КОНЕЦ ИСТОРИИ

Найдено 1 определение
КОНЕЦ ИСТОРИИ
теория, основанная на постулате, что исторический ход развития цивилизации с неизбежностью имеет финальный характер, апофеозом которого является победившая либеральная демократия. Была сформулирована американским философом и политологом из Стэнфордского университета Фрэнсисом Фукуямой и в развернутом виде изложена в вышедшей в 1992 г. книге «Конец истории и последний человек». Исходная идея автора - обрушившиеся на человечество бедствия XX века подорвали не только присущую XIX веку веру в научный прогресс, который идёт только во благо цивилизации:, но и все представления о направленности и непрерывности универсальной истории. Главной движущей силой истории постулируется борьба «за признание человека» (стремление к самоутверждению, агон смешивается в этом понятии у Ф. Фукуямы со стремлением к равенству). Желание того, чтобы окружающие признали их человеческое достоинство, изначально помогло людям не только преодолеть в себе простое животное начало, но и позволило рисковать своей жизнью в сражениях. В свою очередь это привело к разделению на господ и рабов. Однако такое аристократическое правление, в конечном счете, не смогло удовлетворить стремление к признанию не только рабов, но и господ. Желание быть признанным, равным друг другу как фактор исторического развития увеличивается с ходом прогресса и модернизации: «По мере того, как люди становятся богаче, образованнее, космополитичнее, они требуют признания своего статуса». Отсюда логический финал человеческой эволюции - наступление всеобщей победы либеральной демократии. Хотя, как считает Фукуяма, «либеральная демократия есть наилучшее решение человеческой проблемы», он также приходит к выводу, что ей присущ ряд внутренних «противоречий», из-за которых она может подвергнуться разрушению. Это и трения между свободой и равенством, которые открывают возможности атаки на демократию со стороны левых; они не обеспечивают равного признания меньшинствам и бедным. Длительный путь либеральной демократии разрушает религиозные и другие долиберальные воззрения, важные в общественной жизни, от которой она, в конечном счете, зависит; и, наконец, неспособность общества, основанного на свободе и равенстве, обеспечить простор для стремления к превосходству. Фукуяма считает, что это последнее противоречие - самое серьезное из всех. В связи с этим он использует ницшеанское понятие «последнего человека», или пост-исторического человека толпы, который ни во что не верит и ничего не признает, кроме своего комфорта, и который утратил способность испытывать благоговение.
Главное опасение у Фукуямы вызывает не этот «последний человек», а то, что либеральная демократия будет разрушена из-за неспособности умерить стремление человека к борьбе. Если либеральная демократия одержит повсеместную победу, то тогда и человек «будет бороться против самой причины. Он будет бороться ради самой борьбы. Другими словами, люди будут бороться просто от скуки, они не представляют себе жизнь в мире без борьбы». В то же время автор теории «конца истории» парадоксальным образом считает, что удовлетворение может принести не только либеральная демократия, и поэтому «те, кто остался неудовлетворенными, всегда смогут возобновить ход истории». Книга «Конец истории и последний человек» сразу же вызвала огромную волну рецензий и ответных публикаций, став одним из самых влиятельных текстов 90-х гг. XX века. Несмотря на созвучие пессимистически-философского лейтмотива теории умонастроениям широких слоев современного общества, она подверглась уничтожающей критике. Основной мишенью критиков стали идеалистические представления Фукуямы, в частности, его провозглашение победы либерализма «в умах», тогда как в реальности либеральная демократия или вовсе не существует, или существует в отнюдь не идеальной форме, или лишь декларируется. К примеру, в своей работе «Призраки Маркса» Ж. Деррида писал: «Поскольку Фукуяма оставил без внимания то, каким образом следует мыслить событие, он беспорядочно колеблется между двумя несовместимыми способами рассуждения. Хотя Ф. Фукуяма верит в то, что либеральная демократия уже безусловно осуществилась (это и есть “важная истина”), это ему нисколько не мешает противопоставлять идеальность такого либерально-политического идеала огромному количеству свидетельств, показывающих, что ни США, ни Европейское сообщество отнюдь не достигли стадии совершенного, универсального государства или либеральной демократии и, так сказать, даже близко к нему не приближались». Иными словами, по мнению французского мыслителя, Фукуяма одновременно провозглашает уже свершившийся «конец истории», который наступил с победой идеи либеральной демократии, которая не имеет, в его представлении, равнозначных альтернатив, но вместе с тем откровенно игнорирует факты, свидетельствующие о том, что либеральная демократия в своей идеальной предельной форме нигде в мире не существует, а значит, является достижением будущего или, что куда более вероятно, недостижимым идеалом. Можно поставить под сомнение не только столь узко сформулированный тезис о главной дви жущей силе истории, но и саму идею о параллелизме прогрессивновзаимодействующих процессов капиталистической модернизации и либеральной демократизации. Процесс развертывания мировой истории, главным образом на современном этапе, демонстрирует необходимость поиска путей некапиталистического варианта модернизации, которой бы соответствовал вариант модернизации, гармонизирующей эгоистические устремления человека с общегуманистическими ценностями. Растущее осознание этой необходимости определяется рядом крупных ученых, как фактор не только не позволяющий констатировать конец истории, но говорить о наступлении ее принципиально новой фазы.
Лит.: Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М: ACT, 2010; Баткин Л. М. Странная тюрьма исторической необходимости // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 64-77; Николаева И. Ю. Специфика российских процессов модернизации и менталитета в формате большого времени // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 28. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. С. 53-72. И. Ю. НИКОЛАЕВА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
113.76 кб

