КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
духовное учебное заведение, основанное в 1631 митр. Петром Могилой в Киеве. Строилось по образцу католических духовных учреждений, откуда брала и учебные программы. Киево-Могилянская Академия стала рассадником беспочвенной католической схоластики, чужебесия и западничества, богословские диспуты велись здесь на латыни в примитивных, неуклюжих формах. Сыграла роковую роль в становлении духовного образования в России, став родоначальницей многих духовных школ конца XVII-XVIII вв., где живое Православие убивалось мертвой западной схоластикой.
О. П.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
первое на территории Украины высшее учебное заведение. Создано в 1632 объединением киевской Братской школы (с 1615) и основанной Петром Могилой (1631) славяно-греко-латинской школы при Киево-Печерской лавре. С 1633 называлась коллегией. Во 2-й половине 17 в. приобрела многие черты университета европейского типа. Статус академии получила в 1701 (известна также как Киевская академия). Была крупным просветительским (до 2 тыс. учащихся; полный курс - 8 лет) и научным центром восточнославянских народов. В 1817 закрыта. Вместо нее созданы русская православная духовная семинария, в 1819 - духовная академия (существовала до нач. 1920).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ
первое на Украине высшее учебное заведение, созданное в 1632 г. на базе школы Киево-Богоявленского братства и основанной в 1631 г епископом Петром Могилой (1596-1747) школы при Киево-Печерской лавре.
В 1633 г. стала коллегией, которая к концу XVII в. приобрела многие черты университета европейского типа и в 1701 г. получила статус Академии.
В XVII-начале XVIII в. была крупнейшим образовательным и культурным центром Украины, Белоруссии и России с числом учащихся до 1200 чел. и сроком обучения 8 лет.
В К.-М.а. воспитывались и работали многие крупные деятели того времени (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Григорий Сковорода и др.), а также многие преподаватели Славяно-греко-латинской академии, которая и создавалась по образцу К.-М.а. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года она была закрыта (востановлена в 1718 г. как духовная академия). Впервые о пребывании Л. в К.-М.а. написал в 1765 г. Я. Штелин в «Конспекте похвального слова Ломоносову»: «В 1733 г. отправился в Киев, но не нашел там лекций по физике и философии, которых добивался. Возвратился в Москву и с жаром предался наукам». М.И.Веревкин описал этот эпизод более подробно: Л. «прибегнул к архимандриту с усильною просьбою, чтоб послал его на один год в Киев учится философии, физике и математике; но в Киеве, против чаяния своего, нашел только пустые словопрения Аристотелевой философии: не имея же случаев успеть в физике и математике, пробыл там меньше года, упражняясь больше в чтении древних летописцев и других книг, писанных на славенском, греческом и латинском языках».
В своей книге (Киев с древнейшим его училищем. Киев. 1856) В. Аскоченский писал: «К ректору Академии Амвросию Дубневичу препровожден был, при отношении киевского генерал-губернатора Леонтьева, Михайло Ломоносов, которому высочайше позволено было здесь продолжать науки, начатые им в Московском Заиконоспасском училище».
В короткое время Л. «успел присмотреться к порядку, существовавшему в киевских школах» и «оставил училище, мало соответствовавшее его планам и надеждам». Правда, неизвестно из какого источника почерпнуты все эти сведения, ведь даже в списках студентов К.-М.а. того периода имя Л. не значится. По очень правдоподобному предположению А. А. Морозова это объясняется тем, что Л. побывал в Киеве предположительно в августе 1733 г, во время вакаций и своего пребывания там официально не оформил.
Лит.: Титов Ф.И. Императорская Киевская духовная академия. 1615—1915. (Репринт). К., 2003.

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
44.97 мб

Киево-могилянская академия после Петра Могилы

Федотов Вадим Евгеньевич
Статья посвящена развитию Киево-Могилянской академии.
Читать PDF
417.17 кб

Языковая среда в Киево-Могилянской академии в xviii в

Лукашова Светлана Станиславовна
В статье рассмотрены особенности языковой подготовки студентов Киево-Могилянской академии в XVII первой половине XVIII в., в частности преподавание латыни, польского, церковнославянского, русского языков и «простой мовы».
Читать PDF
34.28 мб

Дореволюционная историография о Киево-Могилянской Академии

Федотов Вадим Евгеньевич
Статья посвящена исследованию Киево-Могилянской Академии в дореволюционный период.
Читать PDF
3.81 мб

Михаил Ломоносов и Киево-Могилянская академия: точки пересечения

Кочубей Татьяна Дмитриевна
В статье предпринята попытка проследить связь известного российского ученого Михаила Ломоносова с Киево-Могилянской академией, которая славилась не только в Украине, но и России своими преподавателями («латинщиками», философами, р
Читать PDF
17.13 мб

Этика в философских курсах профессоров Киево-Могилянской академии

Кашуба Мария Васильвна
В статье рассматриваются разделы этики философских курсов профессоров Киево-Могилянской академии первой половины XVIII ст. Ф.Прокоповича, С.Калиновского, С.Кулябки, М.Козачинского и Г.Конисского.
Читать PDF
763.15 кб

Нравственное богословие в Киево-Могилянской академии по материалам рукописных источников

Суториус Константин Владимирович
Исследование основано на записях богословских курсов, которые преподавались на латинском языке в Киево-Могилянской академии. Большинство известных записей сделаны студентами.
Читать PDF
407.87 кб

Записи богословских лекций Сильвестра Кулябки в Киево-Могилянской академии в 1739-1745 гг

Суториус Константин Владимирович
Статья посвящена обзору рукописей с разделами богословского курса, которые преподавал в Киево-Могилянской академии Сильвестр Кулябка с 1739/40 по 1744/5 уч. г.
Читать PDF
667.85 кб

БОГОСЛОВСКИЙ КУРС СИЛЬВЕСТРА КУЛЯБКИ В КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ АКАДЕМИИ (1741-1745) И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО ЛЮТЕ

Суториус Константин Владимирович
Курсы богословия, которые преподавались в Киево-Могилянском коллегиуме/академии в конце XVII и первой половине XVIII в., носят в большей или меньшей степени компилятивный характер.