КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович
(1782—1836) — российский живописец, рисовальщик, график, портретист, академик АХ (1812). Сын крепостной, получил вольную (1788). Окончил АХ в 1803 г. В 1806 г. награжден первой золотой медалью за картину

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Кипренский Орест Адамович
(1782-1836) – выдающийся русский живописец-портретист, график, представитель романтизма в живописи. В 1805 г. Кипренскому присудили золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». По возвращении в Россию в 1827 г. художник написал знаменитый портрет А. С. Пушкина.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович
13.03.1782 - 12.10.1836), живописец и график, представитель романтизма. Из дворовых крестьян.
С детства Кипренский проявил выдающееся дарование рисовальщика. В пятилетнем возрасте получил от своего барина вольную и был определен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств, с 1803 по 1809 - стипендиат Академии. В 1805 удостоен золотой медали за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле". С 1812 Кипренский - член Петербургской Академии художеств, с 1828 жил в Италии.
Кипренский писал преимущественно портреты. Лучшие из них относятся к 1820-м годам. Среди них: автопортрет (1809), портреты Е.П. Ростопчиной, Е.В. Давыдова, А.А. Челищева, графа Д.И. Хвостова, А.М. Голицына (1808-11), В.А. Жуковского (1816), А.С. Шишкова (1825), А.С. Пушкина (1827 - лучший прижизненный портрет поэта). Работы Кипренского построены на контрасте света и тени и выражают сложный внутренний мир человека, его неповторимую индивидуальность.
В.А. Федоров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Кипренский Орест Адамович

Кипренский (Орест Адамович) - портретист и исторический живописец, один из замечательнейших художников, когда-либо являвшихся в России. Он был сын крепостного человека бригадира А. Диаконова - А. Швальбе. Родился в Ораниенбаумском уезде Санкт-Петербургской губернии, 13 марта 1783 г., и крещен в местечке Копорье, от которого получено им прозвище ""Копорский"", измененное потом в фамилию ""Кипренский"". Еще в детском возрасте выказал он большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его на волю и определить, в 1788 г., в воспитанники Императорской Академии Художеств. Обучаясь в ней, своими необычайными артистическими способностями и быстрым их развитием Кипренский приобрел себе особое покровительство тогдашнего президента академии, графа А.С. Строганова . Главными наставниками его здесь были Г. Угрюмов и Д. Левицкий . В 1802 г., за картину: ""Филемон и Бавкида"", присуждена ему малая золотая медаль и, кроме того, за проект памятника профессору живописи Г. Козлову , он получил одну из больших золотых медалей, пожертвованных графом Строгановым. Окончив в следующем году академический курс со званием художника XIV класса, оставлен при академии в качестве пансионера. В 1805 г. удостоен большой золотой медали за написанную по программе картину: ""Дмитрий Донской на Куликовом поле"" (находится в музее Академии Художеств), и таким образом приобрел право на поездку в чужие края, с содержанием от правительства; но, по тогдашним политическим обстоятельствам, отправка его туда была отложена. После того он ездил в Москву и находился в Твери, при дворе великой княгини Екатерины Павловны . В 1812 г., за несколько мужских портретов, в том числе за портрет партизана-поэта Д. Давыдова (находится в музее Академии Художеств), возведен в звание академика, а в 1815 г. признан советником академии. В следующем году отправился, наконец, в заграничное путешествие, на счет императрицы Елизаветы Алексеевны , посетил Германию, Швейцарию и Италию и в последней из этих стран приобрел своими портретами такую известность, что удостоился того, что его портрет, написанный им самим по предложению Флорентийской Академии Художеств, был помещен в галерее Уффици, в собрании портретов знаменитых художников. Возвратился в Санкт-Петербург в 1823 г., но ненадолго, и в 1828 г. снова уехал в Италию, куда влекла его любовь к молодой римлянке, натурщице Анне-Марии Фалькуччи, которая, благодаря ему, была отдана, для образования, в одно из женских учебных заведений этого города. Во время своего отсутствия из Санкт-Петербурга, и вследствие получения Академией Художеств нового штата, переименован из советников в профессоры, в 1831 г. В 1836 г. женился на Фалькуччи, но через 3 месяца умер в Риме, 5 октября того же года. Современники называли Кипренского ""русским ван-Дейком"", но это название определяет характер его таланта не вполне точно. Начав свою деятельность с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе за образцы Рубенса и Рембрандта и старался, в своих работах, слить воедино лучшие качества их живописи; но вскоре оставил этих мастеров и создал собственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природу и жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностью колорита, но и, главным образом, тщательностью отделки, различной смотря по роду изображаемого вещества, такой, чтобы совершенно скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности. Во многих случаях Кипренский разрешал эту задачу превосходно; однако, не все его произведения имеют одинаковое достоинство. Особенно силен он был по части портретов, которых написано им очень много и которые, сверх других качеств, вообще отличаются замечательным сходством. Что же касается до его исторических картин, то они свидетельствуют о том, что, при всем своем мастерстве, он не обладал большим даром композиции. Кроме живописи, Кипренский занимался рисованием на камне и издал несколько литографий. Как на лучшие в числе его произведений, можно указать на портреты знаменитого скульптора Торвальдсена и отца художника (в Императорском Эрмитаже), на ""Молодого садовника"" (там же), ""Читателей газет"" и ""Тибуртинскую Сивиллу"" (в московском публичном музее), портреты баснописца Крылова (в Императорской Академии Наук) и ""Графини Потоцкой"" (в имении графов Потоцких), ""Гробницу Анакреона"" (у графов Брюлловых, в Санкт-Петербурге) и несколько портретов, собранных графом Третьяковым в галерее, основанной им в Москве. А. С-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

