КРАШЕНИННИКОВ Павел Владимирович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Крашенинников, Павел Владимирович

КРАШЕНИННИКОВ Павел Владимирович


Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва с декабря 1999 г., член фракции "Союз Правых Сил" (СПС), председатель Комитета по законодательству; родился 21 июня 1964 г. в г. Полевском Свердловской области; окончил Магнитогорский строительный техникум в 1983 г., Свердловский юридический институт в 1989 г., аспирантуру в 1991 г., доктор юридических наук; государственный советник юстиции 1 класса; с 1991 г. преподавал на кафедре гражданского права Свердловского юридического института; в 1993 г. — заместитель начальника Главного управления жилищной политики Госстроя РФ; 1993—1995 — начальник Управления гражданского и экономического законодательства Министерства юстиции РФ; 1996—1997 — статс-секретарь, заместитель председателя Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; с августа 1997 г. — первый заместитель министра юстиции РФ, с 30 марта 1998 г. — и. о. министра юстиции, с 30 апреля — министр юстиции в кабинете С. Кириенко; в сентябре 1998 г. вошел в состав правительства, сформированного Е. Примаковым, в мае 1999 г. был переназначен на эту же должность в составе кабинета С. Степашина, после отставки которого в период 9—17 августа являлся и. о. министра до назначения на эту должность Ю. Чайки; перед избранием в Государственную Думу работал ректором Российской школы частного права; был избран депутатом по федеральному списку избирательного блока СПС; автор более 70 научных работ, принимал участие в подготовке Гражданского кодекса РФ; преподавал курс гражданского права на юридическом факультете МГУ; был координатором Комиссии при Президенте РФ по противодействию политическому экстремизму (1998—1999); в апреле 2000 г. возглавил Национальную общественную комиссию по рассмотрению правонарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе; женат, имеет сына и дочь.


