КАМЕНЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Камень
один из основных масонских символов. Символизирует душу человека. По масонской фразеологии "обтесывать свой камень" означает самосовершенствоваться.

Источник: Словарь масонских терминов

Камень
м., горн., часто с опред. // Вонючий камень. Известняк. — Основанием им (пескам) служит вонючий камень. ГЖ, 1846, № 5: 231; // Почвенный камень. Твердые горные породы, лежащие в основании золотоносного пласта. — Пески вынимаются до самого почвенного камня. ГЖ, 1844, № 12: 362; // Сливной камень. Особо твердые, массивные горные породы. — Почва: сливной, плотный камень. Ф. 293, о. 1, д. 25, л. 2 (1881 г.)

Источник: Словарь золотого промысла Российской Империи. 1998

камень
в древности очень широко использовался как строительный материал не только для башен, домов и дворцов, но даже и оград. Камни употреблялись как памятники и свидетели некоторых событий (Быт 28.18; Нав 4.6; 24.26-27; 1Ц 7.12; 14.33), для устройства жертвенников (Исх 20.25) и как место убиения (Суд 9.5). Ими побивали осужденных на смерть и ими забрасывали убитого преступника (Нав 7.25). Из камней делали ножи (Исх 4.25) и сосуды для воды (Ин 2.6), их употребляли как гири и как снаряды для метания (1Ц 17.40). Камнями закрывали отверстия колодцев и гробов. Краеугольные камни, скрепляющие две стены, специально вырезывались из скалы (Иер 51.26). Господь назван краеугольным камнем (Еф 2.20), а верующих Священное Писание называет живыми камнями духовного дома Божиего.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Камень
евр. эвен. Камень. В древнее время люди делали ножи не из железа, а из камня (Исх. 4:25; И. Нав 5 2). В память достопримечательных случаев ставили камни или памятники (Быт 31 -46, И Нав. 4:5 и дал ), на них иногда возливали елей, как сделал Иаков с камнем, который служил ему изголовьем в Вефиле (Быт 28:18 [13]. Преступников иногда побивали камнями, а затем на тела их набрасывали груду камней (И Нав 7:26; 8:29; 2 Цар 18:17). В символических оборотах речи Библии камень обозначает черствость или бесчувственность (Иез 11:19), а также твердость и крепость (Быт. 49:24). Христиане называются живыми камнями, как строения части живого храма, в котором Христос является «краеугольным камнем» (Еф 2:20 и дал ; 1 Пет 2-4 и дал ). Иисус Христос обещал в Отк. 2: 17 побеждающему дать белый камень Некоторые полагают, что это означает дощечку на лбу с написанным на ней именем Господа, подобную золотой дощечке на лбу первосвященника. По мнению других, здесь указывается на обычай выдавать выигравшим призы на греческих состязаниях белый камень или доску с написанными на них их именами и наградами. Самым простым и вероятным объяснением может быть то, что белые камни употреблялись как письменный материал, и что поэтому суть дела заключается не в камне, а в имени, написанном на нем Срав. Ис 62:2.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Камень
(древнеевр. ´eben, греч. ??????, ?????, лат. lapis, saxum, petra).

С доисторических времен у разных народов К. благодаря его твердости, тяжести, неподвижности, неподвластности времени считался причастным к сверхъестественным силам. Участки земли, где расположены валуны и скалы, выделяющиеся из окружающего пейзажа, становились свящ. местами, а сами эти К. — жертвенниками. Свящ. К. нередко были связаны со свящ. рощами и источниками. К. обозначали границы между территориями племен и владениями отд. семей: т.о., эти границы носили свящ. характер (их нерушимость защищали племенные и родовые боги). К. играли роль надгробных памятников: они защищали живых и мертвых от возможного взаимного вреда, примиряли тех и других. Важную рел. функцию играли К., упавшие с неба (метеориты).

