Клятва

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

клятва
обещание или заверение, в свидетели которых призывается Бог. Произносилась клятва в древности с поднятием руки (Быт 14.22). Имеет также смысл: отделение, предание Богу-как заклятие и проклятие (Чис 5.21; Дан 9.11; Гал 3.13). (См. заклятие, проклятие)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Клятва
В греч. праве были известны К. свидетелей, К. сторон и решающая процесс К., лежавшая в основе условного приговора. К. применялись в управлении, в судах и в частных правовых отношениях. Они предполагали содействие богов, почитаемых в городе (в Афинах Зевса, Аполлона или Посейдона), которые освящали К. и карали клятвопреступников. Юридич. К. имела четкую формулировку, связывалась с жертвоприношением и произносилась публично, частные К. произносились в храмах. В пголемеевском Египте царская присяга фиксировалась в письменном виде. В Риме клятвы (iusiurandum) с призывом к богам произносились во время процессов, как при свидетельских показаниях, так и в высказываниях сторон. Ссылки на богов придавали им вес. Большое значение придавалось К. должностных лиц. Сведений о К. в частном праве нет.

Источник: Словарь античности. 1989

КЛЯТВА
торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятва у Евреев была прямая и непрямая. Непосредственное обращение к Богу, как к Верховному Свидетелю, было дозволено Законом (Вт 6:13), и она выражалась в различных формах. Так например выражения: Господь между мною и тобою (Быт 16:5) пусть будет Судьей: жив Господь! (2Цар 12:5); пусть то и сделает мне Господь (Руф 1:17); свидетель мне Бог (Рим 1:9). О клятвах, составлявших непосредственное обращение к Богу, хотя бы при сем и не употреблялось имя Божие, можно читать в Евангелии Матфея (5:34). “А Я говорю вам, говорит Господь: не клянись вовсе ни небом, потому что оно престол Божий..”. и пр. Далее мы читаем в Свящ. Писании о том, что Евреи клялись иногда жизнью царя (Быт 42:16), жизнью какого либо частного лица (1Цар 1:26), полевым скотом (Песн 2:7), храмом, алтарем, жертвами (Мф 23:16-22). Клятвы вообще произносились: поднявши руку вверх “Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке, неба и земли,” сказал Авраам царю Содомскому (Быт 14:22). “Я подъемлю к небесам руку Мою, представляется в Вт 32:40 сам Господь как бы клянущимся, и клянуся десницею Моею и говорю: живу Я во век!” или обратившись лицом к жертвеннику (3Цар 8:31). или наконец в) положивши руку под стегно (Быт 24:2). Первая форма при произнесении клятвы считалась наиболее распространенною. Клятвы произносились при следующих случаях: когда заключался завет или договор между людьми (Быт 14:22, Деян 23:21). Когда заключался договор между царем и его народом, и наоборот (1Цар 14:24-28, 3Цар 18:10). Иногда при произнесении обета (Чис 30:2). При раскрытии какого либо преступления (Чис 5:21). В означенном случае употреблялась особая форма заклятия, именно: заклинающий обыкновенно говорил: “заклинаю тебя Богом живым” (Мф 26:63), и заклинаемый отвечал на это: “аминь,” или: “ты говоришь.” В послании к Евреям (6:16-18) an. Павел говорит следующее: “Люди, клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественные показать наследникам обетования неприложность Своей воли, употребил в посредство клятву.” Из сего должно заключить, замечает по поводу означенных слов известный церковный вития-богослов митр, Филарет. что если сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то кольми паче позволено и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти; употреблять клятву и присягу с благоговением и с твердым намерением отнюдь не изменять ей. Клятвы у Евреев считались греховными, когда например произносились в пустых случаях и напрасно (Исх 20:7), когда клялись истуканами и идолами и др. В более чистые времена Иудейской истории у Евреев всякая клятва считалась священною (Нав 9:20), но в позднейшие времена Иудейские раввины уже учили, что если в какой либо клятве не произнесено имя Божие, то она совсем не обязательна, и вследствие такого неправильного понимания и лжеучения, естественно распространялись обманы и вероломство. Подобного рода клятвы строго воспрещались Господом и Его апостолами (Мф 5:33-37, Иак. 5:12). “Не клянись вовсе, учил Господь, но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого” (Мф 5:37). Следуя этому учению Ессеи действительно вовсе не клялись. Ложная клятва состоит в том, что люди утверждают клятвою то. чего нет. Это грех против третьей заповеди.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Клятва
