КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАНДИНСКИЙ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(1866-1944), русский художник. Основоположник АБСТРАКЦИОНИЗМА. Родился в Москве, учился на юриста, но затем занялся живописью и уехал в 1896 в Мюнхен. Там в 1910-1914 гг. создал серию картин «Импровизации и композиции», среди которых были первые абстракционистские вещи. В 1912 г. написал книгу «О духовном в искусстве», где изложил свою теорию композиции, ставшую манифестом абстракционизма. В 1914 г. он вернулся в Россию, но с 1921-вновь в Германии, где преподавал в «БАУХАУЗЕ». Нацисты расценили искусство К. как дегенеративное и закрыли «Баухауз». К. уехал во Францию, где провел оставшуюся жизнь. К. сыграл выдающуюся роль в истории искусства XX в. Самая большая коллекция его полотен находится в Музее Соломона Гугенхейма в Нью-Йорке.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

Кандинский, Василий Васильевич

Род. 22 ноября (4 декабря) 1866 г., в Москве, ум. 13 декабря 1944 г., в Нейи-сюр-Сен (Франция). Живописец и график, поэт. Стоял у истоков абстрактного искусства XX в. Организатор мюнхенской группы живописцев "Фаланга" (1901), участник объединения художников "Мир искусства" (конец 1900-х гг.), глава "Нового художественного общества — Мюнхен" (1909), создатель объединения "Синий всадник" (1911), участник объединения художников "Синяя четверка" (вместе с П. Клее и др., 1924—25). Работы: "Синий всадник" (1903), "Песня Волги" (1906), "Пестрая жизнь" (1907), "Рок" (1909), "Дамы в кринолинах" (1909), "Москва. Зубовская площадь" (1916), "Зимний день. Смоленский бульвар" (1916), "Москва I (Красная площадь)" (1916), "Смутное" (1917), "Сумеречное" (1917), "Амазонка" (1917), "Белый овал" (1920), "Малые миры" (граф. серия, 1923), "В черном квадрате" (1923), "Тринадцать квадратов" (1930), "Дегенеративное искусство" (1937), "Разные части" (1940), "Вокруг круга" (1940), "Разнообразные действия" (1941), и др. Автор теоретических трактатов ("О духовном в искусстве", 1910; "Живопись как чистое искусство", 1913; "Точка и линия на плоскости", 1926), книги стихов "Звуки" (1913), автобиографической книги "Ступени" (М., 1918). Вел широкую общественную и педагогическую деятельность: член художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председатель Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, заведующий московским Музеем живописной культуры (1919—21), руководитель секции монументального искусства Института художественной культуры (1921). Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских, во Вхутемасе (1918—1921), с 1922 г. преподавал в школе "Баухауз" (Германия).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич
4.12(22.11). 1866 (Москва) - 13.12.1944 (Нейи-сюр-Сен, Франция). Живописец и теоретик искусства. Сын купца, потомок сибирских каторжан. В 1885 окончил гимназию в Одессе и поступил на юридический факультет Московского университета. В 1889 участвовал в экспедиции по Вологодской губернии, познакомился с народным искусством и иконописью. В 1893 окончил курс университета с дипломом 1-й степени и был по рекомендации проф. А. И. Чупрова оставлен на кафедре политической экономии и статистики. Написал диссертацию (1895), но оставил занятия наукой и посвятил себя искусству. В декабре 1896 уехал в Мюнхен и поступил в школу А. Ашбе. Познакомился с художниками А. Г. Явленским, М. В. Веревкиной, Д. Н. Кардовским и И. Э. Грабарем. В 1900 учился в Мюнхенской АХ у Ф. Штука. Регулярно приезжал в Россию, посещал Италию, Францию, Голландию и Швейцарию, работал в Амстердаме и Париже, побывал в Северной Африке. Создавал яркие пейзажи. Иногда сочетал технику пуантилизма с элементами югендстиля и народного лубка, обращался к мотивам русских сказок и старины. Любил писать на стекле. Исполнил альбомы гравюр «Стихи без слов» (М., 1904) и «Ксилографии» (Париж, 1909). В 1901-14 спутницей его жизни была художница Габриэль Мюнтер. Дружил с художником П. Клее и композитором Ф. А. Гартманом. В 1901 участвовал в создании объединения мюнхенских символистов «Phalanx», в 1902-04 был его председателем, участвовал в выставках. Выставлялся в