В Библии осн. обрядовая функция К. — жертвенник (Исх 24, 4; Втор 27, 2–8; 1 Цар 14, 33; 3 Цар 1, 9; 18, 31–32); он должен быть нетесаным (Исх 20, 25). Каменными были скрижали Завета (Исх 24, 12). При строительстве Иерус. храма использовались дорогие обработанные камни (3 Цар 7, 9–11; 4 Цар 22, 6). Из К. изготовлялись сосуды для воды, предназначенной для очищения (Ин 2, 6). К. складывались на могилах (Быт 35, 20; 2 Цар 18, 17–18) или закрывали вход в гробницу (Мк 15, 46).

В ранний период иуд. истории К. воздвигались как памятники в местах особых явлений Бога (Быт 28, 18; 35, 14), важных событий в истории Израиля (Ис Нав 4, 3.20), как знаки в память о союзе, свидетель которому — Бог (Быт 31, 44–54). Позже воздвижение культовых К. («столбов») запрещалось как связанное с идолопоклонством (Исх 23, 24; 34, 13; Лев 26, 1; Втор 7, 5; 12, 3; 16, 22). В ряде библ. текстов К. означает идола в противоположность Богу (Прем 13, 10; Иер 2, 27; Деян 17, 29).

В Св. Писании К. нередко имеет и др. символику, олицетворяя мертвое, бесполезное, противопоставляется плоти (Иез 10, 19; 2 Кор 3, 3), хлебу (Мф 4, 3; 7, 9). Однако, согласно Лк 3, 8, Бог может из камней сделать новых сынов Авраама, т.е. новый народ Божий, в посрамление старого, неверного Богу: это аллюзия на Ис 51, 1–2, где рождение потомства Авраама уподобляется высечению из скалы. Этот же текст, возможно, имеет в виду Иисус, называя Петра (имя которого означает К. или скалу) тем К., на котором Он воздвигнет Свою Церковь (Мф 16, 18) — новый народ Божий, новый Храм, состоящий из живых К. (Еф 2, 20–21) — христиан. Христос — краеугольный К. этого нового Храма (термин обозначал как общее основание, на которое опирались смежные стены, так и завершение свода — замковый К.; в любом случае речь идет о К., держащем все здание). Образ надежного краеугольного К., полагаемого Богом, восходит к пророкам (Ис 28, 16; Зах 3, 9; 4, 7). С др. стороны, согласно Пс 118, 22, главою угла стал К., прежде отвергнутый строителями. Мк 12, 10 и Деян 4, 11 применяют этот образ к Иисусу Христу, имея в виду Его смерть и воскресение. Этот образ соединяется и с образом К. преткновения и соблазна (1 Петр 2, 4–8; Рим 9, 32–33), восходящим к Ис 8, 14. Согласно Лк 20, 17–18, тот, кто упадет на этот К., разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (эти слова намекают на К., который, согласно Дан 2, 31–45, окончательно сокрушит все царства). Иисус — не только краеугольный К. для спасенных Им, но и причина гибели всех тех, кто противодействует Богу.

1 Кор 10, 4 говорит об Иисусе как о К. — источнике воды (ср. Ин 4, 10). Этот образ вызывает в памяти скалу, из которой вследствие удара Моисея забил источник (Исх 10, 4; Числ 20, 11).

Отд. группу свящ. К. образуют драгоценные К. Благодаря игре света, как бы отражающей Божественное сияние, а также их редкости, труднодоступности, дорогой цене в них видели особые символы божества и украшали ими свящ. предметы. Часто этим К. приписывались магические свойства. 12 различных драгоценных К. украшали наперсник первосвященника (Исх 17, 20; 39, 10–12; Иосиф Флавий, Иудейская война 5, 234, Иудейские древности 3, 168). В разных источниках состав и порядок этих К. неск. отличаются. Перечень К., которыми украшены одежды царя Тирского (Иез 28, 13), включает 9 из 12 К. наперсника. Еще один похожий список — К., которыми украшены 12 оснований нового Иерусалима (Откр 21, 19–20; ср. Тов 13, 16–17; Ис 54, 11–12). Не только толкование символики, но и идентификация библ. К. — сложная проблема, т.к. древние названия не совпадают с современными: в древности К. классифицировались гл. обр. по цвету, а не по твердости и химическим свойствам, как сейчас.

