Кипоренко-Даманский, Юрий Степанович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Кипоренко-Даманский Юрий Степанович
(Кипоренко-Доманский; 1888– 1955) - артист оперы (драматический тенор), оперетты, камерный певец и педагог, народный артист УССР (1936), заслуженный артист ГССР (1943). Муж драматической актрисы П.А. Доманской. Работал сапожником. Окончил три класса церковно-приходской школы, в 1905–1906 обучался в Харьк. музыкальной школе и из-за неуплаты за обучение был отчислен. С 1906 пел в хоре Харьк. труппы А. Суходольского, затем в этой же труппе дебютировал в партиях Андрея («Запорожец за Дунаем») и Петра («Наталка Полтавка»). Позднее выступал в труппах Косынкина, Ярошенко, с 1908 - в антрепризе И. Шостковского, в составе которой гастролировал по Волге, Сибири и Дальнему Востоку. В 1909–1910 пел в Харьк. труппе П. Саксаганского, в 1910 - в Одессе (театр А. Сибирякова, антреприза Т. Колесниченко) и Киеве; в 1910–1912 работал в труппе Д. Гайдамаки, с которой гастролировал в Варшаве (1910; здесь в «Гальке» его услышал и высоко оценил А. Мишуга) и в Москве (1911 и 1912). С 1911 брал бесплатные уроки пения у С. Лапинского (позднее занимался у него до 1916). В 1912–1917 выступал в московской Опере С. Зимина, в 1917–1919 - солист театра Московского Совета Рабочих Депутатов (бывшая Опера С. Зимина), затем выступал на оперных сценах Саратова (1919–1921), Ростова-на-Дону (сезон 1921/22), Х-ва (сезон 1922/23, гастроли 1924, 1925), Киева (1923–1924), Свердловска (1924–1925), Тифлиса (1925–1926), Ленинграда, Москвы (Большой театр, 1926), Баку (1926), Одессы (1925, 1926–1927), Астрахани (1927 гастроли). В 1927 совершенствовался в Милане у Э. Танаро, выступал в оперных театрах Италии и Испании. В 1928–1930 пел в Одессе, в 1931– 1939 - в Х-ве и Тбилиси, в 1939–1941 и 1944–1949 солист Киевского театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко, в 1941–1944 - Тбилисского, в 1944 - Харьк. оперных театров. В 1933 гастролировал на Дальнем Востоке, в 1936 - в Москве (Большой театр, 1-я декада украинской литературы и искусства), в 1945 - в Югославии, Австрии и Германии. В 1949–1955 гастролировал во Львове, Одессе, Х-ве, Свердловске. Неоднократно выступал по радио и телевидению. Обладал ровным, звонким, сильным голосом широкого диапазона. Критики сравнивали его голос с голосами А. Мазини, Ф. Таманьо, И. Ершова. Репертуар певца включал 116 партий. Первый исполнитель в Х-ве партий Годуна («Разлом») и Зиновия («Яблуневий полон»). Лучшие партии: Собинин («Иван Сусанин» Глинки; Государственная премия СССР, 1949), Герман («Пиковая дама» Чайковского), Садко («Садко» Римского-Корсакова), Андрей («Тарас Бульба» Лысенко), Хозе («Кармен» Бизе), Радамес, Отелло («Аида», «Отелло» Верди) и др. Выступал также в опереттах. В концертах исполнял украинские народные песни. С 1947 вел педагогическую деятельность в Киевской консерватории (с 1952 - доцент). Среди его учеников - народный артист РСФСР Г. Станиславова. Записывался на грампластинки. Некоторые записи включены в антологию «Золоті голоси України» (1970). Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени (1948, 1951).

