КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
ок. 376 — 444) — патриарх Александрии 412 — 444, один из наиболее реакцион. церк. деятелей 5 в. К. А. возгл. жестокие преследования «еретиков» и язычников в Александрии, сопровождающ. уничтожением культурных ценностей. По подстрекат. К. А. в 415 была убита женщина-философ Гипатия. Опираясь на монашество, К. А. добился осуждения на т.н. вселенском соборе в Эфесе (431) несторианства.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
V в.) – патриарх Александрии, активный участник религиозной борьбы по истолкованию церковных догматов, один из самых авторитетных раннехристианских писателей. Он – автор эпиграмм, экфрасиса с подробным описанием картины на сюжет «Жертвоприношение Авраама» и словаря, составленного на основе работ его предшественников, к которым он дал собственные комментарии. Словарь, предназначенный для обучения в христианской школе, представляет собой комплекс различных по объему глосс (глосса – заметка, сделанная на полях рукописи или вставленная в текст и дающая толкование непонятного слова или места) к Библии, к речам ораторов и к сочинениям писателей. Труды Кирилла Александрийского были переведены на армянский, грузинский, болгарский и другие языки.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

KИРИЛЛ АЛЕKСАНДРИЙСKИЙ
(ум. 444) – святитель, один из отцов Церкви, богослов и толкователь Священного Писания, создатель ортодоксального учения о Богочеловеке. Представитель александрийской богословской школы; с 412 г. – архиепископ Александрийский. С 428 г. боролся против ереси Нестория, тогдашнего архиепископа Kонстантинопольского. Участник III Вселенского (Эфесского) Собора, осудившего ересь Нестория и утвердившего почитание Девы Марии Богородицей (431 г.). Автор многочисленных полемических сочинений против Нестория, в которых утверждалось нераздельное соединение природ в Христе, начиная с момента Его рождения в мир; в этих сочинениях был введен термин «ипостасное единство». Kириллу Александрийскому принадлежат также толкования на ряд ветхозаветных книг, собрание трактатов о Троице и апологетическое сочинение, осуждавшее «Речи против христиан» Юлиана Отступника. Память 18 (31) января.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
?-444 г.) — святитель, один из отцов церкви, богослов и толкователь Св. Писания, создатель ортодоксального учения о Богочеловеке (см.). Представитель александрийской богословной школы; с 412 г. — архиепископ Александрийский. С 428 г. боролся против ереси Нестория, тогдашнего архиепископа Константинопольского. Участник III Вселенского (Эфесского) собора, осудившего ересь Нестория и утвердившего почитание Девы Марии Богородицей (431 г.). Автор многочисленных полемических сочинений против Нестория, в которых утверждалось нераздельное соединение природ в Христе, начиная с момента Его рождения в мир; в этих сочинениях был введен термин «ипостасное единство». Кириллу Александрийскому принадлежат также толкования на ряд ветхозаветных книг, собрание трактатов о Троице — «Тезаврос» и апологетическое сочинение, осуждавшее «Речи против христиан» Юлиана Отступника. Память 18 (31) января.
     

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Кирилл Александрийский
ум. в 444 г., греческий христианский писатель. О жизни К. до 412 г. нам известно мало. Он был племянником патриарха Александрийского Теофила, вероятно, некоторое время жил среди коптов. Возможно, принимал участие в синоде «Под Дубом» (403 г.) снявшем Иоанна Златоуста с патриаршего престола Константинополя. После смерти Теофила К. выбирается патриархом Александрийским. В своей религиозной и писательской деятельности он сражался с врагами христианской веры — евреями и язычниками. Однако его причастность к убийству в 415 г. знаменитой женщины-ученого Ипатии проблематична. В 431 г. К. сыграл решающую роль на Эфесском соборе, где был лишен должности и изгнан Нестор. Деятельность К. оказала огромное влияние на формирование сепаратизма египетской церкви и на дальнейшее развитие коптского христианства. Литературное наследие К. включает произведения полемические и эгзегетические. Полемические произведения К. направлял прежде всего против ариан (см. Арий) и несториан (см. Нестор). Из антиарианских произведений нужно назвать Сокровищницу науки о Святой и Единосущей Троице (He biblos ton thesauron peri tes hagias kai homousiu Triados; 415-425 гг.) и 7 диалогов О Святой и Единосущей Троице (Peri hagias kai homousiu Triados; после 425 г.). В первом из них К. следует за Афанасием, в другом — более самостоятелен. Из антинесторианских сочинений внимания заслуживают Пять книг против заблуждений Нестора (Kata ton Nestoriu dysphemion pentabiblos antirresis; ок. 430 г.)и сборник из 3 трактатов, предназначенный для императора Феодосия II, Об истинной вере (Prosphonetikoi peri tes orthes pisteos; 430 г.). Сохранившееся полемическое сочинение К., направленное против Юлиана Отступника, позволяет нам частично реконструировать произведения самого Юлиана Против Галилеян. Среди эгзегетических трудов можно указать на сохранившийся целиком труд О почитании и поклонении в духе и истине (Peri tes en pneumati kai aletheia proksyneseo kai latreias), включающий 17 книг диалогов на темы Ветхого Завета и являющийся ярким примером аллегорической интерпретации Библии в Александрии. Использование диалогической формы есть лишь средство указать на трудные места в тексте. В дополнение к этому произведению является написанная в форме комментария к первым книгам Ветхого Завета Глафира (Glaphyra), в которой К. опирается прежде всего на труды Оригена. К. писал также комментарии к отдельным книгам Ветхого и Нового Завета. Из крупные произведений следует назвать еще Библию в пяти книгах, от которой сохранились лишь фрагменты. В нашем распоряжении находятся и Пасхальные послания К. и немногочисленные гомилии. К. был первым автором, который начал ссылаться в ходе аргументации на высказывания своих предшественников — церковных писателей — и таким образом оказал значительное влияние на последующее развитие литературы.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
221.59 кб

Был ли свт. Кирилл Александрийский монофизитом?

Никулин Максим Сергеевич
Читать PDF
958.94 кб

Учение св. Кирилла Александрийского о материи космоса и плоти человека

Зинковский Кирилл
Читать PDF
189.13 кб

Экзегетический метод святителя кирилла Александрийского в Его «Толковании на Послание к евреям»

Никулин Максим
Проведено исследование экзегетического метода свт. Кирилла Александрийского на примере одного из его произведений «Толкования на Послание к евреям». Автор статьи опирается на монографию М.-О.
Читать PDF
235.15 кб

Особенности богословской терминологии свт. Кирилла Александрийского на фоне христологических споров

Харыло Анджей
В статье рассматриваются особенности терминологического аппарата, употребляемого свт. Кириллoм Александрийским в изложении христологического догматa о соединении двух естеств в одном Лице Богочеловека Иисуса Христа.

Похожие термины: