КИЕВСКАЯ РУСЬ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КИЕВСКАЯ РУСЬ
раннефеодальное древнерус. государство IX - нач. XII вв. Сложилось в результате объединения земель полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и др. Столица - Киев. В 1132 г. распад государства, феодальная раздробленность.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Киевская Русь
Киевская Русь (Kiev Rus), историч. ядро России. Киев, возможно, основан в 6 или 7 в. н.э. как центр ранне-феод. гос-ва, в 9—13 вв. управлялся Рюриковичами. Ок. 878 г. князь Игорь из Новгорода спустился по Днепру и сделал Киев столицей варяжско-русского княжества. Как самый древн. город, Киев считается «матерью городов русских» и рус. «Иерусалимом», т.к. отсюда началось распространение православия по Руси.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

КИЕВСКАЯ РУСЬ
Средневековое государство в Восточной Европе. Возникло в IX в. в результате объединения восточнославянских племен под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, от Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII в. вступила в состояние раздробленности и фактически распалась на полтора десятка самостоятельных княжеств. Монгольское нашествие на Русь (XIII в.) положило конец существованию Киевской Руси как единого государства. Киев перестал быть столицей Русской земли, и начался период феодальной раздробленности.

Источник: Основы православной культуры. 2011

КИЕВСКАЯ РУСЬ
раннефеодальное древнерусское государство IX—начала XII вв. Сложилось в результате объединения земель полян, ильменских елавян, радимичей, кривичей и др. со столицей в Киеве. В Х-середине XI вв. при кн. Игоре, Ольге, Святославе, Владимире, Ярославе Мудром происходило развитие городских и сельских ремесел, земледелия, скотоводства, промыслов, устанавливались связи с другими славянскими землями, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии, велась успешная борьба с хазарами, печенегами и др. Крещение Руси способствовало развитию государственности, идеологии и культуры. Складывалась древнерусская народность. Занимала большую территорию, имела выход к Балтийскому и Черному морям, на западе простиралась до Карпат, на востоке — до бассейна Оки и Средней Волги. Во второй половине XI в. при Ярославичах усилились ремесленно-торговые центры. Но междоусобицы князей, набеги половцев привели к ослаблению государства. В конце XI—начале XII вв. произошло некоторое упорядочение междукняжеских отношений, однако феодальная раздробленность привела в 1132 г. к распаду государства.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Киевская Русь
раннефеодальное государство 9 – начала 12 в.в., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8 – 9 в.в. в результате объединения восточнославянских племен, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. Киевская Русь охватывала огромную территорию – от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере, являясь одним из крупнейших городов Европы. Образованию Киевской Руси предшествовал период (6 – 8 в.в.) появления предпосылок феодальных отношений и созревания их в недрах военной демократии. За время существования Киевской Руси восточ но-славянские племена сложились в древнерусскую народность, ставшую впоследствии основой для формирования 3 народностей: русской, украинской и белорусской. Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян, объединение которых в пределах единого государства способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию. История Киевской Руси условно делится на 5 этапов. Первый этап (до 882 г.) – образование феодального государства со столицей в Киеве, которое охватывало еще не всех славян и ограничивалось территорией племен полян, руси, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Второй этап (882 – 911 г.г.) – захват власти в Киеве Олегом, по всей вероятности, предводителем варяжской дружины (См. Варяги). Третий этап (911 – 1054 г.г.) – расцвет раннефеодальной монархии Киевской Руси, обусловленный подъемом производительных сил, развитием феодальных отношений, успешной борьбой с кочевниками-печенегами (См. Печенеги). В этот период Киевская Русь объединила почти все восточно-славянские племена. Четвертый этап (1054 – 1093 г.г.) – появление первых ощутимых элементов распада Киевской Руси. Пятый этап (1093 – 1132 г.г.) – усиление феодальной монархии, т.к. князья в связи с натиском половцев в конце 11 в. стремились консолидировать свои силы. Снова создается более или менее единое государство, но развитие феодальных центров, возросшая роль бояр усиливали стремление его отдельных частей к самостоятельности. В 1132 г. Киевская Русь распалась, начался период феодальной раздробленности. См. Славяне, Русские, Райковецкое городище, Черная Могила, Шестовицкие курганы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