Лит-ра: Evans J. The Magical Jewels of the Middle Ages. Ox., 1923; Cooper C.W. The Precious Stones of the Bible. L., 1924; Pazzini A. Le pietre preziose nella storia della medicina e nella legenda. R., 1939; Sciascia P. Lapis reprobatus. R., 1959; Eliade M. Histoire des croyances et des idОes religieuses. P., 1976, vol. 1; Oss D.A. The Interpretation of the «Stone» Passages by Peter and Paul // Journal of the Evangelical Theological Society 32 (1989), 181–200; Sacred Sites, Sacred Places. L., 1994.

А. Горелов

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

КАМЕНЬ
интерес к К. восходит к очень древним временам. Он сопровождал человека с его первых шагов. Об этом говорят коллекции манупортов на стоянках олдувайской культуры. Манупорты - это просто необработанные К.
принесенные человеком за десятки километров. История человечества начинается с изготовления человеком первых каменных орудий (ок. 3 млн. лет назад). 2,6 млн. лет назад датируется одна из самых древних стоянок Гона в С.-В. Африке.
Там человек уже научился распознавать свойства К. и собирал в разных местах К., которые потом могли быть им использованы для утилитарных целей.
Большая часть истории человечества - это история поисков хороших пород К.
использования их для изготовления орудий. Биологические объекты, в том числе дерево, кость и другие материалы, играли лишь вспомогательную роль.
Только появление металла вытеснило К. из жизни человека. Первые металлические орудия появились ок. 9 тыс. лет назад. Металл как равноценное сырье (вместе с К.) стал функционировать не более 4 - 5 тыс. лет назад. Даже самые древние города (Иерихон, Чатал-Гуюк, Хаджиляр) созданы исключительно орудиями из К. Возникновение первых цивилизаций также обусловлено использованием К. в качестве орудий. Век металла, в котором и мы живем, занимает всего 1/5 часть 1% истории. Естественно, что столь длительное существование за счет использования К. как сырья для основных орудий не могло не привести к формированию различных стереотипов в культуре и быте.
Это хорошо видно на примерах из прошлого и современности.
До сих пор камни привлекают наше внимание. За покупку их часто платят огромные деньги, за обладание ими совершают и сейчас преступления и убийства, хотя никакой практической роли в нашей жизни камень вроде бы и не играет. А сколько книг описывают борьбу за камни! В Шумере очень любили лазурит и другие драгоценные К. Без них не обходился ни один храм. Ими украшали статуи богов, делали мозаичные картины, изображавшие сцены из жизни и подвиги героев. Однако в Месопотамии нет никаких месторождений не только драгоценного, но и вообще какого-либо К.
Уруке уже ок. 5 тыс. лет назад украшали здания разноцветными мозаиками.
Красные, белые и черные треугольники, шевроны, или меандры, выложенные из К., окаймляли колонны и украшали стены зданий. В Вавилоне главная улица города - "дорога процессий" - была вся выложена плитами светлого известняка, чередующегося с красной беркчией. В Месопотамии, да и в других местах к К.
особенно цветному, испытывали особое религиозное почитание, которое кое в чем сохранилось и до нашего времени. А в древности безотчетно верили, что К.
приносят добро или, наоборот, могут наслать беды. Их носили как украшения, из них делали печати, с ними связывали суеверия. Даже ученые в то время верили в особую силу К. Напр., известный римский ученый Плиний Старший в своей "Естественной истории" пишет, что некоторые К. находят только в пасти драконов, в глазах птиц или они прямо упали с неба. Он сообщает, что аметист предохраняет от опьянения, а если на нем вырезать луну или солнце и носить его на шее в волосах кинокефала или ласточки, то он спасет от отравления.
Если носить гелиотроп вместе с цветком того же названия, то человек в любой момент, при произнесении некоторых разных заклинаний, может стать невидимым.
