Караев, Кара Абульфаз-оглы

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КАРАЕВ Кара (Абульфаз оглы)
(5 II 1918, Баку - 13 V 1982, Москва)
В молодости Кара Караев был отчаянным мотоциклистом. Яростная гонка отвечала его потребности в риске, в обретении чувства победы над самим собой. Было у него и другое, совершенно противоположное и сохранившееся на всю жизнь, «тихое» хобби - фотографирование. Объектив его аппарата с большой точностью и одновременно выражая личное отношение владельца наводился на мир вокруг - выхватывал движение прохожего из многолюдного городского потока, фиксировал оживленный или задумчивый взгляд, заставлял «заговорить» о дне текущем силуэты нефтяных вышек, поднявшихся из глубин Каспия, и о прошедшем - сухие ветви старого апшеронского тутовника или величавые сооружения Древнего Египта...
Достаточно вслушаться в произведения, созданные замечательным азербайджанским композитором, и становится ясно: караевские хобби - лишь отражение того, что так свойственно его музыке. Творческое лицо Караева характеризует сочетание яркой темпераментности с точным художническим расчетом; разнообразия красок, богатства эмоциональной палитры - с психологической глубиной; интерес к актуальным темам современности жил в нем наряду с интересом к историческому прошлому. Он писал музыку о любви и борьбе, о природе и душе человека, умел передать в звуках мир фантастики, мечты, радость жизни и холод смерти...
Мастерски владеющий законами музыкальной композиции, художник ярко самобытного стиля, Караев на протяжении всего творческого пути стремился к постоянному обновлению языка и формы своих произведений. «Быть с веком наравне» - такова была главная художническая заповедь Караева. И так же, как в молодые годы он преодолевал себя в стремительной езде на мотоцикле, так всегда он преодолевал инерцию творческой мысли. «Чтоб не стоять на месте», - сказал он в связи со своим пятидесятилетием, когда за плечами уже давно была международная известность, - «надо было "изменять" самому себе».
Караев - один из самых ярких представителей школы Д. Шостаковича. Он окончил в 1946 г. Московскую консерваторию по классу композиции этого гениального художника. Но еще до того, как стать студентом, молодой музыкант глубоко постиг музыкальное творчество азербайджанского народа. В тайны родного фольклора, ашугского и мугамного искусства Караева ввел в Бакинской консерватории ее создатель и первый профессиональный композитор Азербайджана У. Гаджибеков.
Караев писал музыку в различных жанрах. В его творческом активе - сочинения для музыкального театра, симфонические и камерно-инструментальные произведения, романсы, кантаты, детские пьесы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Его привлекали темы и сюжеты из жизни самых различных народов земного шара - он глубоко проник в строй и дух народной музыки Албании, Вьетнама, Турции, Болгарии, Испании, стран Африки и арабского Востока... Некоторые его сочинения могут быть определены как этапные не только для его собственного творчества, но и для советской музыки в целом.
Ряд сочинений крупной формы посвящен теме Великой Отечественной войны и создан под непосредственным впечатлением от событий действительности. Такова двухчастная Первая симфония - одно из первых произведений этого жанра в Азербайджане (1943), она отличается резкими контрастами драматических и лирических образов. В пятичастной Второй симфонии, написанной в связи с победой над фашизмом (1946), традиции азербайджанской музыки сплавлены с классицистскими (выразительная пассакалия 4 ч. основана на тематизме мугамного типа). В 1945 г. в соавторстве с Д. Гаджневым создана опера «Вэтэн» («Родина», либр. И. Идаят-заде и М. Рагима), в которой акцентирована идея дружбы советских народов в борьбе за освобождение Родины.
Среди ранних камерных произведений выделяются фортепианная картина «Царскосельская статуя» (по А. Пушкину, 1937), оригинальность образов которой определил синтез народно-национальной интонационности с импрессионистской красочностью фактуры; Сонатина ля минор для фортепиано (1943), где национальные выразительные элементы разработаны в русле прокофьевского «классицизма»; Второй струнный квартет (посвящ. Д. Шостаковичу, 1947), отличающийся светлым юношеским колоритом. К лучшим произведениям вокальной лирики Караева принадлежат пушкинские романсы «На холмах Грузии» и «Я вас любил» (1947).
