Владимир Николаевич (р. 1941, с. Кильмезь Кировской обл.), русский прозаик. Родился в крестьянской семье. После окончания средней школы работал на машинно-тракторной станции, литературным сотрудником в районной газете, слесарем, грузчиком. Служил в армии, затем учился в Московском областном педагогическом ин-те на ф-те литературы и рус. языка. По окончании института работал учителем, сотрудником центрального телевидения, был членом редколлегии журнала «Новый мир», с 1989 по 1992 г. – главным редактором журнала «Москва». С 1994 г. преподает в Московской Духовной академии. В 1974 г. в издательстве «Современник» вышел первый сборник рассказов и повестей Крупина «Зерна», ставший значительным явлением «деревенской прозы».
В художественном творчестве писателя отразилось его мировоззрение, взгляд на назначение литературы, в концентрированной форме изложенные в статье «Остановиться – оглянуться»: «Русская литература всегда отдавала и отдает предпочтение образу жизни духовно наполненному. Она всегда знала, что жизнь – поиск этой духовности. И в этом ее смысл (…) Отчет за прожитую жизнь идет по качествам души.» Другие произведения писателя – повести «Ямщицкая повесть» (1974), «На днях или раньше» (1977), «Живая вода» (1980), «От рубля и выше» (1981), «Боковой ветер» (1982), «Прости, прощай…» (1986), «Прощай, Россия, встретимся в раю» (1991), «Люби меня, как я тебя» (1999), сборник рассказов «Вятская тетрадь» (1987), рассказы «Москва – Одесса» (1994), «Янки, гоу хоум!», «Слава Богу за все» (оба – 1995), «Вася, отбрось костыли!», роман «Спасение погибших» (1988). Проза писателя публиковалась на страницах журналов «Новый мир», «Наш современник», «Москва», в «Роман-газете». Тематика произведений писателя многопланова: судьба рус. деревни, отношение к Родине, семья, вопросы творчества, православия, пьянства, формирования личности. В прозе писателя, какие бы темы он ни освещал, речь идет о нравственных основах жизни, о предъявлении человеком спроса к самому себе. К повести «Живая вода», переведенной на многие языки, Крупин в качестве эпиграфа взял слова Ч. Айтматова: «О себе мы должны сказать последнее слово». Через всю повесть проходит образ «живой воды», символизирующий потребность народа в нравственном очищении, возрождении души. Герой повести Кирпиков, задумавшись о смысле жизни («Я должен понять, зачем я жил»), из добровольного заточения, из подполья вскарабкается на крышу, чтобы увидеть рассвет, осознает, что он «сам себе Бог», и «новую жизнь» должен сам начать.
121.07 кб
Жанр рассказа в эпической прозе 90-х гг. ХХ века (В. Крупин, С. Щербаков)
В статье проводится сопоставительный анализ творческой манеры современных прозаиков В. Крупина и С. Щербакова, пишущих в реалистической традиции. Рассматриваются произведения малой эпической формы рассказы.