До нас дошло большое количество древних К. - инталий с различными изображениями. Уже при Екатерине II в Эрмитаже хранилось ок. 10 тыс. К. с вырезанными на них различными изображениями. Сама Екатерина и президент Академии наук Дашкова любили лично резать и шлифовать К. И сейчас многие из нас верят в какое-то влияние К. В магазинах можно найти сведения, какой К.
какому месяцу приписан, какой К. должен сопутствовать каждому человеку. Для родившихся в январе К. жизни числится гранат, феврале - аметист, марте - яшма, апреле - сапфир, мае - изумруд, июне - агат, июле - сердолик, августе - сардоникс, сентябре - хризолит, октябре - аквамарин, ноябре - топаз, декабре - хризопраз.
По мнению Сократа, весь потусторонний мир - истинная земля сплошь состоит из самоцветов: "Наши камешки, которые мы так любим, - все эти опалы, сапфиры, изумруды и т.п., являются частицами тех камней". В рус. рукописях и летописях мы также встречаемся с обожествлением К.: "Кто яхонт червленый при себе носит, снов страшных и лихих не увидит..., а еще кто тот яхонт носит в перстне при себе, тот и скрепит сердце свое и в людях честен будет.
Красный К. сердце отвеселит... силу и память человека врачует".
Можно сказать, что и в новое время каждая историчеекая эпоха имела свои любимые К. Напр., в начале XIX в. в Европе была мода на дендриты, в 30-е г.
- на гиацинты, а в 40-е - на ониксы. В 1870 г. в Вене была мода на гематит, а в Англии в то же время - на "кошачий глаз".
Еще в античные времена собирались огромные коллекции К. Плиний передает рассказ о некоем музыканте Исмении, который имел особых агентов, скупавших самоцветы везде, даже на отдаленном Кипре. Большие коллекции резного К.
имели Александр Македонский, Цезарь, Август и др. В средние века выдающимся собирателем античных гемм был Петрарка. В XV-XVIII вв. страсть собирательства К. приобрела почти эпидемический характер. Всякий образованный человек считал обязанностью собирать резные К. В XVIII в. в России создается необычное монументальное искусство резьбы по твердому К.
Для поисков самоцветов снаряжаются крупные экспедиции. Создаются специальные гранильные фабрики (Петергофская, Екатеринбургская и др.), для которых собираются огромные коллекции различных пород К. Создаются и крупные частные коллекции минералов. Самые известные из них - графа Перовского с крупнейшим изумрудом с Урала. Известна трагическая судьба первооткрывателя рус.
изумрудов Я.В. Коковина, павшего жертвой алчного высокопоставленного коллекционера. Коллекции растут, владельцы их вступают в международный обмен. Однако грандиозная коллекционная деятельность государства и крупных сановников, как и камнерезное искусство, погибли после 1861 г. Отмена крепостного права привела к упадку коллекционирования и государственного гранильного производства. Частное коллекционирование также пошло на убыль.

Источник: Археологический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
12.96 мб

Камень под головой и лестница в небо: археология, иконография, источники

Беляев Леонид Андреевич
Статья рассматривает возможность трактовки элементов погребальной обрядности на Руси в свете средневековой библейской традиции, иконографии и книжности.
Читать PDF
3.38 мб

Загадки сочинения «Молоток на книгу “камень веры”»

Григорьев Антон Борисович
Вниманию читателей предлагается текст неизвестного автора, относящийся к одному из самых любопытных документов Петровской эпохи, – сочинению митрополита Стефана Яворского «Камень веры»
Читать PDF
340.50 кб

Камень из села Куруш с албанским и арабским письмом

Нагиев Фаиз Рамазанович
Обнаруженный в Куруше эпиграфический памятник с письменами в двух алфавитах албанском и арабском свидетельствует о широком использовании албанского письма среди лезгинского населения вплоть до XVII века.
Читать PDF
80.93 кб

"не скажет ни камень, ни крест, где легли?"