Выступая за отмену смертной казни в Российской Федерации, П. Крашенинников подчеркивал, что это решение предопределено, поскольку с правовой точки зрения необходимо выполнить обязательства, которые взяла на себя Россия при вступлении в Совет Европы. Считает мораторий на смертную казнь лишь оттяжкой ее во времени. Среди проблем, требующих скорейшего решения, по мнению Министра юстиции, стоит и принятие нормативного акта, направленного против фашизма и экстремизма в стране, будь это указ Президента или федеральный закон. Возглавленная П. Крашенинниковым Национальная общественная комиссия по рассмотрению правонарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе, по представлению инициаторов ее создания (наряду с Крашенинниковым в инициативную группу входили Э. Памфилова, М. Кожокин, Ю. Поляков), призвана донести до всех заинтересованных лиц объективные сведения о происходящем в Чечне, в то время как российские военные, чеченские боевики, правозащитники и международный наблюдатели, по мнению инициаторов, искажают факты ("Профиль", № 15—16, 24.04.2000 г.).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КРАШЕНИННИКОВ Павел Владимирович
21.06.1964). Министр юстиции Российской Федерации в правительстве С. В. Кириенко с 30.04.1998 г. по 23.08.1998 г., в правительстве Е. М. Примакова с 25.09.1998 г. по 12.05.1999 г., в правительстве С. В. Степашина с 20.05.1999 г. по 17.08.1999 г. Родился в г. Полевском Свердловской области. Родители были строителями-монтажниками, ездили по всей стране. Образование получил в Магнитогорском строительном техникуме (1983), в Свердловском юридическом институте по специальности правоведение (1989), в аспирантуре этого института (1991). Доктор юридических наук (1996). Служил в Военно-воздушных силах в Воронеже: «грузил бомбы и строил дачи начальникам». В институте слушал лекции по советскому государственному праву будущего Генерального прокурора РФ Ю. И. Скуратова. В студенческие годы возглавлял центр научно-технического творчества молодежи, работал ночным сторожем в продуктовом магазине. В 1989—1993 гг. преподаватель гражданского и жилищного права в Свердловском юридическом институте. В 1990—1992 гг. эксперт Комитета Верховного Совета РСФСР по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, который возглавлял Е. В. Басин. В 1992—1993 гг. член инновационного комитета Свердловской области. С 1993 г. в Москве. По приглашению Е. В. Басина, возглавившего Госстрой, был заместителем начальника Главного управления жилищной политики Госстроя РФ. С октября 1993 г. по апрель 1994 г. начальник управления гражданского законодательства Министерства юстиции РФ. На эту должность его пригласил министр юстиции Ю. Х. Калмыков, запомнивший П. В. Крашенинникова по работе в Верховном Совете РФ. С апреля 1994 г. по май 1996 г. начальник управления гражданского и экономического законодательства Минюста. С новым министром юстиции В. А. Ковалевым не сошелся. 28.05.1996 г. был назначен заместителем председателя Госкомитета РФ по антимонопольной политике. С 28.01.1997 г. статс-секретарь — заместитель председателя Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В августе 1997 г. был назначен первым заместителем министра юстиции РФ (при министре С. В. Степашине). С 30.03.1998 г. и. о. министра юстиции РФ. С 30.04.1998 г. по 12.05.1999 г. министр юстиции Российской Федерации. Сменил в этой должности С. В. Степашина, назначенного министром внутренних дел РФ. В этой должности состоял в правительствах С. В. Кириенко, Е. М. Примакова и С. В. Степашина. Продолжил начатое С. В. Степашиным дело и добился перевода всех пенитенциарных учреждений с 01.09.1998 г. из системы МВД в систему Минюста. Вступив в должность, сообщил общественности, что во всех следственных изоляторах, тюрьмах и колониях находилось около 1 миллиона человек. В том числе 20 тысяч несовершеннолетних. В июле 1998 г. был назначен координатором Комиссии по противодействию политическому экстремизму при Президенте РФ. С ноября 1998 г., будучи министром юстиции, одновременно руководитель представительства Правительства РФ в Федеральном собрании и Конституционном суде РФ. С 18.11.1998 г. член Совета безопасности РФ. 08.10.1998 г. обратился в Генеральную прокуратуру с предложением возбудить уголовное дело по факту антиконституционных и антисемитских высказываний депутата Госдумы генерал-полковника А. М. Макашова на митингах 04.10.1998 г. в Москве и 07.10.1997 г. в Самаре. С 07.12.1998 г. Министерство юстиции переведено в непосредственное ведение президента. 16.12.1998 г. негативно отреагировал на высказывание председателя Комитета Госдумы по безопасности В. И. Илюхина 15.12.1998 г, что последствия «крупномасштабного геноцида российского народа» были бы меньше, если бы Б. Н. Ельцин окружил себя «представителями коренных народностей страны», а не «одной еврейской нацией». 18.12.1998 г. направил в КПРФ запрос: если она признает, что В. И. Илюхин выразил точку зрения всей партии, то будет рассмотрена возможность применения к ней предусмотренных законом мер, от предупреждения до запрещения. 05.01.1999 г. утвердил основные положения федеральной программы по противодействию политическому и религиозному экстремизму в стране на 1999—2000 гг. 15.02.1999 г. распорядился начать проверку деятельности КПРФ на предмет ее соответствия уставу партии и действующему законодательству страны. Лидер коммунистов Г. А. Зюганов опротестовал намерение министра. Через день П. В. Крашенников заявил, что в действиях его ведомства в связи с намеченной проверкой деятельности КПРФ «никаких политических мотивов, а тем более преследования, нет». В феврале 1999 г., когда возник скандал с Генеральным прокурором РФ Ю. И. Скуратовым и он вынужден был лечь в больницу, не позвонил ему ни разу, хотя, по словам Ю. И. Скуратова, был его учеником, которого он, особенно в неофициальной обстановке, называл Пашей. 10.03.1999 г. отдал распоряжение о начале проверки деятельности оппозиционного Движения в поддержку армии, а также объединения «Честь и Родина» (лидер А. И. Лебедь), Российской народно-республиканской партии, Конгресса русских общин и др. объединений. 22.03.1999 г. направил письмо Г. А. Зюганову с предупреждением, что заявления лидера коммунистов, а также создание каких-либо структур и стачкомов, не предусмотренных уставом КПРФ, противоречат Конституции и законодательству об общественных объединениях. Министр имел в виду высказывания Г. А. Зюганова, что в случае отставки правительства Е. М. Примакова народно-патриотический союз выведет народ на улицы и что сторонники КПРФ уже создали на это случай свои стачкомы. По мнению П. В. Крашенинникова, Минюст усмотрел в этом заявлении «попытку оказать на руководство страны неприкрытое давление со стороны левой оппозиции в политических целях». 15.04.1999 г. вынужден был признать: «Изученные и проанализированные в ходе проверки данные свидетельствуют о том, что цели и задачи КПРФ, ее структурных подразделений в целом не противоречат требованиям действующего законодательства, деятельность их соответствует уставным целям». 29.06.1999 г. Б. Н. Ельцин выразил неудовлетворение тем, как Министерство юстиции выполняет его поручение о проверке соответствия деятельности ряда общественных организаций, в том числе КПРФ, Конституции РФ и законодательству. После отставки правительства Е. М. Примакова (12.05.1999) и назначения премьер-министром С. В. Степашина, 20.05.1999 г. вновь был утвержден министром юстиции, а 07.06.1999 г. назначен руководителем представительства Правительства РФ в Федеральном собрании и Конституционном суде РФ. Выступал за отмену смертной казни в России. Принимал участие в подготовке Гражданского кодекса РФ. 17.08.1999 г. освобожден от должности министра юстиции. Его сменил Ю. Я. Чайка. После отставки с поста министра юстиции возглавил Российскую школу частного права. Преподавал курс гражданского права на юридическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Летом 1999 г. предлагался С. В. Степашиным в список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва от «Яблока», но был отвергнут руководством этого движения. С октября 1999 г. по март 2000 г. член политсовета избирательного блока «Союз правых сил» (СПС). 19.12.1999 г. избран депутатом Государственной думы третьего созыва по списку блока СПС. В январе 2000 г. зарегистрировался в депутатской фракции «Союз правых сил» (СПС). 08.01.2000 г. был выдвинут от СПС кандидатом на пост председателя Государственной думы РФ третьего созыва, но 17 января, за день до голосования, снял свою кандидатуру. 09.02.2000 г. был избран председателем Комитета Государственной думы по законодательству и судебно-правовой реформе. 18.04.2000 г. возглавил Национальную общественную комиссию по расследованию правонарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе. Вел переговоры и консультации на чеченскую тему с зарубежными общественными организациями. В октябре 2000 г. стал одним из инициаторов создания (вместе с А. И. Лукьяновым, В. В. Володиным и А. И. Гуровым) депутатского межфракционного объединения Государственной думы РФ «Юристы России». Внешне похож на Николая II: либеральная бородка, серые, навыкате глаза. В служебном кабинете в министерстве висел портрет поэта Г. Р. Державина. Автор более 70 печатных работ. Государственный советник юстиции 1-го класса (ноябрь 1997 г.). Награжден медалью А. Ф. Кони (1994). С 07.12.2003 г. депутат Государственной думы РФ четвертого созыва. Избран в одномандатном избирательном округе в Челябинской области. С 16.01.2004 г. председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Женат, есть сын и дочь. Супруга экономист по образованию, поженились, будучи студентами.

Источник: Самые открытые люди. Энциклопедия биографий. 2004