ОРЕСТ АДАМОВИЧ КИПРЕНСКИЙ
1782–1836) Ф. Булгарин писал: «Нельзя не восхищаться трудами О.А. Кипренского, нельзя не порадоваться, что мы имеем художника такой силы, нельзя не погрустить, что он занимается одними портретами». Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782 года. Как полагают, он был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Годом позднее его мать, крепостную крестьянку, выдали замуж за дворового Адама Швальбе. Фамилия Кипренский была выдуманной. Дьяконов, заботясь о мальчике, дал ему вольную и шести лет определил в петербургскую Академию художеств. Одаренность Ореста стала ясна уже в первые ученические годы. Он не раз удостаивался медалей за натурные штудии и эскизы композиций. Учитель и гувернер Академии В.С. Дмитриев вспоминал, что Кипренский уже в раннем возрасте выделялся среди сверстников. Он любил рисовать, занимался этим без принуждения. Причем одновременно часто еще и пел. Мальчик был способный, живой, темпераментный. Через девять лет, по завершении обучения в воспитательном училище академии Орест был определен в класс исторической живописи. Туда брали наиболее одаренных учеников, так как историческая живопись в академии почиталась как высший жанр изобразительного искусства. Его учителями были Г.И. Угрюмов – профессор исторической живописи и Г.Ф. Дуайен – мастер плафонной и декоративной живописи. Уже в рисунках стал складываться собственный стиль художника. В «Гекторе и Андромахе», в «Натурщике с красным плащом» (1802 г.) проявляется виртуозность исполнения. В 1805 году Кипренский подвел итоги пройденному курсу обучения картиной «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем», за которую он получает Большую золотую медаль и право на заграничную поездку для продолжения художественного образования. Но в Европе шли наполеоновские войны, и поездка была отложена на неопределенное время. Кипренского еще на несколько лет оставили при академии в качестве ее пенсионера. Несмотря на «историческое» образование, главным в творчестве художника стал портрет. Еще за год до окончания академии он создал произведение, определившее его дальнейший творческий путь, – это был портрет названного отца Адама Швальбе. «"Портрет А.К. Швальбе" возвестил о появлении нового, необычайно яркого портретиста, – пишет В.М. Зименко. – Он поставил молодого художника в первый ряд мастеров этого рода. Образ сильного, волевого старика поражает глубокой искренностью. Прекрасная живопись с применением сложной техники лессировок по свободной пастозной подготовке, благородный колорит показали блестящее живописное дарование молодого мастера». В 1830 году портрет экспонировался на художественной выставке в Неаполе, и, как писал сам художник, «здешняя академия… сыграла следующую штуку… отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Ван?дика, а некто Альбертини в Рембранты пожаловал». В 1808 году начинается дружба Кипренского с известным коллекционером и меценатом А.Р. Томиловым, дом которого был одним из центров художественной культуры первой четверти XIX века. В том же году художник создает портрет Томилова. Тогда же появляются портреты П.П. Щербатова, И.В. Кусова, А.И. Корсакова, «Автопортрет». В 1809 году художник создает один из лучших детских портретов в истории русского искусства – А.А. Челищева. Слово М.М. Раковой: «Облик его проникнут внутренней романтической взволнованностью: он смотрит на мир широко открытыми глазами ребенка, для которого еще "новы все впечатленья бытия". В то же время, несмотря на его детский возраст, в нем угадывается внутренняя жизнь, обещающая в будущем глубокую натуру. Темперамент мальчика подчеркнут контрастным сопоставлением темных глаз и черных прядей волос на ярко освещенном лице, белизна которого в свою очередь усиливается темным фоном портрета. Той же цели служит контраст белого воротника с насыщенным синим цветом куртки и красным – жилета и, наконец, сама свободная фактура портрета, динамическое наложение мазка». 27 февраля 1809 года Кипренский, прикомандированный в помощь скульптору И.П. Мартосу, уехал в Москву. Атмосфера творческих споров, знакомство с художественной галереей Ф.В. Растопчина, насчитывавшей до трехсот экспонатов (среди которых находились картины Веласкеса, ван Дейка, Тинторетто), предвоенные настроения русского общества имели огромное влияние на живописца. Жизнь Кипренского в Москве, богатая впечатлениями, способствовала интенсивной художественной деятельности. «Кипренский почти помешался от работы и воображения», – писал Ф.В. Растопчин. К лучшим портретам довоенного периода (до 1812 года) относятся портреты Е.П. Растопчиной (1809) и Е.Д. Давыдова (1809). Давыдов изображен в богатом гусарском мундире, стоя, с непокрытой головой. У него вьющиеся черные волосы, короткие усы и широко раскрытые черные глаза. Поза его непринужденна. Он стоит, опираясь на правую ногу, облокотившись левой рукой на каменный парапет. Сильное тело изображено в свободном движении. Такие полотна, как портреты А.Р. Томилова (1813) и П.А. Оленина (1813), являются не только вершиной портретного мастерства художника, но и произведениями, преисполненными чувством эпохи. Кипренский сумел увидеть и запечатлеть образ русского человека своего времени, сумел передать патриотический дух эпохи, найдя форму, вполне соответствующую содержанию. «В бурке, в фуражке ополченца изображен Алексей Романович Томилов, просвещеннейший человек своего времени, любитель искусств, близкий друг многих художников, находивших дружеский приют в его имении Успенское близ Старой Ладоги, – пишет Е.Н. Чижикова. – Типичен для того времени его облик. Волевая собранность, сдержанность и человеческая простота покоряют нас. В умном и внимательном взгляде уверенное спокойствие и готовность выполнить свой долг. Обаяние чистоты, пылкой юности привлекает нас в прекрасном портрете Петра Алексеевича Оленина, сына президента Академии художеств. Нежнейшая моделировка передает трепетность юного лица. Во взгляде легкая грусть и мечтательность. Небрежно наброшена на плечи шинель, надета набок бескозырка. Портрет этот отличается большой живописностью, он исполнен в сложной технике пастели и итальянского карандаша, построен на мягком звучании пятен». В эти же годы Кипренский создает карандашные портреты крестьянских детей, исполненные с большой проникновенностью. «Живя в Петербурге, Кипренский сблизился с наиболее выдающимися людьми своего века, – пишет Н.