КИЕВСКАЯ РУСЬ
Итак, в начале Х-го века отдельные славянские  государства  -  Новгородское, Киевское и другие - объединились по властью князя Олега.  Обладание одновременно Новгородом и Киевом делало Олега полным хозяином реки Днепр. Более мелкие славянские князья должны были ему подчиняться, и таким образом произошло объединение славянских племен. Объединение это получило название Русь. Центром Руси стал город Киев, который в  летописях называют "матерью городов русских".    При князе Владимире Киевская Русь приняла от греков православие.  Так называется греческое христианство в отличие от христианства западноевропейского. Крещение Руси произошло в 988-ом году, и с этого  времени  начался расцвет Киевского государства. Память о князе Владимире,  которого Церковь считает святым, сохранилась в русских народных песнях или  былинах. В этих былинах, в сказочной форме, могучие богатыри из дружины князя Владимира храбро защищают русскую землю от врагов -  жителей  степей. (На картине известного русского художника В. М. Васнецова изображены три таких богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.)    Рост  значения  Киевской  Руси  отразился  прежде  всего  в   широких родственных связях киевских князей  с  государствами  Польши,  Германии, Франции, Чехии, Византии и скандинавских стран. Затем установились более тесные торговые и культурные связи с государствами Западной Европы  и  в особенности с Византией, бывшей в то  время  наиболее  культурным  государством.    Хозяйство в Киевской Руси было натуральное, то-есть такое, в  котором каждое отдельное хозяйство удовлетворяло в основном свои нужды. Однако в городах в XI веке уже существовало производство на местный рынок.  Некоторые предметы первой необходимости, как платье, обувь, приобретались на рынке. Предметы роскоши и ювелирные изделия привозились из Византии и  с Востока. В то же время киевские ремесленники создали собственное высокое искусство, образцы которого сохранились до наших дней.  Процветало  кузнечное ремесло; русские оружейники выделывали прекрасные мечи  и  другое оружие. В городах образовалась особая группа населения - купцы,  которые занимались скупкой местных товаров и перепродажей их в другие  города  и за границу, а взамен привозили на продажу иноземные товары.    Киев стал застраиваться каменными храмами и зданиями, украшенными живописью и мозаикой; был построен Софийский собор. Иностранцы,  приезжавшие в Киев, поражались его великолепию и называли его "соперником  Константинополя".    Принятие русскими христианства способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия  христианства.  За сто лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку (эта азбука называется "кириллица") и перевели греческие церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия называют "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая  и  православная - считает их святыми.    В Киевскую Русь проникло значительное количество  книг  из  Болгарии. Кроме того переводились на русский язык с греческого книги, как духовного, так и светского содержания. Возникли оригинальные русские произведения. К этому же времени относятся первые попытки составить историю Руси.    Главными источниками просвещения на Руси  описываемого  периода  были монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает первое место. В этом монастыре  различные  исторические записи были переработаны в  обширное  сочинение,  где  говорились "откуда пошла русская земля". В монастырях развивалась живопись  икон  и ими украшались церкви и соборы. Лучшие образцы искусства  Византии,  Закавказья  и  других  стран  способствовали  формированию  древне-русской культуры, которая впоследствии и легла  в  основу  национальных  культур русского, украинского и белорусского народов.    При сыне Владимира Святого - Ярославе Мудром - был  составлен  первый свод законов "Русская Правда". При нем же Киевская Русь стала  одним  из ведущих европейских государств,  а  город  Киев  -  одним  из  важнейших культурных центров тогдашней Европы. Многие европейские  монархи  старались породниться с могущественным киевским князем. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля. Три его сына имели женами дочерей  европейских монархов, а три дочери Ярослава стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.    Внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах - сделал много для  укрепления киевских земель и расширения связей с Западом. Как истинный христианин, он был гуманным правителем, запретившим смертную казнь. Он  успешно защищал русские земли от набегов воинственных кочевников.    Вскоре после смерти Владимира Мономаха началась борьба за власть между его сыновьями и внуками. Киевская Русь разделилась на отдельные  мелкие княжества и стала приходить в упадок.    Начиная с конца XI века, в степях, лежавших вдоль берегов Черного моря, появился новый кочевой народ - половцы.  Пользуясь  раздорами  между русскими князьями, половцы начали совершать  опустошительные  набеги  на русские земли. Борьба с ними сделалась одной из  главных  забот  русских князей. Замечательное произведение русской литературы того времени "Слово о полку Игореве" рассказывает о неудачном походе князя Игоря  на  половцев в 1185 году.    Под влиянием неблагоприятных условий, сложившихся в Киевской Руси,  в XII веке начинается движение населения на северо-восток, в лесные области средней части  Европейской  России.  Там  усиливается  Владимиро-Суздальское княжество и туда же постепенно переносится центр тяжести  русского государства. В XIII-ом  веке  начинает  возвышаться  город  Москва, князья которого уже в ХIV веке выступают в  роли  "собирателей"  русских земель вокруг своего княжества.

Источник: Американская версия история России, Defense language institute, foreign language center