берлинском Сецессионе (с 1902), парижском Осеннем салоне (1904-12) и салоне Независимых (с 1908), участвовал в групповых выставках в Мюнхене, Дрездене, Гамбурге, Берлине, Варшаве, Риме и Париже, а также в Москве (МТХ, с 1902; Общество им. Леонардо да Винчи, 1906) и Петербурге (Новое общество художников, 1904 и 1906). Писал корреспонденции о художественной жизни Мюнхена для журналов «Мир искусства» (1902) и «Аполлон» (1909-10). В 1909 возглавил мюнхенское Новое художественное общество, созданное вследствие отказа организаторов Сецессиона принять новаторские произведения. В 1911 из-за эстетических разногласий вышел из общества и вместе с Ф. Марком создал объединение «Der Blaue Reiter» («Синий всадник »). Выпустил альманах с тем же названием (1912), который стал программным документом художественного авангарда. В 1911 исполнил первую абстрактную акварель, в 1911-13 написал серии беспредметных картин: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». В 1912 выпустил книгу «О духовном в искусстве», в которой дал первое теоретическое обоснование абстрактного искусства; прислал одноименный доклад на Всероссийский съезд художников в Петербурге (декабрь 1911-январь 1912; был зачитан Н. И. Кульбиным и опубликован в сборнике трудов съезда). Издал поэтическую книгу «Klange» («Звуки ») в сопровождении ксилографий (Мюнхен, 1913; четыре стихотворения в русском переводе вошли в сборник «Пощечина общественному вкусу». М., 1912). В октябре 1912 провел первую персональную выставку в галерее берлинского объединения «Der Sturm»; опубликовал в его издательстве альбом картин «Riickblicke» («Взгляд в прошлое») и ряд теоретических трудов. Встречался и переписывался с Н. И. Кульбиным, Д. Д. Бурлюком, В. Д. Бурдюком, Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым. Участвовал в «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909) и передвижных «Салонах» В. А. Издебского (1909/10 и 1911; во 2-м «Салоне» ему был отведен персональный отдел), в выставках «Бубновый валет» (М., 1910 и 1912), «Современная живопись» (Екатеринодар, 1912), «Выставка живописи 1915 г.» (М., 1915), в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (СПб., 1913, 1915, 1916/17). В начале I мировой войны вернулся в Россию. Женился на Нине Андреевской. После революции был занят в основном реорганизацией художественной жизни. В январе 1918 вошел в Коллегию и Международное бюро московского отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919 стал одним из организаторов и ученым секретарем Музея живописной культуры в Петрограде, в 1920 - директором Института художественной культуры (ИНХУК) в Москве и профессором Московского университета, в 1921 вице-президентом Российской Академии художественных наук. Сотрудничал с К. С. Малевичем и А. М. Родченко, которые также защищали принципы беспредметного искусства. Участвовал в 5-й Государственной выставке картин (М., 1919), 19-й выставке ВЦВБ Наркомпроса (М., 1920), выставке «Мир искусства» (М., 1921) и др. В конце 1921 был командирован в Германию для создания международного отдела Академии художественных наук и решил не возвращаться. По предложению архитектора В. Гропиуса стал преподавать вместе с П. Клее, JI. Махой-Надем и Л. Фейнингером в учебном центре Баухауз в Веймаре (Объединение художественной академии Веймара и училища прикладного искусства; с 1925 - в Дессау). В 1920-30-е создал альбом гравюр «Малые миры» (1923), абстрактные декорации к «Картинкам с выставки» М. П. Мусоргского для театра в Дессау (1928), проект оформления Музыкальной комнаты для Международной архитектурной выставки в Берлине (1931). Продолжал разрабатывать теорию абстрактного искусства, написал книгу «Точка и линия на плоскости» (1926), которая была переведена на несколько языков. Ежегодно проводил персональные выставки в Европе и США, участвовал совместно с Явленским, Фейнингером и Клее в выставках группы «Die Blauen Vier» («Синяя четверка»), в международных выставках. В 1933, после прихода к власти нацистов и закрытия Баухауза, переехал во Францию и поселился в Нейи-сюр-Сен, близ Парижа. В Германии его работы были продемонстрированы на выставке «Дегенеративное