КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г.
принята всенародным голосованием в ходе общероссийского референдума 12 декабря. Вступила в силу на всей территории РФ после публикации 25 декабря в «Российской газете». Состояла из Преамбулы и двух разделов, в которых излагались основные принципы устройства нового российского государства. В отличие от Конституции РСФСР 1918 г., Конституций СССР (1924, 1936, 1977) и Конституции РСФСР 1978 г. Основной Закон РФ 1993 г. основывался на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В Преамбуле утверждались незыблемость демократической основы власти в России, стремление к реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Конституция провозглашала Россию демократическим Федеративным правовым государством с республиканской формой правления, в котором политика «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Устанавливалась структура государственных органов: Высший представительный и законодательный постоянно действующий орган — Федеральное Собрание из двух палат: верхней (Совета Федерации) и нижней (Государственная Дума РФ); высший исполнительный — Правительство Российской Федерации; высший судебный — Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды. Глава государства — Президент — наделялся очень широкими полномочиями: определение направлений внутренней и внешней политики; назначение членов Правительства и представление его Председателя на утверждение Государственной Думы; назначение выборов Государственной Думы и право ее роспуска, если она трижды отклонит предложенную Президентом кандидатуру на пост главы Правительства РФ. Основной Закон РФ 1993 г. гарантировал многопартийность, идеологическое и политическое многообразие, признавал светский характер республики, в которой ни одна религия не является государственной. Конституция гарантировала демократическую избирательную систему на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования при выборах всех органов власти. В обширной части Конституции фиксировались экономические и социальные права гражданина РФ: «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» в полном соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. В области национально-государственного строительства Конституция утвердила выравнивание статуса краев, областей и республик как субъектов федерации, признавала, что устройство страны основано на ее государственно территориальной целостности, единстве системы государственной власти, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Конституция 1993 г. зафиксировала новые реалии, сложившиеся в РФ после развала СССР. Она ознаменовала собой завершение этапа демонтажа советской государственной системы и переход к этапу построения в России правового государства.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Конституция Российской Федерации 1993 г.
Принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. В первой главе раскрываются Основы конституционного строя. Принципиально новый для Конституции раздел, в основу которого положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не ставится под иго всевластного государства. Государство лишь выступает как официальный представитель общества, правомочный осуществлять функции, которые закреплены за ним Конституцией. Гарантиями основ такого конституционного строя выступают: участие народа или народных представителей в законодательстве, приоритет прав и свобод человека, разделение властей. Новая Конституция установила целостную систему принципов конституционного строя: права и свободы человека и гражданина как высшая ценность, народовластие, разделение властей, государственный суверенитет, верховенство права, политическое и идеологическое многообразие, единство экономического пространства и свобода экономической деятельности, социальный характер государства, светский характер государства, признание и гарантирование местного самоуправления. Во второй главе раскрыты права и свободы человека и гражданина. В основу этой главы положены общепринятые нормы и принципы международного права в области прав человека, утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и гарантии государства в реализации этих прав, предусмотренные Заключительным актом совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. В третьей главе раскрыто федеративное устройство Российской Федерации. Статья 65 закрепляет субъектный состав Федерации. В названиях республик отражен тот факт, что они образованы на исторических территориях проживания ряда крупных народов России, входящих в состав многонационального государства, с учетом принципа самоопределения народов. Конституция гарантирует равноправие всех субъектов Федерации и обеспечение равенства прав всех наци и народностей. В четвертой главе Конституции определен статус Президента России. По ст. 80 (ч. 1) он является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Согласно Конституции президент — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, что является его важнейшей задачей и функцией. Президент избирается всенародным голосованием на четыре года. Глава пятая посвящена структуре, функциям и порядку избрания Федерального Собрания, осуществляющего законодательную власть в России. Оно состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Первая олицетворяет представительство субъектов Федерации, а вторая — представительство граждан России. Одна из главных функций Собрания — обсуждение, принятие и контроль за соблюдением бюджета и законов России. Глава шестая посвящена порядку формирования, функциям и деятельности Правительства Российской Федерации. В ней отмечается, что правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти. Одной из главнейших его задач является обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. Глава седьмая «Судебная власть» в качестве самостоятельного раздела Конституции определяет полномочия и порядок формирования судов. Впервые после судебной реформы Александра II вводится осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, с использованием института присяжных заседателей. Определяются функции Конституционного Суда, решающего вопрос о соответствии того или иного документа или действия Конституции РФ. Статья 129, касающаяся прокуратуры, не возлагает на нее, как это было прежде, надзор за точным и единообразным исполнением действующих законов. Среди ее основных функций названо участие прокурора в судопроизводстве в качестве стороны, поддерживающей государственное обвинение, и надзор за осуществлением расследования уголовных дел. Надзорная деятельность прокуратуры, в отличие от прежней, менее определена. Глава восьмая «Местное самоуправление» исходит из положения о том, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть как непосредственно через органы государственной власти, так и через органы местного самоуправления. Часть 2 ст. 130 Конституции закрепляет положение о том, что местное самоуправление осуществляется гражданами не только через выборные и другие органы местного самоуправления, но и путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. Согласно ст. 132 государство может передавать часть своих полномочий органам местного самоуправления и осуществлять контроль за их выполнением. Определены также экономические основы местного самоуправления. Глава девятая определяет порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции. Предложения о поправках к Конституции могут вносить президент, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство, законодательные органы субъектов Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Особый характер имеет внесение и принятие поправок к гл. 1, 2, 9 (раскрывающим основы конституционного строя, права и свободы человека и порядок изменения Конституции). Эти главы не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Если предложение о пересмотре указанных глав будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Думы, то созывается Конституционное собрание (при этом сама Конституция не предусматривает состав и порядок работы такого собрания, однако содержит указание на федеральный конституционный закон, в котором все это должно быть отражено). Конституционное собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. После этого либо Конституционное собрание принимает проект новой Конституции 2/3 голосов от общего числа своих членов, либо проект выносится на всенародное голосование. Новая Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в референдуме участвовало более половины избирателей). Обычные поправки в тексте Конституции должны быть одобрены 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Эти поправки вступают в силу лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 3/4 субъектов Российской Федерации.

Источник: Краткий словарь по истории.