КИЕВСКАЯ РУСЬ
государственное объединение русского народа вокруг Киевской земли в IX-XI вв. Еще в VIII в. Древняя Русь состояла из земель-княжений, во главе которых стоял князь со своей дружиной.
Среди отдельных земель-княжений Древней Руси уже в IX в. на первое место вышли Новгородское и Киевское княжества. В руках первого был выход на Балтику, связь с народами севера, в частности со Скандинавией, откуда наемные дружины расходились в это время по разным концам Европы. Отсюда наемные варяжские дружины попадают в IX-X вв. и на Русь, продвигаясь по Великому пути "из варяг в греки" до самой Византии. В руках киевского князя находился выход на юг на пути к Византии, богатства которой притягивают к себе народы Восточной Европы, подобно наследию Римской империи на западе. Рядом с Киевом и Новгородом, видимо, рано выделился Полоцк, в силу своего расположения на Западной Двине. Предание о Гостомысле говорит о раннем политическом объединении под главенством Новгорода северных славянских земель и народов Прибалтики. Одновременно южные славянские племена объединились вокруг Киева, откуда уже в 860 Русь предприняла первый крупный поход на Византию. В этот период Новгород, а также близкий к нему Полоцк еще страдали от нападений варяжских дружин, а Киеву и южным землям в IX в. приходилось платить дань Хазарскому царству.
С сер. IX в. происходит последовательный рост политического объединения и укрепления Русской земли. Первые летописные свидетельства и даты окутаны преданиями и легендами, за которыми, однако, проступают определенные исторические события. Если сказание о призвании варягов - лишь бродячая легенда, призванная подкрепить политические притязания киевского князя XI в., то рассказ о занятии Киева Олегом и наложении дани на Новгород говорит уже о действительном факте подчинения Новгорода киевскому князю, объединяющему под своей властью в к. IX в. все земли по Великому пути "из варяг в греки". Объединяющиеся русские земли освобождаются от дани чужеземцам. Растущие мощь и богатство киевского князя к сер. X в. начинают временно распространяться на все русские земли. Быстро расширяются военные предприятия и внешние связи киевского князя. Под 911 и 944 летопись сообщает о договорах киевских князей Олега и Игоря с Византией - итоге больших военных походов. С этими же князьями связаны далекие походы на Каспий, в Закавказье, к древнему Бердаа (913 и 941).
Изменяется и внутренний строй Русской земли. С правлением Ольги (945-57) связана широкая деятельность по устроению Русской земли. В зависимых от Киева землях местных князей сменяют ставленники киевского князя, его сыновья. Сбор дани регламентируется. Ольга объезжает свои владения, фиксируя "уставы и уроки". Растут и внешние связи Руси, скрепленные личной поездкой Ольги в Византию и принятием ею христианства.
Деятельность сына Ольги Святослава (957-73) отмечена главным образом широкими военными предприятиями. Они решительно выводят Киевскую Русь в Окско-Волжское междуречье; на юго-востоке завершается разгром Хазарского царства, и Русь выходит на Дон (г. Саркел) и на Таманский полуостров (Тмутараканское княжество). На юго-западе, по призыву Византии, Святослав вступил в Дунайскую Болгарию и после блестящих военных побед задумал даже обосноваться на Дунае. Однако ему не хватило для этого сил в условиях неожиданно изменившейся конъюнктуры на Балканах. В 972 он вынужден был отойти на Русь и был убит печенегами у Днепровских порогов (973). С именем его младшего сына Владимира, занявшего Киев после 8-летних усобиц и вновь объединившего под своей властью русские земли, связан высший расцвет Киевского государства, духовное обновление Руси. После пятилетней борьбы между братьями Владимир, посаженный Святославом на княжение Новгородское, двинулся на юг, овладел Полоцким княжеством, после упорной борьбы занял Киев и скоро объединил под своей властью все русские земли (978-1015). Продолжая начатое Святославом движение на восток, он окончательно утвердил свою власть в Волжско-Окском бассейне, посадив своих младших сыновей Бориса и Глеба князьями в Ростове и Муроме, и отдал старшему сыну Мстиславу Тмутараканское княжество на Тамани. На западе он активно оборонял русские земли от нападения литовских племен (ятвягов) и скрепил связь Червенских городов (будущая Галиция) с Киевским государством в борьбе со складывавшимся Польским государством. Расширились одновременно международные связи Руси. Византия должна была признать политическую силу Руси и воспользоваться ее военной помощью. Византия укрепила сближение о Русью путем брака царевны Анны с Владимиром. Посольства римского папы и германского императора появились при дворе киевского князя. Изменился и внутренний строй Русской земли. Князь уже не только воин, но и правитель. Летопись говорит о "думе" князя с его дружиной - боярами, "о строе земляном и о ратном" и о судебной деятельности князя. Отдельные земли управлялись сыновьями киевского князя, которых Владимир держал в строгом повиновении.
С именем Владимира связано Крещение Руси (988). Принятие христианства языческой Русью - свидетельство духовно-нравственного роста русского народа; оно укрепило его политическое и культурное единство и утвердило его связи со всем культурным миром современной Европы. Христианская церковь явилась связующим звеном в освоении русским народом культурного наследия античного мира и средневековой культуры Византии. Рост культурной жизни получил свое отражение в литературной и строительной деятельности времени Владимира Святославича.
Дело Владимира продолжил его сын Ярослав, утвердившийся в Киеве после нового периода княжеских усобиц (1019-54). Деятельность Ярослава была сосредоточена на внутреннем устройстве Русской земли. Развитие судебно-правовой деятельности нашло свое отражение в краткой редакции Русской Правды. При Ярославе велось большое градостроительство: был основан город Юрьев, названный по христианскому имени Ярослава (нынешний Тарту); в Киеве и Новгороде выросли замечательные памятники русского зодчества - Софийские соборы, Золотые ворота в Киеве; обширное строительство шло и в Киеве, и в Ростове, и в других городах. Окрепла русская церковная организация, превратившаяся в митрополию и уже заявившая свои права на самостоятельность. Ко времени Ярослава относится основание Киево-Печерского монастыря. Во главе церкви появились русские люди, среди них выдающийся представитель русской культуры митр. Иларион. Высказано предположение, что при нем сложилась первая редакция Начальной русской летописи (Шахматов). Развернулась переводная деятельность, и возникла первая княжеская библиотека в Киеве. Одновременно крепли и расширялись международные связи Киевского государства. Обширная семья Ярослава была связана брачными узами с многими правящими дворами Европы; его дочь Анна была французской королевой (Anna-regina); сын Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха. Эти связи сохранились при сыновьях и внуках Ярослава. В то же время рост внутренних сил укреплял политическую самостоятельность Киевской Руси. Это сказалось в борьбе за независимость русской церковной организации от Византии, в попытке утвердить самостоятельность русской митрополии в 1051.
"Не в худе бо и не в неведомой земле владычествоваша, но в Русской, яже ведома и слышима есть всеми концы земля", - говорил о Владимире и Ярославе митр. Иларион.
Расцвет Киевского государства укрепил сознание внутреннего единства русского народа. Политическое единство оказалось менее прочным. Со смертью Ярослава в 1054 Киевское государство стало распадаться на ряд отдельных княжеств, первоначально между пятью его сыновьями: Изяслав получил Киевское княжество и Новгородскую землю, Святослав - Черниговское княжество, Всеволод - Переславское (с разделением между ними Волжско-Окского края), Игорь - Владимиро-Волынское, Вячеслав - Смоленское. Еще раньше обособилось Полоцкое княжество в роде Изяслава Владимировича; особняком держалось и княжество Тмутараканское.
Б. С.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