Среди сочинений зрелого периода - симфоническая поэма «Лейли и Меджнун» (1947), положившая начало лирико-драматическому симфонизму в Азербайджане. В развитии горестных, страстных, возвышенных образов поэмы воплотилась трагическая судьба героев одноименной поэмы Низами. Сюжетные мотивы «Пятерицы» («Хамсэ») Низами легли в основу балета «Семь красавиц» (1952, сценарий И. Идаят-заде, С. Рахмана и Ю. Слонимского), в котором развернута картина жизни азербайджанского народа в далекjм прошлом, его героическая борьба против угнетателей. Центральный образ балета - простая девушка из народа, ее самопожертвованная любовь к безвольному шаху Бахраму заключает высокий нравственный идеал. В борьбе за Бахрама Айше противостоят образы коварного Визиря и обольстительно-прекрасных, призрачных семи красавиц. Балет Караева - блестящий образец соединения стихии азербайджанской народной танцевальности с симфоническими принципами балетов Чайковского. Яркий, многокрасочный, эмоционально богатый балет «Тропою грома» (по роману П. Абрахамса, 1958), в котором героический пафос связан с борьбой народов Черной Африки за свою независимость, интересен мастерски развитым музыкально-драматургическим конфликтом, симфонизацией негритянских фольклорных элементов (балет был первым произведением советской музыки, разработавшим африканскую народную музыку в таких масштабах).
В зрелые годы в творчестве Караева продолжена и развита тенденция к обогащению азербайджанской музыки классицистскими средствами выразительности. К произведениям, где эта тенденция особенно рельефна, относятся пронизанные испанской интонационностью симфонические гравюры Дон»-Кихот» (1960, по М. Сервантесу) - цикл из восьми пьес, в последовании которых вырисовывается трагически прекрасный образ Рыцаря печального образа; Соната для скрипки и фортепиано (1960), посвященная памяти наставника детских лет, замечательного музыканта В. Козлова (на его звуковой анаграмме строится финал произведения - драматичная пассакалия); 6 последних пьес из цикла 24 «прелюдии для фортепиано» (1951-63).
Народно-национальная стилистика с большим искусством синтезирована с классицистской в «Третьей симфонии для камерного оркестра» (1964) - одном из первых крупных произведений советской музыки, созданных методом серийной техники.
Тема симфонии - размышления человека «о времени и о себе» - многогранно преломлена в энергии действия первой части, в радужной звончатости ашугских попевок второй, в философском раздумье Andante, в просветленности коды, рассеивающей недобрую иронию финальной фуги.
Применение разнородных музыкальных моделей (заимствованных из XVII в. и современных, связанных с манерой «биг-бит») определило драматургию мюзикла «Неистовый гасконец» (1974, по «Сирано де Бержераку» Э. Ростана) о знаменитом французском поэте-вольнодумце. К творческим вершинам Караева относятся также исполненный высокой человечности Концерт для скрипки с оркестром (1967, посвящ. Л. Когану) и цикл «12 фуг для фортепиано» - последнее сочинение композитора (1982), образец глубокой философской мысли и блестящего полифонического мастерства.
Музыка советского мастера звучит во многих странах мира. Художественно-эстетические принципы Караева - композитора и педагога (многие годы он был профессором Азербайджанской государственной консерватории) сыграли огромную роль в формировании современной композиторской школы Азербайджана, насчитывающей несколько поколений и богатой творческими индивидуальностями. Его творчество, органично переплавившее традиции национальной культуры и достижения мирового искусства в новое, своеобразное качество, расширило выразительные границы азербайджанской музыки. /А. Бретаницкая/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Караев, Кара Абульфаз-оглы

род. 5 февр. 1918 в Баку. Композитор. Герой Социалистического Труда (1978). Нар. арт. СССР (1959). Академик АН АзССР (1959). В 1930—1935 обучался на рабфаке Азерб. конс. по кл. ф-п. Г. Г. Шароева. В 1935—1938 занимался в Азерб. конс. по кл. композиции Л. М. Рудольфа (основы азерб. нар. музыки проходил под рук. Уз. Гаджибекова). В 1946 окончил Моск.. конс. по кл. композиции Д. Д. Шостаковича (ранее учился у А. Н. Александрова). В 1941—1942 худож. рук. Азерб. филармонии. С 1946 преподаватель (с 1959 проф., в; 1949—1953 директор) Азерб. конс. В 1948—1949 зав. сектором музыки Ин-та искусствоведения АН АзССР. С 1952 пред., первый секретарь правления Союза композиторов АзССР; с 1962 секретарь правления Союза композиторов СССР. Гос. премии СССР (1946, 1948). Ленинская премию (1967). Гос. премия АзССР (1965).