евр шеба. При Моисее клятва между израильтянами была в обиходе, как очень старинный обычай. См. Быт. 14:22 и дал. Моисей же дал ей правила и ограничения. Он запрещает ложную клятву с призыванием имени Бога (Исх. 20:7; Лев. 19:12); велит исполнять клятвенные обещания (Чис. 30:3) и делает твердой только клятву с призыванием имени Иеговы (Втор. 6:13), а не так, как это было принято у язычников (Иер. 5:7; Ам 8:14; Быт. 42:15 и дал.) и как допустили это впоследствии неверующие евреи, которые клялись всем, чем угодно (Мат. 23:16 и дал.; 5:36). Сущность клятвы, как призывания в свидетели всеведующего Бога, чтобы утвердить сказанное, выражена в Евр. 6:16 и дал., где говорится, что Бог также клялся Самим Собою. Впрочем, по закону клятва была разрешена только в известных случаях, или как оправдывающее удостоверение, или для свидетельства перед судом (Исх. 22:11; Чис. 5:11 и дал.) и т.д. Со временем клятва стала очень часто применяться даже в обыкновенных разговорах, и при этом пользовались различными формулами, напр.: «Жив Господь» (Суд. 8:19; 2 Цар. 2:27) или «то и то пусть сделает со мною Господь (3 Цар. 2:23; 4 Цар. 6:31) и т.д. Против этого выступила партия ессеев (см. «Партии»), которые отрицали всякую клятву, почему Ирод при восшествии на престол освободил их от присяги (Иосиф Флавий, Иудейская война). Все же для вступления в их партию они требовали принесения страшной клятвы. «Не клянитесь вовсе», говорит Господь (Мат. 5:34 и дал.); и ап. Иаков в своем послании (5:12) повторяет то же: «Братья мои, не клянитесь ни небом, ни землею и никакою другою клятвою». Толкование этих запрещений, как известно, различное. Квакеры (друзья) — община в Англии, образовавшаяся после 1650 года, не признает никакой клятвы на основании приведенных мест, и поэтому, по существующему закону (после 1833 года), торжественное обещание с их стороны имеет такую же законную силу, как и клятва. «Моисееву заповедь: «не клянитесь именем Моим во лжи» Иисус изменяет так: «Не клянитесь вовсе». Христос видит в клятве (равно как и в разводе) только дозволение, которое стало необходимым вследствие греха. — Нельзя согласиться с мнением толкователей, что здесь воспрещается только злоупотребление клятвой» (Ольсхаузен). Против этого возражают, что в мире, где царит ложь, клятва необходима, и что только благодаря ей, мы чувствуем уверенность в истине сказанного; далее, что Христос пришел не для того, чтобы нарушить закон, который предписывает клятву; к тому же и Бог клялся Самим Собою (Евр. 6:17; Ис. 45:23), также Христос (Мат. 26:63-64), апостолы (Рим. 1:9: 2 Кор. 11:31), и ангелы (Отк. 10:6) клятвою подтверждают истину своих слов. Хотя Христос и не находил нужды в какой бы то ни было клятве в совершенном царствии Божием, однако же, пока Церковь Христова находится в мире и мир проникает в нее, христианам, как членам государства, следует для евреев быть евреями, для немощных, как не-мощные, и т.д. (1 Кор. 9:20, 21) и приносить присягу, когда того требует правительство. Другая сторона возражает на это, что Христос Сам не клялся, но ответил на вопрос, поставленный Ему первосвященником с клятвой, положительно: и «Бог, собственно говоря, никогда не клялся в буквальном смысле; Бог клялся не так, как люди (Тем, Кто выше их); и поэтому мы не можем вывести отсюда заключения «о необходимости клятвы» Афанасий. Призывание Павлом Бога совсем другого рода в сравнении с той клятвой, которую воспрещает Христос: это не что иное как торжественное утверждение правды сказанного для славы Божией. Наконец, полагают, что клятву нельзя оправдывать тем, что говорится в ней в Евр. 6:16, подобно тому, как из слав в 1 Кор. 9:24 нельзя заключить, что Павел одобряет языческие игры. Сведения о том, как понимала клятву первая церковь, можно почерпнуть из рассказа Евсевия в его церковной истории (о некоем Василии, который служил в армии в Александрии во время Оригена. Василий вместе с другими присутствовал при казни девушки христианки Потампиайны, с которой обращался очень снисходительно, в противоположность грубому обращению своих товарищей. Вскоре он стал сам христианином и имел возможность исповедовать свою веру. Когда по какой-то причине, товарищи заставили его поклясться, он ответил, что ему совсем не позволено клясться, ибо он христианин, и «это», говорит Евсевий, «он исповедовал на мало не уступая. Когда увидели, что он это говорит серьезно, то бросили его в тюрьму. В тюрьме посещали его «братья», они запечатлели его в Господе» (преподали крещение), а на следующий день после этого и был обезглавлен. На это можно возразить, что он, может быть, не хотел клясться в данном случае языческими божествами, и что это не значило, что он вообще отрицал клятву.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
179.49 кб