искусство» (1937) и затем изъяты из музеев. В 1939, получив отказ в продлении немецкого паспорта, принял французское гражданство. В 1936-44 проводил персональные выставки в парижской галерее J. Bucher, выставлялся в Нью-Йорке (галерея Neumann, 1936; Музей современного искусства, 1936, 1939, 1943; Музей Гуггенхейма, 1939) и Лондоне (галерея Guggenheim, 1938). Поддерживал связи с деятелями международного художественного авангарда (Явленский, А. Певзнер, Р. и С. Делоне, П. Мондриан, X. Миро, Ф. Леже и др.) и русскими эмигрантами (А. Н. Бенуа, Л. Ф. Мясин, А. М. Ремизов, М. 3. Шагал и др.). Представлен в музеях современного искусства многих стран, в том числе в Петербурге (ГРМ, ГЭ) и Москве (П Т ). Мемориальные выставки неоднократно проводились в галереях и музеях на Западе. В 1979 выставка его работ из советских музеев состоялась в Центре Ж. Помпиду в Париже; в 1989 ретроспектива прошла в Москве и Ленинграде.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич
4.12.1866, Москва - 13.12.1944, Нейи-Сюр-Сен, Франция) - живописец, график, теоретик искусства, поэт, Сын нерчинского купца, потомок сибирских каторжан; мать К. - из дворянской семьи. Детство провел в разъездах с родителями по России и Западной Европе. Окончив в 1885 классическую гимназию в Одессе, поступил на юридический факультет Московского университета, учился там (с перерывом в 1889-91) до 1893и по рекомендации А. ЧупрОва был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (по кафедре политической экономии и статистики). В 1889 участвовал в экспедиции в Вологодскую губернию, увлекся народным искусством и иконописью. Написал диссертацию, нов 1895 решил посвятить себя искусству. В 1897-98 учился в Мюнхене в школе А.Ашбе, в 1900в Королевской Академии художеств у Ф.Штука. С 1902 жил в Мюнхене, но неоднократно бывал в России. Создавал в это время произведения, в которых образы Югендстиля (модерна) органично сочетались с русскими мотивами и темами, близкими мастерам «Мира искусства». Работал в области прикладного искусства и гравюры, экспериментировал в глине, делал эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры, выполнил серию гравюр, объединяя их в поэтические сборники-альбомы. С 1901 участвовал в выставках в Германии (Мюнхен, Берлин, Дрезден, Гамбург), в Риме, Париже; с 1902в России (выставки Московского товарищества художников, петербургского Нового общества художников, Общества им.
Леонардо да Винчи и др.).
После путешествия по странам Западной Европы и Северной Африки поселился в горном селении Мурнау близ Мюнхена (1908-10). Обобщив и переосмыслив все найденное им ранее, стал основоположником абстрактного искусства, создавая картины, в которых главный выразительный смысл переносился на пластический язык живописи: в его работах усилилась декоративность цвета, изображение стало плоскостным и фрагментарным, пейзажный мотив часто служил предлогом для создания красочных композиций, звучных цветовых гармоний; постепенно исчезала предметность. Подобно композитору, К. стремился обрести способность свободного выражения чувства, чтобы «духовным взором проникнуть в глубину мироздания», услышать его «тайную и прекрасную музыку» и поведать о ней миру языком линий и красок. Разработал три типа абстрактных картин: импрессии, импровизации и композиции. В композициях многолетние искания К. получили наиболее полное воплощение, лучшие из них созданы в период наивысшего расцвета таланта К. - в начале 1910-х. В 1911 вышла в свет книга К. «О духовном в искусстве» (Мюнхен, 1912, на нем. яз.; Л., 1989), сформулировавшая основные положения его научной теории (на рус. яз.
не полностью в «Тр. Всерос. съезда художников в Петербурге. Дек. 1911 янв. 1912 г.». Пб., 1914, T.I). Совместно с Ф.Марком издал в 1912 в Мюнхене альманах «Синий всадник», который по замыслу авторов должен был осуществлять «связь с прошлым» и быть «лучом в будущее»; в альманахе помещена сценическая композиция К. «Желтый звук». Входил в группы «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Участник сборника «Пощечина общественному вкусу» (М., 1913: переводы четырех стихотворений, написанных на немецком языке, из сборника «Звуки»).
