Книжник

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

книжник
букв.-пишущий, писец)-представитель, по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе с фарисеями, см.). Первым и величайшим книжником был Ездра (Езд 7.6,10; Неем 8.1), собравший и упорядочивший все книги Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники (Неем 13.13). После вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый-арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить. Книжники становятся хранителями, толкователями и учителями закона. Хотя к закону запрещалось что-либо добавлять (Вт 4.2), очень скоро появилось множество новых правил, положений, установлений, которые в общем назывались преданиями старцев (Мф 15.2). Эти предания позже были собраны в одну книгу под названием Мишна (повторение) раввином Иудой Святым (200 г. по РХ). К ней затем добавилась Гемара (завершение), первое издание которой появилось в Тивериаде в 350 г. а второе в Суре (Вавилония) около 550 г. Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений). Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две различные школы. Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил, наставник Савла (ап. Павла). Были среди книжников и стремившиеся последовать за Христом (Мф 8.19), и беседовавшие с Ним (Мф 12.32), одному из которых Он сказал, что тот близок к Царствию Божию (Мф 12.34). (См. законник, ученость)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Книжник
Когда после Вавилонского плена пророчества среди Израиля прекратились, то некоторые люди стали ревностно охранять и изучать имевшиеся Священные Писания. Они стали самыми влиятельными мужами среди еврейского народа в течение ближайших столетий до и после Р.Хр. Их называли книжниками, по евр. «соферим» (в буквальном переводе «писцы»). Первым в Библии под этим именем мы встречаем священника Ездру: «книжник, сведущий в законе Моисеевом» (Ездр. 7:6), «расположивший сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде (Ездр. 7:10; Неем. 8:1). В письме Артаксеркса о« 1 называется «совершенным учителем закона Божия» (Езд. 7:12, 2,1). После него законники стали появляться один за другим, причем каждый собирал вокруг себя учеников, прилагая свои толкования и объяснения к толкованиям предыдущих учителей. Несмотря на запрещение в Втор. 4:2, к заповедям Господним таким путем прибавилось множество заповедей и постановлений. Эти добавочные заповеди, которых законники насчитывали до 613 (248 повелений и 365 воспрещений), постепенно сделались главными и стали важнее слов закона Моисеева. Иудейские постановления и предания собирались и записывались в так называемую «мишну» (т.е. повторение). Мишна, по преданию, составлена «равви Иудою Святым» около 200 года по Р.Хр.; она разделена на 6 частей в том числе 63 трактата. К мишне затем добавили пояснения, так называемую «гемару» (т.е. завершение), написанную в двух изданиях, из которых одно закончено в Тивериаде в 350 г., а другое в Суре, в Вавилоне, около 550 г по Р.Хр. Эти книги, вместе взятые, носят название Талмуд (т.е. учение) и представляют огромный сборник, который может считаться Библией новейшего еврейства. О происхождении предания мишна говорит: «Моисей принял устно закон на Синае и передал его Иисусу Навину, Иисус же — старейшинам, старейшины — пророкам, пророки — мужам большой синагоги».
Эти «предания старцев» (Мат. 15: 2) заклеймены в Новом Завете Иисусом Христом — назвавших их «учение и заповеди человеческие» и «ваши предания» (Мат. 15:9; Map . 7:7 и дал.); (срав. Кол. 2:8,22). Евангелисты точно свидетельствуют о том большом влиянии, которое во время Иисуса Христа имели на народ учители этих преданий и заповедей человеческих, так называемые «grammateis «, — законники, занимавшиеся « grammata;, т.е. литературой. Их называли также законоучителями. Они являлись для народа богословами и юристами (Мат. 2:4; Лук. 20:46). Вместе с первосвященниками и старейшинами они составляли синедрион, который судил самые важные дела (Мат. 20:18; Лук. 22:2; Деян. 4:5). Законники находились, главным образом, в Иерусалиме и в Иудее, но их. было много и в других местах страны (Лук. 5:17). Незадолго до времени Христа законники разделились на два различные течения или партии, названные по именам двух современных раввинов — Гиллеля и Шаммая. Гиллель умер 120-ти лет, около 10 г. по Р.