КОШИЦ Нина Павловна

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОШИЦ Нина Павловна
(30 дек. 1894 -15 мая 1968, Санта-Анна, шт. Калифорния) — певица сопрано. Род. в семье певца Павла Кошица. Училась у Умберто Масетти.
Выступала с 1913 на сцене по обе стороны Атлантич. океана в оперных и камерных ансамблях, в одном ансамбле с С.В. Рахманиновым, который ей аккомпанировал и посвятил романс «Сирень». После захвата власти в России большевиками эмигрировала в Константинополь, а затем, в 1920 — в США. Пела в Чикагской опере, в Филадельфии, в симфонич. концертах, с дирижером Стоковским. С 1932 жила в Лос-Анджелесе, выступала по радио, телевидению, снималась в фильмах. В 1941 основала в Голливуде школу пения. У нее училась Марлен Дитрих. Дружила с Ф.И. Шаляпиным, С.В. Рахманиновым, А.Т Гречаниновым, Н. Метнером, А. Глазуновым.
Ист. АМРЦ. Морозова О. А. Биография, сборник (черновая рукопись). М-73 (MS 268). С. 4.15. Лит. Некролог // НРС. 1956. 28 февр.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

Кошиц, Нина Павловна

(сцен. псевд.; наст. фам. Порай-Кошиц) [17(29).1.1892 {в нек-рых источ. 18(30).12.1894}, Киев — 14.5.1965, г. Санта-Ана, Калифорния] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), камерная певица и педагог. Дочь П. Кошица и мать М. Кошиц. В 1913 окончила Моск. конс. (кл. пения У. Мазетти, кл. ф-п. Н. Шишкина и К. Игумнова, занималась также у С. Танеева). В нач. 1920-х гг. совершенствовалась в вокальном искусстве в Париже у Ф. Литвин. На оперной сцене дебютировала в 1913 в партии Татьяны в моск. Опере С. Зимина, где выступала до 1917; в 1913 дебютировала в партии Донны Анны ("Дон Жуан") в петерб. Мариинском т-ре; в 1917—18 была одновременно солисткой Оперного т-ра Моск. Совета рабочих депутатов (бывш. т-ра С. Зимина) и Мариинского т-ра. Гастролировала в Казани (1914), Киеве, Баку, Тифлисе. В 1920 вместе с укр. хором (рук. А. Кошиц) уехала в США. Здесь дебютировала как камерная певица (в Детройте). В 1922 с большим успехом выступила в спектаклях гастролировавшей в США Част. рус. оперы; пела на оперных сценах Чикаго (1921), Нью-Йорка, Филадельфии, Голливуда (1935), Буэнос-Айреса (1924, т-р "Колон"), Парижа (1925, 1927, т-р "Гранд-Опера"), Брюсселя, Амстердама, Остенда, Риги, Вильно, Стокгольма, Канн, Ниццы, Сан-Ремо и др. городов. Обладала сильным, ровным голосом редкого по красоте нежного тембра, тонким худож. вкусом, имела яркую сцен. внешность. Из отзывов современников: "В свежем, крепком большом голосе г-жи Кошиц способность к внутренней выразительности сочеталась с хорошей технической дисциплиной... Музыкальность — и не только привитая, но своя, врожденная, — сквозит во всем, что поет г-жа Кошиц"; "Ее передача трогала простотой, искренностью и непосредственностью. Кошиц была далека от всякой театральности, ее пение было живым творчеством, голосом души"; "В ней счастливым образом сочетались исключительный голос, очень большой сценический талант и врожденная музыкальность".


1-я исп. партий: Насти ("Кудеяр"), Клары Милич ("Клара Милич"), Возлюбленной Сына Земли ("Сын Земли"), Анюты ("Мельник-колдун, обманщик и сват", оркестровка Е. Букке), Фаты-Морганы ("Любовь к трем апельсинам"; 30 дек. 1921, Чикаго, п/у С. Прокофьева); в Москве — Маши ("Капитанская дочка"), Ольги Николаевны ("Дни нашей жизни"), Электры ("Орестея"), Руфи ("Руфь"). Лучшие партии: Донна Анна ("Каменный гость"), Электра ("Орестея"), Клара Милич, Татьяна, Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Рахиль ("Жидовка"). Др. партии: Ярославна ("Князь Игорь"), Марина Мнишек, Купава, Лиза ("Пиковая дама"); Недда, Мими ("Богема"), Рената ("Огненный ангель" С. Прокофьева). Партнеры: Г. Бакланов, B. Дамаев, И. Дыгас, Н. Сперанский, С. Юдин. Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, А. Канкаровича, Э. Купера, Е. Плотникова.