"выборная" монархия? Клятва верности (бай'а) и личность султана в истории алауитского Марокко (XVIII

Орлов Владимир Викторович
В статье представлены различные аспекты историко-культурного значения клятвы верности (бай'а) в неоднозначном и нередко насильственном процессе передачи власти в традиционном Марокко.
Читать PDF
353.36 кб

Клятва, договор, шертвование в межгосударственных отношениях у тюрко-татар

Давлетшин Гамирзан Миргазямович
В статье анализируются разнородные источники, где описывают ся ритуалы принятия межгосударственных (Китай, Московская Русь) соглашений у тюрко-татар в форме клятвы, мудрого изречения, магических действий.
Читать PDF
1.70 мб

«Клятва» для хора a cappella (на стихи А. Титова)

Михайлов А.
Читать PDF
211.84 кб

«Клятва Гиппократа» как феномен европейской культуры

Силуянова Ирина Васильевна
Читать PDF
181.48 кб

КЛЯТВА ГИППОКРАТА И ВЕЛИКИЕ ПЬЕСЫ

Вишневская Инна
Читать PDF
263.73 кб

Функционирование пословиц и поговорок в историческом романе Н. А. Полевого "клятва при гробе господн

Горбатов Михаил Александрович
Пословицы и поговорки в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдение над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми.
Читать PDF
205.29 кб

Своеобразие исторического дискурса в романе Н. А. Полевого «Клятва при Гробе Господнем»

Пономарёва Маргарита Гелиевна
В статье определяется объем понятия «исторический художественный дискурс», показано своеобразие соотношения романного и фактографического материала в романе Н. А. Полевого «Клятва при Гробе Господнем».
Читать PDF
246.37 кб

«Клятва Демона» М. Ю. Лермонтова в переводе А. Е. Кулаковского: особенности переводческих интерпрета

Яковлева Виктория Дмитриевна
В статье рассматривается вольный перевод «Клятвы Демона» М. Ю. Лермонтова, впервые выполненный одним из основоположников якутской литературы А. Е. Кулаковским.
Читать PDF
274.19 кб

Традиции древнерусского жанра паломнических хождений в романе Н. А. Полевого «Клятва при Гробе Госпо