Хр. Различие между школами Гиллеля и Шаммая касалось часто очень мелочных вопросов толкования закона, напр., позволительно ли в праздничный день переставлять лестницу от одной голубятни к другой или от одного ставня к другому, К школе Гиллеля принадлежал знаменитый законник Гамалиил, учеником которого одно время был Павел (Деян. 5:34; 22:3). Свои поучения эти учителя делали частью у себя в доме, частью в синагоге, частью в притворе храма и т.д. Иногда они имели особые школьные помещения. Учитель сидел на возвышенном месте, ученики внизу вокруг него, как Павел у ног Гамалиила. Срав. рассказ об отроке Иисусе в храме (Лук. 2:46). Учили они бесплатно. Обыкновенно, законоучитель знал какое-нибудь ремесло, чем и кормился. Рассказывается, что знаменитый Гиллель был дровосеком. До его времени законоучители не имели никакого особенного титула, но после него они стали носить один из трех различных титулов: «Рав» низший, «Рабби» и «Раббан» — самый высший титул [14] Титул «Раббан» носили только семь самых знаменитых, одним из них был Гамалиил. Впрочем все эти раввины требовали себе почета от народа. Они любили, чтобы их называли равви, отцом и наставником (Мат. 23:7 и дал.); охотно ходили в длинных одеждах, любили приветствия в народных собраниях и избирали лучшие места в синагогах и на пиршествах Мат. 12:38 и дал.; Лук. 20:46). Талмуд внушает, что человек должен почитать своего учителя более, чем отца: «если отец и учитель потеряли что-либо, то должно возместить потерю сначала учителю, а после отцу, ибо отец только произвел его в этот мир, но учитель, который учит его мудрости, приведет его в жизнь будущего века. Если отец и учитель несут какую-либо тяжесть, то ученик должен сперва помочь учителю, а потом отцу. Если они находятся в заключении, то он сначала должен выкупить учителя, а потом отца». Вообще законники принадлежали к фарисеям и составляли ядро и были руководителями их. От этого часто повторяющееся в речах Спасителя «горе» книжникам и фарисеям (Лук. 11: 42 и дал.; Мат. 23). Между тем, кажется, что и в среде книжников находились более или менее признавшие Иисуса (Мат. 8.19; Map 12:32; Иоан. 3:1; срав. Иоан. 7: 51; 12:42). По всей вероятности, они были последователями Гиллеля, который толковал закон вообще человечнее и мягче, чем Шаммай.
Еврейские ученые делали сравнение между Иисусом из Назарета и Гиллелем и стремились доказать, что Иисус основу Своего учения и Свои самые прекрасные изречения заимствовал у Гиллеля Однажды к Шаммаю пришел язычник и обещал ему стать прозелитом, если Шаммай научит его всему закону, стоя на одной ноге. Шаммай рассердился и выгнал его вон. Тогда он пошел к Гиллелю с той же просьбой Гиллель любезно его принял, встал на одну ногу и дал язычнику следующий короткий совет: «Не делай ближнему твоему того, чего не желаешь себе. Это весь закон. Все прочее только объяснение. Иди и исполняй это». Это самые мудрые слова Гиллеля, и евреи, главным образом на них строили свои сравнения между ним и Иисусом. Но, вдумавшись, невольно замечаешь большую разницу между воспрещающей заповедью Гиллеля: не делать ближнему никакого вреда, и положительной заповедью Иисуса: Итак, во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мат 7:12) Кроме этого, имеются другие, высказанные Гиллелем, изречения, которые совсем не выдерживают сравнения с учением Иисуса. Фарисейство проявляется наиболее ярко в следующем изречении Гиллеля: «Неученому трудно избежать греха». (Срав Иоан. 7.49) Гиллель также допускал брачный развод, по самому ничтожному поводу, напр., если у жены подгорела пища для мужа. В некоторых вопросах толкование закона Гиллелем было гораздо строже толкования Шаммая; так, напр., на вопрос, можно ли есть яйцо, снесенное курицей в субботу, — Гиллель ответил нельзя». Из мудрых изречений Гиллеля в «Пирке абот» приводятся следующие: «Не суди твоего ближнего, пока ты не в его положении». «Не говори: я обращусь (к Богу), когда у меня будет свободное время; может быть, этого свободного времени у тебя никогда не будет». «Повсюду, где нет человека, будь ты человеком».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
265.67 кб