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Кипоренко-Даманский, Юрий Степанович

(Кипоренко-Доманский) [12 (24).3.1888, Харьков — 6.8.1955, Киев] — арт. оперы (драм. тенор), оперетты, драмы, камерный певец и педагог. Нар. арт. УССР (1936). Засл. арт. ГССР (1943). Муж драм. актрисы П. А. Доманской. Род. в многодетной семье сапожника. Работал сапожником. Окончив три класса церковно-приходской школы, в 1905—06 обучался в Харьков. муз. школе и из-за неуплаты за обучение был отчислен. С 1906 пел в хоре Харьков. труппы А. Суходольского, затем в этой же труппе дебютировал в партиях Андрея ("Запорожец за Дунаем") и Петра ("Наталка Полтавка"). Позднее выступал в труппах Косин-кина, Ярошенко, с 1908 — в антр. И. Шостковско-го, в составе к-рой гастролировал по Волге, Сибири и Дальнему Востоку. В 1909—10 пел в Харьков. труппе П. Саксаганского, в 1910 — в Одессе (т-р А. Сибирякова, антр. Т. Колесниченко; здесь также выступал в драм. спектаклях, где был партнером М. Кропивницкого) и Киеве; в 1910—12 работал в труппе Д. Гайдамаки, с к-рой гастролировал в Варшаве (1910; здесь в "Гальке" его услышал и высоко оценил А. Мишуга) и в Москве (1911 и 1912). С 1911 брал бесплатные уроки пения у С. Ла-пинского (позднее занимался у него до 1916). В 1912—17 выступал в моск. Опере С. Зимина (дебютировал в партии Собинина), в 1917—19 солист т-ра Моск. Совета Рабочих Депутатов (бывш. Опера С. Зимина), затем выступал на оперных сценах Саратова (1919—21), Ростова-н/Д (сезон 1921/ 22), Харькова (сезон 1922/23, гастроли 1924, 1925), Киева (1923—24), Свердловска (1924—25), Тифлиса (1925—26), Ленинграда, Москвы (Большой т-р, 1926), Баку (1926), Одессы (1925, 1926— 27), Астрахани (в 1927 гастролировал по приглашению М. Максакова). В 1927 был послан на стажировку в Милан. где занимался у Э. Танаро под его руководством совершенствовал парии Хозе ("Кармен"), Манрико ("Трубадур"), Каварадосси и Канио, затем выступал в оперных т-рах Италии и Испании. В 1928—30 пел в Одессе, в 1931—39 — в Харькове и Тбилиси, в 1939—41 и 1944—49 солист Киев. т-ра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко (позднее выступал здесь эпизодически), в 1941 — 44 — Тбилис. оперного т-ра, в 1944 — Харьков. оперного т-ра. В 1933 гастролировал с группой укр. актеров на Дальнем Востоке, в 1936 — в Москве (Большой т-р, 1-я декада укр. литературы и искусства), в 1945 — в Югославии, Австрии и Германии (выступал в частях сов. войск). В 1949—55 гастролировал во Львове, Одессе, Харькове, Свердловске. Неоднократно выступал по радио и телевидению. Обладал ровным, звонким, сильным голосом широкого диапазона (блестящий верхний регистр позволял певцу свободно брать верхнее ре). Критики сравнивали его голос с голосами А. Мази-ни, Ф. Таманьо, И. Ершова. Репертуар певца включал 116 партий.


1-й исп. партий: Кудеяра ("Кудеяр"), Максима Беркута ("Золотой обруч"), Годуна ("Разлом"), Зиновия ("Яблуневий полон"), Кучеренко ("Шевченко"), Тимоши ("Честь"), Филимона ("Мельник — колдун, обманщик и сват", оркестровка Е. Букке); в Москве — Жнеца ("Руфь"); в Харькове — Годуна ("Разлом") и Зиновия ("Яблуневий полон"); в Свердловске — Вяземского ("Князь Серебряный" П. Триодина). Лучшие партии: Собинин (Гос. премия СССР, 1949), Самозванец, Садко, Левко ("Майская ночь"), Герман ("Пиковая дама"), Григорий ("Тихий Дон"), Ленька, Элеазар, Рауль, Каварадосси, Канио, Радамес (исп. ок. 600 раз), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Фауст ("Фауст"), Хозе ("Кармен"). "Мне хорошо помнится Кипоренко в "Паяцах" в роли Канио; с каким удивительным драматизмом, огневым темпераментом и накалом проводил он сцену обезумевшего от ревности обманутого мужа! Внешнее сценическое поведение у Кипоренко было вообще сравнительно спокойным и сдержанным. Его беспокойная темпераментная душа выражала себя обычно в пении, в голосовой экспрессии" (Б. Кравейшвили) *.


