L. et al. Reconsiderations: Roman Catholic, Presbyterian and Reformed Theological Conversations. NY., 1967; International Calvinism. Ox., 1991; Encyclopedia of the Reformed Faith. Louisville, 1992; The Calvinism in Europe 1540–1620. C., 1994.
А. Горелов, К. Челлини

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
428.83 кб

Кальвинизм и европейская модернизация XVI - XVIII веков:

Клочков Виктор Викторович
Данная статья освещает социально-правовые аспекты влияния кальвинизма на европейскую модернизацию XVI-XVIII вв.
Читать PDF
317.14 кб

Политические идеи кальвинизма в оценках правоведческой мысли дореволюционной России

Савина Анна Викторовна
Статья посвящена отражению политических идей кальвинистов XVI века в трудах известнейших российских правоведов второй половины XIX – начала XX века: Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского.
Читать PDF
508.11 кб

Учение о свободе и необходимости в философии кальвинизма

Тулянская Юлия Тихоновна
Статья раскрывает преемственность философии лютеранства и кальвинизма по отношению к августинианству, особенный акцент делается на проблеме свободы воли.
Читать PDF
74.13 кб

Уильям Бредфорд: американский кальвинист об умеренности в повседневной жизни

Туманов Михаил Александрович
Статья посвящена представлениям губернатора колонии Новый Плимут об умеренности, а также влиянию данных представлений на повседневную жизнь самого Уильяма Брэдфорда и других колонистов.
Читать PDF
140.50 кб

Польские кальвинистские катехизисы XVI В. Как источник для реконструкции конфессиональной идентичнос

Корзо Маргарита Анатольевна
В статье анализируются два кальвинистских катехизиса (пространный и краткий) из несвежского песенника 1563 г.
Читать PDF
239.41 кб

Воспитание кальвинистского правителя: детство и юность Великого курфюрста Бранденбурга Фридриха Виль

Беляев Михаил Петрович
В детстве и юности будущий Великий курфюрст Фридрих вильгельм получил кальвинистское воспитание и образование, которое носило всесторонний характер и готовило его к миссии крупного государственного деятеля.
Читать PDF
104.28 кб

Дивертисмент современного российского кальвинистского антифеминизма

Страхова К. А.
Актуальная сегодня проблема взаимоотношения полов рассматривается автором в контексте современного российского кальвинистского антифеминизма.
Читать PDF
297.81 кб

Рождение кальвинистской историографии в Германии: Даниэль Парей и его «История Палатината»

Бережная Наталья Александровна
В статье автор анализирует раннюю кальвинистскую историографию Германии на примере трактата Даниэля Парея «История Палатината» (1633).
Читать PDF
316.05 кб

Почему отечественные баптисты – не арминиане и не кальвинисты

Константин Прохоров
В работе рассматриваются фундаментальные причины того, почему русскоукраинские баптисты не являются ни арминианами, ни кальвинистами.

Похожие термины:

  • КАЛЬВИНИСТЫ

    протестанты, последователи учения Жана Кальвина (1509–1564). Его учение о предопределении оправдывало богатство и успех накопления денег как признак Божественной милости. Действия человека должны с