один из основных масонских символов. Символизирует душу человека. По масонской фразеологии "обтесывать свой камень" означает самосовершенствоваться.
КАМЕНЬ
Камень
Источник: Словарь масонских терминов
Камень
м., горн., часто с опред. // Вонючий камень. Известняк. — Основанием им (пескам) служит вонючий камень. ГЖ, 1846, № 5: 231; // Почвенный камень. Твердые горные породы, лежащие в основании золотоносного пласта. — Пески вынимаются до самого почвенного камня. ГЖ, 1844, № 12: 362; // Сливной камень. Особо твердые, массивные горные породы. — Почва: сливной, плотный камень. Ф. 293, о. 1, д. 25, л. 2 (1881 г.)
Источник: Словарь золотого промысла Российской Империи. 1998
камень
в древности очень широко использовался как строительный материал не только для башен, домов и дворцов, но даже и оград. Камни употреблялись как памятники и свидетели некоторых событий (Быт 28.18; Нав 4.6; 24.26-27; 1Ц 7.12; 14.33), для устройства жертвенников (Исх 20.25) и как место убиения (Суд 9.5). Ими побивали осужденных на смерть и ими забрасывали убитого преступника (Нав 7.25). Из камней делали ножи (Исх 4.25) и сосуды для воды (Ин 2.6), их употребляли как гири и как снаряды для метания (1Ц 17.40). Камнями закрывали отверстия колодцев и гробов. Краеугольные камни, скрепляющие две стены, специально вырезывались из скалы (Иер 51.26). Господь назван краеугольным камнем (Еф 2.20), а верующих Священное Писание называет живыми камнями духовного дома Божиего.
Камень
евр. эвен. Камень. В древнее время люди делали ножи не из железа, а из камня (Исх. 4:25; И. Нав 5 2). В память достопримечательных случаев ставили камни или памятники (Быт 31 -46, И Нав. 4:5 и дал ), на них иногда возливали елей, как сделал Иаков с камнем, который служил ему изголовьем в Вефиле (Быт 28:18 [13]. Преступников иногда побивали камнями, а затем на тела их набрасывали груду камней (И Нав 7:26; 8:29; 2 Цар 18:17). В символических оборотах речи Библии камень обозначает черствость или бесчувственность (Иез 11:19), а также твердость и крепость (Быт. 49:24). Христиане называются живыми камнями, как строения части живого храма, в котором Христос является «краеугольным камнем» (Еф 2:20 и дал ; 1 Пет 2-4 и дал ). Иисус Христос обещал в Отк. 2: 17 побеждающему дать белый камень Некоторые полагают, что это означает дощечку на лбу с написанным на ней именем Господа, подобную золотой дощечке на лбу первосвященника. По мнению других, здесь указывается на обычай выдавать выигравшим призы на греческих состязаниях белый камень или доску с написанными на них их именами и наградами. Самым простым и вероятным объяснением может быть то, что белые камни употреблялись как письменный материал, и что поэтому суть дела заключается не в камне, а в имени, написанном на нем Срав. Ис 62:2.
Камень
(древнеевр. ´eben, греч. ??????, ?????, лат. lapis, saxum, petra).
С доисторических времен у разных народов К. благодаря его твердости, тяжести, неподвижности, неподвластности времени считался причастным к сверхъестественным силам. Участки земли, где расположены валуны и скалы, выделяющиеся из окружающего пейзажа, становились свящ. местами, а сами эти К. — жертвенниками. Свящ. К. нередко были связаны со свящ. рощами и источниками. К. обозначали границы между территориями племен и владениями отд. семей: т.о., эти границы носили свящ. характер (их нерушимость защищали племенные и родовые боги). К. играли роль надгробных памятников: они защищали живых и мертвых от возможного взаимного вреда, примиряли тех и других. Важную рел. функцию играли К., упавшие с неба (метеориты).
В Библии осн. обрядовая функция К. — жертвенник (Исх 24, 4; Втор 27, 2–8; 1 Цар 14, 33; 3 Цар 1, 9; 18, 31–32); он должен быть нетесаным (Исх 20, 25). Каменными были скрижали Завета (Исх 24, 12). При строительстве Иерус. храма использовались дорогие обработанные камни (3 Цар 7, 9–11; 4 Цар 22, 6). Из К. изготовлялись сосуды для воды, предназначенной для очищения (Ин 2, 6). К. складывались на могилах (Быт 35, 20; 2 Цар 18, 17–18) или закрывали вход в гробницу (Мк 15, 46).