Соч.: оперы — Айна (совм. с Д. Гаджиевым, 1941), Родина (Вэтэн, совм. с Д. Гаджиевым, Баку, 1945), Нежность (по А. Барбюсу, 1972); балеты — Семь красавиц (по мотивам поэмы Низами" Гянджеви, Баку, 1952, 2-я ред. там же, 1959), Тропою грома (по одноимен. роману П. Абрахамса, Ленинград, 1958, 2-я ред. Москва, 1959); мюзикл — Неистовый гасконец (по Э. Ростану, Москва, 1978); для солистов, хора и симф. орк. — кантата Знаменосец эпохи (сл. С. Вургуна, 1959); для солистки, хора и симф. орк. — кантата Песня счастья (сл. М. Рагима, 1947); для чтеца, хора и симф. оpк. — оратория Город без детей (неоконч., сл. С. Острового, 1964), оратория-плакат Ленин (сл. Р. Рзы, 1970); для хора и симф. орк. — кантата Песня сердца (сл. Р. Рзы, 1938); для симф. орк. — сюиты: Азербайджанская (1939), Семь красавиц (из музыки одноимен. балета, 1949), из музыки к фильму "Повесть о нефтяниках Каспия" (1953), Хореографические картинки (1953), из музыки к фильму "Вьетнам" (1955), из балета "Тропою грома": I (1958), II (1957), III (1960), Пассакалья и тройная фуга (1941), симфонии: I (Памяти героев Великой Отечественной войны, 1943), II (1946), III (для кам. орк., 1965), поэма Лейли и Меджнун (1947), Приветственный марш с фанфарами (1948), Албанская рапсодия (1952), гравюры Дон-Кихот (1960), Траурная ода Памяти 26 бакинских комиссаров (1968); для ф-п. и симф. орк. — Поэма радости (1937); для скр. и симф. орк. — Концерт (1967); для голоса и симф. орк. — Три тэснифа (Лейли, Ширин, Сэрендж тэснифи, сл. Низами Гянджеви, 1939); для малого симф. орк. — Классическая сюита (1966); для дух. орк. — Азербайджанский марш (1943), Марш бакинских нефтяников (1951); для орк. азерб. нар. инстр. — Ашугский марш (1943); струн. квартеты — I (1942), II (1946); для струн. квартета — Фуга (1940), Квартетино (1943); для скр. и ф-п. — Соната (1960); для ф-п. — муз. картина Царскосельская статуя (по А. Пушкину, 1937), Траурная прелюдия (памяти С. Орджоникидзе, 1937), Трехголосная фуга (1939), Азербайджанская рапсодия (1939). Два наброска (1939), сонатины: I (1940), II (1944), Шесть дет. пьес (1950), 24 прелюдии в 4 тетр. (1951, 1952, 1957, 1963), Две дет. пьесы (1952), Шесть дет. пьес средней трудности (1965); для голоса и ф-п. — 6 обр. азерб. нар. песен (1937), 6 рубайи (сл. О. Хайяма, 1946), Два лирических стихотворения А. Пушкина (1949), Пионерская песня о мире (сл. З. Джабар-заде, 1951), Песня нефтяников моря (сл. М. Светлова, 1953); для хора — Колыбельная (1939), Осень (сл. Низами Гянджеви, 1947); для голоса и эстр. орк. — песня Наргиз (сл. M. Светлова, 1957); для голоса и джаз-оpк. — Три ноктюрна (сл. Л. Хьюза, 1958); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Мирза Хаял" Мир Джалала (Баку, 1942), "Победители" Б. Чирскова (Баку, 1947), "Отелло" В. Шекспира (Баку, 1949), "Учитель танцев" Лопе де Вега (Баку, 1949), "Зимняя сказка" В. Шекспира (Баку, 1955), "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского (Ленинград, 1955), "Чудак" Н. Хикмета (Москва, 1956), "Бег" М. Булгакова (Ленинград, 1958), "Дамоклов меч" Н. Хикмета (Баку, 1959), "Маскарад" М. Лермонтова (Баку, 1959), "Бунт женщин" Н. Хикмета и В. Комиссаржевского (Москва, 1962), "Антоний и Клеопатра" В. Шекспира (Баку, 1964), "Человек бросает якорь" И. Касумова (Москва, 1966), "Мертвецы" Д. Мамедгули-заде (Баку, 1966), "Жизнь Сент-Экзюпери" Л. Малюгина (Москва, 1968), "Гамлет" В. Шекспира (Баку, 1968), "Король Генрих IV" В. Шекспира (Ленинград, 1969), "Артем" А. Хазина (Ленинград, 1970), "Женщина за зеленой дверью" Р. Ибрагимбекова (Москва, 1972); музыка к фильмам, в т. ч. "Одна семья" (1942), "Каспийцы" (1943), "Мингечаур" (1950), "Огни Баку" (1951), "Повесть о нефтяниках Каспия" (1953), "Вьетнам" (1955), "Урок истории" (1956), "Двое из одного квартала" (1957), "Дон-Кихот" (1957), "Ее большое сердце" (1958), "На дальних берегах" (1958), "Покорители моря" (1959), "Золотой эшелон" (1959), "Настоящий друг" (1960), "Матео Фальконе" (1960), "Великая Отечественная" (1965), "Гренада, Гренада, Гренада моя..." (1967), "Гойя" (1971); ред. и инструментовка оперы М. Магомаева "Шах Исмаил" (1947).