Организовал ряд международных выставок и творческих объединений: «Фаланга» (1901), «Новое художественное общество - Мюнхен» (1909), «Синий всадник» (1911), В издательстве берлинского объединения «Буря» выпустил в 1913 книгу «Живопись как чистое искусство» и альбом репродукций картин 1901-13. В 1911-14 состоял в неофициальном браке с художницей Габриэлой Мюнтер.
Вернувшись в 1914в Россию, К. принял активное участие в художественной жизни страны. В послереволюционные годы - член коллегии и междунарородного бюро отдела ИЗО Наркомпроса, один из организаторов Музея живописной культуры в Петрограде (1919) и директор Института художественной культуры (Инхука) в Москве (1920), вице-президент Российской Академии художественных наук (1921). В 1918-21 - профессор Государственных свободных художественных мастерских, в 1920 - профессор Московского университета. Сблизился с художниками-авангардистами К.Малевичем, А.Родченко, Л.Поповой, провозгласившими в искусстве принцип чистой формы и геометрической ориентации. В 1917 женился на Н.Андреевской.
В конце 1921 К. был направлен в Германию для создания международного отдела Академии художественных наук. Получив приглашение от архитектора В.Гропиуса преподавать в новом учебном центре Баухауз, поселился в Веймаре, с 1925-в Дессау. Принял решение остаться в Германии, в 1928 принял немецкое гражданство. До 1933 жил в Веймаре, Дессау, Берлине. В Баухаузе преподавал одновременно с П.Клее, Л.Махой-Надем, Л.Фейнингером, О.Шлеммером, Г.Мухе, находил много общего в их методике обучения со своим пониманием задач художественного образования. Продолжал разрабатывать основные принципы своей теории, изложил их в книге «Точка и линия на плоскости» (1926). В живописи обратился к теме космоса как абсолютного и высшего порядка мироздания, развивая дальше идеи, родившиеся у него в России. В 20-30-х в Европе и США прошло несколько персональных выставок К. и выставок группы «Четверо синих» (с А.Явленским, Л.Фейнингером и П.Клее).
После того как нацисты, придя к власти, закрыли Баухауз, К. переехал в 1933 во Францию, В парижский период («синтетический») на творчество К. повлиял сюрреализм Х.Миро и др. Лейтмотив картин этого периода - тема микромира: комбинации свободно плавающих изогнутых форм, напоминающих клетки живой природы, ассоциируются у К. с «началом жизни». Поздние работы К. отличает изящество линий и красота форм, изысканность колористических сопоставлений, бесконечное многообразие композиционных вариаций, тончайшая филигранность деталей. В июне 1935 К. и И.Зервос организовали в галерее «Cahiers dArt» выставку К.
«Новые картины, акварели и рисунки». С 1936 по 1944 К. выставлял свои работы в галерее Ж.Буше. Познакомился с А.Бенуа, однако отметил различия в их взглядах: «...он очень приятный, но, к сожалению, новое искусство ему чуждо». 3 большинстве своем русский Париж не воспринимал творчество К., русские газеты обходили его работы молчанием. Вакуум прерванных отношений с соотечественниками отчасти заполняли творческие контакты с А.Ремизовым, с которым К. планировал издать книгу снов «Веселые острова. Скандальные рассказы о четвертом измерении», предложение Л.Мясина о сотрудничестве в области театра и балета, встречи и переписка с Явленским, М.Шагалом, Е.Эпштейном.
Поддерживал дружеские отношения с племянником - философом А.Кожевником. Пытаясь сохранить связь с Россией, следил за творческими успехами мюнхенских коллег - Д. Кардовского, И.Грабаря, В.Бехтеева, интересовался судьбой своих картин, оставленных на хранение в 1921 в Музее новой западной живописи, не зная еще, что они национализированы. Вел в Париже уединенный образ жизни, держался в стороне от «полной интриг», по его словам, художественной среды, но мастерская К. оставалась полем притяжения многих художников, критиков, меценатов. Среди тех, кто посещал его, - С.Бранкузи, Соня и Робер Делоне, Ф.Леже, Х.Миро, Н.Певзнер, П.Мондриан, Г.Арп, А.Магнелли. За 11 лет парижского периода К. были созданы 14 4 картины, около 250 акварелей и гуашей, множество рисунков. Как вспоминала жена художника, Н.Кандинская, в 1936 ее и К. привели в ужас вырезки из немецких газет, в которых они «натолкнулись на жестокое выражение «дегенеративное искусство». В состав выставки под этим названием, организованной в Мюнхене в июле 1937, нацисты включили три картины и две акварели К. вместе с работами его друзей; музеи Германии стремились в это время избавиться от его произведений.
