Комедия римская

Найдено 1 определение
Комедия римская
   драмам жанр, получивший развитие в Риме в III - II вв. Хотя в Италии и до этого существовали фольклорные комед. представления (ателлана, мим), они носили в осн. импровизационный характер и достигли письменного оформления только ок. I в. до н. э. Возникновение лит. К. р. связывают с им. Ливия Андроника, k-рый поставил в 240 до н. э. на Римских играх одну трагедию и одну комедию, переработанные с гр. оригиналов. По этому пути пошли за ним Невий (первую свою комедию пост, в 235), Плавт, Теренций и др. рим. драматурги, создавшие жанр т. н. паллиаты - комедии, герои к-рой носили греческую одежду. Всего известно св. 20 имен рим. поэтов, писавших в жанре палл´иаты, и больше полутора сотен назв. их комедий. Целиком дошли только произв. Плавта и Теренция, относительно бол. числом фр-тов представлены Невий, Цецилий Стаций и Турпилий. В кач-ве источника для своих пьес авторы К. р. брали гл. обр. соч. Менандра, Филемона и Дифила. Соотв., центр интриги составляли похождения молодых людей, добрачные связи и узнавание детей, а среди действующих лиц появлялись воины, параситы, гетеры и т. д. При этом степень приближения к оригиналу была в К. р. различной. Невий перерабатывал его достаточно свободно и первым ввел контаминацию, что облегчалось стереотипностью сюжетных схем в самой нов. аттич. комедии. Еще свободнее чувствовал себя Плавт, вносивший в гр. оригинал стихию простонар. юмора в обрисовке характеров и языка, а вводимые им кантики не имели прецедентов в гр. комедии. Из сравнения сохраненных Авлом Геллием отрывков из комедии «Ожерелье», написанной Цецилием Стацием по Менандру, видно, что Стаций значительно упростил и огрубил изобр. душевных чувств, в к-ром гр. поэт был непревзойденным мастером. Гораздо ближе к гуманистическому содержанию твор-ва Менандра и его мл. современника Аполлодора был Теренций, особ, внимательный к обрисовке характеров. Хотя он и пользовался контаминацией, но осуществлял ее так искусно, что пьеса приобретала дополнительную живость и яркость образов. К Менандру восходила примерно половина из 13 комедий Турпилия (198-193-104); из фр-тов видно, что и здесь господствовали осн. мотивы паллиаты; увлечения молодых людей и добродетель девушек. К к. II в. до н. э. паллиата исчезает с рим. сцены, уступая место тогате, в к-рой бытовые зарисовки италийской действительности в их сюжетном оформлении все еще подчиняются готовым схемам паллиаты.

   В.Я.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997