Крестное знамение

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Знамение крестное
осенение себя крестом. Для совершения крестного знамения православные христиане складывают вместе средний, указательный и большой пальцы, прижимая остальные к ладони. Затем прикасаются сложенными пальцами сначала ко лбу, далее к животу, после чего к правому плечу, а потом к левому плечу.

Источник: Православная энциклопедия.

KРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
Совершить (сотворить) крестное знамение – перекреститься. Осенить крестным знамением (крестом) – перекрестить.
В Православной Церкви крестное знамение совершается правой рукой. При крестном знамении складывают вместе большой, указательный и средний пальцы, что означает нашу веру во Святую Троицу; а безымянный и мизинец прижимают к ладони во ознаменование двух естеств – Божеского и человеческого – в Иисусе Христе. Kрестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу (чтобы освятить ум и мысли), животу (чтобы освятить сердце и чувства), правому и левому плечам (чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших); при этом крест не должен выглядеть перевернутым.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Крестное знамение
церковнослав. «знак креста») — в христианстве молитвенный жест, представляющий собой изображение на себе креста. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Действие человека, совершающего крестное знамение, называется обычно «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение» или «креститься» (это последнее следует отличать от слова «креститься» в значении «принять таинство Крещения»). Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, однако различается вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение»), и направлением движения руки.
Католицизм
На Западе, в отличие от православной Церкви, никогда не было конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и даже сейчас существуют различные его варианты. Достаточно сказать, что во многих католических молитвенниках, говоря о крестном знамении, приводят лишь произносимую при этом молитву (In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti), ничего не говоря о сочетании пальцев (ситуация, достаточно редкая для православных молитвенников и практически невозможная для старообрядческих). Даже католики-традиционалисты, обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов.
Нижеследующее описание крестного знамения приводится (в переводе на русский) именно с одного американского традиционалистского сайта.
Крестное знамение совершается следующим образом:
* Вариант A. На правой руке сложите вместе большой и безымянный пальцы, и держите вместе указательный и средний пальцы в указание двух природ Христа. Это наиболее типичная практика западных католиков.
* Вариант B. Держите вместе большой и указательный пальцы вашей правой руки в обозначение двух природ Христа.
* Вариант C. Держите вместе большой, указательный и средний пальцы вашей правой руки (обозначая Святую Троицу), при этом безымянный палец и мизинец (обозначающие две природы Христа) пригните к ладони. Это типичная практика восточных католиков.
* Вариант D. Держите вашу правую руку открытой со всеми пятью пальцами — обозначающими 5 ран Христа — вместе и слегка согнутыми, и большой палец слегка пригнутым к ладони.
Затем:
* Прикоснитесь ко лбу, говоря (или молясь мысленно): «In nomine Patris» («Во имя Отца»).
* Прикоснитесь к грудной клетке или верху живота, говоря: «et Filii» («и Сына»).
* Прикоснитесь левого, затем правого плеча, говоря: «et Spiritus Sancti» («и Духа Святого»).
Заметьте, что некоторые люди завершают крестное знамение тем, что перекрещивают большой и указательный пальцы и целуют большой палец, тем самым как бы «целуя Крест».
Из данного описания легко заметить, что вариант A преставляет собой слегка измененное двоеперстие, а вариант C, как там и указано — троеперстие. На практике, впрочем, по крайней мере, в России, большинство католиков используют вариант D.
Что касается направления движения руки при изображении креста, то первоначально на Западе крестились так же, как на Востоке, то есть, сначала правое плечо, потом левое. Позднее, однако, на Западе сформировалась обратная практика, когда вначале касаются левого плеча, а уже потом правого. Символически это объясняется таким образом, что Христос, своим Крестом, перевел верующих от смерти и осуждения (которые по-прежнему обозначаются левой стороной) к правой части спасаемых.
Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.
Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведет так же, как и православный священник, то есть, слева направо.
Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и груди.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
1.35 мб

О перстосложении для крестного знамения и благословения

П. С. Смирнов
Читать PDF
1.68 мб

О перстосложении для крестного знамения и благословения

П. С. Смирнов
Читать PDF
1.49 мб

О перстосложении для крестного знамения и благословения

П. С. Смирнов
Читать PDF
73.08 кб

Полемика вокруг крестного знамения и московские печатные книги XVII В. Для обучения вере и грамоте

Белянкин Юрий Сергеевич
В статье рассматриваются издания Московского печатного двора в переломный период русской истории, связанный с церковными реформами патриарха Никона. Автор анализирует, когда и каким образом в XVII в.