КИЕВСКАЯ РУСЬ
древнерусское государство в IX — начале XII вв., сложившееся в результате объединения восточнославянских племенных союзов вокруг своего древнего культурного центра в Среднем Приднепровье — Киева. Представляла собой раннефеодальную монархию. Являлась первым государством у восточных славян, одним из крупнейших в Европе. Занимала огромное пространство от Таманского полуострова на юге, верховьев Днестра и Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. Населяли восточнославянские племена — поляне (русь), северяне, уличи, волыняне, древляне, кривичи и другие. Образованию Киевской Руси предшествовал период складывания у славян в недрах военной демократии социальноэкономических предпосылок феодальных отношений (VI-XII вв. ). Историю Киевской Руси принято условно делить на 5 этапов. 1-й этап (до 882) — образование раннефеодального государства, объединившего территорию нескольких восточнославянских племенных союзов (полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен), со столицей в Киеве во главе со славянскими князьями Кием (основал Киев), Диром и Аскольдом; установление международных связей. 2-й этап (882-912) — захват великокняжеской власти в Киеве новгородским князем Олегом. 3-й этап (912-1054) — утверждение на киевском престоле династии Рюриковичей при князе Игоре (912-945); расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, развитием феодализма, укреплением международных связей и положения, успешной борьбой с печенегами, Хазарским каганатом, Болгарией Волжско-Камской, Византией, принятием в 988 единой государственной религии — христианства, которая связывала разрозненные земли, укрепляла авторитет государства. При Ярославе Мудром (правил в 1019-1054) создан первый свод древнерусского права — Русская Правда. В этот период Киевская Русь объединяла почти все восточнославянские племена. 4-й этап (1054-1093) — появление первых ощутимых элементов распада Киевской Руси при Ярославичах, обособление Новгородской земли и Полоцко-Минского княжества, рост стихийных народных восстаний. Одновременно шло развитие производительных сил, связанное с прогрессивной ролью феодальной формации в то время. 5-й этап (1093-1132) — усиление великокняжеской власти, связанное с необходимостью борьбы с половцами, которые с 60-х годов XI в. совершали разорительные набеги на русские земли. В 1097 на Любечском съезде князей наряду с принципом соблюдения единства перед лицом внешней опасности утверждено право на династическое разделение русских земель между княжескими родами. В княжение Владимира Мономаха (правил в 1113-1125) усиливается единое государство. Он возглавил победоносную борьбу с половцами (в 1116 им нанесено окончательное поражение) и пресекал междоусобицы князей. Однако уже шло укрепление княжеских родовых центров, стремление их к политической самостоятельности. К 1132 Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества, начался период феодальной раздробленности государства. За время существования Киевской Руси восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность, ставшую основой для формирования впоследствии 3 братских народностей — русской, украинской и белорусской. Основой общественно-экономического строя Киевской Руси являлась условная феодальная собственность на землю, которая реализовалась в виде феодальной ренты: отработочной (барщины), натуральной (оброк) и, возможно, денежной. Непосредственными производителями являлись свободные крестьяне — общинники (смерды), находившиеся в кабальной зависимости от феодала. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который был формальным собственником всей земли и военным руководителем государства. Деятельность князя, в общем неограниченная, контролировалась и направлялась верхушкой класса феодалов — боярством. В IX-X вв. определенную роль играло народное собрание (вече). В это время управление страной осуществлялось по принципу военной организации (с помощью тысяцких и сотских), а в XI — начале XII вв. — через княжеский двор и многочисленную администрацию (посадников, волостелей и др. ). В составленном с начала XI в. своде древнерусского феодального права отразилось положение всех слоев общества (князей, дружинников, слуг, крестьян), а также обязательное и наследственное право. Рост крупного феодального землевладения, закрепощение свободных общинников, а также религиозные противоречия привели к обострению классовой борьбы в XI—XII вв. (восстания в Суздале в 1024, Киеве в 168 и в 1113 и другие). Высокого уровня развития в Киевской Руси Х-ХН вв. достигли земледелие, скотоводство, ремесла и торговля, речное и морское судоходство; росли города, наиболее древние из которых Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Новгород, Псков, Полоцк. О расцвете культуры и искусства Киевской Руси свидетельствуют соборы XI — начала XII вв. в Киеве, Новгороде, Чернигове, Пскове, уникальные произведения древнерусских художников-иконописцев, памятники общественно-политической мысли. Такие, как «Повесть временных лет», составленная монахом Нестором, «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона и другие. В области внешней политики князья Киевской Руси вели активную борьбу за безопасность государства и расширение ее границ. О большом международном значении Киевской Руси говорят широкие династические связи ее князей с монархами Польши, Германии, Франции, Чехии, Англии, Византии, Скандинавских стран. Во внешнеполитической жизни Киевской Руси большое место занимали войны с Византией и борьба с кочевниками (хазарами, печенегами, половцами и др. ). Войско Киевской Руси в IX-X вв. включало конные дружины киевского князя и местных князей; смешанные отряды, организованные по феодальному принципу (феодальное ополчение), и пешее ополчение крестьян и ремесленников. Для больших походов иногда привлекались отряды наемников (варягов, печенегов, половцев и других). Дружина киевского князя была постоянным ядром войска, дружинники — профессиональными воинами. Дружина являлась главной политической и военной опорой князя, орудием его власти (см. Дружина). Организационно войско подразделялось на тысячи, сотни и десятки. Общая его численность достигала 40-60 тысяч человек. Значительную роль играл ладейный флот, иногда насчитывающий до 2 тысяч ладей. Все дальние походы совершались на ладьях. На вооружении основной массы воинов находились копья, боевые ножи, топоры, рогатины, луки. Дружинники имели массивные мечи, сабли, щиты и кольчужные рубашки. Кроме ручного оружия имелись и особые метательные машины. Войско отличалось дисциплинированностью, высокими боевыми и моральными качествами; воины принадлежали к одной народности и были спаяны родовыми узами. В XI-XII вв. произошли существенные изменения в комплектовании и структуре вооруженных сил государства, вызванные процессами развития феодальных отношений на Руси. В составе войска все большее место начинают занимать феодальные ополчения — вооруженные отряды, создаваемые отдельными князьями и зависимыми от них феодалами. С XI в. возрастает роль конницы. Но пехота сохраняла свое боевое значение. Для отражения внезапных набегов кочевников киевские князья заблаговременно укрепляли южные границы. При Владимире Святославиче по рекам Десна, Осетр (Остер), Трубеж, Сула и Стугна созданы новые и восстановлены построенные в IX в. пограничные укрепления. Расположенные на границе гарнизоны состояли из лучших дружин и частично из наемников. Для наблюдения за противником насыпались курганы, на которых выставлялись сторожевые посты. Укрепления и сторожевые курганы на важных направлениях были связаны между собой земляным валом с частоколом. В целях подчинения соседних племен, упрочения международного положения Киевской Руси, обеспечения выхода к морям, защиты торговых путей и своих границ, а также захвата добычи русские князья совершали военные походы. Наиболее крупными из них были Игоря Киевского походы 941, 944 на Византию, Святослава походы 964-972 на Волгу, Каспий и Византию и походы Владимира Мономаха на половцев в 1103 и 1111. Военное искусство войска русских князей отличалось решительностью и активностью, применением принципа внезапности, согласованием действий, совершением комбинированных походов (по суше и по рекам) на значительные расстояния. Боевой порядок русской рати в виде «стены» стал с начала XI в. расчленяться по фронту и в глубину на центр («чело») и два крыла (полки правой и левой руки). Это способствовало повышению маневренности войска, силы его сопротивления, облегчало управление им. Победа в бою и сражении достигалась общими усилиями пехоты и конницы, всех частей боевого порядка. Исход боя, как и прежде, решался в рукопашной схватке. Большое внимание уделялось организации разведки с использованием сильных передовых отрядов. Существование Киевской Руси — одного из крупнейших раннефеодальных государств — важный этап в истории славянских и других народов Восточной Европы. Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян, обеспечила формирование основ материальной и духовной культуры русского, украинского и белорусского народов.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

КИЕВСКАЯ РУСЬ
раннефеод. гос-во 9 - нач. 12вв., сложившееся в Вост. Европе на рубеже 8-9 вв. на базе вост.-слав. племен, древним культ. центром к-рых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р. охватывала огромную терр. - от Таманского п-ова на Ю., Днестра и верховьев Вислы на З. до верховьев Сев. Двины на С., являясь одним из крупнейших гос-в Европы. К. Маркс сравнивал К. Р. с империей Карла Великого. К. Р. предшествовал период (6-8 вв.) оформления предпосылок феод. отношений и созревания их в недрах воен. демократии.