Семенкин Александр Константинович
В статье рассматривается проблема следования Н.А.Полевым в романе «Клятва при Гробе Господнем» традициям древнерусского жанра паломнических хождений при описании паломничества вымышленного героя Ивана Гудочника в Иерусалим.
Читать PDF
192.02 кб

Традиции древнерусских символических жанров в романе Н. А. Полевого «Клятва при Гробе Господнем»

Семенкин Александр Константинович
В статье исследуется стилизация Н.А. Полевым в романе «Клятва при Гробе Господнем» древнерусских символических жанров знамения, видения и чуда.
Читать PDF
239.54 кб

Славянская клятва: "да будет мне стыдно!" в творчестве А. К. Толстого

Антюхов А.В., Шаравин А.В.
В статье рассматриваются особенности функционирования славянской клятвы: «Да будет мне стыдно!» в творчестве А.К. Толстого.
Читать PDF
552.29 кб

Клятва и присяга как перформативные акты "микрофизики" власти

Санников Сергей Викторович
В статье рассматривается роль клятвы и присяги в процессе формирования политического знакового пространства (семиозиса власти) на этапе перехода от архаических форм власти (потестарности), основанных на сакральном «договоре», к тр
Читать PDF
136.87 кб

Клятва Гиппократа: трансформация семантики и возрождение прагматики

Мелик-гайказян И. В., Мещерякова Т. В.
В традиции западной медицины клятва Гиппократа имеет непреходящее значение. В современной культуре положения клятвы Гиппократа интерпретируют как основание для принципов биоэтики и практики патернализма, противостоящей биоэтике.
Читать PDF
170.46 кб

Борьба единоверцев за отмену клятв Соборов 1666-1667 годов

Павлова О. А.
В статье рассматриваются последствия раскола Русской Православной Церкви, произошедшего в 17 веке, в том числе вопрос об отмене клятв, внесенный Стародубским иноком Никодимом.
Читать PDF
143.07 кб

Ритуальное содержание клятвы оружием в русско-византийских договорах X в.: сравнительно-типологическ

А. А. Фетисов

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Клятва в Зале для игры в мяч

    Клятва в Зале для игры в мяч (Tennis Court Oath), драматич. инцидент, произошедший в Версале на первом этапе Великой Французской революции. 17 июня 1789 г. третье сословие "Генеральных штатов под председательс
  • ГАННИБАЛОВА КЛЯТВА

    клятва, произнесенная карфагенским полководцем Ганнибалом, не складывать оружия 8 войне с Римом до его завоевания. В переносном смысле - торжественное обещание посвятить свои силы чему-либо.
  • Клятва Гиппократа

    греческое понятие; среди сочинений Гиппократа имеется текст клятвы врача именем богов-исцелителей — Аполлона, Асклепия, Гигиеи, Панакеи. 1-я часть клятвы содержит обязательства врача по отношению
  • КЛЯТВА И.В.СТАЛИНА

    Памяти скончавшегося 21 января 1924 основателя и вождя большевистской партии, создателя Советского государства В.И.Ленина посвятил свою работу II Всесоюзный съезд Советов. На его первом заседании, 26
  • ВЕЛИКАЯ КЛЯТВА

    21 января 1924 г. скончался Владимир Ильич Ленин. 23 января специальным поездом гроб с телом Ленина был перевезен в Москву и установлен в Колонном зале Дома союзов. В течение четырех последующих дней м
  • КЛЯТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ

    текст присяги на верность императрице, которую принимали профессора АН в церкви св. ап. Андрея Первозванного. 30 июля 1745 г. в этой церкви принес присягу Л. , подписавшись: «Императорской Академии нау
  • КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕ

       • Periur?um,          ????????? (определение этого понятия см. Cic. off. 3, 29), не наказывалось ни в Греции, ни в Риме какими-нибудь гражданскими карами, вследствие нежелания предупредить суд богов. По крайней