КАПИТУЛ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Капитул
от лат. caput — голова).
1) Коллегия или совет духовных лиц при епископе, епископской кафедре.
2) Общее собрание членов монашеского или духовно-рыцарского ордена.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

КАПИТУЛ
в католической и англиканской церквах совет при епископе, состоящий из лиц духовного звания, участвующий в управлении епархией (диоцезом). Кроме того, коллегиальное руководство католическими военно-монашескими и монашескими орденами.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Капитул
1) орденский капитул, администрация русских орденов, кавалеры которых составляли общество с выборными должностными лицами (официалами и пр.), казной, архивом и пр. С 1832 г. назывался Капитул Российской Империи и Царских Орденов. Петр I, учредив орден св. Андрея Первозванного, повелел его кавалерам являться на орденские собрания («Капитул присутствующих кавалеров») для обсуждения орденских дел, достоинств кандидатов, избрания должностных лиц. В 1797 г. все российские ордена были объединены в единый орден с общим статутом и администрацией, названный Капитул Российского кавалерского ордена. В 1842 г. капитул был присоединен к Министерству императорского двора. Глава капитула – канцлер Российской империи и царских орденов одновременно являлся министром Императорского двора, а обер-церемониймейстер Высочайшего Двора был оберцеремониймейстером капитула. К ведомству капитула принадлежали также временные собрания кавалеров орденов: кавалерские думы, в частности рассматривавшие вопросы о награждении высшими степенями своих орденов, и думы знаков отличия беспорочной службы и ордена св. Анны; 2) в католической церкви коллегия духовных лиц, состоящая при епископе и его кафедре; члены капитула назывались канониками. В России при каждом католическом кафедральном храме состоял кафедральный капитул из прелатов, каноников и викарных священников, утвержденный высшей властью по представлению епархиального начальства из лиц, окончивших Петербургскую римскокатолическую духовную академию.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Капитул
лат. capitulum) — 1) коллегия священников, осуществляющая торжественные богослужения в кафедр. соборе (кафедральный К.) либо в коллегиальной церкви (коллегиальный К.), или коллегиате; 2) коллегиальный орган управления в монаш. ин-тах, являющийся собранием настоятелей и выборных делегатов с целью избрания новых настоятелей или решения дел всего ин-та (генеральный К.), его провинции (провинциальный К.) или монаш. обители (монастырский К.).
Кафедральный К. Прообразом кафедр. К. был пресвитерат — собрание священников и диаконов столицы епархии, помогавшее епископу в богослужении и в управлении епархией и участвовавшее в церк. службах, возглавляемых епископом. В IV в. духовенство, входившее в это собрание, стали называть канониками; в соответствии с уставом каноники ежедневно собирались при кафедр. соборе для чтения очередной главы (capitulum) Св. Писания (отсюда название К.).
Значение К. возросло в эпоху Каролингов, чему способствовал Амаларий из Меца, разработавший по поручению синода Ахена в 816 устав духовенства De institutione canonicorum, называемый также Ахенским уставом, в котором определены правила совместной деятельности священников, не являющихся монашествующими. В XI и XII вв. Ив Шартрский и Петр Дамиан провели реформы жизни каноников, связав их обетом общежития, в результате чего каноники разделились на секулярных (canonici saeculares) и регулярных (canonici regulares); последние приносили монаш. обеты (регулярные каноники).
В XII–XIII вв. К. превратился в сенат епископа, обладавший юридическими правами, уставом и имуществом. К. избирал капитульного викария, управлявшего епархией, когда епископская кафедра была вакантной, и во мн. случаях имел право выбирать епископа. Тогда же в кафедр. К. появились должности препозита (декана), архидиакона, схоластика, кантора, кустода и канцлера (их могли занимать только прелаты); др. каноники исполняли определенные обязанности без прерогатив. Общей обязанностью прелатов и каноников К. было пение в хоре во время богослужений и помощь епископу при обсуждении и принятии важных решений. Члены К. пользовались правом голоса во время собраний, имели право носить одеяния каноников, а также имели пребенды; К. также раздавал бенефиции и свободно распоряжался своим имуществом. Тридентский собор подчинил власти епископа сам К. и отд. его членов, а также ограничил срок выборов капитульного викария 8 днями после того, как епископский престол стал вакантным. Кроме того, собор предоставил епископу полномочия проводить визитацию кафедр. соборов и церквей, принадлежащих коллегиям, и реформировать К. этих церквей.
Согласно motu proprio Папы Павла VI Ecclesiae sanctae от 6.08.1966, функции помощи епископу в управлении епархией перешли от кафедр. К. к советам священников.
Согласно ККП 1983, епископ избирает из числа участников совета священников коллегию консультантов (не более 12), которая помогает епископу в управлении епархией (кан. 502) и имеет право избирать временного администратора на ставшую вакантной епископскую кафедру (кан. 421 § 1); кан. 502 § 3 наделяет конференцию епископов правом передавать обязанности коллегии консультантов кафедральному К. Осн. обязанностью кафедр. К. является выполнение литург. функций для придания особой торжественности богослужениям в кафедр. соборе (кан. 503–510), хотя возможно расширение круга его задач. ККП предусматривает обязательное представительство кафедр. К. на провинциальном синоде (кан. 443, п. 5) и на епарх. синоде (кан. 463 § 1, п. 3). Устав кафедр. К. утверждается епископом и определяет структуру К., количество входящих в него членов, обязанности и периодичность собраний К., материальное обеспечение каноников, их облачение; епископ назначает каноников, выслушав мнение К. (кан. 509). Создание, преобразование и упразднение кафедр. К. находится в в¶дении Апост. Престола (кан. 504).