Валерий Владимирович Иванов
Статья посвящена 100-летию русско-японской войны и описывает детали подвига команд "Варяга" и "Корейца" в их неравной борьбе против японской эскадры.
Читать PDF
204.70 кб

Металл и камень от соперничества к Союзу

Зимин Юрий Анатольевич
Читать PDF
441.81 кб

Еще один камень в фундамент российской идентичности: вспоминая «Забытую» войну

Глебова Ирина Игоревна
Читать PDF
1.83 мб

Дух, облеченный в камень: архитектурная история русского православия Д. В. Кейпенвардиц

Читать PDF
4.18 мб

ПРО ВЕРСАЛЬСКИЙ ЭКСПРОМТ И КАМЕНЬ В ТОЛПУ

Крымов Дмитрий
Читать PDF
151.49 кб

Философский камень в поэтической символогии А. С. Пушкина

Шелковников А. Ю.
Читать PDF
353.55 кб

Камень в мировоззрении хакасов (конец XIX – XX век)

Бурнаков Венарий Алексеевич
Статья посвящена реконструкции мифологических воззрений хакасов о камне. Он является естественной и неотъемлемой частью окружающей человека природы.
Читать PDF
1.73 мб

А. П. Смирнов, В. Ф. Генинг, А. Х. Халиков – краеугольный камень финно-угорской археологии Волго-Кам

Иванов Владимир Александрович
Статья посвящена историографическому анализу развития представлений ведущих археологов Волго-Камья (А.П. Смирнова, В.Ф. Генинга, А.Х. Халикова, Р.Д. Голдиной и др.) по вопросу о схеме этногенеза финно-угорских народов региона.
Читать PDF
10.27 мб

Анонимное сочинение «Молоток на “Камень веры”» и его предполагаемый автор

Крашенинникова Ольга Александровна
«Молоток на “Камень веры”» анонимный русский лютеранский памфлет, написанный около 1731 г. против книги «Камень веры» (1728) митрополита Стефана Яворского.
Читать PDF
0.00 байт

Камень за пазухой и глас народа

Васильев Константин Борисович
Автор опровергает устоявшееся мнение, что поговорка о камне за пазухой восходит к Смутному времени, а именно к польскому вторжению, когда поляки в Москве, отправляясь в гости, из опасения якобы припрятывали за пазухой булыжник.
Читать PDF
382.71 кб

Жерновой камень

Бушков Руслан Аркадьевич
Статья посвящена первому марийскому горняцкому промыслу по добыче и обработке строительного и жернового камня, возникшему в XIX веке в Сернурской волости Уржумского уезда Вятской губернии, относящейся в настоящее время к Сернурско
Читать PDF
774.04 кб

ИГИЛ: камень преткновения коалиционных сил Запада

Антонович Иван Иванович
В статье представлен авторский взгляд на ИГИЛ как сетевое государство военно-политическую структуру без постоянной территории, его генезис и структуру, а также на особенности действий против него западной коалиции.

Похожие термины:

  • АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ

    по древнерусским языческим поверьям, "всем камням камень, всем камням отец". Он упал с неба, на нем выбиты письмена с законами языческого бога Сварога. В "Голубиной книге", объясняющей происхождение
  • НОВЫЙ ЛЕБЕДИНЫЙ КАМЕНЬ ЛЮДВИГА БАВАРСКОГО

    На высокой скале, где на фоне небес Дикой чащей разросся чернеющий лес, Где среди тишины водопад лишь шумит, Белый замок, как лебедь, над лесом парит.     Эти строки написаны о замке Нойшванштайн — с
  • камень белый