Первая концепция истории К. Р. изложена автором Повести временных лет, причем ее последняя редакция послужила основой для норманистских построений. В 16 в. укрепилась ошибочная генеалогия киевских князей от Рюрика ("династия Рюриковичей"). В 18 в. возникла норманская теория, борьбу с к-рой начал М. В. Ломоносов. Взгляд на К. Р. как на феод. гос-во впервые был выдвинут Н. П. Павловым-Сильванским. В. О. Ключевский и М. Н. Покровский считали К. Р. "городской" Русью, причем Ключевский придавал преувеличенное значение внеш. торговле. В 20-30-х гг. 20 в. велась дискуссия по вопросу о сущности социально-экономич. строя К. Р. Нек-рые историки считали К. Р. рабовладельч. гос-вом. Б. Д. Греков доказал феод. характер К. Р. с 9 в., связав ее историю с древними славянами 6 в. В истории К. Р. он выделял два этапа: а) развитие феод. базиса и превращение феод. отношений в господствующие, что обусловило образование и существование сильного Древне рус. гос-ва (2-я пол. 9 - сер. 11 вв.); б) дальнейшее развитие феод. отношений, подготовлявших расчленение Древнерус. гос-ва на уделы (2-я пол. 11 - примерно 30-е гг. 12 вв.). С. В. Юшков, считая К. Р. с 11 в. феод. гос-вом, выделял в ее истории "дофеод. период" (9-11 вв.), к-рый, по его мнению, характеризуется смешанностью различных укладов.

По нашему мнению, эпоху К. Р. можно условно разделить на пять этапов. Начальный этап (800-882) - образование Рус. феод. гос-ва со столицей в Киеве. Гос-во охватывало еще не всех вост. славян и ограничивалось, терр. племен полян, руси, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Проявлением зрелости гос-ва является поход К. Р. на Византию (860). 2-й этап (882-911) - захват власти в Киеве Олегом, по всей вероятности, предводителем варяжской дружины. 3-й этап (911-1054) - расцвет раннефеод. монархии К. Р., обусловленный подъемом производит. сил, успешной борьбой с кочевниками-печенегами, Византией и варягами и развитием феод. отношений. В этот период К. Р. объединила почти все вост.-слав. племена. 4-й этап (1054-1093) характеризуется первыми ощутимыми явлениями распада К. Р. Одновременно происходит рост производит. сил, связанных с прогрессивной ролью феод. формации в это время. Боярство, стоявшее во главе вотчинной системы, было в то время в большинстве случаев прогрессивным элементом господствующего класса; князья же, оторвавшиеся от боярства и расшатывавшие К. Р. борьбой за перераспределение феод. ренты, часто оказывались реакц. силой, использующей воен. аппарат гос-ва для своих узкокорыстных целей. 5-й этап (1093-1132) характеризуется новым усилением феод. монархии, т. к. князья в связи с натиском половцев в кон. 11 в. стремились консолидировать свои силы. Снова создается более или менее единая империя, к-рая после победы над половцами перестала быть насущной необходимостью. Усиление феод. центров, возросшая роль бояр - все тянуло к самостоятельности. В 1132 К. Р. распалась, начался период феод. раздробленности.

Хозяйство. Письм. источники дают неск. терминов для обозначения деревенского поселения: "погост" ("мир"), "свобода" ("слобода"), село, деревня, "вервь" (для юж. обл.). Изучение древнерус. деревни археологами позволило выявить все виды деревенских поселений, установить их размеры и характер застройки.

В эпоху образования К. Р. пашенное земледелие с упряжными почво- обрабатывающими орудиями постепенно (на С. несколько позднее) повсеместно сменило допашенное мотыжное с примитивными способами обработки почвы. Преобладала трехпольная система земледелия. Высевались: пшеница, овес, просо, рожь, ячмень и др. Летописи упоминают также хлеб яровой и озимый. Население занималось также скотоводством, разводили домашнюю птицу, занимались охотой, рыболовством и бортничеством. Деревенское ремесло имело подчиненное значение. Ранее всего выделилось железоделат. произ-во, базирующееся на местной болотной руде и применявшее сыродутный способ.

Основой обществ. строя являлась феод. собственность на землю, с постепенно возрастающим закрепощением свободных общинников. Первые столкновения эксплуатируемых масс с феодалами происходят в 10 в. (945). Результатом закабаления деревни явилось ее включение в систему феод. х-ва, основанную на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим сохраняются и остатки рабовладения (холопство).

В 6-7 вв. в лесной полосе места поселений рода или небольшой семьи (городища) исчезают и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища, с одной стороны, и крупные укрепл. дворы феодалов - с другой. Складывается вотчинное х-во. Центр вотчины - "княж двор", в к-ром временами живет князь, где, кроме его хором, находятся дома его слуг - бояр, слуг второстепенных, жилища смердов, рядовичей, холопов и др. Вотчиной управляет боярин - огнищанин, распоряжающийся княж. тиунами. Представители вотчинной администрации имеют как экономич., так и политич. функции. В вотчинном х-ве существовало вотчинное ремесло. С усложнением вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает исчезать, возникает связь с рынком и конкуренция с гор. ремеслом.

Развитие ремесла и торговли обусловило появление в К. Р. городов (см. Город в России). Ранее других упоминаются Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк и др. Осн. жизненным центром города был торг, где реализовалась ремесл. продукция. В городе существовали различные виды ремесел: доменное дело, кузнечно-слесарное, оружейное дело, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), ремесла гончарное, кожевенное, портняжное, ткачество, произ-во стекла, эмали, книжное дело, также обработка дерева, кости и рога, камня, строительное дело и др. Во 2-й пол. 10 в. появляются клейма мастеров, возникает произ-во проволоки способом волочения. Под влиянием Византии возникает сложное произ-во эмалей (конец 10 в.). В крупных городах существовали особые торг. подворья для постоянных заезжих "гостей".

История торговли К. Р. распадается на два периода. В 1-й период (9 - сер. 11 вв.) усиливается роль арабов, укрепляются связи с Византией и Хазарией. Кроме транзитных товаров (шелк, вост. изделия), К. Р. экспортировала различные виды мехов (бобр, соболь и т. д.), рабов, воск, мед, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились дорогие ткани (визант. паволоки, парча, вост. шелка), серебро в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарств. растения, красящие вещества, визант. церк. утварь. Во 2-м периоде (сер. 11-12 вв.) крайне изменившаяся междунар. обстановка (крушение араб. Халифата, нападение половцев на южнорус. земли, 1 -й крестовый поход 1096-99 и т. д.) нарушила торг. пути, лишив многие гос-ва связи с Русью. Проникновение иностр. купцов в Черное м., конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали рус. торговлю на Ю., и к концу 12 в. она была в основном перенесена на С. - в Новгород, Смоленск и Полоцк. Торг. путь в Иран и араб. Халифат проходил по Волге, через Итиль и далее по Каспийскому м. Путь в Византию и Скандинавию (путь "из варяг в греки"), помимо гл. направления (Днепр - Ловать), имел ответвление через Зап. Двину. На З. вели два направления: из Киева в Центр. Европу (Моравия, Чехия, Польша, Юж. Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское м. в Скандинавию и Юж. Прибалтику.