В ранний период иуд. истории К. воздвигались как памятники в местах особых явлений Бога (Быт 28, 18; 35, 14), важных событий в истории Израиля (Ис Нав 4, 3.20), как знаки в память о союзе, свидетель которому — Бог (Быт 31, 44–54). Позже воздвижение культовых К. («столбов») запрещалось как связанное с идолопоклонством (Исх 23, 24; 34, 13; Лев 26, 1; Втор 7, 5; 12, 3; 16, 22). В ряде библ. текстов К. означает идола в противоположность Богу (Прем 13, 10; Иер 2, 27; Деян 17, 29).
В Св. Писании К. нередко имеет и др. символику, олицетворяя мертвое, бесполезное, противопоставляется плоти (Иез 10, 19; 2 Кор 3, 3), хлебу (Мф 4, 3; 7, 9). Однако, согласно Лк 3, 8, Бог может из камней сделать новых сынов Авраама, т.е. новый народ Божий, в посрамление старого, неверного Богу: это аллюзия на Ис 51, 1–2, где рождение потомства Авраама уподобляется высечению из скалы. Этот же текст, возможно, имеет в виду Иисус, называя Петра (имя которого означает К. или скалу) тем К., на котором Он воздвигнет Свою Церковь (Мф 16, 18) — новый народ Божий, новый Храм, состоящий из живых К. (Еф 2, 20–21) — христиан. Христос — краеугольный К. этого нового Храма (термин обозначал как общее основание, на которое опирались смежные стены, так и завершение свода — замковый К.; в любом случае речь идет о К., держащем все здание). Образ надежного краеугольного К., полагаемого Богом, восходит к пророкам (Ис 28, 16; Зах 3, 9; 4, 7). С др. стороны, согласно Пс 118, 22, главою угла стал К., прежде отвергнутый строителями. Мк 12, 10 и Деян 4, 11 применяют этот образ к Иисусу Христу, имея в виду Его смерть и воскресение. Этот образ соединяется и с образом К. преткновения и соблазна (1 Петр 2, 4–8; Рим 9, 32–33), восходящим к Ис 8, 14. Согласно Лк 20, 17–18, тот, кто упадет на этот К., разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (эти слова намекают на К., который, согласно Дан 2, 31–45, окончательно сокрушит все царства). Иисус — не только краеугольный К. для спасенных Им, но и причина гибели всех тех, кто противодействует Богу.
1 Кор 10, 4 говорит об Иисусе как о К. — источнике воды (ср. Ин 4, 10). Этот образ вызывает в памяти скалу, из которой вследствие удара Моисея забил источник (Исх 10, 4; Числ 20, 11).
Отд. группу свящ. К. образуют драгоценные К. Благодаря игре света, как бы отражающей Божественное сияние, а также их редкости, труднодоступности, дорогой цене в них видели особые символы божества и украшали ими свящ. предметы. Часто этим К. приписывались магические свойства. 12 различных драгоценных К. украшали наперсник первосвященника (Исх 17, 20; 39, 10–12; Иосиф Флавий, Иудейская война 5, 234, Иудейские древности 3, 168). В разных источниках состав и порядок этих К. неск. отличаются. Перечень К., которыми украшены одежды царя Тирского (Иез 28, 13), включает 9 из 12 К. наперсника. Еще один похожий список — К., которыми украшены 12 оснований нового Иерусалима (Откр 21, 19–20; ср. Тов 13, 16–17; Ис 54, 11–12). Не только толкование символики, но и идентификация библ. К. — сложная проблема, т.к. древние названия не совпадают с современными: в древности К. классифицировались гл. обр. по цвету, а не по твердости и химическим свойствам, как сейчас.