Г. Машковцев. – Он написал портрет поэта В.А. Жуковского (1816), нарисовал архитектора Гваренги (1814), поэта К.Н. Батюшкова (1815), И.А. Крылова (1816), слепого поэта Козлова. Почти во всех своих портретах, как и во множестве других, изображающих людей менее известных, Кипренский дает образ русского человека, пережившего бедствия войны и перестрадавшего за свою родину. Особенным обаянием отличаются некоторые из созданных им женских образов. На самом первом месте следует поставить портрет Е.П. Ростопчиной (1809), не имеющий себе равных во всей мировой живописи XIX века, по силе выражения душевной красоты словно предвосхищающий образ пушкинской Татьяны». В 1816 году академия сочла возможным возобновить заграничные командировки художников. Одним из первых за границу отправляется Кипренский. Через год из Рима, где он окончательно поселился, Кипренский прислал свою первую заграничную картину «Итальянский садовник» (1817), встреченную в Петербурге как новый, неожиданный и радующий поворот в творчестве Кипренского. Подкупала прежде всего блестящая, законченная эмалевая живопись, сильный свет, озаряющий форму, и, наконец, весь миловидный облик юноши с выражением неги и даже томности на красивом лице. Картина Кипренского, казалось, заключала в себе благодатную атмосферу Италии. Итальянские годы Кипренского – годы наивысшей славы. В России его имя обратилось в легенду, итальянцам он открыл Россию. Его завалили заказами. Он удостоился неслыханной чести – галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет. Русские художественные критики писали: «Портрет самого г. Кипренского написан с необыкновенным тщанием; освещение сверху, от того?то кажется при первом взгляде, что он не имеет полного сходства; но всматриваясь более, находишь его и останавливаешься на отделке, которая здесь весьма точна, убедительна». К лучшим работам этого периода принадлежат портреты А.М. Голицына (около 1819) и Е.С. Авдулиной (около 1822) с их стремлением к обобщенности образа, его пластической завершенности. Изучение классического искусства и разработка сложных композиционных замыслов обогатили Кипренского?портретиста; окрепло его композиционное мастерство; линии контуров приобрели изысканность, а пластические объемы – необычайную убедительность. Из карандашных работ Кипренского примечателен портрет Гете, сделанный в 1823 году в Мариенбаде, на пути домой. Стоит сказать также о «Портрете Мариуччи», более известном под названием «Девочка в маковом венке». Позировала для него очаровательная пухленькая девчушка. Мать девочки, распущенная и жадная женщина, постоянно вымогала у Кипренского деньги под предлогом своей безмерной материнской любви и страданий от разлуки с дочерью. Уезжая из Италии, художник выкупил девочку у беспутной матери и официально оформил документ на право воспитания ребенка. Через высшие церковные круги он поместил свою будущую жену Мариуччу – Анну Марию Фалькуччи – в привилегированный монастырский пансион. Россия встретила Кипренского неприветливо. Он пишет Гальбергу. «Совет мой крепко в душе держите: что лучше холодные камни дешево продавать, нежели самому мерзнуть на любезной родине». Сам художник чувствовал себя неуверенно, так как произведения, посланные им из Италии и Парижа, долго не прибывали. Стали говорить, что Кипренскому нечего показать русской публике. Его рассказам об успехах в Италии не верили. К счастью, у него нашелся покровитель – Д.Н. Шереметев. Кипренский снимает квартиру на Английской набережной, но бывает там мало, так как работает в доме Шереметева на Фонтанке, где хозяин предложил ему мастерскую. При содействии своего покровителя Кипренский получает заказы, заводит новый круг знакомств. В 1824 году на очередной публичной выставке в Академии художеств Кипренский показал, помимо ранее созданных, новые произведения, среди них «Портрет Д.Н. Шереметева». После этого репутация художника была восстановлена. В доме на Фонтанке в 1827 году художник создал знаменитый портрет А.С. Пушкина. «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским» – так считал Сергей Львович Пушкин, отец поэта. Русский писатель А.И. Гончаров вспоминал: «Лицо его – матовое, суженное книзу, с русыми бакенами и обильными кудрями волос – врезалось в мою память и доказало мне впоследствии, как верно изобразил его Кипренский на известном портрете». Другой современник писал о портрете: «Гений поэта воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум». «Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…», – написал Пушкин в благодарственном послании. В эти же годы Кипренский рисует и графические портреты, создает такие совершенные листы, как «Портрет С.П. Бутурлина», «Портрет Е.Е. Комаровского», «Портрет М.А. Кикиной» и «Портрет А.А. Олениной». В 1828 году Кипренский снова уехал в Италию, больше он не создал ничего значительного. В Риме художник женился на бывшей воспитаннице и вдохновительнице его таланта Мариучче Фалькуччи. Кипренский писал в одном из писем о Мариучче: «В настоящее время она одна соединяет в себе для моего сердца, для моего воображения все пространство времени и мира… ни одного чувства, которое бы не относилось к ней, не пробегает в душе моей». Для женитьбы на Мариучче Кипренскому пришлось тайно перейти в католичество. Конечно, живая реальная женщина далеко не во всем соответствовала романтическому идеалу художника, поэтому не все складывалось в семье благополучно. 17 октября 1836 года Кипренский умер от горячки. Дочь Клотильда родилась уже после его смерти. «Знаменитый Кипренский умер, – писал из Италии художник А. Иванов, – он первый вынес имя русское в известность в Европе… Кипренский не был никогда ничем отмечен, ничем никогда жалован от двора, и все это потому только, что был слишком благороден и горд, чтобы искать этого».