Караев, Кара Абульфаз-оглы


(род. 5.II.1918 в Баку) — сов. композитор, педагог, муз.-общественный деятель. Первоначальное муз. образование получил на рабфаке Азерб. консерватории (фп.). В 1935—38 учился в консерватории (по композиции у Л. Рудольфа). В 1938 поступил в Московскую консерваторию, где занимался у Ан. Александрова (композиция) и С. Василенко (инструментовка). Занятия были прерваны Великой Отечественной войной и возобновились в 1943. В 1946 окончил Московскую консерваторию (кл. композиции Д. Шостаковича), будучи к этому времени автором 2 опер, 2 кантат, симфонии, квартета и др. В 1941 худож. рук. Азерб. филармонии им. Магомаева. С 1946 преподает композицию в консерватории (с 1959 профессор), в 1949—53 также директор. С 1949 рук. сектора музыки Института искусств Академии наук АзССР (действ. чл. академии с 1959). Ведет активную общественную деятельность. С 1944 по 1949 зам. пред. правления, в 1953—56 пред. правления, с 1956 первый секретарь, ныне вновь пред. правления СК АзССР. С 1948 чл. правления (последние годы — также секретарь) СК СССР. Одновременно был чл. президиума республиканского Комитета защиты мира, депутатом Верховного Совета АзССР, депутатом Верховного Совета СССР. Заслуги К. перед сов. искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. АзССР (1955), нар. арт. АзССР (1958), нар. арт. СССР (1959) и награждением орденами Ленина (1967, 1978), Трудового Красного Знамени (1961), Октябрьской Революции (1971); лауреат Ленинской премии (1967), Гос. премий СССР (1946, 1948) и АзССР (1965). Герой Социалистического Труда (1978). В музыке К. убедительно осуществлен синтез характерных особенностей народного и профессионального национального искусства Азербайджана с достижениями рус. муз. классики и современной сов. и зарубежной музыки. Творчеству его свойственны повышенная эмоциональность, выразительная сила, смелый полет творческой фантазии, яркий темперамент, богатство мелодики и впечатляющая красочность. Существенная черта творческого облика К. — неустанный поиск, неугасимый интерес к творческому эксперименту.


Соч.: оперы "Айна" (соавт. Д. Гаджиев, соч. 1939), "Вэтэн" ("Родина", соавт. Д. Гаджиев, 1945), "Нежность" (1972), мюзикл "Неистовый гасконец" (1977); балеты "Семь красавиц" (1952), "Тропою грома" (1958); кантаты "Песня сердца" (1938), "Песня счастья" (1947), оратория-плакат "Ленин" (1970), "Гимн дружбы" (1972); 3 симфонии (I — "Памяти героев Вел. Отеч. войны" — 1944, II — 1946, III, камерная — 1965), поэма "Лейли и Меджнун" (1947), сюиты "Азербайджанская" (1939), "Хореографические картинки" (1953), "Вьетнам" (1955), из бал. "Семь красавиц" и "Тропою грома"; "Дон Кихот", Симф. гравюры (1960), "Албанская рапсодия" (1952), Пассакалия и тройная фуга (1941) и др. произв. для орк.; "Поэма радости" для фп. с орк. (1937), Концерт для скр. с орк. (1967), "Физкультурная сюита" для дух. орк. (1939); 2 квартета (1942, 1946); соч. для фп., в т. ч. 2 сонатины (1940, 1944), 24 прелюдии (1932), муз. картина "Царскосельская статуя" (1937) и др., Соната для скр. и фп., романсы, песни, хоры; музыка к спектаклям, к/ф; статьи, рецензии.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008