Лит-ра: Evans J. The Magical Jewels of the Middle Ages. Ox., 1923; Cooper C.W. The Precious Stones of the Bible. L., 1924; Pazzini A. Le pietre preziose nella storia della medicina e nella legenda. R., 1939; Sciascia P. Lapis reprobatus. R., 1959; Eliade M. Histoire des croyances et des idОes religieuses. P., 1976, vol. 1; Oss D.A. The Interpretation of the «Stone» Passages by Peter and Paul // Journal of the Evangelical Theological Society 32 (1989), 181–200; Sacred Sites, Sacred Places. L., 1994.
А. Горелов
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002
КАМЕНЬ
интерес к К. восходит к очень древним временам. Он сопровождал человека с его первых шагов. Об этом говорят коллекции манупортов на стоянках олдувайской культуры. Манупорты - это просто необработанные К.
принесенные человеком за десятки километров. История человечества начинается с изготовления человеком первых каменных орудий (ок. 3 млн. лет назад). 2,6 млн. лет назад датируется одна из самых древних стоянок Гона в С.-В. Африке.
Там человек уже научился распознавать свойства К. и собирал в разных местах К., которые потом могли быть им использованы для утилитарных целей.
Большая часть истории человечества - это история поисков хороших пород К.
использования их для изготовления орудий. Биологические объекты, в том числе дерево, кость и другие материалы, играли лишь вспомогательную роль.
Только появление металла вытеснило К. из жизни человека. Первые металлические орудия появились ок. 9 тыс. лет назад. Металл как равноценное сырье (вместе с К.) стал функционировать не более 4 - 5 тыс. лет назад. Даже самые древние города (Иерихон, Чатал-Гуюк, Хаджиляр) созданы исключительно орудиями из К. Возникновение первых цивилизаций также обусловлено использованием К. в качестве орудий. Век металла, в котором и мы живем, занимает всего 1/5 часть 1% истории. Естественно, что столь длительное существование за счет использования К. как сырья для основных орудий не могло не привести к формированию различных стереотипов в культуре и быте.
Это хорошо видно на примерах из прошлого и современности.
До сих пор камни привлекают наше внимание. За покупку их часто платят огромные деньги, за обладание ими совершают и сейчас преступления и убийства, хотя никакой практической роли в нашей жизни камень вроде бы и не играет. А сколько книг описывают борьбу за камни! В Шумере очень любили лазурит и другие драгоценные К. Без них не обходился ни один храм. Ими украшали статуи богов, делали мозаичные картины, изображавшие сцены из жизни и подвиги героев. Однако в Месопотамии нет никаких месторождений не только драгоценного, но и вообще какого-либо К.
Уруке уже ок. 5 тыс. лет назад украшали здания разноцветными мозаиками.
Красные, белые и черные треугольники, шевроны, или меандры, выложенные из К., окаймляли колонны и украшали стены зданий. В Вавилоне главная улица города - "дорога процессий" - была вся выложена плитами светлого известняка, чередующегося с красной беркчией. В Месопотамии, да и в других местах к К.
особенно цветному, испытывали особое религиозное почитание, которое кое в чем сохранилось и до нашего времени. А в древности безотчетно верили, что К.
приносят добро или, наоборот, могут наслать беды. Их носили как украшения, из них делали печати, с ними связывали суеверия. Даже ученые в то время верили в особую силу К. Напр., известный римский ученый Плиний Старший в своей "Естественной истории" пишет, что некоторые К. находят только в пасти драконов, в глазах птиц или они прямо упали с неба. Он сообщает, что аметист предохраняет от опьянения, а если на нем вырезать луну или солнце и носить его на шее в волосах кинокефала или ласточки, то он спасет от отравления.
Если носить гелиотроп вместе с цветком того же названия, то человек в любой момент, при произнесении некоторых разных заклинаний, может стать невидимым.
До нас дошло большое количество древних К. - инталий с различными изображениями. Уже при Екатерине II в Эрмитаже хранилось ок. 10 тыс. К. с вырезанными на них различными изображениями. Сама Екатерина и президент Академии наук Дашкова любили лично резать и шлифовать К. И сейчас многие из нас верят в какое-то влияние К. В магазинах можно найти сведения, какой К.