    От 2.17)-как полагают, это выражение происходит от греческого обычая выдавать победителям Олимпийских игр белые камни с соответствующими надписями, или из судебной практики древних, по которой для
  • ЧЕРНЫЙ КАМЕНЬ

    фетиш, почитаемый мусульманами. Состоит из нескольких кусков, скрепленных серебряным обручем: по-видимому, метеорит. Вделан в нишу с наружной стороны одной из сТен Каабы. Мусульмане, посещающие Ме
  • Могильный камень в д. Гордино

    исторический памятник эпохи средневековья. Датируется 1323 г. Место нахождения – д. Гордино ныне Балезинского р-на Удмуртии. Камень был обнаружен в кон. XIX в. случайно, он использовался в качестве пли
  • Красный камень

    см.: Зотинский комплекс памятников археологии.
  • ПАРОССКИЙ КАМЕНЬ

       • Par?um chronicon,          -um s. marmor, см. Parus, Парос.
  • Камень в перстне

       • ??????,          см. ???????, Перстень-печатка.
  • Дождевой камень

    грот на р. Чусовой, неолитическое погребение. Свердл. обл., Пригородный р-н. Расположен в 11 км ниже по течению р. Чусовой от с. Усть-Утка. Открыт и иссл. в 1988 Ю.Б.Сериковым.    Д.К. представляет собой ска
  • КАМЕНЬ, КАМНИ

    Быт 35:14). Каменные дома и другие здания часто строились у Евреев подобно тому как и у нас. Лучшие из этих зданий складывались из вытесанных и квадратных больших камней. Пр. Амос так говорит проводящи
  • краеугольный камень

    Иов 38.6; Ис 28.16; Зах 4.7; 10.4; 1Пет 2.6; Еф 2.20)-цельный камень, высекаемый из скалы и укладываемый в угол для скрепления примыкающих стен (ср. Иер 51.26; Мф 21.42). (См. камень)
  • ПАЛЕРМСКИЙ КАМЕНЬ

    (англ. Palermo Stone), плита из черного базальта, содержащая запись о первых пяти египетских династиях (составлена в период V династии в 2400 г. до н.э.). Сохранилось 5 небольших фрагментов, крупнейший из них н
  • Вишерский писаный камень

    Вишерская писаница)    один из объектов с наскальными изображениями на У., получивший известность в док-тах с 1698, где указывался как пограничная скала между рус. и мансийскими рыболовными угодьями
  • камень преткновения

    Ис 8.14; 1Пет 2.7; Рим 9.32,33)-камень, о который случайно спотыкается невнимательный человек. Это образное выражение указывает на Господа.
  • Пробирной камень

    Брусок черного кремнистого сланца или кварцита, употребляемый для определения пробы драгоценных металлов. — Пробирной камень (оселок). ГСС, 1842,2: 105; Делается черта на гладком куске черного базальт
  • Розеттский камень

    кусок базальта, найденный во время Египетского похода Наполеона в Розетте. На Р. к. - трехъязычная надпись 196 г. до н. на др.-греч., иероглифическом и демотическом письме. Сопоставление др.-греч. и егип
  • ТМУТАРАКАНСКИЙ КАМЕНЬ

    мраморная плита с русской надписью 1068 об измерении ширины Керченского пролива. Найдена в 1792 на Таманском полуострове.
  • Вонючий камень

    Известняк с горной смолою. — Основанием или постелью золотоносных песков служит вонючий камень (известняк). ГЖ, 1846, №5: 231.
  • Замковый камень

    клинообразный камень, устанавливающийся по завершении выкладывания арки или свода в центре и прочно запирающий боковым распором все остальные камни. Часто декорируется орнаментом в виде листа а
  • ЗЕЛЕНЫЙ КАМЕНЬ

    (англ. greenstone), термин, охватывающий различные породы камня, среди которых геологи выделяют серпентин, оливин, жадеит, нефрит, хлоромеланит и т.д. Общий термин также является полезным, т.к. древний чел