Коми-зыряне

Найдено 1 определение
Коми-зыряне
коми (самоназв.), коми-морт ("коми-человек"), коми-войтыр ("коми-народ"), коми-ойз ("коми-люди"), коми-отир ("коми-люди"), зыряне (устаревшее рус. назв.), коренное нас. Респ. Коми; живут также в Архангельской, Мурманской, Свердл., Омской, Тюменской обл., Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Алтайском крае. Общая числ. в бывш. СССР 344,5 тыс. чел., в РФ - 336,3 тыс., в т.ч. в Респ. Коми - 291,5 тыс. В 1921 была образована авт. обл. Коми (с 1936 - Коми АССР, с 1991 - Коми ССР, с 1992 - Респ. Коми). Родственны коми-пермякам и удмуртам. Осн. этнографические группы: ижемцы, вычегодцы, вымичи, печорцы, лузцы, сысольцы, удорцы. Относятся к ильменскому и беломорскому типам беломорско-балтийской расы. Говорят на коми-зырянском яз., относящемся к перм. подгруппе финно-угорской группы ур. яз. семьи. Диалекты: ижемский, лузско-летский, печорский, верхне-вычегодский, нижне-вычегодский, верхнесысольский, вымский, присыктывкарский, удорский. Лит. яз. на основе присыктывкарского диалекта. В конце 1930-х вместо составленного ранее (В.А.Мордовцевым) на латинской графической основе алфавита был принят совр. алфавит на рус. основе.    К. происходят от Перми вычегодской. Слово "пермь" - древний топоним: в рус. летописях XI-XV вв. так назывались земли басс. Сев. Двины и Верхнего Прикамья. Рус. служилые люди услышали это слово от вепсов, обозначавших им земли вост. соседей. Его этимология из прибалтийско-финских яз. - pera-maa ("задняя земля, заволочье"). С XVI в. в отношении к К. нач. употреблять этноним "сирене", "сиряне", "зыряне", заимствованный из яз. угров: манси называют К. "саран". В формировании К. приняли участие вепсы, древние марийцы, предки обских угров, вост. славяне (восточнославянские народы).    В 1379 среди К. начал просветительскую деятельность сподвижник Дмитрия Донского, моск. миссионер Стефан Пермский (ок. 1345-1396). Вскоре он осн. гос-во Пермь Вычегодская в составе Моск. Руси, а с 1383 стал епископом новой Перм. епархии с ц. в с. Усть-Вымь. Стефан Пермский создал древнеперм. письменность и перевел на коми яз. ряд церковных текстов. В дошедших до нас пам. древнеперм. письменности содержится в общей сложности ок. 255 слов связного текста. Усилиями Стефана Пермского коми-язычники были обращены в христианство.    После разгрома Великого Новгорода (1478) к Москве отошли земли Перми вычегодской, в 1481 была произв. перепись вычегодско-перм. земель и назначены "государевы дани" (1485). В XV-XVI вв. К. в роли проводников принимали участие в походах моск. воевод и казачьих дружин (в т.ч. отр. Ермака) в Сибирь. В XVI-XVII вв. К. заселили верховья р. Мезени и Вычегды, проникли в басс. р. Ижмы и Печоры. Произошло формирование большинства этнографических групп К. - вымичей, сысольцев, лузцев, удорцев. В XVII-XVIII вв. в результате дальнейшего расселения К. сложились группы верхневычегодцев, ижемцев и печорцев. Расселение К. на С. (Ижму и Печору) и В. (северотаежное Зауралье) продолжалось до нач. XX в.    Традиционные занятия К. - охота, рыболовство, земледелие и жив-во. Пермь вычегодская в X-XI вв. вела подсечно-огневое земледелие с ручной обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной тягловой силы начался с XII в. В XV в. практиковали уже трехпольное земледелие. Однако и в XIX-XX вв. применяли все три системы земледелия: трехполье, перелог и подсеку. Наиб. распространенные культуры - ячмень, рожь; на Ю. выращивали овес и пшеницу. Жив-во - разведение рогатого скота, овец, лошадей - было наиб. развито в сев. р-нах, тогда как в юж. оно служило вспомогательной отраслью х-ва. Сев. К. (ижемцы) в сер. XVII в. заимствовали у ненцев оленеводство, а впоследствии внесли в него ряд усовершенствований: ижемское оленеводство отличается от ненецкого товарностью, своеобразием системы выпаса, селекционной работы, половозрастным составом стада. Общераспространенным видом занятий, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских К., была охота. Товарное значение имела добыча пушнины. Повсеместно практиковалось рыболовство. Особенно большое значение имело товарное рыболовство у сев. К. - ижемцев и печорцев. Среди домашних ремесел К. наиб. развития достигли прядение, ткачество, кожевенное, бондарное, рогожное, сапожное, столярное, плотничье.    Традиции нар. иск-ва - вышивка, вязание, узорчатое ткачество, аппликация из меха и сукна, резьба по дереву, роспись - сохраняются доныне в худ. промыслах. Фольклор К. включает песни, эпические сказания и сказки (напр., о Пере-богатыре), предания о чуди (легендарных предках коми), былички, пословицы, поговорки, загадки. Многовековой нар. опыт К. отражен в экологическом календаре, метрологии, медицине, с/х и промысловых занятиях. В прошлом большую роль в развитии нар. знаний, фольклора и мифологии играли знахари и колдуны. "Житие Стефана Пермского" (XV в.) повествует о многобожии у К., о культах животных, деревьев, огня, солнца, воды, "Золотой Бабы". Фольклор сохранил сведения о до-христианских божествах: демиурге Ен, боге неба Йомаль, лешем Омоль, культ. герое первокузнеце Кудым-оше. Сегодня большая ч. верующих К. - православные, есть старообрядцы.    Лит.: Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958; Лашук Л.П. Формирование народности коми. М., 1972; Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами: X - начало XX в. М., 1982; Конаков Н.Д. Коми -охотники и рыболовы во второй половине XIX - начале XX в. М., 1983; Конаков Н.Д., Котов О.В. Этноареальные группы коми: формирование и современное этнокультурное состояние. М., 1991; Коми народный эпос. М., 1987.    Головнев А.В.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.58 мб

