КАРАВАДЖИЗМ

Найдено 1 определение
КАРАВАДЖИЗМ
направление в европейской живописи, представленное последователями Караваджо, существовавшее в 1610–40-е гг. Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи. Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицирующими персонажами и т. д.) и, напротив, бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов.
У Караваджо не было непосредственных учеников. Среди его последователей лишь Бартоломео Манфреди и Чекко ди Караваджо были помощниками художника. После вынужденного отъезда Караваджо из Рима они продолжали развивать его новаторские приемы. Манфреди в своем творчестве соединил интерес к жанровым композициям, свойственный раннему Караваджо, с тональной цветовой гаммой («Вакх и пьяница»). В 1620-е гг. художник стал обучать «караваджистской манере» римскую колонию живописцев, состоявшую в основном из северных мастеров. Среди них было много художников из голландского города Утрехт (Дирк ван Бабюрен, Геррит ван Хонтхорст и Ян ван Бейлерт). К утрехтским караваджистам примкнул и их земляк Хендрик Тербрюгген, который уже в 1614 г. покинул Рим и вернулся в Голландию.
Наиболее оригинальное преломление наследие Караваджо получило в творчестве итальянцев Джованни Бальоне, Орацио Джентилески, Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Карло Селлито, Джованни Баттиста Караччоло, французов Симона Вуэ (ранний этап творчества), Валантена де Булоня, Никола Турне, фламандца Никола Риньери, испанца Хусепе де Риберы.
Со второй пол. 1620-х гг. караваджизм распространился по всей Европе. К так называемому второму поколению караваджистов в Италии можно отнести дочь Орацио Джентилески, Артемизию, работавшую вместе с отцом, Рутилло Манетти, Пьетро Паолини, работавшего на юге Италии голландца Маттиаса Стомера; во Франции – Клода Виньона, Жана Леклерка и одного из значительнейших мастеров 17 в. – Жоржа де Латура.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1,017.59 кб

Традиция итальянской школы живописи в искусстве утрехтских караваджистов

Ван Ицзя
Статья посвящена изучению традиции итальянской школы живописи, в частности, творчества Караваджо в искусстве таких утрехтских караваджистов XVII века как Хендрик Тербрюгген, Герард ван Хонтхорст, Дирк ван Бабюрен.

Найдено книг по теме — 1