С 1915 вела чрезвычайно активную конц. деятсть. Выступала в симф. концертах п/у А. Зилоти и С. Кусевицкого (под его упр. исп. сольную партию в кантате "По прочтении псалма" C. Танеева, 1-е исп. в Москве, 1 апр. 1915). В 1915—17 давала камерные концерты в Петрограде, Москве, Киеве и Кисловодске (аккомпанировал С. Рахманинов). В 1921 дебютировала на конц. эстраде США в Детройте п/у О. Габриловича, участвовала в симф. концертах п/у Л. Стоковского в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, Вашингтоне и др. городах США. В 1926 в Нью-Йорке организовала концерты из произв. рус. композиторов, в к-рых выступала в ансамбле с С. Рахманиновым, А. Глазуновым, А. Гречаниновым и Н. Метнером, в 1929—30 вместе с Метнером концертировала в Нью-Йорке и Филадельфии. Камерный репертуар включал произв. М. Глинки, М. Мусоргского, А. Бородина, А. Даргомыжского, М. Балакирева, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского (готовила под рук. С. Танеева), С. Рахманинова, Н. Метнера, С. Прокофьева, А. Гречанинова, С. Василенко, И. Стравинского, Н. Мясковского. К. посвятили свои романсы Рахманинов (шесть романсов, ор. 38), Метнер, Прокофьев. Творчество певицы высоко ценили Б. Асафьев, Ф. Литвин.


К. автор неск. романсов на сл. И. Бунина, С. Надсона и др., к-рые она исп. в концертах.


В Голливуде, где певица жила в последние годы, она преподавала и снималась в звуковых фильмах.


Записывалась на грампластинки фирмами "Артистотипия" (1914, Киев), "Бека" (1914), "Брунсвик" (1922), "Виктор" (1920—1930-е гг.); альбом с записями певицы (Нью-Йорк, фирма "Ширмер", 1939); Нек-рые архив. записи певицы — в ГЦММК.