Коллегиальный К. также создавался канониками; в его обязанности входили прежде всего забота о торжественности богослужений и (на первом этапе существования) пастырская деятельность. В отличие от кафедр. К., коллегиальные К. не принимали участия в управлении епархией; согласно Ахенскому уставу, их члены были обязаны иметь общее имущество и проживать вместе в общем доме, куда не имели доступа миряне и женщины. Каноники коллегиальных К. подразделялись на старших (canonici seniores) — пресвитеров и диаконов — и меньших, или младших (canonici minores, iuniores, domicellares) — клириков низшего ранга. Во главе коллегиального К. стоял препозит, или декан (иногда эту функцию исполнял архидиакон), в ведении которого находились управление общим имуществом, вопросы дисциплины и прием новых членов.
В X–XII вв. коллегиальные К. получили определенную независимость от епископа: право самостоятельно определять свою структуру, видоизменять устав, составлять офиц. документы и пользоваться собственной печатью. Одновременно некоторые должности К. (напр., портарий, госпиталарий) стали заменяться новыми (декан, канцлер, кантор). В XIII в. коллегиальные К. перестали участвовать в епископских советах, и своих кандидатов на должности каноников К. выдвигали светские властители, хотя официально лишь епископ имел право назначать каноников коллегиальных К., а также появилась тенденция принимать в члены К. только представителей дворянства.
В период Реформации было уменьшено число бенефициев коллегиальных К., в протест. гос-вах мн. коллегиальные К. были упразднены. Папа Климент VII оставил за Св. Престолом исключительное право создавать новые коллегиальные К., преобразовывать их и распускать. В эпоху Просвещения гос-во пыталось вмешиваться в дела К., а в кон. XVIII — нач. XIX в. — влиять на число их членов и выдвигать своих кандидатов. Светские власти сильно сократили число коллегиальных К. во время Французской революции, в периоды иосифизма и «Культуркампфа».
Согласно ККП 1983, утверждение устава коллегиального К. и назначение его каноников, как и в случае кафедр. К., находится в ведении епарх. епископа (кан. 505, 509).
Капитулы монашеских институтов
Генеральный К. Прообразом К. монаш. ин-та можно считать регулярные встречи монахов-киновитов, живших по уставу св. Пахомия Великого; во время этих встреч обсуждались вопросы ведения общего хозяйства. На Западе уже в X в. аббаты монастырей Ордена бенедиктинцев организовывали совместные заседания монахов; в XII в. (особенно во Франции и Бельгии) такие заседания получили повсеместное распространение. Формально ген. К. ввели в обиход цистерцианцы. Созываемый ежегодно ген. К. являлся высшим органом судебной и законодательной власти монаш. орденов и ограничивал полномочия аббатов; в состав ген. К. избирались представители монашествующих, которые могли т.о. решать важные для аббатства вопросы. В 1203 Папа Иннокентий III повелел непосредственно подчиненным ему аббатам бенедикт. монастырей регулярно созывать ген. К. под руководством епископа. IV Латеранский собор постановил, что ген. К. должны проводиться раз в 3 года во всех аббатствах бенедиктинцев и регулярных каноников. Ген. К., наделенный б°льшими полномочиями в управлении, в 1212 ввели францисканцы. Ген. К. были введены также в Ордене доминиканцев, а позднее и в др. создававшихся монаш. институтах.
Согласно ККП 1983, ген. К. обладает высшей властью в монаш. ин-те (кан. 631 § 1), а в ин-тах монашествующих клириков К. наделены и церк. властью управления в области как внеш., так и внутр. подсудности (кан. 596 § 2); состав, полномочия и порядок проведения заседаний К. (особенно касающихся выборов и методов рассмотрения различных дел) определяются монаш. конституцией (кан. 631 § 2). Ген. К. подразделяются в зависимости от предмета заседания на избирательные, законодательные и смешанные, а в зависимости от времени и способа созыва — на обычные, чрезвычайные и специальные. В ген. К. должны участвовать избранные представители монашествующих и лица, занимающие в монаш. ин-те определенные должности. Среди задач ген. К. — выборы ген. настоятеля (главы монаш. ин-та) и правления, сохранение дух. наследия ин-та и его традиций (см. кан. 578), забота об обновлении дух. жизни и т.д. Ген. К. имеет право определять нормы, которые будут обязательными для всех членов ин-та. Ген. К. не является постоянным органом управления и подлежит роспуску после окончания заседаний. В Обществе Иисуса (иезуиты) функцию ген. К. исполняет ген. конгрегация.
Провинциальный К. появился и развивался параллельно с ген. К.; его возникновение датируется временем появления монаш. орденов с организованной иерархией. В монаш. ин-тах, разделенных на провинции, провинциальный К. является высшим коллегиальным органом местного управления и созывается согласно правовым нормам ин-та, те же нормы определяют сферу и природу его власти, задачи и представительские критерии, количество участников, право председательства и т.п. (см. кан. 632). Постановления провинциального К. вступают в силу после утверждения их верховным руководством монаш. ин-та.
Монастырский К. В аббатствах монаш. орденов с древними уставами это постоянный совет аббатства, в который входят все монахи, принесшие вечные обеты. Значение монастырских К. возросло в XII в. В их компетенции были выбор аббата, принятие послушников, распределение монастырских должностей, соблюдение традиций и дисциплины, защита прав общины, финансовые вопросы и управление имуществом аббатства. В др. монаш. ин-тах монастырский К. — это собрание всех членов обители, принесших вечные обеты, с целью решения важных для данной общины вопросов. Порядок созыва и полномочия К. определены собственным правом монаш. ин-та (см. кан. 632).
Каноны ККП 1983, относящиеся к К. монаш. институтов, распространяются и на общества апост. жизни (кан. 734).
Лит-ра: Францисканский капитул. М., 1998; Marinus a Neukirchen. De capitulo generali. R., 1952; Ravasi L. De regulis et constitutionibus religiosorum. R., 1958, p. 188–226; Fuertes J.B. De competentia capituli specialis // Commentarium pro religiosis et missionariis 46 (1967), 259–270; GutiОrrez L. De natura iuridica capituli specialis religiosorum // Ibid. 46 (1967), 241–258; Il capitolo speciale. Mi., 1967; DIP 2, 166–176, 179–184; 7, 1392–94; AndrОs D.X. Il diritto dei religiosi: Commento al Codice. R., 1984, p. 135–150; Adamowicz L. et al. // EK 8, 668–676; Iannone F. Il capitolo generale: Saggio storico-giuridico. Bol., 1988; Daniluk M., Klauza R. Podrґczna encyklopedia instytutЧw эycia konsekrowanego i stowarzyszef эycia apostolskiego. Lublin, 2002, s. 149–152.
Т. Шишова

