Кочергин, Альберт Николаевич

Найдено 1 определение
Кочергин, Альберт Николаевич

(р. 31.08.1930) — спец. по методол. науки, филос. вопросам естествознания, истории филос., соц. филос., филос. образования и экол. проблематике; д-р филос. наук, проф. Род. в Костроме. В 1959 окончил ист.-филол. ф-т Ивановского пед. ин-та, в 1963 — филос. асп. при Новосибирском ун-те. Работал на кафедре филос. Новосиб. ун-та последовательно асс., ст. преп., доц., проф., зав. кафедрой. С 1975 — зав. кафедрой филос. СО АН СССР и одновременно проф. кафедры филос. Новосиб. ун-та. С 1987 по XII.2000 являлся зав. кафедрой филос. ИППК МГУ; в наст. вр. — проф. этой кафедры. Докт. дисс. — "Философский анализ моделирования функций мозга" (1973). Заслуженный деятель науки РФ. Акад. Экол. академии России, Академии гуманит. наук (С.-Петерб.), Академии космонавтики России, Меж-дунар. академии информатизации. В работах К. осуществлен сравнительный анализ работы мозга и систем искусств, интеллекта, позволивший выявить их общие и специфические черты; уточнено понятие модели путем введения и обоснования понятия функциональной асимметрии в отношениях сходства модели и прототипа; выделены и эксплицированы подходы к изучению психики; обоснована необходимость различения моделирования, воспроизведения и имитации психич. деятельности; разработана классификация моделей психики на основе учета уровня моделирования — функционального, структурного, субстратного; обоснована принципиальная возможность использования биол. моделей для моделирования ряда психопатоло-гич. состояний человека. Уточнено понятие информации и выявлено многообразие ее проявлений; выявлены осн. свойства науч. информации; обоснован вывод о том, что совершенствование методол. творч. преобразования науч. информации лежит не столько в обл. использования традиц. методов, сколько в обл. разработки принципиально новых приемов логико-семантического моделирования, основанных на знании инфор-мац.-системных закономерностей творч. процесса, особенностей творч. информациогенеза. Выявлена связь информац. и психол. явлений. Разработана модель ин-формац. потоков об-ва; выявлена структура информац. взаимодействия в об-ве. Обосновано понимание филос. как рациональной рефлексии, "опрокинутой" в историю филос.; реализован принцип периодизации ист.-филос. процесса, основанной на способах осуществления рефлексии; выявлены и обоснованы гл. параметры рус. филос. как нац. феномена. Конституирована форма экол. сознания; обоснована необходимость разработки "философии выживания" как реакции на возникновение глоб. проблем, ориентирующей на внесение корректив в ценностные ориентации совр. цивилизации; разработана общая программа гармонизации отношений об-ва и природы; эксплицировано понятие филос. культуры и намечены пути ее формирования; выявлены осн. направления гуманитаризации и гуманизации системы образования; выявлены и эксплицированы осн. проблемы методологии анализа об-ва как целостной системы.



Соч.: Об обобщенном определении моделирования // ФН. 1967. № 6; Моделирование психической деятельности. [В соавт.]. М., 1969; Философский анализ моделирования функций мозга. Новосибирск, 1973; Психика и информация. [В соавт.]. Новосибирск, 1977; Информациогенез и вопросы, его оптимизации. [В соавт.]. Новосибирск, 1977; Проблемы информац. взаимодействия в обществе. [В соавт.]. М., 1980; Наука как вид духовного производства. [В соавт.]. Новосибирск, 1981; Экологическое знание и сознание. [В соавт.]. Новосибирск, 1987; Философия перестройки и перестройка философии // ВФ. 1987. № 9; Проблемы методологии анализа общества как целостной системы. [В соавт.]. Новосибирск, 1988; Моделирование мышления. М., 1989; Теоретические и методические вопросы формирования философской культуры. М., 1989; Методы и формы научного познания. М., 1990; Научное познание: формы, методы, подходы. М., 1991; Философский лабиринт. М., 1992; Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. [В соавт.]. М., 1993; Экология и техносфера. М., 1995; Философия и глобальные проблемы. М., 1996; Философия и методология науки. [В соавт.]. М., 1996; Наука в системе культуры. [В соавт.]. Смоленск, 1996; Экологическое образование и воспитание // Философия образования. М., 1996; Социальная экология как предмет диалога // Когнитивное моделирование переговорного процесса. М., 1998; Концепции естествознания. М., 2000.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008