Лит.: Xессин А. Б. Из моих воспоминаний. — М., 1959. С. 170—171; Вишневская Г. Американские впечатления // Сов. музыка. 1962. № 2. С. 82—85; Александр Ильич Зилоти. 1863—1945: Воспоминания и письма. — Л., 1963. С. 310—312, 318; Жаров М. И. Жизнь, театр. кино. — М., 1967. С. 35—36; Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С. 433—435; Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. — М., 1973. С. 404—407; Воспоминания о С. В. Рахманинове / Сост. ред., коммент. и предисл. З. Апетян. В 2 т. — М., 1974; Марков П. А. Книга воспоминаний. — М., 1983; Сац Н. Новеллы моей жизни. — М., 1985. Т. 1. С. 55.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КОШИЦ Нина Павловна
17.1.1892, Киев14.5.1965, Санта-Ана, шт.
Калифорния, США) артистка оперы и камерная певица. Родилась в семье солиста Большого театра тенора Павла Алексеевича Порай-К. - артиста, высоко ценимого П.Чайковским, первого исполнителя на русской сцене вагнеровского Зигфрида. Певицей была и ее сестра Мария, брат - хороший дирижер.К. получила разностороннее музыкальное образование: Московскую консерваторию она окончила по классу вокала у профессора У.Мазетти, по классу фортепиано - у профессора К.Игумнова; занималась у С.Танеева. В год окончания консерватории (1913) К. дебютировала на сцене одного из лучших оперных театров России - Московской оперы С.Зимина в партии Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского. Во время работы в театре С.Зимина, продолжавшейся по 1918 включительно, она с большим желанием исполняла роли в новых операх, пусть даже и не претендующих на достоинства известных, - это Клара Милич в одноименной опере А.Кастальского, Руфь в одноименной опере М.Ипполитова-Иванова, Электра в танеевской «Орестее», Настя в опере А.0ленина «Кудеяр», Маша в «Капитанской дочке» Ц.Кюи, Анюта в заново оркестрованной опере XVIII в.М.Соколовского и Е.Фомина «Мельник - колдун, обманщик и сват» и т.п. При этом К. славились своим исполнением партий Лизы в «Пиковой даме» П.Чайковского, Ярославны в «Князе Игоре» А.Бородина, Дездемоны в «Отелло» Дж.Верди.
К. гастролировала в Киеве, Казани, Тифлисе и Баку, выступала в Петербурге, в том числе на сцене Мариинского театра, но была по преимуществу «московской» певицей. Ее артистическая деятельность органично входила в богатейшую музыкальную жизнь Москвы предреволюционных лет. Наибольшую известность К. приобрела своими концертами, быстро завоевав репутацию первоклассного интерпретатора русской и мировой камерной вокальной классики, новых произведений русских композиторов. Она была в числе первых исполнителей кантаты С.Танеева «По прочтении псалма» (апр. 1915). Кульминационным пунктом раннего периода творчества К. стали пять концертов в ансамбле с С.Рахманиновым в октябре 1916январе 1917 в Москве, Петербурге, Киеве и Харькове. В программе были только произведения Рахманинова, в том числе посвященные певице Шесть романсов, ор.38, В 1920 вместе с украинским хором, руководимым ее братом, певица уехала в США. Дебют в Америке состоялся благодаря помощи руководителя симфонического оркестра в Детройте, дирижера и пианиста русского происхождения О.Габриловича. В 1921 К. впервые выступила в США в концерте Детройтского оркестра. Затем последовало приглашение в Чикагскую оперу, второй по значению театр Америки после «Metropolitan Opera» в Нью-Йорке. Здесь в декабре 1921 К. стала участницей первого исполнения оперы С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (партия Фата-Морганы). Чрезвычайно быстро певица приобрела известность и авторитет в музыкальном мире Америки. Ее приглашали для участия в симфонических концертах лучшие оркестры США - филадельфийский (тогда руководимый Л.Стоковским), Бостонский С.Кусевицкого.К. выступала на сценах театров Нью-Йорка и Филадельфии, гастролировала в Париже и Буэнос-Айресе. В Париже она встретилась с величайшей певицей предыдущего поколения Ф.Литвин и брала у нее уроки. В своих воспоминаниях Ф.Литвин называет К. лучшей ученицей, в чьем пении она «узнает себя». Кроме Франции, гастроли К. в Европе проходили в Бельгии и Голландии, скандинавских и прибалтийских странах.
Характерным для исполнительской деятельности К. являлся цикл концертов из произведений русских композиторов, осуществленный в Нью-Йорке в 1926.
В 1930-х певица ограничивала свою концертную деятельность пределами США. Здесь она концертировала в ансамбле с Н.Метнером (1929-30), давала сольные концерты с программами из произведений русских авторов в крупных и небольших городах. Концертный репертуар К. был поистине необъятным. Он включал классические русские романсы М.Глинки, А.Даргомыжского, Бородина, М.Балакирева, М.Мусоргского, романсы Чайковского (подготовленные под руководством С.Танеева), Н.Римского-Корсакова, Рахманинова, Метнера, А.Гречанинова, Н.Мясковского, С.Прокофьева, И.Стравинского, множество произведений менее известных авторов, зарубежную вокальную лирику от XVIII в.
(Мартини) до XX в. (Равель). Певица сама была не чужда композиторских опытов: она автор ряда романсов на слова И.Бунина и др. русских поэтов, В исполнении огромного музыкального материала К. проявила качества музыканта высшего класса. Ее пение всегда отличали необычайная проникновенность, трепетность, искренность переживания.
Обладая всей суммой данных для карьеры оперной певицы - изумительный голос (лирико-драматическое сопрано), большой сценический талант, яркая внешность, К. пренебрегала карьерой примадонны, хотя уже выступала как гастролер, и с успехом, на таких сценах как «Grand-Opera» в Париже, Чикагская опера, театр «Colon» в Буэнос-Айресе. Она и не ставила себе целью «завоевание» славы оперной «звезды». Концертная работа оставляла ей больший простор для творчества.
В конце 1930-х К. поселилась в Голливуде. Здесь неожиданно в ее жизнь вторглось кино. Она снялась вместе с знаменитым французским актером Шарлем Буайе в фильме «Алжир». В 1940-х певица уже выступала редко. В дальнейшем ее основная работа - это вокальная педагогика (дочь - Марина Кошиц, стала незаурядной певицей; она участница известного фильма «Великий Карузо»). По заказам музыкальных издательств К.
переводила на английский язык поэтические тексты романсов русских композиторов, Лучшим документом, сохранившим в какойто мере искусство К., являются ее записи. Самые ранние из них произведены в Киеве на рубеже 1913-14 компанией «Экстрафон» и выпущены в престижной серии пластинок под маркой «Артистотипия». В начале 1914 в Москве голос К. записала немецкая фирма «Beka» - это самые редкие пластинки певицы, до 1-й мировой войны их успело выйти в свет немного, В 1922 и 1923в США К.
записывалась на фирме «Branswick». В 1928 и 1929 были сделаны лучшие, по сумме технических и художественных достоинств, записи выдающейся русской певицы. В Кемпдене (США) несколько пластинок записала компания «Victor». С дубликатов матриц в Европе эти диски выпускала знаменитая компания «Gramophone» (марка «His Masters Voice»). В числе этих записей романсы Гречанинова в ансамбле с автором у фортепиано, неповторимые исполнения фрагментов из «Князя Игоря» и «Садко», филигранные по технике пения и полные очарования «Эстрелита» М.Понсе и «Plaisir dAmour» Мартини. В 1939 в Нью-Йорке небольшое предприятие «Schirmer» записало альбом пластинок К" включающий 14 романсов Рахманинова, романсы Чайковского и А.Аренского и две пьесы («Любовь» Д.Садеро и «Очи черные»), в которых певица аккомпанирует себе на рояле. В этих записях уже чувствуются потери в голосе, но мастерство и одухотворенность исполнения захватывают слушателя. В США в 60-70-х были выпущены две «долгоиграющие» пластинки певицы. На одной были представлены избранные записи 1922-29 (к сожалению, реконструкция звучания выполнена небрежно), на другой - все записи 1939. На родине записи певицы, к сожалению, известны лишь незначительному кругу музыкантов и собирателей вокальных раритетов в грамзаписи.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции