Косматов, Леонид Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Косматов, Леонид Васильевич

Род. 1900(01), ум. 1977. Кинооператор. В кино с 1927 г. Снял фильмы "Круг" (1927), "Каторга" (1928), "Зори Парижа" (1937), "Семья Оппенгейм" (1939), "Поднятая целина" (1940), "Хождение по мукам" (кинотрилогия, 1957—59) и др. Трижды лауреат Государственной премии СССР (1947, 1949, 1950), заслуженный деятель искусств России (1944).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КОСМАТОВ Леонид Васильевич
(30.12.1900, с. Верх. Ломов, Пенз. губ. – 2.8.1977, М.), кинооператор, засл. деятель иск-в РСФСР (1944), проф. (1950). Учился в Пенз. реальном уч-ще. Занимался в оперной труппе Ф. Пенз. Вазерского в Пенз. Инструктор и зав. фотокиносекцией политотдела Пенз. губвоенкомата. В 1927 окончил ВГИК. Работал на киностудиях «Межрабпом – Русь», «Госвоенкино», «Востоккино». С 1933 кинооператор «Мосфильма». Первые творч. достижения связаны с фильмами «Круг» (1927), «Каторга» (1928), «Земля жаждет» (1930), «Летчики» (1935) (реж. Ю. Я. Райзман). Совместно с реж. Г. Л. Рошалем сняты фильмы «Зори Парижа» (1937), «Семья Оппенгейм» (1939), «Дело Артамоновых» (1941), «Вольница» (1956). К. одним из первых освоил съемку на цветную пленку («Мичурин», 1949; «Падение Берлина», 1950), снял широкоэкранную трилогию «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро» (1957–59) и широкоформатные фильмы «Суд сумасшедших» (1962), «Год как жизнь» (1966). К. является одним из создателей отечеств. кинопроекционного аппарата, автором метода рирпроекции при киносъемке. С 1929 преподавал на операторском ф-те ВГИКа. Стал. премия (1947, 1949, 1950). Соч.: Операторское мастерство. М., 1962; Первая книга по искусству оператора. Композиция и свет в фильме. М., 1966 (с Т. Тер-Гевондян); Свет в интерьере. М., 1973; Колорит в фильме. М., 1981. (с Т. Тер-Гевондян). Лит: БСЭ. Т. 13; Рошаль Г. Кинолента жизни. М., 1974; Наследие. Пенз., 1994. Н. М. Инюшкин.

Источник: Пензенская энциклопедия.