Источник: 100 великих художников. 2004

Кипренский, Орест Адамович

— профессор живописи, род. 13 марта 1783 г. на мызе Нежинской, около Копорья, Ораниенбаумского уезда Петербургской губ.; ум. 5 октября (ст. ст.) 1836 г. в Риме. Отец его, Адам Карлович Швальбе, был крепостным дворовым человеком бригадира A. С. Дьякова, который, заметив y 5-летнего Ореста выдающиеся художественные способности, дал ему отпускную и определил его в 1788 г. в Императорскую Академию Художеств, где тот и воспитывался, будучи учеником Угрюмова и Левицкого, под фамилией Кипренского, переделанной, как полагают, из прозвища Копорский, данного ему по месту его рождения и крещения; брат же его, Александр, был определен в ту же Академию в 1800 г. уже под именем Швальбе. Вообразив себя влюбленным в одну девушку красавицу, которой больше нравились военные, юный Кипренский задумал поступить в военную службу, и на вахт-параде 13 марта 1799 г., будучи отпущен из Академии для свидания с родственниками, обратился с просьбою об этом к самому Императору Павлу. Взятый при этом обер-полицеймейстером Лисаневичем, он был препровожден в Академию, Совет которой и определил: "за самовольный его поступок сделать ему при собрании всех учеников выговор"; этим и ограничились для Кипренского следствия его детской выходки. В 1800—1801 гг., он получил 2 серебряные медали за рисунки с натуры, а в 1802 г., декабря 11, получил и 2-ю золотую медаль за исполненную программу: "Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филемона и Бавкиду", и другую такую же медаль от президента Академии, гр. А. С. Строганова, особенно ему покровительствовавшего, — за эскиз по конкурсу для памятника покойному профессору скульптуры Козловскому; наконец, в 1803 г., по исполнении эскиза на 1 золотую медаль: "Варяги, отец с сыном, отказывающиеся в присутствии кн. Владимира поклониться Перуну", получил 1 сентября "за хорошие успехи и особливо за признанное добронравие, честное и похвальное поведение" — аттестат 1-й ст. и шпагу, причем, ввиду собственного желания продолжить еще время своего пребывания в Академии, оставлен при ней, вместе с некоторыми другими, "дабы под руководством профессоров они могли приобресть вящие успехи не яко уже ученики, а как художники". Тут-то Кипренским и был написан бывший на Академической выставке 1804 г. портрет его отца, отличавшийся прекрасным колоритом, широкою мастерскою кистью, естественностью освещения и рельефом и признававшийся современниками за одно из лучших произведений не только его самого, но и вообще русской живописи той эпохи; портрет этот был приобретен по повелению императора Николая I, после смерти художника, и передан в Императорский Эрмитаж в 1850 г., а в Академическом музее оставлено повторение; в pendant к нему он начал было писать портрет С. Ф. Щедрина. Получив и 1-ю золотую медаль 1 сентября 1805 г. за программу: "В. К. Дмитрий Донской после победы над Мамаем, находимый в роще князьями и воинами, при последнем почти издыхании" (находится в Академии Художеств), и через год будучи назначен в число 7 человек, избранных к посылке в чужие края пенсионерами "для приобретения большего познания и искусства в художествах", Кипренский остался еще в России по политическим обстоятельствам Европы. В то время, по поручению президента Академии, он списал копию с принадлежавшей ему картины Ван-Дейка "Мужской портрет" (почитался за портрет Антверпенского бургомистра Класа Рококса), как одной из немногих, по которым ученики могут совершенствовать себя в колорите, причем за окончание ее "с похвальным успехом" получил, по определению Совета 16 мая 1808 г., — 300 руб., а 22 августа того же года состоялось новое определение об отправлении его за границу, по изменившимся тогда обстоятельствам; но тем не менее 27 февраля 1809 г. он был прикомандирован к адъюнкт-ректору Мартосу, в Москву. К этому времени и относятся исполненные им портреты: граф. Е. П. Ростопчиной, урожденной Протасовой, 1809 г. (находится в Moсковской галерее бр. Третьяковых) и Н. С. Мосолова (1811), а также гр. Д. И. Хвостова (1812).


Пробыв затем в Твери, при в. к. Екатерине Павловне, и сделав еще большие успехи за время своей отлучки из Академий, Кипренский, по возвращении в Петербург, представил Академическому Совету, вместе с рисованными карандашом портретами крестьянина с кружкой кваса и ген. де-Волана, еще писанные масляными красками портреты: принца Георга Голштейн-Ольденбургского (1811 года, находится в Царскосельском Большом Дворце), шталмейстера кн. Гагарина, лейб-гусарского полковника, партизана 1812 г. Д. В. Давыдова и коммерции советника Кусова, за которые возведен был в академики 1 сентября 1312 г. большинством голосов, а 1 сентября 1815 г., по представленным новым работам, — в советники Академии. В то же время им исполнены были: находящиеся в Московской галерее бр. Третьяковых портреты сенатора В. С. Хвостова и жены его Д. Н. Хвостовой, урожденной Арсеньевой (1814 г.), и бывшие в собрании Н. Д. Быкова в Петербурге портреты архитектора Гваренги (1814 г.) и музыканта Козловского; затем находящиеся на Академической выставке 1814 г. портреты старика с седою бородою (как этюд для апостольской головы), актера Дмитревского (гравированный), партизана русской армии Фигнера (рисованный черным карандашом) и помещенные в Китайской галерее Гатчинского Дворца портреты в. к. Михайла Павловича и имп. Николая І — поколенный (1814 г.), а немного позднее — его же поясной в конно-егерском мундире (1816 г.) и, наконец, К. Н. Батюшкова (1815 г.), И. А. Крылова (1816 г., рис.), Е. С. Семеновой (1816 г., рис.), генерал-лейт. С. А. Тучкова (1816 г., рис.). Кроме того, Кипренским написаны были портреты: кн. Вяземского, В. А. Жуковского (находится в Поречье, в имении гр. Уваровых), С. С. Уварова, А. В. Перовского в испанском костюме XVII в. (находится в Академии Художеств) и некоторые другие. Все они отличались, по отзывам современников, не только сходством, но и приятным, верным колоритом, составлявшим один из отличительных признаков даровитой кисти Кипренского. Желая подражать Рубенсу и Рембрандту, он, как бы мимо воли, писал по-своему, и еще в первые годы учения составил себе особенную манеру, впоследствии усовершенствованную.