какому месяцу приписан, какой К. должен сопутствовать каждому человеку. Для родившихся в январе К. жизни числится гранат, феврале - аметист, марте - яшма, апреле - сапфир, мае - изумруд, июне - агат, июле - сердолик, августе - сардоникс, сентябре - хризолит, октябре - аквамарин, ноябре - топаз, декабре - хризопраз.
По мнению Сократа, весь потусторонний мир - истинная земля сплошь состоит из самоцветов: "Наши камешки, которые мы так любим, - все эти опалы, сапфиры, изумруды и т.п., являются частицами тех камней". В рус. рукописях и летописях мы также встречаемся с обожествлением К.: "Кто яхонт червленый при себе носит, снов страшных и лихих не увидит..., а еще кто тот яхонт носит в перстне при себе, тот и скрепит сердце свое и в людях честен будет.
Красный К. сердце отвеселит... силу и память человека врачует".
Можно сказать, что и в новое время каждая историчеекая эпоха имела свои любимые К. Напр., в начале XIX в. в Европе была мода на дендриты, в 30-е г.
- на гиацинты, а в 40-е - на ониксы. В 1870 г. в Вене была мода на гематит, а в Англии в то же время - на "кошачий глаз".
Еще в античные времена собирались огромные коллекции К. Плиний передает рассказ о некоем музыканте Исмении, который имел особых агентов, скупавших самоцветы везде, даже на отдаленном Кипре. Большие коллекции резного К.
имели Александр Македонский, Цезарь, Август и др. В средние века выдающимся собирателем античных гемм был Петрарка. В XV-XVIII вв. страсть собирательства К. приобрела почти эпидемический характер. Всякий образованный человек считал обязанностью собирать резные К. В XVIII в. в России создается необычное монументальное искусство резьбы по твердому К.
Для поисков самоцветов снаряжаются крупные экспедиции. Создаются специальные гранильные фабрики (Петергофская, Екатеринбургская и др.), для которых собираются огромные коллекции различных пород К. Создаются и крупные частные коллекции минералов. Самые известные из них - графа Перовского с крупнейшим изумрудом с Урала. Известна трагическая судьба первооткрывателя рус.
изумрудов Я.В. Коковина, павшего жертвой алчного высокопоставленного коллекционера. Коллекции растут, владельцы их вступают в международный обмен. Однако грандиозная коллекционная деятельность государства и крупных сановников, как и камнерезное искусство, погибли после 1861 г. Отмена крепостного права привела к упадку коллекционирования и государственного гранильного производства. Частное коллекционирование также пошло на убыль.
принесенные человеком за десятки километров. История человечества начинается с изготовления человеком первых каменных орудий (ок. 3 млн. лет назад). 2,6 млн. лет назад датируется одна из самых древних стоянок Гона в С.-В. Африке.
Там человек уже научился распознавать свойства К. и собирал в разных местах К., которые потом могли быть им использованы для утилитарных целей.
Большая часть истории человечества - это история поисков хороших пород К.
использования их для изготовления орудий. Биологические объекты, в том числе дерево, кость и другие материалы, играли лишь вспомогательную роль.
Только появление металла вытеснило К. из жизни человека. Первые металлические орудия появились ок. 9 тыс. лет назад. Металл как равноценное сырье (вместе с К.) стал функционировать не более 4 - 5 тыс. лет назад. Даже самые древние города (Иерихон, Чатал-Гуюк, Хаджиляр) созданы исключительно орудиями из К. Возникновение первых цивилизаций также обусловлено использованием К. в качестве орудий. Век металла, в котором и мы живем, занимает всего 1/5 часть 1% истории. Естественно, что столь длительное существование за счет использования К. как сырья для основных орудий не могло не привести к формированию различных стереотипов в культуре и быте.
Это хорошо видно на примерах из прошлого и современности.
До сих пор камни привлекают наше внимание. За покупку их часто платят огромные деньги, за обладание ими совершают и сейчас преступления и убийства, хотя никакой практической роли в нашей жизни камень вроде бы и не играет. А сколько книг описывают борьбу за камни! В Шумере очень любили лазурит и другие драгоценные К. Без них не обходился ни один храм. Ими украшали статуи богов, делали мозаичные картины, изображавшие сцены из жизни и подвиги героев. Однако в Месопотамии нет никаких месторождений не только драгоценного, но и вообще какого-либо К.
