Крутикова Александра Павловна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Крутикова Александра Павловна

Крутикова Александра Павловна, даровитая оперная певица (меццо-сопрано). Родилась в 1851 г.; пению училась в консерватории у Ниссен-Саломон. В 1872 - 1876 годах пела на сцене Мариинского театра, позднее - на частных сценах Харькова, Киева и Одессы, а с 1880 по 1901 г. - на сцене московского Большого театра, пользуясь постоянным успехом.

Источник: Биографический словарь. 2008

Крутикова, Александра Павловна

— русская певица-контральто; в 1872 г. окончила курс в спб. консерватории и дебютировала в роли Вани в опере "Жизнь за Царя", в Мариинскрм театре. С 1880 г. находится в составе труппы московского Большого театра. Артистические поездки К. в Швецию, Одессу, Харьков, Киев были весьма успешны. Обладая блестящей вокальной техникой, при замечательно большом протяжении голоса и глубоком драматическом таланте, К. прекрасно исполняет самые разнообразные роли (всего более 40) — Фидес, Ортруды, Церлины, Ратмира и др.



Н. С.


{Брокгауз}





Крутикова, Александра Павловна


— даровитая оперная певица; род. 1851 в Чернигов. губ., пению училась сперва у Вартеля в СПб., а затем там же в консерватории (1871—72) по классу Ниссен-Саломон. В 1872—76 состояла в труппе Мариинского театра на партиях меццо-сопрано. В том же году после тяжкой болезни отправилась за границу, где еще изучала искусство пения в Париже у Муццио и в Милане у Гамбоджи. После пребывания в Италии пела на частных сценах Харькова, Киева и Одессы (1879—80 г.). В 1880 К. поступила в труппу московского Большого театра, где и пела до конца своей сценической карьеры (1901). Здесь она была одной из лучших сил труппы и пользовалась постоянными симпатиями публики (Морозова в "Опричнике", Фидес и др.).


(В.).


{Риман}





Крутикова, Александра Павловна


[1851 (в нек-рых источ. 1854), Чернигов. губ. — 1919, Москва] — арт. оперы (контральто, меццо-сопрано) и камерная певица. Жена Б. Корсова, мать Л. Корсовой. Образование получила в Риге; здесь брала уроки пения у Гейнеке, позднее в Париже у П. Вартеля. В 1866—72 училась в Петерб. конс. (кл. Г. Ниссен-Саломан), по окончании к-рой дебютировала в партиях Вани ("Жизнь за царя" М. Глинки) и Ратмира ("Руслан и Людмила") на сцене петерб. Мариинского т-ра, где пела до 1876 и в 1878—79. В 1876—78 совершенствовалась в вокальном искусстве в Париже у Э. Муццио и Милане у Гамбоджи. Весной 1878 пела в Севилье (Итал. опера). В 1878—79 принимала участие в спектаклях петерб. Итал. оперы, в 1879—80 пела в Харькове (антр. А. Раппорта), Киеве, Одессе. В 1880—91 солистка моск. Большого т-ра. В 1902 получила звание "Засл. артистка имп. театров". В 1914 вместе с Б. Корсовым гастролировала в Германии. Обладала сильным (особенно в верхнем регистре), ровным голосом обширного диапазона (в нач. сцен. деят-сти пела контральтовые партии, после занятий в Париже и Милане — меццо-сопрановые), способностью к свободной изящной колоратуре, ярким драм. талантом. Репертуар включал 45 разнохарактерных партий (лирич., драм. и комич.).


1-я исп. партий: Морозовой ("Опричник"), Федора ("Борис Годунов", 2-я ред.), Фатьмы ("Ермак"), Ангела ("Демон" А. Рубинштейна), Любови ("Мазепа" П. Чайковского), Рахили ("Уриэль Акоста"), Марии ("Мария Бургундская"); в Большом т-ре — Груни ("Вражья сила"), Ольги ("Евгений Онегин"), Лии ("Маккавеи"), Уберты ("Корделия"), Княгини ("Чародейка"), Графини ("Пиковая дама"), Егоровны ("Дубровский"), Весны-красны ("Снегурочка"), Гиты ("Гарольд"), Ортруды ("Лоэнгрин"), Колдуньи ("Гензель и Гретель"), Фидес ("Иоанн Лейденский"), Маллики ("Лакме"); в Харькове — Груни ("Вражья сила"). Лучшие партии: Груня ("Вражья сила"), Морозова ("Опричник"), Графиня ("Пиковая дама"), Солоха ("Черевички", одна из 1-х исп., чередовалась с А. Святловской), Марина Мнишек, Фидес, Паж Урбан. С. Кругликов об исп. К. партии Графини ("Пиковая дама") писал: "Редко приходится в опере видеть такую яркую, поистине артистическую передачу. Это был вполне законченный, до мелочей отделанный образ, художественно-реальное воспроизведение типа аристократки... артистическое сплетение русской барыни французского воспитания с чем-то таинственно-фантастическим... Отлично ею оттенена каждая речитативная фраза". ("Артист". 1891. № 18. С. 120).


Др. партии: Ксения ("Нижегородцы"); Церлина ("Дон Жуан"), Зибель, Амнерис, Азучена, Анна Болейн, Марта и Панталис ("Мефистофель"). Партнеры: П. Борисов, А. Додонов, Б. Корсов, А. Котоньи, М. Медведев, И. Мельников, Д. Усатов, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин. Пела п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Бевиньяни, Э. Направника, А. Рубинштейна, П. Чайковского, Н. Эммануэля.


К. вела также конц. деят-сть. Исп. сольные партии в Реквиеме В. А. Моцарта (1868, п/у М. Балакирева, в ансамбле с А. Барцалом, В. Рааб. О. Палечеком; 1875, п/у Э. Направника), оратории "Рай и Пери" Р. Шумана (1881), "Коронационной мессе" Ф. Листа (1874), 9-й симфонии Л. Бетховена (1874).


Талант певицы высоко ценил Чайковский, посвятивший ей романсы "Примиренье" (ор. 25, № 1, 1874) и "Лишь ты один" (ор. 57, № 6, 1884).


Лит.: Из Москвы. А. П. Крутикова // РМГ. 1901. № 5. Стлб. 154—155; Александра Павловна Крутикова // Ежегодник имп. театров. Сезон 1901 — 1902, прилож. 1. С. 25—27; А. П. Крутинова // РМГ. 1906. № 5. Стлб. 154—155; Антарова К. Моя работа над ролью Графини в "Пиковой даме" // Чайковский и театр: Статьи и материалы / Под ред. А. И. Шавердяна. — М.; Л., 1940. С. 232—233: Ларош Г. А. Избранные статьи. — Л., 1974. Вып. 1. С. 165—167, 223; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX —XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890— 1904. — Л., 1974. С. 68—69.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008