Отправленный в 1816 г. за границу на счет Императрицы Елисаветы Алексеевны, которой портрет был им некогда исполнен, Кипренский поселился в Италии. Однако, по замечаниям современников, "превосходные образцы живописи не имели на него слишком большого и благодетельного влияния. Пленясь оконченностию в произведениях некоторых мастеров, он наиболее в этом отношении старался им подражать, и написанный в то время портрет г-жи Авдулиной (1823 г.) можно поставить в образец принятого им направления. Но тщательность в работе доводил он иногда до излишества, так что одно из самых важных его произведений, "Анакреонова гробница" или "Пляска вакханки с сатиром" (находились у А. П. Брюллова), — картина, на которую он употребил и много трудов, да и много времени, — весьма теряла от излишней, до сухости доведенной, оконченности". Тем не менее о ней появилась особая брошюра по-итальянски: Cotti "La tomba d´Anacreonte, quadro d´Orest Kiprensky", Roma. 1820. Другие, наиболее замечательные работы Кипренского, исполненные им в первое его путешествие за границу, т. е. в тот же период, как и поименованная только что картина, были: "Отдыхающий молодой садовник" (1817 года, находится в Эрмитаже), "Девочка в маковом венке с гвоздикой в руках", "Смеющаяся цыганка с миртовой веткой" и портреты: собственный (по заказу Флорентийской Академии Художеств для музея degl´Uffizi; другой экземпляр находится в Московском Румянцовском Музее, третий 1828 г. — в галерее бр. Третьяковых), гг. Берлинского, Лагарпа и др. Во время писания названной главной картины Кипренский нашел для модели молоденькой вакханки одну бедную девочку по имени Мариучча, дочь женщины подозрительного поведения; несколько раз он откупал у нее девочку, наконец вырвал окончательно из ее рук формальным актом и затем, когда сам уехал в Россию в 1823 г., поместил в одно воспитательное заведение на счет казны. В первое время своего пребывания в Риме, по своим связям с путешествовавшими тогда русскими вельможами, Кипренский мог поддерживать любимые им пышность и блеск. К тому же написанные им там вначале портреты так удивили итальянцев, что его превозносили Ван-Дейком и Тицианом, а Каммуччини и другие художники были с ним как товарищи. Но одно несчастное приключение вдруг всех от него отдалило и общее мнение было против него до такой степени, что долго не смел он один по улице пройти. Очень вероятно, что это имело влияние на последующие его работы и римляне им уже не удивлялись. Об этом происшествии мы имеем следующее любопытное письмо Кипренского из Неаполя (1836 г.) к брату пейзажиста Щедрина, следующего содержания: "Я выставлял — пишет Кипренский — портрет отца моего и портрет девочки одной, писанной мною в Риме. Здешняя Академия, рассматривая сии картины, со мною сыграла следующую шутку: г. президент Академии, кавалер Николини, объявляет мне от имени Академии замечание, опытностью и знанием профессоров исследованное, якобы сии картины не суть работы нынешнего века; будто бы я выдаю сии картины за свои, но в самом деле одна писана Рубенсом — портрет отца, а девочка — совсем другим манером и другим автором древним писана; что картины сии бесподобны: отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто, Альбертини, — в Рембрандты пожаловал, и что в Неаполе не позволят они себя столь наглым образом обманывать иностранцу. И так, прошу вас покорно выпросить от Академии нашей свидетельство, что сии картины писаны мною и что, в пандан портрета отца моего, я начал писать портрет дяди вашего, Семена Федоровича. Кончить надобно тем, что когда я принес другие, сверх того, работы мои, писанные в Неаполе, и все в различных манерах, то они удостоверились, что в России художники не обманщики. Особенно "отдыхающие мальчики" (Академии) S-ta Lucia всеобщее одобрение заслужили, — картина сия писана для здешнего короля, — и "Сибиллою Тибуртинскою" все были обворожены".


По возвращении в Петербург, Кипренским были выставлены в Академии в 1824 г., кроме 4-х вышеупомянутых картин и портретов В. А. Жуковского и Авдулиной, еще портреты: гр. Д. Н. Шереметева в рост, генерал-лейт. И. В. Гладкого, гвардейского офицера Анненкова, а в 1827 г. — портреты: мин. нар. просв. А. С. Шишкова (1825 г., писан для Российской Академии), А. С. Пушкина (1827 г.), адмирала гр. Кушелева, Н. С. Шишмаревой, А. Ф. и М. В. Шишмаревых (в рост, один из них находится в Московской галерее бр. Третьяковых), отставного генерал-майора К. Н. Альбрехта (то же), детей генерал-адъют. Бенкендорфа, M. E. Лобанова, В. С. Шереметева, офицера кавалергардского полка кн. Трубецкого, Мальцова, Богдановой и проч., а также картинка "Задумчивость" и эскиз аллегории 1813 г. — "Аполлон после поражения Пифона". "Многие из этих произведений, по замечанию современников, были превосходны и ставили Кипренского наряду, если не с первейшими портретистами, то по крайней мере с замечательнейшими из них. Сходство, строгость рисунка, сила, чистота и приятность колорита — были неотъемлемые качества его живописи".


Вернувшись затем снова в Италию в 1828 г., Кипренский жил попеременно в Риме, Неаполе, Флоренции, Болонье и др. городах, причем, будучи всегда более или менее причудлив, но страстно любя искусство, старался усовершенствоваться и стремился не безуспешно к тому, чтобы победить понятое им свое заблуждение — доводить оконченность работы до сухости. Написанные им в начале 1833 г. в Риме, уже в бытность профессором 2-й степени, в которые он был переименован из советников 10 января 1831 г., портреты двух братьев кн. Голицыных и, в особенности, Торвальдсена (находится в Императорском Эрмитаже), а также "Сибилла Тибуртинская" (находится в Московском Румянцовском Музее) и др. позднейшие произведения служат тому доказательством. К этому же времени относится и одно из лучших произведений Кипренского, так называемый "Паж" в испанском костюме, с черною маскою в руке, моделью для которого послужил один юноша благородной флорентийской фамилии, привлекший при нечаянной встрече внимание нашего художника. Сверх того, им написаны были тогда же: "Мальчик лазарони", "Девочка с плодами", "Молодые люди, читающие газету" (находится в Московском Румянцовском Музее). Но Кипренский испытывал себя и в пейзажной живописи, причем почти единственная в этом роде картина его — "Вид из окна квартиры" (в Неаполе) находилась у Императора Николая І (другой его пейзаж "Вечер" поступил с галереей Прянишникова в Московский Румянцовский Музей). Засим следовали еще портреты: г-ж Жадимировской с дочерью, и Пуччи, граф. M. A. Потоцкой в рост, с сестрою, и граф. Шуваловой, с негритянкою, — это последнее произведение художника, который, как полагают, ничего лучшего дотоле не производил. В последние разы произведения Кипренского появлялись на Академических выставках: 1833 г. — портрет актрисы Телешовой, "Ворожея со свечой", "Мальчик лазарони", "Итальянская девушка с плодами", "Читающий и слушающие газету", "Вид Неаполя и Везувия с моря", и 1836 г. — портреты кн. Голицына и Торвальдсена и "Сибилла Тибуртинская".