Уруке уже ок. 5 тыс. лет назад украшали здания разноцветными мозаиками.
Красные, белые и черные треугольники, шевроны, или меандры, выложенные из К., окаймляли колонны и украшали стены зданий. В Вавилоне главная улица города - "дорога процессий" - была вся выложена плитами светлого известняка, чередующегося с красной беркчией. В Месопотамии, да и в других местах к К.
особенно цветному, испытывали особое религиозное почитание, которое кое в чем сохранилось и до нашего времени. А в древности безотчетно верили, что К.
приносят добро или, наоборот, могут наслать беды. Их носили как украшения, из них делали печати, с ними связывали суеверия. Даже ученые в то время верили в особую силу К. Напр., известный римский ученый Плиний Старший в своей "Естественной истории" пишет, что некоторые К. находят только в пасти драконов, в глазах птиц или они прямо упали с неба. Он сообщает, что аметист предохраняет от опьянения, а если на нем вырезать луну или солнце и носить его на шее в волосах кинокефала или ласточки, то он спасет от отравления.
Если носить гелиотроп вместе с цветком того же названия, то человек в любой момент, при произнесении некоторых разных заклинаний, может стать невидимым.
До нас дошло большое количество древних К. - инталий с различными изображениями. Уже при Екатерине II в Эрмитаже хранилось ок. 10 тыс. К. с вырезанными на них различными изображениями. Сама Екатерина и президент Академии наук Дашкова любили лично резать и шлифовать К. И сейчас многие из нас верят в какое-то влияние К. В магазинах можно найти сведения, какой К.
какому месяцу приписан, какой К. должен сопутствовать каждому человеку. Для родившихся в январе К. жизни числится гранат, феврале - аметист, марте - яшма, апреле - сапфир, мае - изумруд, июне - агат, июле - сердолик, августе - сардоникс, сентябре - хризолит, октябре - аквамарин, ноябре - топаз, декабре - хризопраз.
По мнению Сократа, весь потусторонний мир - истинная земля сплошь состоит из самоцветов: "Наши камешки, которые мы так любим, - все эти опалы, сапфиры, изумруды и т.п., являются частицами тех камней". В рус. рукописях и летописях мы также встречаемся с обожествлением К.: "Кто яхонт червленый при себе носит, снов страшных и лихих не увидит..., а еще кто тот яхонт носит в перстне при себе, тот и скрепит сердце свое и в людях честен будет.
Красный К. сердце отвеселит... силу и память человека врачует".
Можно сказать, что и в новое время каждая историчеекая эпоха имела свои любимые К. Напр., в начале XIX в. в Европе была мода на дендриты, в 30-е г.
- на гиацинты, а в 40-е - на ониксы. В 1870 г. в Вене была мода на гематит, а в Англии в то же время - на "кошачий глаз".
Еще в античные времена собирались огромные коллекции К. Плиний передает рассказ о некоем музыканте Исмении, который имел особых агентов, скупавших самоцветы везде, даже на отдаленном Кипре. Большие коллекции резного К.
имели Александр Македонский, Цезарь, Август и др. В средние века выдающимся собирателем античных гемм был Петрарка. В XV-XVIII вв. страсть собирательства К. приобрела почти эпидемический характер. Всякий образованный человек считал обязанностью собирать резные К. В XVIII в. в России создается необычное монументальное искусство резьбы по твердому К.
Для поисков самоцветов снаряжаются крупные экспедиции. Создаются специальные гранильные фабрики (Петергофская, Екатеринбургская и др.), для которых собираются огромные коллекции различных пород К. Создаются и крупные частные коллекции минералов. Самые известные из них - графа Перовского с крупнейшим изумрудом с Урала. Известна трагическая судьба первооткрывателя рус.
изумрудов Я.В. Коковина, павшего жертвой алчного высокопоставленного коллекционера. Коллекции растут, владельцы их вступают в международный обмен. Однако грандиозная коллекционная деятельность государства и крупных сановников, как и камнерезное искусство, погибли после 1861 г. Отмена крепостного права привела к упадку коллекционирования и государственного гранильного производства. Частное коллекционирование также пошло на убыль.
Источник: Археологический словарь. 1996