Др. партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Голицын и Андрей Хованский ("Хованщина"), Грицько, Вагоа, Ахиор, Михайло Туча, Лыков, Вакула ("Ночь перед Рождеством" и "Черевички"), Ленский, Водемон, Андрей ("Мазепа" П. Чайковского); Манрико ("Трубадур"), Рудольф ("Богема"), Калаф, Васко да Гама, Самсон, Энцо, Иоанн Лейденский, Турриду, Вертер, Йонтек, Лоэнгрин, Тангейзер, Парсифаль, Тристан; Хлопуша, Мелехов, Матюшенко, Давыдов, Андрий ("Катерина" Н. Аркаса и "Тарас Бульба" Н. Лысенко), Марко ("Батрачка" М. Вериковского). Партнеры: З. Гайдай, М. Гукова, М. Гришко, В. Дамаев, Н. Кошиц, М. Литвиненко-Вольгемут, М. Максакова, В. Петров, В. Петрова-Званцева, Г. Пирогов, М. Рейзен, Н. Сперанский, П. Цесевич, Ф. Шаляпин. Пел п/у Э. Купера, А. Лазовского, И. Палицына, К. Сараджева, С. Столермана, В. Сука. Сотрудничал с режиссерами Ф. Ф. Комиссаржевским, П. Олениным, А. Саниным.


Выступал также в опереттах.


В концертах исп. укр. нар. песни. Талант К.-Д. высоко ценили Н. Боголюбов, С. Зимин, А. Мишуга, М. Рейзен, Ю. Сахновский.


С 1947 вел пед. деят-сть в Киев. конс. (с 1952 доцент). Среди его учеников — нар. арт. РСФСР Г. Станиславова.


Записывался на грампластинки. Нек-рые записи включены в антологию "Золоті голоси України" (1970); часть записей — в ГЦММК.


Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1948, 1951).


Соч.: Автобиография (незаконч. рук., 1954); Спогади про творчий шлях // Музика (Київ). 1971. № 5. С. 26—27.


Лит.: Чаговец В. Ю. С. Кипоренко-Даманский // Сов. Украина (Киев). 1941. № 80. С. 3; Из музыкального прошлого. Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. — М., 1965. Т. 2. С. 197—198; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 248; Кравейшвили Б.* Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси, 1970. С. 126—128; Гужова В. М. Спогади. — Київ, 1971. С. 55—57; Квалиашвили М. Воспоминания оперного режиссера. — Тбилиси, 1975. С. 34—35; Давыдов И. Украинский певец в Грузии / Веч. Тбилиси. 1978. 8 апр.; Козак С. Життя корифея // Веч. Київ. 1978. 8 квітня; Миркотан В. Памяти видатного співака // Культура і життя (Київ). 1978. 6 квітня; Кипоренків голос. [Із спогадів народного артиста УРСР В. Тольби. Оперний співак Ю. С. Кипоренко-Доманский // Там же. 1985. 22 грудня; Рейзен М. Автобиографические записки. Воспоминания, — M., 1980. С. 50; Тольба В. Украинский Таманьо // Тольба В. С. Воспоминания / Сост. В. С. Тольба. — Киев. 1986. С. 102—108; Лисенко Г. Героічний тенор // Вітчизна (Київ). 1988. № 4. С. 190 196; Пружанский А. 100 лет со дня рождения Юрия Степановича Кипоренко-Даманского // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1988. Справочное пособие. — М., 1987. С. 32— 33; Архив певца. — в Гос. музей театр., муз. и киноискусства УССР.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008