Не надо забывать стараний Кипренского усовершенствовать и литографическую часть. Он представил в этом отношении несколько работ, из которых портрет Императора Александра І (1825 г.) и голова Спасителя, с Караччи, заслуживают особенного внимания, не говоря о портретах: Гете, кн. И. А. Гагарина, П. А. Кикина, И. И. Козлова, гр. Растопчина (1822 г.), А. С. Шишкова (1825 г.), головке "Цыганки" (1823 г.) и проч. Кроме того, он пробовал свои силы в гравюре карандашной манерой (портреты: кн. А. И. Горчакова, актера Дмитревского, кн. Ю. В. Долгорукого, пьяниста Фильда) и крепкой водкой (разные грифонажи 1814 г.).


Летом 1836 г. Кипренский, наконец, женился на давно любимой им Мариучче, но только не более 3 месяцев пользовался семейным счастьем, как жестокая горячка сразила его. Собираясь с молодою женою в Петербург, он начал было писать "Ангела-хранителя детей", под которым изобразил свою обожаемую Мариуччу, но картина осталась неоконченной. После его смерти, Академия Художеств предложила вдове его в марте 1837 г. уступить три портрета его работы: Давидова, Императрицы Елизаветы Алексеевны и Торвальдсена за 7000 руб., она же просила купить еще: "Голову старого римского поселянина" и "небольшой морской вид Неаполя" и, хотя сама осталась с ребенком, предоставила в пользу жившей в Петербурге бедной сестры мужа 750 руб. acс. из следовавших Кипренскому за портрет гр. Потоцкой 5000 руб. асс.; наконец, Академия испрашивала Высочайшее разрешение 28 декабря того же года на розыгрыш в лотерею остававшихся у ней картин, эскизов и рисунков Кипренского.


Кипренский не знал оседлости и не имел постоянной квартиры; его картины, материалы и вещи были рассеяны повсюду, где случалось ему жить. Но эта небрежность по отношению к вещам нимало не согласовалась с его вниманием к собственной личности, которое он простирал даже до кокетства, как это видно из его писем и других бумаг.


По описанию скульптора С. И. Гальберга, он был среднего роста, довольно строен и пригож, но еще более любил "делать себя красивым" (far si bello): рядился, завивался, даже румянился, учился петь и играть на гитаре, хотя пел очень плохо. Все это, разумеется, чтобы нравиться женщинам, которых страстно любил до самого конца. Однажды, он упрекал Гальберга в дикости, застенчивости, и когда тот в свое извинение представлял, что не может переломить себя и что невольно боится женщин, — отвечал ему: да, правда, беда с ними познакомиться, кто не Кипренский.


Относительно его значения, как художника, не мешает прибавить отзыв другого современника, по замечанию которого "Кипренский принадлежит к небольшому числу наших избранных портретистов и, не без выгоды, может быть сравниваем со многими лучшими иностранными художниками этого рода — тем более, что, не будучи слепым подражателем чужих достоинств и создав особенный характер живописи, представляет самобытные стороны. Он имел ум весьма пытливый и склонный к отвлеченным изысканиям, и его горячее воображение, кажется, часто представляло ему возможность разрешения самых трудных проблем математики и естественных наук. Тогда он с жаром и на долгое время предавался исследованиям, совершенно отвлекавшим его от искусства. Но в подобном направлении, кажется, можно предполагать и источник характера его живописи. В ней он, особенно в последнее время, как будто искал чего-то нового в механических приемах, и хотел в наивозможно тщательной отделке найти новое средство для полного выражения жизни в своих произведениях. Кажется, он предполагал, что эту отделку можно довести до того совершенства, которое совершенно скроет живопись, скроет следы движения кисти, сольет краски в неуловимые переходы оттенков цветов и произведет в картине тот же самый нерукотворимый вид, какой имеют предметы в природе. И к этому совершенству живописи, должно заметить, он не шел путем подражания. Создав сам себе задачу, он и разрешал ее по-своему. В нем вы не увидите точной копировки, так сказать волосок в волосок, как в Деннере или Жераре Дове. Он старательность сосредоточивал на колорите, в накладке красок, и изображал более прозрачность кожи на теле, нежели ее наружные оттенки. Решение вопроса, куда бы привела его такая манера, прекращено преждевременною его кончиной. Что же касается до тех качеств живописи, которые всегда составляли и составляют предмет изучения художников, — именно рисунка, освещения и выражения, то Кипренский, с своим дарованием и искусством, не мог не оказать в них больших успехов, которые видны в большей части его картин".