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
2.10 мб

Униатские кафедральные капитулы в XVIII веке: очерки положения и деятельности белого духовенства в З

А. Ситкевич
Читать PDF
2.10 мб

Униатские кафедральные капитулы в XVIII веке: очерки положения и деятельности белого духовенства в З

А. Ситкевич
Читать PDF
2.10 мб

Униатские кафедральные капитулы в XVIII веке: очерки положения и деятельности белого духовенства в З

А. Ситкевич
Читать PDF
2.10 мб

Униатские кафедральные капитулы в XVIII веке: очерки положения и деятельности белого духовенства в З

А. Ситкевич
Читать PDF
69.24 кб

Кинофотофонодокументы по истории церемонии подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 м

Жукова Мария Михайловна
Статья затрагивает вопросы поиска, выявления и изучения кинофотофонодокументов по истории церемонии подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 г.
Читать PDF
229.36 кб

Валахия и Молдавия в системе Османской империи (к истории происхождения текстов «Капитуляций»)

Семенова Лидия
Читать PDF
286.65 кб

Роль «Капитуляции» во внешней политике Османской империи XVI-XVIII вв

Синицын Сергей Викторович
Статья посвящена особым меясдународным соглашениям Османской империи с различными европейскими государствами в XVI-XVIII вв.
Читать PDF
2.16 мб