В 1939 после того как немецкое посольство во Франции отказало К. в продлении паспорта, дающем право на проживание в Германии, он получил французское гражданство. Во Франции К. пережил немецкую оккупацию. По словам Шагала, К. был тем редким русским художником, который овладел свободой в искусстве и пользовался ею даже вдали от своей родины,

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КАНДИНСКИЙ
1866–1944) В искусстве и природе Кандинский увидел не противоположности, но существующие рядом равноценные области: «Оба "царства" создают свои произведения сходным или одинаковым способом, и принимать их следует такими, какие они есть: так же непосредственно, как они расцветают, и так же независимо друг от друга, как они живут». Художник говорил: «Когда острый угол треугольника касается круга, эффект не менее значителен, чем у Микеланджело, когда палец Бога касается пальца Адама». Василий Васильевич Кандинский родился в Москве 16 декабря 1866 года. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Уже с десяти лет Василий занимался рисунком с частным преподавателем, а позже, в гимназии. Кроме того, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели. В 1886 году Василий едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Окончив обучение через шесть лет, Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета Московского университета. Стать художником Кандинский решился довольно поздно. В 1895 году на проходящей в Москве выставке французских импрессионистов он открывает для себя живопись Моне. В том же году принимает на себя художественное руководство типографией. В 1896 году Кандинский решается оставить многообещающую деятельность юриста и стать художником. Он отправляется в Мюнхен, где записывается в школу Антона Ажбе. Однако весьма скоро школа перестала удовлетворять его потребности. Позднее художник напишет: «Нередко я уступал искушению "прогулять" занятие и отправиться с этюдником в Швабинг, Энглишер?Гартен или парки на Изаре». В 1900 году после неудачной попытки предыдущего года, Кандинский был принят в Мюнхенскую академию, в живописный класс Франца Штука. Штук был знаменит, он считался «первым рисовальщиком Германии». Рисунки молодого художника были признаны им «выразительными», он посоветовал «сначала писать в черно?белых тонах, чтобы изучать только форму». Новый учитель помог преодолеть Василию «нервозность» – это «вредное следствие неспособности завершить картину». Вскоре Кандинский уже сам становится учителем: с 1902 года он преподает в художественной школе, тесно связанной с художественной группой «Фаланга», которую сам основал годом ранее. На дебютной выставке «Фаланги» Кандинский впервые показал свои работы. Но ни они, ни полотна Моне, Синьяка и Валлотона в Баварии не встретили понимания. С той поры Кандинский регулярно участвовал в выставках берлинского «Сецессиона», а с 1904 года и парижского «Осеннего Салона». В том же году «Фаланга» распалась, но через пять лет Кандинский вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими основал «Новое объединение художников, Мюнхен» (МКУМ) и взял на себя председательство. 1904 год – и время появления в Москве его альбома «Стихотворения без слов» с двенадцатью ксилографиями. Его первая большая картина – «Пестрая жизнь» датирована 1907 годом. С 1908 года Кандинский живет в основном в Мюнхене. Окончательно он привязался к Баварии, открыв для себя деревушку Мурнау, с прекрасным озером и очаровательными альпийскими лугами, к тому времени относится начало его дружбы с художником Явленским и Марианной Веревкиной. В следующем году художник купил себе в Мурнау дом. 1911 год стал для Кандинского годом расставаний: он развелся с Анной Чимякиной, покинул группу МКУМ. После этого вместе с Ф. Марком было организовано новое и рискованное предприятие – объединение «Синий всадник». Обе организованные ими выставки – 1911 года в галерее Танхойзер и 1912 года в галерее Гольц в Мюнхене – стали историческими событиями. В вышедшем тогда альманахе «Синий всадник» развивались мысли об искусстве и сопоставлялись образцы разных эпох и форм. В то время Кандинский отдает дань литературной деятельности. Выходят книги «О духовном в искусстве» (1912 год) и мемуары «Оглядываясь назад» (1913 год; в русском переводе – «Ступени»), сборник стихов «Звуки» (1913 год) с 55 черно?белыми и цветными литографиями. «Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, – считает М.