Наиболее обстоятельная биография Кипренского появилась в "Худож. Газете" 1840 г., № 13, стр. 19—32, после предварительного некролога 1836 г., № 9—10, стр. 137—138. Она послужила главным материалом для последующих статей о нем: в "Сев. Пчеле" 1856 г., № 35 (Толбина); в "Живописи и живописцах" А. Андреева, 1857 г. стр. 511—515; в "Портретной галерее" Мюнстера, II, 280 (П. Петрова) и в "Худож. Хроникере" 1887 г., № 2—3. Интересная характеристика Кипренского была сделана в "Указателе находящихся в Академии Художеств произведений по алфавиту имен художников и предметов", изд. Б. Фишера, 1842 г., а также в "Сочин." К. Батюшкова, I, 148—150 (прежн. изд.). Следовавшие затем краткие биографии: в "Каталоге оригин. произведений русс. живописи в картин. галерее Императорской Академии Художеств", А. Сомова, 1872 г., стр. 174—175; в "Худож. галерее Моск. Публ. и Румянц. Музея", А. Новицкого, 1889 г., стр. 174—176, и в "Подробных словарях": русс. гравиров. портретов, 1887 г., II, 1078, и русс. граверов 1895 г., II, 485, Д. Ровинского, не говоря уже о других, представляются простыми извлечениями из названного выше первоисточника, причем в первой из них Кипренский ошибочно назван пенсионером имп. Екатерины Алексеевны, каковая ошибка повторена и в "Каталоге картинной галереи Имп. Эрмитажа", А. Сомова, 1895 г., стр. 116. — Важнейшим источником для биографии Кипренского служат, кроме рукописных документов в архивах: Императорской Академии Художеств 1799 г., № 24 и 1812 г., № 86, и Министерства Императорского Двора, дела канцелярии, 1831 г., оп. XVIII, № 200, св. 226, и 1836 г., № 316, св. 375 (по стар. нумер.), еще — "Сборник матер. для истории Императорской Академии Художеств", П. Петрова, т. І — II, и "Указатель" к нему, А. Е. Юндолова, не считая описаний Академических выставок в журналах: 1814 г. ("Сын Отеч.", XVIII), 1824 г. ("Отеч. Зап.", XX), 1827 г. ("Сев. Пчела", № 110), 1883 г. ("Литер. Прибавл. к Русс. Инвал.", № 87), 1836 г. ("Худож. Газета", 1 прибавл.) и проч., и "Описи худож. произведений город. галереи П. и С. Третьяковых", М. 1896 г.


Н. Собко.


{Половцов}





Кипренский, Орест Адамович



— портретист и исторический живописец, один из замечательнейших художников когда-либо появлявшихся в России. Он был сын крепостного человека бригадира А. Диаконова, А. Швальбе. Родился в Ораниенбаумском уезде С.-Петербургской губернии, 13 марта 1783 г., и крещен в местечке Копорье, от которого получено им прозвище "Копорский", измененное потом в фамилию "Кипренский". Еще в детском возрасте выказал он большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его на волю и определить, в 1788г., в воспитанники Императорской академии художеств. Обучаясь в ней, своими необычайными артистическими способностями и быстрым их развитием К. приобрел себе особое покровительство тогдашнего президента академии, графа А. С. Строганова. Главными наставниками его здесь были Г. Угрюмов и Д. Левицкий. В 1802 г., за картину "Филемон и Бавкида", присуждена ему малая золотая медаль и, кроме того, за проект памятника профессору живописи Г. Козлову, он получил одну из больших золотых медалей, пожертвованных графом Строгановым. Окончив в следующем году академический курс со званием художника XIV класса, оставлен при академии в качестве пансионера. В 1805 г. удостоен большой золотой медали за написанную по программе картину: "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (находится в музее академии художеств), и таким образом приобрел право на поездку в чужие края, с содержанием от правительства; но, по тогдашним политическим обстоятельствам, отправка его туда была отложена. После того он ездил в Москву и находился в Твери, при дворе великой княгини Екатерины Павловны. В 1812 г., за несколько мужских портретов, в том числе за портрет партизана-поэта Д. Давыдова (находится в музее академии художеств), возведен в звание академика, а в 1815 г. признан советником академии. В следующем году отправился наконец в заграничное путешествие, за счет императрицы Елизаветы Алексеевны; посетил Германию, Швейцарию и Италию и в последней из этих стран приобрел своими портретами такую известность, что удостоился того, что его портрет, написанный им самим по предложению флорентийской академии художеств, был помещен в галерее Уффици, в собрании портретов знаменитых художников. Возвратился в СПб. в 1823 г., но ненадолго, и в 1828 г. снова уехал в Италию, куда влекла его любовь к молодой римлянке, натурщице Анне-Марии Фалькуччи, которая благодаря ему была отдана, для образования, в одно из женских учебных заведений этого города. Во время своего отсутствия из СПб., был, вследствие получения академией художеств нового штата, переименован из советников в профессоры, в 1831 г. В 1836 г. женился на Фалькуччи, но через 3 месяца умер в Риме, 5 октября того же года.


Современники называли К. "русским ван Дейком", но это название определяет характер его таланта не вполне точно. Начав свою деятельность с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе за образцы Рубенса и Рембрандта и старался в своих работах слить воедино лучшие качества их живописи; но вскоре оставил этих мастеров и создал собственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природу и жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностью колорита, но и, главным образом, тщательностью отделки, различной смотря по роду изображаемого вещества, — такой, чтобы совершенно скрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности. Во многих случаях К. разрешал эту задачу превосходно; однако не все его произведения имеют одинаковое достоинство. Особенно силен он был по части портретов, которых написано им очень много и которые, сверх других качеств, вообще отличаются замечательным сходством. Что же касается до его исторических картин, то они свидетельствуют о том, что при всем своем мастерстве он не обладал большим даром композиции. Кроме живописи, К. занимался рисованием на камне и издал несколько литографий. Как на лучшие в числе его произведений, можно указать на портреты знаменитого скульптора Торвальдсена и отца художника (в Императорском Эрмитаже), на "Молодого садовника" (там же), на "Читателей газет" и "Тибуртинскую Сивиллу" (в Московском публичном музее), на портреты баснописца Крылова (в Императорской академии наук) и "графини Потоцкой" (в имении графов Потоцких), на "Гробницу Анакреона" (у гг. Брюлловых, в СПб.) и несколько портретов, собранных г-ном Третьяковым в галерее, основанной им в Москве.


А. С—в.