Феномен психологической капитуляции в психологическом сопровождении проблем с адаптацией и самоидент

Лукьянов Олег Валерьевич, Шушаникова Анастасия Андреевна
Статья посвящена исследованию проблемы эффективности психотерапевтических практик в контексте изучения риска психологической капитуляции.
Читать PDF
254.48 кб

2013. 04. 019. Ильмярв М. Безмолвная капитуляция. Внешняя политика Эстонии, Латвии и Литвы между дву

Бабенко О. В.
Читать PDF
396.47 кб

Культурная капитуляция как симптом/причина/ следствие заката Европы

Торосян Вардан Григорьевич
Обращаясь к работе О. Шпенглера, известной у нас как «Закат Европы», напомним, что Шпенглер отсчитывает этот закат с начала ХIХ в., а кульминацию его относит к рубежу ХХ-XXI вв. В статье обращается внимание, что начало XIX в.

Похожие термины:

  • КАПИТУЛЯРИИ

    от лат. capitula — глава) — законы и распоряжения (указы) франкских королей из династии Каролингов. Составлялись на лат. языке, разделялись на небольшие главы и параграфы. Составление к. прекратилось в
  • САКСОНСКИЕ КАПИТУЛЯРИИ

    постановления короля Карла Великого (конец VIII в.), изданные в ходе покорения саксов франками. С.к. вводили у саксов административно-полит, систему франков и христиан, церковь. Первый Саксонский капи
  • Капитулярий керсийский 877 г

    (Coding, Топтолмо) - представление символов одного алфавита символами (или их совокупностями) другого алфавита.
  • КЕРСИЙСКИЙ КАПИТУЛЯРИЙ 877

    (Coding of information, Маалыматты жашыруу ) - представление идеи, которую стремится донести до получателя источник в кодах или символах.
  • КАПИТУЛЯРИЙ О ПОМЕСТЬЯХ

    инструкция Карла Великого по управлению королев, поместьями. Составлена ок. 800 г. Дает представление об организации крупного феод, землевладения, основных типах крестьянства, о втягивании в зависи
  • Акт о безоговорочной капитуляции Германии

    был подписан 8 мая 1945 г. в Карлсхорсте (пригороде Берлина) фельдмаршалом В. Кейтелем в присутствии маршала Г.К. Жукова, представителя Верховного командования союзников Теддера, генерала Спаатса (СШ
  • КАПИТУЛЯЦИЯ

    прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств.
  • КАПИТУЛЯЦИЯ ГЕРМАНИИ

    Принцип безоговорочной капитуляции нацистской Германии был выдвинут президентом США Ф. Рузвельтом и принят главами правительств США и Великобритании еще в январе 1943 на конференции в Касабланке.
  • Акт о безоговорочной капитуляции Японии

    подписали 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте на борту американского линкора «Миссури» от имени императора и правительства Японии министр иностранных дел М. Сигемицу и генерал Й. Умэдзу (от имени ге
  • Капитуляции

    неравноправные договоры, которые навязывали в XVIII—XIX вв. буржуазные страны государствам Востока. Обеспечивали представителям и гражданам капиталистических стран особые привилегии: неподсудност
  • АКТ О БЕЗОГОВОРОЧНОЙ КАПИТУЛЯЦИИ ЯПОНИИ 1945

    Подписан 2 сентября в Токийском заливе, на борту американского линкора «Миссури». От имени Советского Союза подписал генерал‑лейтенант К.Н. Деревянко. Япония обязывалась устранить милитаризм, ли
  • АКТ О БЕЗОГОВОРОЧНОЙ КАПИТУЛЯЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ 1945

    «Капитуляция, – заявлял И. В. Сталин 7 мая 1945, – должна быть учинена как важнейший исторический факт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия: в Берлине, и не в
  • АКТ О КАПИТУЛЯЦИИ ЯПОНИИ 1945

    2 сентября, совместный документ союзных государств, предъявленный Японии, о безоговорочной капитуляции всех японских и подконтрольных им вооруженных сил. Подписан на борту американского линкора
  • КАПИТУЛЯЦИЯ ЯПОНИИ

    была подписана 2 сентября 1945. Приняв предварительное решение и получив санкции императора на переговоры о перемирии, японское правительство, преодолевая внутренние трудности, пыталось связаться
  • АКТ О КАПИТУЛЯЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ 1945

    8 мая, документ Советского ВТК и Верховных командований союзных экспедиционных сил, предъявленный в пригороде Берлина — Карлсхорсте представителям германского верховного командования и подписа