Рябчик в культуре питания коми (зырян)

Чудова Татьяна Ивановна
Комплексный характер хозяйства коми (зырян) предопределил включение в рацион питания рябчика, а мотивация включения его в меню отражена в этиологических мифах.
Читать PDF
261.56 кб

Образ мороза в календарной мифологии коми-зырян

Панюков А. В.
В статье анализируются коми традиционные представления о морозе, имеющие ряд микролокальных отличий.
Читать PDF
922.44 кб

Образ лебедя в традиционной культуре коми (зырян)

Чудова Т.И.
В статье на основе литературных и полевых источников рассматривается символика образа лебедя в повседневных запретах и свадебной обрядности коми (зырян), а также некоторые варианты воплощения его образа в предметах декоративно-при
Читать PDF
272.30 кб

Модель питания коми (зырян) и ее локальные традиции

Чудова Татьяна Ивановна
В статье на основе анализа состава пищевого сырья и блюд из него представлена характеристика зерново-мясомолочной модели питания коми (зырян) с включением промысловой продукции и дикоросов.
Читать PDF
1.88 мб

Новое поселение предков коми-зырян на средней Вычегде

Королев К. С.
До 50 60-х гг. прошлого столетия господствовало мнение о позднем заселении восточной части Вычегодского края предками коми-зырян. Исследователи считали, что в данном регионе коми поселения появились только в XVIXVII вв.
Читать PDF
345.83 кб

Особенности традиционной культуры ляпинских коми-зырян

Повод Нина Александровна
Статья посвящена проблемам расселения в середине XIX в. на реке Ляпин группы коми-ижемцев оленеводов, характеристике их хозяйства, материальной и духовной культуры.
Читать PDF
468.46 кб

Сакральное пространство в сельском ландшафте коми-зырян

Чувьюров Александр Алексеевич
В статье анализируются представления коми сельского населения о сакральных местах. В сельском социуме к таковым относятся кладбища, родовые земельные участки ( мушуд ).
Читать PDF
72.08 кб

Сказка о трех горшках в контексте этнографии коми (зырян)

Чудова Татьяна Ивановна
Сюжетная линия сказки о трех горшках манифестирует жизненное кредо женщины, где бытовые зарисовки, имеющие реальную этнографическую основу, соотносятся с мифопоэтической картиной мира коми.
Читать PDF
307.89 кб

Коми (Зырянская и пермяцкая) литература на венгерском языке

Ракин Н.А.
Статья посвящена венгерским переводам коми-зырянской и коми-пермяцкой литературы и фольклора. Первые переводы с коми языка на венгерский появились в третьей четверти XIX начале XX в.
Читать PDF
236.60 кб

Символика пищи в контексте календарной обрядности коми (зырян)

Чудова Татьяна Ивановна
Рассматриваются трапезы календарной обрядности, носящие умилостивительный и предохранительный характер. Они означают благодарность за урожай и приплод скота и моделируют будущее благополучие социума.
Читать PDF
1.29 мб

ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ КОМИ-ЗЫРЯН: АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Медная Анастасия Николаевна
В статье приведены поминальные (постпогребальные) обряды коми-зырян по этнографическим исследованиям, а также осуществлена условная реконструкция поминального обряда носителей вымской культуры.
Читать PDF
660.91 кб

Сакральная образная символика в пережитках промыслового культа коми-зырян

Некрасов Р.В., Нестерова Н.В., Окулова Е.И.
Авторы рассматривают некоторые особенности промыслового культа в контексте феномена эзотерического порядка в традиционной культуре коми-зырян.
Читать PDF
279.71 кб

Детская смертность у коми-зырян нижнего Притоболья в конце XIX начале XX в

Машарипова Анжела Хайрулловна
На основе данных метрических книг проанализирован уровень детской смертности у коми-зырян Ивановской волости Ялуторовского уезда Тобольской губернии в конце XIX начале XX в.
Читать PDF
987.13 кб

Традиционное внешнее убранство дома коми-зырян XIX - первой половины XX вв

Некрасов Руслан Валерьевич, Зыков Сергей Николаевич
На основе научных исследований культуры коми-зырян в направлениях культурологии, искусствоведения, истории и этнографии, а также полевых и архивных материалов, авторы многосторонне анализируют конструктивные элементы, относящиеся
Читать PDF
7.41 мб

Языческое мировоззрение в культуре христианского старообрядчества коми-зырян

Лянцевич Анелия Владимировна
В статье рассматривается влияние взаимодействия язычества и христианства на мироощущение коми-зырян, в результате чего «родилась» особая этническая группа северных русских с двуязычной языковой практикой: в повседневной жизни наци