{Брокгауз}






Кипренский, Орест Адамович


портретный и исторический живописец; сын Швальбе, крепостного человека г. Дьяконова; род. 13 марта 1783 г., крещен в местечке Копорье, от которого получил прозвище Копорский, переделанное впоследствии в Кипренского. Поступил в Академию художеств в 1788; ученик Угрюмова и Левицкого [В делах академии сохранилось свидетельство о том, что Кипренский просился в военную службу; Журналом совета 14 марта 1799 г. было определено: присланному при сообщении СПб. обер-полицеймейстера Лисаневича, ученику Оресту Кипренскому, за самовольный ево поступок в утруждении государя императора об определении в военную службу, сделать при собрании всех учеников выговор.]. В 1805 г. получил большую золотую медаль за картину "Димитрий Донской на Куликовом поле", с правом поездки за границу (которая была отложена). Жил некоторое время в Москве, a потом в Твери, при в. кн. Екатерине Павловне. В 1812 г. за портрет Дениса Давыдова и некоторых других сделан академиком; 1815 г. советник академии; 1816— 1823 гг. и с 1828 г. жил в Италии, где в 1836 г. женился и через три месяца, 5 октября 1836 г., умер в Риме (Сомов, Картинная галерея Акад. худож. СПб., 1872. I. 175). Кипренский много обязан своим художественным образованием французскому живописцу Дойену; портреты его писаны широкой и бойкой кистью и напоминают манеру Ван Дика. Кипренский рисовал на камне и гравировал на меди крепкой водкой и карандашной манерой и литографировал. Офорты его, по большей части, так называемые грифонажи, выполнены твердой и опытной рукой. Он приобрел европейскую известность своими портретами и написал свой собственный портрет для собрания портретов Флорентинской галереи. Его гравюры: 1. Портрет кн. А.И. Горчакова; доска в Акад. художеств; 2. Пианист Фильд; 3. Актер Дмитревский, 1814. — 4. Его же портрет на маленьком грифонаже Кипренского; доска в Акад. худож. — 5. Князь Ю.В. Долгорукий. Все пять гравированы карандашной манерой.


Гравюры офортом: 6. Болыной грифонаж; в верхней полосе листка помещены: поясное изображение девушки в профиль; вправо, в средине, копия с головки старика, грав. Рембрандтом; справа голова старушки. Внизу, слева, турецкий паша; слева какой-то лысый господин "чорт Иваныч" приготовляется лизнуть пашу языком; чертенок, сидящий на голове паши, колет этого черта Иваныча копьем в глаз. Повыше две головки, мужская и женская, с надписью сбоку: "Алексей Томи". Справа внизу портрет К.П. Брюллова, — в рубашке с открытой шеей; правую руку он положил на стол. В средине гравюры надпись: "Орест Апреля 12 | 1814. | С.-Петербург. | Париж взят | 19 марта 1814". На плече девушки монограмма Кипренского: ***. 6.6 х 8.6*. — Чрезвычайно редкий листок.


7. Другой большой грифонаж: вверху, слева, голова борзой собаки; справа портрет Дмитревского, схожий с большим его портретом, грав. Кипренским же. Внизу слева три карикатурные головки (Шебуев, Оленин и Егоров?), портрет самого Кипренского (поясн., 3/4 впр.); женская головка, копия с грав. Рембрандта, и пейзаж. Внизу под портретом Кипренского его монограмма; правее подпись: "1814 Орест". 6.7 х 9.4*.


8. Неконченый портрет в. кн. Николая Павловича, по грудь; гравир. крепкой водкой. 5.5 х 4.


9. Неудавшееся изображение молодого господина, по грудь, 3/4 влево. Вверху надпись: "Дмитрев." (не похожий на Дмитревского)*. 4.5 х 2.7.


10. Вверху большая женская голова в профиль; под нею маленькая головка усатого господина. 5.8 х 4.3*.


11. Три головки, — вверху одна, едва вышла; внизу справа карикатурная голова; слева маленькая неудавшаяся, совсем черная головка. 7.1 х 5.8*.


12. Двенадцать карикатурных профилей; между ними можно предположить Егорова и Шебуева; кругом тройная рамка. 8.9 х 6.5*. Этот листок приписывается некоторыми Орловскому.


13. Дощечка, на которой учился гравировать в. кн. Михаил Павлович; на ней нацарапано навыворот: "Михаил | Давно я не гра...", — головка гусара, глаза и нос, — все это работы великого князя. Вверху головка в профиль, в легких контурах, работы Кипренского. Доска в Акад. художеств. 5.7 х 7.2*.


Литографированные портреты Кипренского:


14. Имп. Александр I в лавровом венке и в тоге; 3/4 впр.; на ленте через грудь: "С нами Бгь". Кругом зодиак: "Оресть Кипренской. — Санктпетербурге. 1825. — Двадцать пятый год. | Благополучного Царствования | Императора Александра". Лицо императора размером 4,5 выш.


15. В том же круге зодиака нарисована другая голова императора Александра, размером всего 3, шея покрыта черными облаками. Тоже 3/4 вправо.


16. Александр I в лавровом венке, в облаках: "Наш Ангел... литографировал Орест Кипренской". В лист. Император 3/4 влево; размер головы 3.


17. Сенатор князь Иван Алексеевич Гагарин, поясной, 3/4 вправо. P.; c моногр. Кипренского.


18. Статс-секретарь Петр Андреевич Кикин. По грудь, в черном сюртуке и белом жабо.


19. Иван Иванович Козлов (слепой). С адресом Дригера и Бергмана.


20. Поясной портрет Гр. Ростопчина; 3/4 вправо: "Oreste Kiprensky del 1822. — Без дела и без скуки | сижу поджавши руки" (Эрмитаж).


21. А.С. Шишков: "Орест Кипренской. — Ст Петербург. 1825. — Министр народного просвещения | Адмирал | Александр Семенович | Шишков". В овале, поясной, 3/4 впр.


Кипренский много помогал литографу Сандомури в его отличных литографированных портретах Шишмарева и гр. Шереметева (с ориг. Кипренского).


22. Гете, типичный портрет; на экземпляре Е.Е. Рейтерна рукою Гассинга помечена монограмма Кипренского.


23. Большая литография: женская головка: "zingara | Oreste Kiprinsky pinx: et del: — Lith. de Engelman, rue du faub. Monmartre № 6". B журн. Из. Иск. 1823, стр. 337 картинка эта названа: "цыганкою, предлагающею с коварною улыбкою мирть".


24. "Образ Спасителя | представлявшийся во сне Аннибалу Карачи, и немедленно написанный им на тафте. Рис: на камне Кипренский". Большой лист.


{Ровинский}





Кипренский, Орест Адамович


знаменитый живописец, проф., воспитанник и пенсионер за границею И. А. X.; р. 1783 г. 13 марта, † 1836 г. 5 окт. в Риме.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008