Социально-политич. строй и клас. борьба. Осн. формой гос. управления К. Р. была раннефеод. монархия. Власть принадлежала киевскому князю, к-рый был окружен дружиной, зависящей от него и кормившейся в основном за счет его походов. Наряду с дружиной деятельность князя в начальные периоды существования К. Р. направлялась родоплеменной знатью, к-рую ("старцев градских") в нек-рых случаях приглашали для совета. Нек-рую роль играло в это время и вече - реликт племенной организации. Управление страной осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, т. е. по признаку воен. организации. Доходы князя имели различные источники. В 10 - нач. 11 вв. это в основном "полюдье", дань - "уроки", получаемые ежегодно с городов. В 11 - нач. 12 вв., с началом разложения раннефеод. монархии, положение значительно изменилось. В связи с появлением крупного землевладения с различными видами феод. ренты функции князя сильно усложнились. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести в нем сложное х-во, подобно рядовым феодалам назначать посадников, волостелей, тиунов и т. д., руководить всей многочисл. администрацией. Как и раньше, он был воен. руководителем гос-ва, но теперь приходилось организовывать не столько дружину, сколько феод. ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска, прибегать к чрезвычайным мобилизациям. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внеш. границ. Развилась и законодат. функция князя. Князь стал крупным феод. монархом. Деятельность князя, в общем неограниченная, все же контролировалась и направлялась верхушкой класса феодалов - боярством, окружавшим князя. Роль веча в это время еще более снизилась. Оно всецело находилось в руках бояр. Княжеский двор стал адм.-бюрократич. центром, куда сходились все нити управления страной. Появилась целая иерархия адм. органов, к-рые стали делиться на центр. и местные. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отд. отраслями княж. управления. Во главе городов стоял гор. патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных местных землевладельцев - "старцев" и дружинников, имена к-рых тесно сплетаются с историей того или иного города (напр., род Яна Вышатича, Ратибора, Чудина - с Киевом, Дмитра Завидича с Новгородом и т. д.). Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при перевозках обусловила хорошую вооруженность купцов, и среди гор. ополчения они занимали первое место. Самую многочисл. часть гор. населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство, делившееся на черное (монашествующее) и белое (мирское). Во главе церкви стоял митрополит, обычно назначаемый Византией, к-рому подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископам и митрополиту. Белое духовенство больших церквей объединялось в т. н. соборы, а их церкви становились центрами гор. духовенства.

Сельское население К. Р. состояло из крестьян-общинников, еще не попавших под власть феодала (количество их все уменьшалось), крестьян-общинников, уже закрепощенных, и людей, оторванных от общины, лишенных средств произ-ва и являвшихся рабочей силой внутри феод. вотчины.

Рост крупного феод. землевладения, закрепощение свободных общинников и рост их эксплуатации привели к обострению клас. борьбы в 11-12 вв. (восстания в Суздале в 1024; в Киеве в 1068-69; на Белоозере ок. 1071; в Киеве в 1113). Восстания в большинстве случаев были крайне разобщены, в них принимали участие служители отмирающей религии - волхвы, использовавшие недовольных крестьян для борьбы с новой идеологией. Особенно сильная волна нар. выступлений прокатилась по Руси в 60-х и 70-х гг. 11 в. в связи с голодом и нашествием половцев. В эти годы была создана Правда Ярославичей, ряд статей к-рой предусматривал наказания за убийство служащих администрации феод. вотчины. Смысл клас. борьбы в это время состоял не в свержении феод. формации, к-рая была прогрессивным явлением, а в ограничении поборов эксплуататоров (феодалов, ростовщиков и др.) той нормой, к-рая позволяла непосредств. производителям воспроизводить свое х-во. Эксплуатируемые боролись также за землю, личную свободу и т. д.

Борьба с кочевниками. Весь период своего существования К. Р. была вынуждена вести борьбу с азиат. кочевыми ордами, попеременно наполнявшими причерноморские степи: хозарами, уграми, печенегами, торками и половцами. Кочевья печенегов к концу 9 в. заняли южнорус. степи от Саркела на Дону до Дуная. В 10 в. они представляли настолько крупную силу, что рус. князья, как и Византия, пытались использовать союз с ними в своих целях. Активность печенегов заставила Владимира Святославича укреплять юж. границы К. Р. ("ставить городы"). Ярослав Мудрый в 1036 фактически уничтожил зап. объединение печенегов. Место ушедших печенегов в южнорус. степях было занято торками, к-рым в 1060 объединенными силами рус. князей было нанесено поражение. Позднее остатки торков, поселенных южнее Киева, участвовали в междоусобной борьбе рус. князей. Начиная со 2-й пол. 11 в. южнорус. степи от Волги до Дуная начали занимать половцы, овладевшие важнейшими торг. путями между Европой и странами Востока. Первую крупную победу половцы одержали в 1068. Следующий натиск половцев когда они объединились под предводительством Боняка Шелудивого и Шарукана Старого, К. Р. выдержала в 1093-96, для чего потребовалось объединение всех рус. князей. В 1101 рус.-половецкие отношения улучшились, но уже в 1103 половцы нарушили мирный договор, и затем последовала целая серия походов Владимира Мономаха к половецким зимовьям в глубь степей, завершившаяся лишь в 1117 откочевкой шаруканидов на Ю. к Сев. Кавказу и Грузии. Сын Мономаха Мстислав оттеснил половцев за Дон, Волгу и Яик.