Князь И. Ф. Мстиславский забытый книжник xvi века?

Усачев А. С.
В статье рассматриваются некоторые факты биографии главы Боярской думы при царе Иване Грозном князя И.Ф.
Читать PDF
149.83 кб

Русский книжник и дипломат Дмитрий Герасимов: взгляд из Италии

Голод Елена Валерьевна
Статья посвящена изучению личности дипломата Дмитрия Герасимова в освещении итальянских источников, повествующих о русском посольстве в Рим 1525 г.
Читать PDF
569.04 кб

«Панарион» Епифания Кипрского и восприятие язычества в историософских взглядах древнерусских книжник

Лушников А.А.
Статья посвящена историософским взглядам авторов антиязыческой литературы Древней Руси.
Читать PDF
337.86 кб

Митрополит Макарий — выдающийся книжник Древней Руси (Традиции и особенности)

Архимандрит Макарий
Читать PDF
177.92 кб

Петербургский интеллигент-книжник (к 75-летию А. В. Соколова)

Штолер Андрей Владимирович
Читать PDF
1.11 мб

Максим Грек: греческий писатель или московский книжник?

Буланин Дмитрий Михайлович
К числу важных открытий, касающихся творчества Максима Грека, относятся находки, существенно пополняющие грекоязычный раздел его наследия.
Читать PDF
88.70 кб

Роль заимствований в произведении тверского книжника XV В. «Слово похвальное инока Фомы»

Хафизова О. Р.
Читать PDF
433.55 кб

Сочинение средневекового сирийского книжника в пересказе арабоязычного копта-экциклопедиста

Селезнев Николай Николаевич
Читать PDF
177.79 кб

Средневековые сюжеты о предательстве, зависти и клевете в осмыслении печорского книжника XIX века И.

Волкова Татьяна Федоровна
В статье на материале трех древнерусских повестей о царице и львице, о царевне Персике и об Акире Премудром, переработанных печорским книжником XIX в. И.С.
Читать PDF
854.28 кб

Динамика мировоззренческих представлений русского книжника в переходный период (на примере эпистоляр

Шунков Александр Викторович
Актуальность статьи обусловлена общей задачей, решаемой сегодня в отечественном литературоведении, изучение поэтики книжных памятников переходного периода русской литературы.
Читать PDF
762.64 кб

Библейские сюжеты в осмыслении печорского книжника XIX века И. С. Мяндина

Волкова Татьяна Федоровна
В статье дается обзор рукописных материалов печорских собраний из Древлехранилища ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН, представляющих собой списки и литературные редакции печорского книжника - крестьянина-старообрядца Ивана Степановича Мя
Читать PDF
460.95 кб

«Троичество и единство» в трудах книжника XVI В. Ермолая-Еразма

Антонова Мария Владимировна
В данной статье рассматривается тринитарная концепция русского книжника XVI века Ермолая-Еразма на основании анализа его богословских сочинений: «Книги о Троице», Малой трилогии и «Поучении к своей душе».
Читать PDF
9.99 мб

Неизвестный автограф выговского старообрядческого книжника XVIII века Даниила Матвеева, каргопольско

Пигин Александр Валерьевич
Анализируются два текста, входящие в состав рукописного сборника XVIII века (Библиотека РАН, Каргопольское собрание, № 62), переписанные рукой старообрядческого книжника из Выго-Лексинского общежительства Даниила Матвеева (1687-17
Читать PDF
0.00 байт

В поисках героев: к вопросу о переосмыслении прошлого русскими книжниками XV-XVI вв

Рудаков Владимир Николаевич
В статье анализируются новые явления в древнерусской книжности XV-XVI вв., связанные с переосмыслением событий, произошедших в годы нашествия Батыя, формированием образов героев противостояния ордынцам.
Читать PDF
431.58 кб

О книжниках и лесниках. Этический смысл архи-письма

Бродский Александр Иосифович
В статье утверждается, что предпринятое в конце прошлого века Жаком Деррида противопоставление устной и письменной речи является лишь одной из форм выражения двух пониманий функции языка.

Похожие термины:

  • Книжник, Василий Аверкиевич

    (род. 1918) — летчик-штурмовик. Участник Великой Отечественной войны. Воевал в составе 65 шап, был зам. командира эскадрильи. 23 февраля 1942 г. на И-153 таранил финский истребитель F2A. Награжден орденом Лени
  • Иов , псковский книжник

    Иов (XV в.) – «роспоп», псковский книжник по прозвищу Столп, автор послания к основателю псковского Елеазарова монастыря Евфросину по поводу аллилуйи в церковном пении. В своей «епистолии» (будучи с
  • Книжник-Ветров, Иван Сергеевич

    Род. 1878, ум. 1965. Историк, библиограф, специалист по истории революционного народничества.
  • Книжник, Израиль Самойл

    авт. религиоз.-философ. статей, сотр. "Речи", р. 7 июня 1878 в г. Ананьеве, Херсон. губ., с. раввина. {Венгеров}
  • КАЛЬМАН Книжник

    Kalman K?nyves) (ок. 1068-1116) - венг. король (с 1095) из династии Арпадов. Издал законы, направл. на укрепление феод. отношений и усиление гос. аппарата. Поддерживал папство в его борьбе с императорами. После разгр
  • Тимофей, книжник

    Тимофей (XIII в.) – «премудрый книжник». В Галицко-Волынской летописи (см. Летопись Ипатьевская), в том разделе, где рассказывается о бесчинствах в Галиче венгерского палатина Бенедикта Бора, командо
  • Книжников, Виктор Александрович

    Заведующий лабораторией радиационной гигиены населения Института биофизики МЗ СССР с 1975 г.; родился 24 июня 1928 г. в г. Москве; окончил 1-й Московский медицинский институт в 1952 г., доктор медицинских н
  • Книжников, Константин Львович

    (1883— 1952, Баку) — арт. оперы (драм. баритон), камерный певец и педагог. Нар. арт. АзССР (1936). Род. в крестьянской семье. Образование получил в Моск. ун-те, одновременно обучался пению в Оперной студии А. Шп