Конец исторического сознания?

Останина Ольга Александровна
Статья посвящена анализу современного состояния исторического сознания.
Читать PDF
376.87 кб

Конец исторического сознания?

Останина Ольга Александровна
Статья посвящена анализу современного состояния исторического сознания.
Читать PDF
1.95 мб

КОНЕЦ ИСТОРИИ": МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Тамарова М.А.
В статье рассматривается восприятие концепта "конца истории" с точки зрения различных философов, относящихся к разным эпохам.
Читать PDF
462.87 кб

Конец истории или открытая история?

Алферов Анатолий Александрович
В статье сопоставляются представление о том, что история подходит к концу, и представление об открытой истории и доказывается, что верно второе.
Читать PDF
532.58 кб

«Конец века» в истории Перми. Первое кино

Устюгова Вера Васильевна
Рассматриваются социально-экономические и культурные предпосылки появления кинематографа в Перми в конце ХIХ в.
Читать PDF
182.83 кб

Конец истории или консервативный поворот?

Кутырев Владимир Александрович
Сегодня в мировоззренческом сознании едва ли не самой употребительной является приставка «пост» (конец и «после»).
Читать PDF
271.69 кб

САММИТ НАТО В УЭЛЬСЕ: КОНЕЦ ИСТОРИИ ОТСРОЧЕН

Данилов Дмитрий
Читать PDF
519.07 кб

«Конец истории» и аксиологический детерминизм

Косарев Владимир Михайлович
Историософская теория Ф. Фукуямы, в своих основных принципах заимствованная у классика немецкой философии Г. В. Ф.
Читать PDF
280.30 кб

Конец истории: эсхатология и этика В. С. Соловьева

М. 3. Мусин
Читать PDF
402.86 кб

Глобализация: конец истории или конец эры прогресса?

Сафонов Андрей Леонидович
Атрибут глобализации объективное исчерпание системного прогресса индустриальной эпохи, обусловленное ресурсно-демографическим кризисом.
Читать PDF
273.65 кб

Ю. В. Гулюта. Конец истории в концепциях локальных культур

Галинская И. Л.
Гулюта Ю.В. Конец истории в концепциях локальных культур // Филология и культура. Барнаул, 2006. Вып. 3. С. 57-61.
Читать PDF
407.63 кб

К истории камбоджийских чамов: конец XIII - начало XIV веков

Омарова Унсия Абдуллаевна
В статье рассматривается трагический период истории государства Чампа, когда оно подверглось нападению войск монгольских захватчиков, во главе с Согету Аль-Джалаири.
Читать PDF
150.03 кб

Самюэль Хантингтон: «Война цивилизаций» - это не конец истории

«Профиль», М., 21 марта 2005 г., с. 26-30.
Читать PDF
98.17 кб

М. Мольс, К. Дерихс конец истории или столкновение цивилизаций?

Егорова Т. Е.
Mols M., Derichs С. Das Ende der Geschichte oder ein zusammenstoss der Zivilisationen? // Ztschr. fьr Politik. Mьnchen, 1995. Jg. 42, H. 3. S. 225249.
Читать PDF
114.72 кб

«Конец истории» как значимый элемент философского мировоззрения

Акулова И. С.
Концепт «конец истории» является необходимым элементом философского мировоззрения. Автор считает, что причины этого кроятся в бытийственности самого человека, в глубинных основаниях его сознания.

Найдено книг по теме — 23

Похожие термины:

  • Финализм конец Истории

    Термин «финализм» отсылает нас к философским системам, приписывающим движению истории конечную цель, благодаря которой обретают свой смысл реальные события, люди и вещи. С позиции финализма исто