Политическая история К. Р. известна благодаря древнерус. летописям, составленным в кон. 10-12 вв. в Киеве и Новгороде монахами, близкими к княж. верхам, почему в них и сообщается в основном лишь история князей. По данным начальной части летописи, первым князем К. Р. был легендарный Кий (основавший Киев), известный арм. историку 7 в. Зенобу Глаку и живший, по ряду косвен. данных, в 6 в. Первые датированные сообщения летописи начинаются с 852. 60-е гг. 9 в. рассматриваются в летописи совместно с историей зап. и юж. славян. Позднее в летопись была добавлена легенда о призвании варягов (862) во главе с полулегендарным кн. Рюриком. По той же легенде, два боярина, бывшие в подчинении у Рюрика, - Аскольд и Дир в 862 двинулись на Царьград по Днепру, подчинив по дороге Киев. По смерти Рюрика власть перешла варяжскому конунгу Олегу (ум. 912), к-рый, расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883-885 подчинил древлян, северян, радимичей и в 907, 911 (первая достоверная дата летописи) совершил.походы на Византию. Игорь продолжал активную внеш. политику Олега. В 913 через Итиль он прошел все зап. побережье Каспия, дважды (941-944) нападал на Византию. Непомерные требования дани с древлян послужили причиной их восстания и убийства Игоря (945). Его жена Ольга одна из первых на Руси приняла христианство. Она упорядочила управление на местах (т. н. "становища") и вынуждена была установить нормы дани ("уроки"). Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964-972) обеспечил К. Р. свободу торг. путей на В., через земли волжских болгар и хазар, упрочил междунар. положение Руси. Русь при Святославе обосновалась на Черном м. и на Дунае (Тмутаракань, Белгород, Переяславец на Дунае), но после неудачной войны с Византией Святослав был вынужден отказаться от Завоеваний на Балканах. При возвращении на Русь он был убит в бою с печенегами. Святославу наследовал его сын Ярополк, убивший конкурента - брата Олега древлянского (977). Младший брат Ярополка Владимир Святославич, с помощью варягов двинулся на Киев. Ярополк был убит, и Владимир стал вел. князем (980-1015). Настоят. необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией народившегося феодализма - христианством, побудила Владимира ввести его на Руси в форме визант. православия. Христианство обосновывало клас. общество и укрепляло тем самым положение господствующего класса. Поэтому первыми восприняли христ. религию социальные верхи, нар. массы еще долго держались языч. верований (см. Крещение Руси). Княжение Владимира - вершина расцвета К. Р., границы к-рой необычайно расширились (от Прибалтики и Карпат до причерноморских степей). После смерти Владимира (1015) возникла усобица между его сыновьями, в к-рой были убиты два из них: Борис и Глеб, причисленные позднее церковью к лику святых. Убийца - Святополк, бежал после борьбы с братом Ярославом Владимировичем, ставшим киевским князем (1019-54). В 1021 против Ярослава выступил Брячислав полоцкий (1001-44), союз с к-рым был куплен ценою уступки ему ключевых позиций на торг. пути "из варяг в греки" - Усвятского волока и Витебска. Через 3 года против Ярослава выступил его брат - Мстислав Тмутараканский. После битвы у Листвена (1024) К. Р. была поделена по Днепру: Правобережье с Киевом досталось Ярославу, Левобережье - Мстиславу. Так в 20-х гг. 11 в. начало расшатываться ранее сплоченное гос-во. После смерти Мстислава (1036) единство К. Р. было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную деятельность по укреплению гос-ва, устранению церк. зависимости от Византии (образование в 1037 самостоят. митрополии) и расширению градостроительства. При Ярославе Мудром значительно укрепились и расширились политич. связи К. Р. с гос-вами Зап. Европы. Помимо Византии, Польши и Норвегии, К. Р. имела династич. и др. политич. связи с Германией, Францией, Венгрией и др. гос-вами. Наследовавшие Ярославу трое его сыновей поделили владения отца, причем Изяслав Ярославич получил Киев, Святослав Ярославич - Чернигов, Всеволод Ярославич - Переяславль. Пытаясь первое время всемерно сохранять единство К. Р. и действуя сначала заодно, Ярославичи не смогли все же предотвратить феод. распада К. Р. Положение осложнилось натиском половцев (1068). После поражения Ярославичей на Альте (1068) нар. ополчение потребовало оружия для оказания сопротивления врагу. Отказ привел к восстанию 1068 в Киеве, бегству Изяслава и вокняжению в Киеве по воле масс полоцкого Всеслава, изгнанного в 1069 объединенными силами Изяслава и польск. войск. Вскоре среди трех Ярославичей возникли распри, приведшие к изгнанию Изяслава в Польшу (1073), к-рый возвратился в Киев только после смерти Святослава (1076), но вскоре был убит в бою (1078). Ставший киевским князем Всеволод Ярославич (1078-93) не смог сдержать объективных процессов распада единого гос-ва и подчинить местных князей. Лишь под влиянием нашествий половцев (1093-96 и 1101-03) было создано относительно прочное врем. объединение князей вокруг киевского князя для отражения общей опасности. Теперь в трех крупнейших центрах Руси княжили: Святополк Изяславич (1093-1113) в Киеве, Олег Святославич - в Чернигове, в Переяславле - сын Всеволода Владимир Всеволодович Мономах - тонкий политик, убеждавший князей объединиться для борьбы с половцами. Созываемые им для этого съезды князей себя не оправдали (см. Любечский съезд 1097, Долобский съезд 1103). По смерти Святополка (1113) в Киеве вспыхнуло гор. восстание. Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчавший положение должников (уступка восставшим), затем он усилил свои позиции, усмирив новгородцев, и посадил своих сыновей в Переяславле, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми воен. силами К. Р., направлял их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате половецкая опасность была временно ликвидирована. Несмотря на усилия Мономаха объединить К. Р., объективные ист. процессы продолжали развиваться, что выразилось прежде всего в необычайном росте обл. центров - Чернигова, Галича Волынского, Смоленска и др., тянувшихся к самостоятельности. В 1125-1132 сыну Мономаха Мстиславу Владимировичу удавалось еще сдерживать центробежные устремления частей К. Р. Ему, напр., принадлежал план воздействия на непокорных полоцких князей при помощи коалиции ряда князей (1128), что привело в конце концов к полной победе над полоцкими князьями и к высылке их в Византию (1129). После смерти Мстислава (1132), распавшись навсегда, К. Р. вступила на путь феод. раздробленности.

Культура. Истоки культуры К. Р. уходят в глубины нар. культуры слав. племен, к-рая в период образования и развития гос-ва достигла высокого уровня и была обогащена сильным влиянием многовековой культуры Византии. В результате К. Р. стала в ряд передовых по культуре гос-в своего времени. Средоточием феод. культуры был город. Многочисл. археол. открытия последнего времени привели к ряду наблюдений, по-новому освещающих гор. культуру. Особенно важны эпиграфич. находки - надписи на различных предметах, свидетельствующие о довольно широком распространении грамотности (см. Берестяные грамоты). До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху К. Р.: переводная литература, изборники, богослужебные книги и др.; среди них древнейшая - "Остромирово Евангелие". Люди К. Р. понимали огромное значение книг: "книги - суть реки, напояющие вселенную мудростию". Ярослав Мудрый, напр., сам "книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне". По его указанию в Киевской Софии была организована первая на Руси библиотека. Наиболее образованными на Руси были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Илларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодосии Печерский, летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Грамотность на Руси была широко распространена, о чем свидетельствуют надписи на хоз. предметах (на пряслицах, бочках, сосудах и т. д.). Есть сведения о существовании на Руси в это время школ (даже женских), а нек-рые лица (как Феодосии Печерский) обучались и индивидуально. Особенностью К. Р. было применение рус. языка в качестве государственного, в то время как в Зап. Европе использовалась латынь, во многих странах Востока - араб. язык и т. д. Одним из крупнейших достижений мировой культуры является рус. эпос, творцом к-рого был народ. Многие политич. события эпохи К. Р.отложились в нар. памяти.