К. Лакост. – Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера – веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя "Вечеру" (1904–1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять?шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год – от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как "Мурнау?Обермаркт" (1908), до хаотического этюда под названием "Ущелье" (1914) и беспокойных композиций в серии панно "Времена года" в музее Гуггенхейма ("Осень"). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных "Крестоносцах" (1903) и в такой абстрактной работе, как "Композиция VII" (1?й эскиз, 1913), несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там – раскрепощенное движение». «Сражение» – таков был подзаголовок одной из картин Кандинского плодотворного мюнхенского периода, который завершился с началом Первой мировой войны. Кандинский окружным путем добирался до России с августа до конца 1914 года 22 декабря он оказался, наконец, в Москве. Следующие семь лет художник провел в России среди неурядиц войны и революции. Лишь в конце 1916 года он побывал с выставками в Швеции. В феврале 1917 года Кандинский женится на Нине Андриевской, которая была верна ему в трудные времена, а после его смерти неустанно заботилась о его наследии. В 1917 году Кандинский создает три программных произведения: «Синий гребень», «Смутное», «Сумеречное», годом ранее им была написана картина «Красная площадь». «Красная площадь» – это символ города, стоящего на пороге новой эры. Желтое зарево, подобное световой вспышке, льющиеся с неба лучи света, летящие над городом птицы, яркая цветовая перекличка – все это создает ощущение торжественности и праздничности, высшего накала чувств. Все произведения, созданные Кандинским в 1916–1917 годах, как «предметные», так и абстрактные, отличает динамичность, активность композиционного построения. Создается ощущение сильной концентрации всех сил в центре полотна. Особую роль в работах этого времени играют линейный и цветовой ритм. С ноября 1917 до июля 1919 года, в течение полутора лет, Кандинский не написал ни одной картины маслом. Помимо дефицита материалов это было вызвано еще и тем, что исполнение официальных обязанностей требовало от художников много сил и времени. В июне 1918 года он занял пост в Наркомпросе, осенью стал профессором Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). С 1918 по 1921 год в качестве руководителя Государственной закупочной комиссии участвовал в организации 22 провинциальных музеев. В 1921 году Кандинский был назначен вице?президентом «Академии художественных наук» (РАХН). И это далеко не полный перечень дел и обязанностей художника в то время. Но с 1921 года в России начался процесс ликвидации авангарда, и когда «искусство умерло», Кандинскому было уже нечего делать в Москве. В конце декабря того же года Василий Васильевич в сопровождении жены отправился в Берлин, взяв с собой только 14 картин. В Берлине его ждал неприятный сюрприз: почти все 150 картин, которые он передал в 1914 году галерее В. Штурм, были проданы, а в результате инфляции вся выручка стала равна почти нулю. В июне 1922 года Кандинский перебрался в Веймар и приступил к преподаванию в знаменитом Баухаузе. Собравшиеся тут люди хотели совместным трудом преобразовать окружающую человека среду согласно эстетическим и функциональным принципам. Было основано «Общество Кандинского», где платя взносы, каждый его член получал право на одну акварель в год. В 1924 году, основав группу «Синяя четверка», Кандинский вместе с Клее, Фейнингером и Явленским получил возможность выставляться в США. Так понемногу он стал известен на американском художественном рынке, где впоследствии имел большой успех. Но большинство выставок художника проходило тогда в Европе. После закрытия Баухауза в конце 1924 года в Веймаре, он переезжает в город Дессау. Уже в декабре 1926 года были торжественно открыты новые здания, в одном из которых Кандинский стал руководить мастерской свободной живописи. В 1927 году Илья Эренбург, побывав в Баухаузе, написал статью, в которой дал блестящий портрет Кандинского: «Это – не юный варвар, не тупоумный пророк воображаемой "Америки", нет, это римлянин третьего столетия, усталый эклектик, человек, который любит различные эпохи и не сотворил себе кумира ни из ведра, ни из всего нашего времени. В его доме можно встретить индийскую скульптуру и новгородские иконы, трогательные пейзажи Руссо и стихи старых романтиков. Он достаточно проницателен, чтобы увидеть жизненность, а значит и красоту стеклянных углов Баухауза, но та же проницательность не позволяет ему променять рай бедного таможенника на рай вращающихся дисков. Впрочем, возможно, что это даже не проницательность, а неисправимость человеческой натуры, ее исконное пристрастие к лирическому самозабвению, ко всему бесцельному и алогичному; ее благотворная ересь». М.