Караван-Сарайское медресе

Найдено 1 определение
Караван-Сарайское медресе
медресе при 2-й соборной мечети. Со времени открытия Караван-Сарайской мечети в 1846 г. при ней действовала мус. начальная школа (мектебе). В 1875 г. оренб. мещанка Бибикамала Мусична Габайдуллина подала прошение генерал-губернатору, в котором выразила желание пожертвовать приходу дворовое место №4 в 3-й части Оренбурга, на Соляной пл. с находящимися на нем небольшим домиком, землянкой и хозяйственными службами стоимостью 2000 руб. серебром под строительство среднего учебного заведения – медресе. По представлению Н.А. Крыжановского в июне 1877 г. министр внутренних дел дал согласие на принятие дара, но при обязательном условии открытия в новом медресе русского класса, для которого следовало отвести отдельную квартиру. К 1879 г. был построен 2-этажный каменный корпус. Здание пострадало в пожар 1888 г., но было заново отремонтировано за счет пожертвований прихожан. В трех комнатах 1-го этажа разместилось мектебе, а еще в одной – кухня, на 2-м этаже три комнаты были заняты медресе и четвертая – учительской. Между 1910 и 1913 гг. начальная школа переехала в наемный дом Юрова, 39 по Косому пер. (ныне ул. Казаковская). В соответствии с предписанием властей в арендуемом помещении при медресе был открыт русский класс для обучения мус. детей гос. языку, арифметике, истории и географии. В 1888–89 уч. г. его посещали 15 чел., в т. ч. 11 татар, 3 башкира и 1 казах. В 1890–91 уч. г. 2 преподавателя обучали здесь уже 72 мальчиков, из них 44 татарина, 17 башкир, 7 узбеков и 4 казаха. Из госбюджета на содержание русского класса ежегодно выделялось 650 руб., но в 1894 г. он был переведен к медресе «Хусаиния», имевшему лучшую материальнотехническую базу и более широкий контингент воспитанников. С 1879 г. мулла Караван-Сарайской мечети Мухаммедфатых Гайнетдинов разделил мектебе и медресе, в котором впервые стал читать курс исламских наук. Продолжительность обучения составляла 12 лет: 5 лет – в начальной школе и 7 лет – в средней. Программа мектебе включала: азбуку, татарское чтение, диктовку и чистописание, арабский яз., его этимологию (сарф) и синтаксис (наху), вероучение, этику (ахляк), Коран, догматическое богословие (калам), священную историю, мус. право (фикх), хадисы, арифметику, счетоводство, географию и природоведение. Программа обучения в медресе предусматривала: татарскую диктовку и чистописание, синтаксис арабского яз. (наху), арабскую литературу, этику (ахляк), толкование Корана (тафсир), догматическое богословие (калам), священную историю, жизнеописание Пророка (сира), хадисы и методику их изучения (усул хадис), мус. право (фикх) и его методику (усул фикх), правила распределения наследственных долей (фараиз), логику (мантыйк), арифметику, географию и астрономию. В 1907–08 уч. гг. начальная школа насчитывала 120 учеников, в 1910–11 уч. г. – 82, в 1913–14 уч. г. – 82, в 1916–17 уч. г. – 90 учащихся. В К.-С. м. занимались в 1910–11 гг. 24 чел., в 1913–14 гг. – 30 шакирдов. Педагогический коллектив ограничивался 4–6 преподавателями. Ученики вносили плату за обучение в размере от 2 до 30 руб. ежегодно, при этом бедные полностью освобождались от нее. За 2 руб. в месяц они пользовались готовой квартирой в учебном здании с отоплением, освещением и прислугой. В 1910–11 уч. г. здесь проживали 33 пансионера. Общие расходы на содержание приходских учебных заведений составляли: в 1907–08 уч. г. – 1520 руб., в 1910–11 уч. г. – 1937 руб., в 1916–17 уч. г. – 2215 руб. Они покрывались за счет добровольных пожертвований прихожан, доходов от сдачи в аренду вакуфного амбара, ежегодного пособия Оренб. губернской управы (500 руб.) и взносов за обучение. Из стен К.-С.м. вышли сотни питомцев, которые стали имамами и педагогами по всей России. Среди его выпускников были татарский историк, филолог и журналист Г.А. Баттал (1880–1969), видный педагог А.С. Даутов (1871–?), который преподавал на курсах братьев Хусаиновых в Сеитовском посаде, а также в Троицке, Оренбурге и медресе «Буби». Лит.: Белавин К. Оренбург: географическостатистический очерк. – Оренбург, 1891, с. 111; ГАОО, ф. 10, оп. 1, д. 73, л. 7 об.; ф. 11, оп. 3, д. 4143, л. 389–91 об.; ф. 21, оп. 9, д. 4, л. 77 об.; ф. 41, оп. 1, д. 690, л. 1–4; Денисов Д.Н. Мусульманская община Караван-Сарайской мечети // Этническая история и духовная культура башкир Оренбуржья (к 160-летию основания КараванСарая). / Под общ. ред. В.В. Амелина. – Оренбург, 2007, с. 7–13; Оренбургская газета. – 14.11.1908; Оренбургская жизнь. – 16.02.1917; РГИА, ф. 821, оп. 133, д. 626, л. 44–51. Д.Д.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009