Древнерус. архитектура стояла на высоком уровне. Если первые рус. храмы строились визант. мастерами (Десятинная церковь в Киеве (989),Спасский собор в Чернигове (1036), Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045), Полоцке (1044-66) и др.), то более поздние храмы создавали рус. зодчие. Переняв опыт Византии и сохраняя многовековые традиции возведения своеобразных нац. языч. деревянных храмов и просто светских зданий, рус. строители внесли живую струю в визант. статичную схему каменного церк. зодчества.

Живопись К. Р. представлена монументальной (фрески, мозаика), станковой (иконы) живописью, а также книжной миниатюрой. Для монументальной и станковой живописи характерны простота и лаконизм, подчинение изображения архитектонике здания; для миниатюры, наоборот,- утонченность, яркое орнаментальное окружение фигур, обилие золота, что делало ее похожей на ювелирное изделие. Особенно выразительно прикладное искусство К. Р., к-рое, несмотря на запрещение церкви, сохранило много языч. черт. Деревенские изделия проще, но больше сохраняют языч. реминисценций, гор. прикладное искусство - богаче и ставит чисто художеств. задачи. В эпоху К. Р. была широко распространена музыка, несмотря на протесты церкви, видевшей в светской нац. музыке отголоски язычества. Пение и музыка бытовали не только в деревнях и на скоморошных представлениях в городах, но и в хоромах феодалов. Киевская София сохранила фреску с изображением музыкантов. О княж. музыке сообщает и Киево-Печерский патерик.

Источн.: Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; ПРП, в. 1, М., 1952.

Лит.: Татищев В. Н., История Российская, т. 1-2, М., 1962-63; Карамзин Н. М., История гос-ва российского, т. 1-3, СПБ, 1903; Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 1, М., 1959; Сергеевич В. И., Вече и князь, М., 1867; Ключевский В. О., Соч., т. 1, М., 1956; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Юшков С. В., Очерки по истории феодализма в Киевской Руси, М.-Л., 1939; Тихомиров М. H., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; его же. Крестьянские и городские восстания на Руси XI - XIII вв., М., 1955; Рыбаков Б. A., Ремесло Древней Руси, М., 1948; Насонов А. Н., "Русская Земля" и образование территории древнерус. государства, М., 1951; История культуры Древней Руси, т. 1-2, М.-Л., 1948-51; Очерки истории СССР. III - IX ВВ., M., 1958; тоже, IX - XV вв., ч. 1 (IX - XIII вв.), М., 1953; Довженок В. Й., Землеробство Древньо? Русi до сер. XIII ст., К., 1961; Будовниц И. У., Общественно-политич. мысль Древней Руси, М., 1960; Лихачев Д. С., Русские летописи и их культурно-историч. значение, М.-Л., 1947; Мавродин В. В., Образование Древнерус. гос-ва, Л., 1945; Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, (М., 1963).

Б. А. Рыбаков, Л. В. Алексеев. Москва. —***—***—***—

Киевская Русь
киевская русь

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
221.10 кб

Митрополит Никифор: путь из Византии в Киевскую Русь

Ионайтис О.Б.
Читать PDF
21.21 мб

Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X-XII веков

Алхалед Назех
Статья посвящена рассмотрению культурного влияния Византии на Киевскую Русь в Х-ХІІ веках в различных областях: письменность и образование, литература, архитектура, фресковая живопись и иконопись, музыкальная культура.
Читать PDF
6.82 мб

Киевская Русь в работах современных украинских и российских историков

Долгова В.Н.
В статье предпринята попытка изучить современную историографию Киевской Руси через анализ работ украинских и российских исследователей.
Читать PDF
386.63 кб

Карпато-днестровские земли и Киевская Русь: особенности взаимодействия

Рабинович Роман
Читать PDF
388.81 кб

Киевская Русь в творчестве А. А. Зимина: концепция "дофеодального периода"

Базанов Михаил Александрович
В статье рассматриваются представления А. А. Зимина о социальном устройстве древнерусского общества. На основании анализа опубликованных работ А. А. Зимина сделан вывод о его приверженности концепции «дофеодального периода».
Читать PDF
12.38 мб

Киевская Русь в творчестве А. А. Зимина: концепция "дофеодального периода"

Базанов Михаил Александрович
В статье рассматриваются представления А. А. Зимина о социальном устройстве древнерусского общества. На основании анализа опубликованных работ А. А. Зимина сделан вывод о его приверженности концепции «дофеодального периода».
Читать PDF
445.84 кб

Киевская русь как фактор русско-украинской политики (филологический аспект)

Павлов Сергей Геннадьевич
Показана невозможность установления правопреемства государственности Киевской Руси по топониму Украина и этнониму русь; представлены филологические и религиозно-культурные основания для объединения России и Украины в рамках языков
Читать PDF
357.30 кб

Киевская Русь и английское королевство в хI веке в свете скандинавских источников

Гаврилишина Мария Романовна
В работе делается вывод о том, что отношения между Киевской Русью и английским королевством на протяжении XI в. были перманентными и осуществлялись при посредничестве викингов.
Читать PDF
406.01 кб

Национальная идея и национальное государство. Ч. 1. Киевская Русь: мифы и реальность

Пронякин Дмитрий Игоревич
Пришедшая из Византии на Русь христианская Церковь стала источником и проводником новой идеологии, новой организации, новой веры.
Читать PDF
335.65 кб

Диалог культур в интерпретации И. В. Моргилевского (Византия, Кавказ, Киевская Русь)

Ненашева Елена Юрьевна
Особенностью изучения культуры Киевской Руси в 1920-е в начале 1930-х годов на Украине была инкорпорированность в широкие исследовательские программы востоковедения.

Похожие термины:

  • Древняя Киевская Русь

    сложилась в результате объединения земель полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и др. Столица - Киев. Междоусобицы князей, нападения половцев и другие причины привели в сер. XII в. к ее раздро