К. Лакост пишет: «В Дессау к художнику вернулась творческая сила мюнхенского периода. Постепенно менялся и стиль, что особенно явно видно на примере треугольника, важной для того периода фигуры. В "Мягкое жестко" он еще выглядит скорее как плоский, тогда как в других картинах этого периода определяется одним лишь линейным контуром и производит впечатление легкости. В "Посвящается Громанну" (1926) и "Вспышке" (1927) Кандинский применил технику, эффект которой проявляется как раз в геометрических композициях. Цвет фигур стал варьироваться в зависимости от фона. Соответственно цветовой тон и насыщенность цвета стали меняться в тех местах, где фигуры пересекаются друг с другом… Круг доминирует во всех картинах двадцатых годов. Порой он даже вытесняет все другие формы, как в знаменитой картине "Несколько кругов" (1926), которая вызывает ассоциацию с полетом пестрых мыльных пузырей. В картине "Раскачивание" (1925) контуры одних кругов ясно очерчены, другие – напротив, растекаются или окружены тусклым свечением». Можно еще назвать такие полотна, как «Круги в круге» (1923), «Интимное известие» (Овал № 1, 1925) и «Без названия» (Овал № 2, 1925). Свое внимание к кругу Кандинский объяснял так: «Сегодня я люблю круг, как раньше любил, например, коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня». В круге он находил «связь с космическим», восхищался «напряжением, несущим в себе бесчисленные напряжения», при этом он испытывал «сильное чувство внутренней силы круга». Картины Кандинского все чаще выставляются: каждый год между 1927?м и 1932?м в разных странах открывалось от пяти до пятнадцати выставок с его произведениями. В 1930 году состоялась первая персональная выставка художника в парижской галерее «Зак», а на следующий год – другая, в «Галери де Франс». С приходом к власти нацистов Кандинский покинул Германию, гражданство которой получил в 1928 году. Теперь он направился во Францию. Там он остался до конца своих дней, поселившись в Нейи под Парижем. В 1939 году он примет французское подданство. Несмотря на преклонный возраст, его творческая сила еще не иссякла. Он не сдался, хотя теперь снова был один, снова трудился в уединении собственной мастерской. К тому же в те годы в европейском искусстве господствовал возрожденный реализм, из?за чего Кандинскому и другим нефигуративным художникам приходилось нелегко. «Каждый за себя» – такое многозначительное название было дано Кандинским одной из первых написанных им в Париже работ. Самая же первая из них – акварель – была названа не менее характерно: «Старт». День художника по?прежнему строго упорядочен. В его расписание включена даже пятнадцатиминутная прогулка в Булонском лесу или по берегу Сены. Парижское время – самый спорный период в творчестве Кандинского. Творчество этого периода, получившего наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи: «Разные части», «Вокруг круга» (обе – 1940), «Разнообразные действия» (1941). Как отмечает М.К. Лакост: «Графически?строгое образотворчество сменилось в его картинах мотивами барочной полноты, выглядящими так, будто они уже утратили всякую связь со структурой, которая долгое время лежала под поверхностью, будучи знакома лишь художнику; и только силой творческого акта стала видна также другим. …Всплыли своеобразные фигуры, которые так и хочется назвать существами. Художник не предпринимал ничего, чтобы смягчить эффект причудливо?нелепого. Напротив, чем абсурднее в этих картинах фигуры, тем очевиднее решимость прорисовать их до последней детали; чем изощреннее формы, тем ярче краски. Ни разу прежде не виданные, но почему?то все же привычные фигуры появляются в двух разных конфигурациях: то это замкнутая в себе композиция, то беспорядочное нагромождение самых несходных форм, рассеянных по всему полотну. Однако исполнение отличается такой ясностью, что не оставляет места ни одной случайной детали: союз точности и воображения!» Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой». В 1944 году Кандинский тяжело заболел, и 13 декабря 1944 года его не стало.

Источник: 100 великих художников. 2004